ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Становление письменной речи в онтогенезе 7
1.2. Этиология, механизмы и симптоматика нарушений письменной
речи 11
1.3. Роль своевременного формирования зрительно-пространственных
представлений в становлении письменной речи 15
1.4. Понятие оптической дисграфии в современных
исследованиях 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК ОПТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ПИСЬМЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Организация и содержание экспериментального изучения ошибок
оптического характера на письме младших школьников 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1. Методика логопедической работы при оптической дисграфии у
младших школьников 37
3.2. Организация экспериментального обучения 38
3.3. Содержание коррекционной работы по преодолению оптической
дисграфии у младших школьников 42
3.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поступление в школу - это важный шаг в жизни ребёнка. С каждым годом требования к первоклассникам становятся всё выше, в том числе и к уровню их речевого развития.
К началу обучения в школе ребёнок должен уметь использовать письменную речь - особую форму общения, которая имеет свою структуру, нормы и правила.
В общеобразовательной школе педагоги все чаще сталкиваются с множественными ошибками у детей на письме. Анализируя данные обследованных учащихся вторых классов (в количестве 30 человек), Парамонова Л.Г. выявила, что более половины из них, а именно 53% имеют дисграфию [37].
Нарушения письменной речи были предметом изучения на протяжении долгого времени, но до сих пор они остаются актуальной проблемой. Эти нарушения могут негативно влиять на психическое развитие ребёнка и весь процесс его обучения, а также затруднять школьную адаптацию.
Учитывая, что нарушения письменной речи часто встречаются среди учеников начальной школы, изучение и коррекция дисграфии являются одной из приоритетных задач логопедии в настоящее время.
Нарушения письменной речи многообразны и имеют разные аспекты: психологический, психолингвистический, педагогический и логопедический. Значительный вклад в изучение дисграфии у младших школьников внесли следующие учёные и авторы: Корнев А.Н. [16], Лалаева Р.И. [19], Садовникова И.Н. [42], Токарева О.А. [48] и другие.
Например, Корнев А.Н. считал, что трудности в овладении письменной речью возникают у ребенка как результат сочетания трех групп явлений:
биологической недостаточности мозговых систем; окружения среды,
незрелыми психическими функциями [16].
Трудности с освоением навыка письма связаны не только с проблемами в устной речи, но и с недоразвитием некоторых познавательных и двигательных функций. Именно эти сложности могут приводить к появлению оптических ошибок в письменной речи.
По мнению Иншаковой О.Б. у определённого количества младших школьников возникают трудности в зрительном различении букв и их расположения, что зачастую приводит к оптической дисграфии. Основой данной формы дисграфии выступает несформированность зрительного восприятия, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, а также зрительно-пространственных представлений. Недостаточное развитие зрительно-пространственных представлений и функций может сказаться на успеваемости ребёнка в школе [14].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема оптических ошибок в письменных работах младших школьников требует особого внимания. Необходимо тщательно проверять и анализировать работы учеников, в которых преобладают ошибки такого рода, а также разрабатывать эффективные методы их профилактики и коррекции.
Объект исследования: ошибки, связанные с оптическим восприятием, которые допускают младшие школьники при письме.
Предмет исследования: особенности коррекции ошибок, связанных с оптическим восприятием, у младших школьников.
Цель исследования: обосновать на практике содержание
коррекционной работы, направленной на устранение ошибок, связанных с оптическим восприятием, у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме коррекции ошибок оптического характера на письме младших школьников.
2. Провести экспериментальное изучение письменных работ и уровня сформированности зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у младших школьников, имеющих предпосылки оптической дисграфии.
3. Провести экспериментальное обучение по преодолению ошибок оптического характера на письме у младших школьников.
4. Провести контрольный эксперимент.
Гипотеза исследования: 1. Оптическая дисграфия у младших
школьников может быть связана с нарушением зрительного восприятия и несформированностью зрительно-пространственных представлений;
2. Систематическая коррекционная работа, направленная на формирование зрительно-пространственных представлений с
использованием специальных упражнений и игр, может быть эффективным методом устранения ошибок оптического характера у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической,
лингвистической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: констатирующий эксперимент,
экспериментальное обучение (формирующий эксперимент), контрольный эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений, заданий, которые могут быть использованы в работе учителей-логопедов для коррекции ошибок оптического характера на письме младших школьников.
База исследования: исследование организовано на базе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальная общеобразовательная школа-детский сад р.п. Чаадаевка с учащимися 2-го класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 56 наименований, приложения.
Процесс письма в норме должен осуществляется на базе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Недостаточная сформированность хотя бы одной из этих функций может привести к тому, что произойдет нарушение процесса овладения письмом, т.е. к дисграфии.
В первой главе мы изучили научно-методическую литературу по проблеме исследования, рассмотрен процесс развития письма и дисграфия как нарушение письменной речи. Было выявлено, что при оптической дисграфии у детей наблюдается недоразвитие зрительного восприятия, анализа и синтеза, неточность представлений о форме, цвете, величине, пространственных представлений, несформированность оптического образа букв.
Во второй главе описывается констатирующий эксперимент, в ходе которого анализировались ошибки оптического характера в письменных работах школьников и уровня сформированности оптико-пространственных представлений. Результаты исследования показали, что в письменных работах учащихся 2-го класса преобладали ошибки оптического характера, которые проявлялись в трудностях усвоения и в смешениях графически похожих букв, их взаимных заменах, зеркальном написании букв. С этими детьми было проведено обследование развития оптико-пространственных престалений по методикам Розовой Ю.Е., Коробченко Т.В. Данные обследования свидетельствовали о несформированности оптико¬пространственных представлений и необходимости проведения целенаправленной, систематической коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста по формированию данных процессов.
Третья глава посвящена описанию методических основ преодоления оптической дисграфии у младших школьников. Было проведено экспериментальное обучение с учащимися 2 класса в количестве 10 человек с низким уровнем сформированности зрительно-пространственных представлений. Мы разработали и апробировали комплекс коррекционно-развивающих игр, упражнений, заданий и занятий, направленных на устранение оптической дисграфии у младших школьников. Обучение проводилось на логопедических индивидуальных и фронтальных занятиях. Также для успешного достижения поставленной цели проводили работу с родителями. Коррекционная работа осуществлялась поэтапно.
Для определения результативности экспериментального обучения нами был проведен контрольный этап эксперимента, в ходе которого были повторно проанализированы письменные работы учащихся 2 класса. Анализ результатов обследования показал, что коррекционная работа, запланированная на время экспериментальной работы, дала свои результаты. У учеников повысился уровень оптико-пространственных представлений с «низкого» до «среднего». В связи с этим количество оптических ошибок в письменных работах учеников стало значительно меньше.
Следовательно, можно утверждать, что реализация разработанного комплекса коррекционной работы позволила получить эффективные результаты.
1. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей [Электронный ресурс] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М.:
Просвещение, 1964. - 303 с. Режим доступа: https://www.studmed.ru/ananev-b- g-rybalko-e-f b00ef40c63c.html свободный (дата обращения 09.12.2023).
2. Астахова Т.В. Коррекция оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств / Т.В. Астахова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2021. - 63 с.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев Сфера, 2008. - 128 с.
4. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 320с.
5. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие /
А. В. Семенович. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Генезис, 2016. - 319 с.
6. Величенкова, О.А. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма и чтения у младших школьников / О.А. Величенкова, М.Н. Русецкая. - М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
7. Воронина, Т.П. Дисграфия, или почему ребенок плохо пишет? / Т.П. Воронина. - М.: Феникс, 2018. - 95 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы
развития психики [Электронный ресурс] / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0175/1 0175-207.shtml свободный (дата обращения
11.12.2023) .
9. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у
учащихся в начальной школе [Электронный ресурс] / О.И. Галкина. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 89 с. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01006068158 (дата обращения 11.12.2023)
10. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / под ред. Д.Б. Эльконина; ред.- сост. Д.Б. Эльконин. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. - 383 с.
11. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
12. Елецкая, О.В. Коррекция диспраксической дисграфии. Формирование и коррекция навыка каллиграфии / О.В. Елецкая, Д.А. Щукина. - М.: Редкая птица, 2019. - 64 с.
13. Иншакова, О.Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма. Принципы и методы коррекции нарушений речи / О.Б. Иншакова. - СПб.: Образование, 1997. - 319 с.
14. Иншакова, О.Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О.Б. Иншакова, А.Н. Кричевец, Т.В. Ахутина// Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. - М.: Изд-во МСГИ, 2006. - С.44-49.
15. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у
учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно¬
методическое пособие / О.М. Коваленко. - М.: Астрель, 2016. - 158 с...56