Введение 3
Глава 1 Теоретические основы духовно-нравственного воспитания младших школьников в поликультурной среде 8
1.1 Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания 8
1.2 Психолого-педагогические особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников 15
1.3 Особенности поликультурного воспитания младших
школьников 22
1.4 Поликультурное воспитание младших школьников как
средство формирования культуры взаимоотношений между людьми 32
1.5 Модель духовно-нравственного воспитания младших
школьников в поликультурной среде 38
Глава 2 Эмпирическое исследование духовно-нравственного воспитания младших школьников в поликультурной среде 43
2.1 Процедура и методы экспериментального исследования
духовно-нравственного воспитания младших школьников в поликультурной среде 43
2.2 Программа духовно-нравственного воспитания младших
школьников в поликультурной образовательной среде «Уроки нравственности» 53
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования духовно-нравственного воспитания младших школьников в поликультурной
среде 58
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения 71
Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяют традиционные нравственные ценности, готовы к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».
В основе российских ценностей лежит духовная культура разнонационального народа России. Эти ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются единственным законным и неизменным содержанием воспитания и образования в нашем обществе.
В России сейчас имеет место духовно-нравственный кризис, что отражается в обществе. Проблема духовности личности является одной из ключевых в научных исследованиях в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» и т.п. В современной нашей стране еще не сложилась четкая система моральных норм и ценностей, а также не проявились ключевые общенациональные ценности и приоритеты. В связи с этим, в процессе развития страны мы наблюдаем не только благоприятные изменения, но и неблагоприятные тенденции. Среди последних стоит отметить те, что оказали отрицательное воздействие на этическое состояние нашего общества и личностное самоопределение.
К сожалению, в наше время утрачивают свою значимость такие важные черты учителя, как внимательность к детям и способность сочувствовать им, а также умение логично излагать свои идеи и проявлять творческий талант (Г.А.Ковалева) [13]...
Воспитание моральных качеств стоит в ряду основополагающих элементов образовательного процесса молодёжи. Учёные уже долгое время уделяют особое внимание разработке методик, направленных на интродукцию духовных и этических принципов в сознание людей. Хотя общее понимание моральных норм и этического поведения уже сложилось, проблематика формирования морального поведения продолжает оставаться одной из самых насущных.
Психологические исследования показывают, что начальное образование играет ключевую роль в формировании личности школьника и его моральных устоев. В этот период дети чрезвычайно восприимчивы к пониманию норм и ценностей общества. Поэтому важно оказывать моральную поддержку и воспитание на этой стадии развития. Основой этого процесса является развитие эмпатии и доброты в отношениях школьника с окружающими, что способствует его духовному росту. Непрерывное образование тесно связано с начальным этапом и оказывает влияние на дальнейшее формирование личности школьника и его моральных ценностей.
Преподаватель играет центральную роль в формировании моральных качеств учащихся, поскольку именно он обучает их пониманию и соблюдению социальных стандартов и правил, существующих в социуме. Одним из ключевых аспектов является стимулирование у детей способности к самостоятельному решению и выбору. Эффективность этой образовательной деятельности, нацеленной на формирование духовных ценностей, тесно связана с профессионализмом учителя, его преподавательскими методами и образовательными инструментами, а также с эмоциональным восприятием учащимися учебных материалов.
Задача этического развития - воспитать цельную, эмоционально здоровую личность. Чтобы достичь этого, необходимо пройти через несколько ключевых этапов: пробудить осознание значимости этики в жизни, стимулировать развитие этического самопознания у каждого человека, предоставлять побуждения, 65
которые поддерживают прогресс в этическом самосовершенствовании. Кроме того, необходимо укрепить этическую устойчивость, воспитать желание и способность противостоять злу, соблазну и побуждениям, нарушающим моральные принципы. Не менее важно поощрять сочувствие и любовь к окружающим...
1. Алямикина Ж. Г. Этнопедагогизация учебно-воспитательной работы в полиэтническом ученическом коллективе // Сб. научн. статей. Москва, 2003. С.12.
2. Асмолов А. Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Национальный психологический журнал. 2007. № 6. С. 17-21.
3. Афанасьева М. Л. Патриотическое воспитание младших подростков в коллективе // Вестник Университета Российской Академии Образования. 2007. № 3. С. 56-58.
4. Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / сост. В. П. Борисенков, О.В.Гукаленко, А. Я. Данилюк. Ростов, 2014. С. 576.
5. Быков А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика, 2011. № 2. С. 37-42.
6. Винникова С. А. Воспитание гражданственности у младших школьников // Воспитание школьников. 2008. № 5. С. 14-15.
7. Виноградов Г. С. Народная педагогика / сост. Г. С. Виноградов. Иркутск, 2000. С. 304.
8. Газданова В. С. Этикет. Традиционная культура осетин // Владикавказ: Изд-во «Ир». 2008. С. 218.
9. Гизоев С. Э., Киргуева Ф. Х. Роль истории в воспитании гражданственности и патриотизма молодежи // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5(72). С. 274-277.
10. Дзидзоева С. М. Актуальность вопроса поликультурного подхода в военно-патриотическом воспитании старших дошкольников // Современные технологии в образовании: материалы XVII Всерос. науч. конф. Владикавказ, 2017. Выпуск XVII. С. 51-57.
11. Дзидзоева С. М. Нравственно-патриотическое дошкольника в процессе формирования представлений о традициях и обычаях осетинского народа // Качество высшего и профессионального образования в постиндустриальную эпоху: сущность, обеспечение, проблемы: материалы X Межд. научно-практической конф. Казань, 2016. С.73-80.
12. Дзидзоева С. М., Красношлык З. П. Поликультурный подход к формированию гражданской идентичности в теории и практике дошкольного образования // Стратегия дошкольного образования в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: материалы межд. научно¬практической конф. / сост. Министерство образования и науки Российской Федерации, Южный Федеральный университет, факультет педагогики и практической психологии, кафедра дошкольной педагогики. 2013. С. 22-27.
13. Долгова В. И. Психолого-педагогические технологии
профессиональных взаимодействий педагога-психолога / сост. Е.Г. Капитанец, О. А. Шумакова. Челябинск: АТОКСО, 2010. С. 204.
14. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / сост. Д.А. Иванов. М.: Чистые пруды, 2017. С. 32.
15. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования // проект А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В. А. Тишков // Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009...22