Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических сказок в обучении иностранному языку учащихся младшего школьного
возраста 5
1.1. Психолого-педагогические особенности обучения младших
школьников иностранному языку 5
1.2. Сказка как особый литературный жанр 15
Выводы к главе 1 22
Глава 2. Практические основы использования дидактических сказок в обучении иностранному языку учащихся младшего школьного возраста 23
2.1. Особенности и способы использования сказки в обучении 23
2.2. Конспекты уроков для 3 и 4 классов 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40
При изучении иностранного языка в школе дети должны овладеть различными языковыми навыками, а также познакомиться с культурой разных стран, традициями и особенностями взаимоотношений между людьми. Сказки - это отличный инструмент для обучения английскому языку детей младшего школьного возраста, отвечающий всем потребностям и возможностям учащихся. Они увлекательны и креативны, и могут быть использованы для развития различных языковых навыков и воображения.
Данное исследование является актуальным, так как в условиях формирования учебной деятельности, дети сталкиваются с большим количеством сложностей, что понижает их мотивацию к изучению нового для них языка. Поэтому важно искать новые способы предоставления информации и повышения интереса детей к предмету доступными для учителей и учащихся способами.
Объектом данного исследования является процесс обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - использование дидактических сказок в обучении младших школьников английскому языку.
Целью этого исследования является рассмотрение методики работы со сказками в условиях урока английского языка и способов использования данного вида художественных произведений в обучении монологической и диалогической речи.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности обучения детей младшего школьного возраста, трудности, с которыми они сталкиваются и пути решения возникающих проблем;
2. Дать определение понятию «сказка», определить преимущества в ее использовании на уроке английского языка;
3. Обосновать целесообразность использования сказки на уроке иностранного языка, определить особенности работы с данным видом литературы и способы ее использования для обучения детей монологической и диалогической речи;
4. Проиллюстрировать пример использования сказки фрагментом занятия.
Практической значимостью работы является необходимость поиска новых практичных средств обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.
Исследование основано на методических разработках отечественных и зарубежных исследователей, таких, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Н. Д. Гальскова, И. Л. Бим и Е. И. Пассов.
Работа состоит из введения, двух глав, двух фрагментов уроков, заключения, списка использованной литературы и дополнительного материала в виде приложений.
При проведении данного исследования была поставлена цель - изучить методы и этапы использования сказок при обучении иностранному языку детей младшего школьного возраста. В ходе работы были изучены труды советских и зарубежных ученых в области особенностей обучения младших школьников (Эльконин Д. Б., Выготский Л. С.), а также труды Вачкова И.В. в области изучения сказок как средства обучения иностранному языку.
В ходе изучения учебной методической литературы, используемой в школах на уроках иностранного языка на данный момент были выявлены некоторые недостатки в количестве и качестве предоставляемого текстового материала. Он не вызывает интереса у детей младшего школьного возраста, тексты не представляют собой связной истории, что сказывается на мотивации к изучению предмета. В качестве дополнения к изучаемому материалу были предложены сказки как средство обучения иностранному языку.
Сказка как литературный жанр является наиболее приемлемым средством работы с детьми младшего школьного возраста. Они отвечают многим психологическим потребностям учащихся, вызывают интерес, побуждают к самостоятельной работе с текстом и созданию собственных высказываний. Сказки имеют огромную роль в жизни ребенка, они учат морали, возможным взаимоотношениям между людьми. Также данный вид художественной литературы знакомит детей с культурными особенностями страны, традициями и обычаями народа, что расширяет их познания о мире и о стране изучаемого языка.
В том числе, важным аспектом в использовании дидактических сказок в обучении является их практическая значимость. Сказки богаты различными лексическими оборотами и грамматическими конструкциями, что, несомненно, играет большую роль в их адаптации к изучаемому учебнике материалу.
В работе были изучены способы и этапы использования сказок на уроках иностранного языка, в частности, при обучении монологической и диалогической речи. Важно отметить, что работа с данным средством обучения должна строго следовать определенным критериям. В первую очередь, работа должна быть разбита на этапы, включающие в себя подготовку к работе, первое прослушивание сказки детьми, проверка усвоенной информации и подготовка к самостоятельной работе с текстом. При построении работы над собственными высказываниями, детям необходимо дать опорные тезисы, вопросы и вспомогательные фразы. Также можно организовать групповые обсуждения сюжета, отдельных сцен и героев.
При изучении данной темы были выявлены некоторые способы использования сказки в обучении монологической и диалогической речи. Дети могут описывать конкретных персонажей, отдельные сцены, пересказывать части сказки или самостоятельно дописывать детали к произведению, будь то альтернативное завершение истории, дополнительные приключения или истории о сказочных персонажах в условиях реального мира...
1. Азарова С.И., Дружинина Э.Н. Millie 2. Милли. Английский язык,
2 класс. Начальный курс к учебнику «Английский язык нового тысячелетия»/ «New Millennium English» для 5-11 классов. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Титул, 2011. - 126 с.
2. Азарова С.И., Дружинина Э.Н. Millie 3. Милли. Английский язык,
3 класс. Начальный курс к учебнику «Английский язык нового тысячелетия»/ «New Millennium English» для 5-11 классов. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Титул, 2007. - 128 с.
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009. - 218 с.
4. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988. - с. 334.
5. Английский язык в массовом дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. Технология обучения иноязычной речи детей пятого года жизни. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2000. - 99 с.
6. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
7. Аничков И.Е., Саакянц В.Н. Методика преподавания английского языка в средней школе/ Methods of teaching English in secondary schools. - М.: Просвещение, 1966. - 248 с.
8. Балан Э.С., Иванов Н.Н. Роль инсценирования и драматизации в литературном образовании школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2009. - № 3. - С. 47-50.
9. Безрукова, А.В. Английские немецкие и хакасские сказки на уроке иностранного языка: учебно-методическое пособие для студентов основной и доп. специальности "Иностранный язык". - Абакан: Бригантина, 1998. - 98 с.
10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Издательство института профессионального образования МО России, 1995. - 342 с.
11. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. - 1996, - № 9. - С. 18-24.
12. Биболетова М.З. Enjoy English - 2 класс. - Обнинск: Титул, 2010. - 128 с.
13. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1977. - 288 с.
14. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С. 10-17.
15. Быкова Н.И., Дули Дж. Spotlight 3. Английский в фокусе, 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017. - 178 с...40