Введение 3
§ 1 Понятие учебной деятельности 6
§ 2 Сущность понятия «самоконтроль» в психолого-педагогической
литературе 8
§ 3 Функции и виды самоконтроля 10
§ 4 Уровни сформированности самоконтроля 12
§ 5 Приемы формирования навыков самоконтроля на уроках математики.... 15
§ 6 Понятие вычислительный прием. Виды вычислительных приемов 18
§ 7 Методика формирования вычислительных приемов 21
§ 8 Анализ школьных учебников с целью выявления возможности
формирования самоконтроля 24
§ 9 Использование приемов самоконтроля при формировании вычислительных приемов в начальной школе 27
§ 10 Исследование по проблеме формирования самоконтроля у учащихся
начальной школы в процессе изучения вычислительных приемов 34
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 1 60
Приложение 2 64
Приложение 3 71
Приложение 4 77
Приложение 5 80
Современное общество требует формирования социально активной, инициативной, творческой личности, развивая природные задатки, интеллектуальные способности, склонности и индивидуальность каждого ребенка.
В своих работах известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев пишет: "Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу... Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать” [22]. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Этого от школы требует ФГОС второго поколения. Учитель направляет детей в самостоятельном открытии новых знаний, получении и применении опыта. В данной деятельности очень важно такое умение как самоконтроль. Именно это умение важно в самостоятельной организации поиска путей решения задачи, применения уже освоенных методов и приемов решения задач. Самоконтроль должен формироваться ежеурочно, с первых дней ребенка в школе.
Каждый учитель понимает, что одной из важнейших задач обучения математики младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. Однако на практике мы увидели, что дети допускают много вычислительных ошибок.
Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в том, что навык самоконтроля у школьников в большинстве случаев формируется на низком уровне. Об этом свидетельствует анализ литературы, практики работы в школе.
В школьных учебниках по математике очень мало заданий, направленных на формирование самоконтроля. Большинство упражнений направлено на усвоение сущности вычислительных приемов. В связи с этим, учащиеся не всегда умеют предупреждать и находить уже допущенные ошибки в своей работе. К тому же, большинство школьников считают проверку знаний исключительно обязанностью учителя (дома - родителей) и не привыкают проверять себя, не умеют или не хотят этого делать. Необходимо учить детей осуществлять контроль, добиваться понимания необходимости проверки своей работы...
Младший школьный возраст является периодом интенсивного становления учащегося как субъекта учебной деятельности. Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля и самооценки. Они реализуются как множество действий, осуществляющихся на основе внутренней мотивации, связанной с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития.
Формирование вычислительных умений и навыков - одна из основных задач начального курса математики.
Вычислительное умение - это развёрнутое осуществление действия, в котором каждая операция осознаётся и контролируется. Поэтому важно знать виды самоконтроля и уметь пользоваться ими при вычислениях.
Учебная эффективность зависит от тех методических приёмов самоконтроля, которые используются на уроках. Поэтому в своей практической работе мы активно использовали такие приёмы как: сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка; сочетание коллективной и индивидуальной работы; проверка с помощью сигнальных карточек; разнообразная работа со схемами; устное проговаривание действий; письменное воспроизведение; анализ ошибок.
Эффективность их использования показали результаты проведенных нами контрольных работ с детьми.
На уроках необходимо выделять время на обучение действию самоконтроля на разных этапах изучения математического материала. К сожалению, учитель поставлен в такие условия, что ему необходимо самому разрабатывать приемы работы над формированием самоконтроля. Как показало наше исследование, системная работа над формированием самоконтроля это один из показателей повышения качества знаний.
Кроме того, навык самоконтроля, формируемый на уроках математики при формировании вычислительного навыка, переносится и на формирование других математических понятий. Стоит отметить, что данный навык положительно влияет не только на повышение качества знаний, но и на формирование личности ребенка, способной к саморегуляции. Он формируется на уроках, а применяется в течение всей его жизни.
1. Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах / Под ред. М.И.Моро, А.М. Пышкало. — М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
2. Аргинская, И.И., Ивановская, Е.И Математика 2 класс. Часть 1. - С.:, Издательство «Корпорация Федоров», 2010 - 128 с.
3. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе., Киргиз, гос.ун.-т, 1961.- 124 с.
4. Бадма - Гаряева, М.В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа - 1999 - №11 - с.21 - 23.
5. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. Учебное пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ. (спец. № 2001)/Под ред. М.А. Бантовой. —3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984. — 335 с.
6. Бантова, М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. - 1993.- №11 - С. 38 - 43
7. Батий Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий //Начальная школа. - 1979.- № 4 - с. 75- 78
8. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А.Психология усвоения знаний в школе. - М.: Педагогика, 1959.
9. Борисова И.Г. Проверочные работы по математике составлены по учебникам авторского коллектива под руководством М.И. Моро. //Начальная школа. - 1979. - № 3 - с. 81 - 96
10. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики / М.М. Бормотова // Начальная школа. -№ 9. -2005. - с.34-35.
11. Горина О.П. К вопросу о текущих проверочных работах по математике. //Начальная школа.-№ 5. -2016. -с.38-41.
12. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992г.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования -М. Педагогика, 1986 -240 с. -(Труды д.чл. и чл.-кор. АПН СССР)
14. Давыдов В. В. Содержание и строение учебной деятельности школьников. - М., 1978 - 321 с.
15. Давыдов, В. В. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. - 1999. - №7 - С. 12 - 18...58