ВВЕДЕНИЕ 5
1 ИНТЕРНЕТ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 9
1.1 Понятие доступа в Интернет 9
1.2 Провозглашение права на доступ в Интернет 16
1.3 Политико-идеологические аспекты доступа в Интернет 22
2 АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 29
2.1 Защита персональных данных и частной жизни в сети Интернет 29
2.2 Правовые вопросы, связанные с защитой интеллектуальной
собственности в сети Интернет 36
2.3 Правовые вопросы в сфере доменных имён 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
Актуальность темы исследования. В мире насчитывается 193 государства . В каждом из них есть своя правовая система, которой свойственны как уникальные, так и схожие с другими государствами характеристики. Для правовых систем многих из них важна концепция основных прав человека. Как известно, она представляет собой комплекс базовых ценностей, рассматриваемых мировым сообществом в качестве обеспечивающих достойные возможности существования для любого жителя планеты без исключения.
Нельзя сказать, что комплекс прав человека статичен. Развитие общества детерминирует и изменение его потребностей, в том числе в определении прав, предоставляемых в равной степени всем его членам.
В настоящее время в отечественной и зарубежной юридической литературе ведутся обсуждения, касающиеся различных правовых аспектов Интернета. Одно из направлений обсуждений - дискуссия, разворачивающаяся вокруг права на доступ в эту глобальную компьютерную сеть.
Так, Эльвира Талапина исследует право на доступ в Интернет в качестве одной из гарантий реализации права на информацию, делая вывод о том, что «мы накануне международного признания нового фундаментального права - права на доступ в Интернет» .
Андрей Щербович анализирует возможное содержание данного права, называя в качестве его составляющих качественный сервис и доступ к технологическим возможностям, свободу выбора и использования устройств и программного обеспечения, с которых осуществляется доступ, сетевую и технологическую нейтральность, запрет дискриминации сетевого трафика и качества услуг, обеспечение максимального охвата для доступа с мобильных устройств в общественных местах .
Определение международно-правового статуса права на доступ в Интернет, анализ понятия свободного и недискриминационного доступа к этой сети, апробацию применимости функционального подхода к международному нормотворчеству для обоснования закрепления права на доступ в Интернет в качестве фундаментального права человека дает Андрей Пазюк .
Обязательства государств об обеспечении доступа в Интернет, а также соответствующие позиции международных организаций исследует Андрис Меллакаулс .
Известный конституционалист Лоуренс Лессиг проводит обширные изыскания в отношении места Интернета в современной жизни. Интересно, в частности, его оригинальное отношение к программному коду в качестве закона нового качества, а также исследование возможностей объединения людей для совместной деятельности посредством интернет-доступа .
Близкое, по сути, исследование, касающееся возможностей глобальной компьютерной сети для объединения людей, проводили Дуглас Ратцен и Джейкоб Зенн, с той разницей, что мотивом для него послужили протестные явления на Ближнем Востоке и стремление правительств, против которых были направлены протесты, противостоять им через ограничение или блокирование доступа к сети.
Как видно из вышесказанного, в доктрине получает распространение идея о праве на доступ в Интернет как новом праве человека со своим собственным содержанием. Вместе с тем подробных исследований, касающихся значения доступа во всемирную компьютерную сеть для прав человека, пока немного. Кроме того, стоит вопрос о соотношении права на доступ в Интернет с другими правами, в первую очередь с правом на информацию.
В рамках исследования в дипломной работе нами ставится для себя ряд вопросов, например, допустимо ли рассматривать право на доступ в Интернет в качестве нового, самостоятельного права. С этой целью были проанализированы основные законы ряда государств, в которые сравнительно недавно были внесены новации либо которые были приняты вновь, а также акты законодательной, исполнительной и судебной власти, где обнаруживаются однородные идеи о праве на доступ в Интернет и на его использование. Отдельное внимание уделено актам, представляющим собой результат действий международных организаций по объединению усилий для регулирования Интернета. Такие акты разрабатываются на региональном и глобальном уровнях.
В случае утвердительного ответа на этот вопрос потребуется установление содержания права на доступ в Интернет через определение конкретных возможностей личности, конкретных негативных и позитивных обязательств, налагаемых на государство, а также на организации, осуществляющие деятельность, связанную с сетью Интернет, но оговоримся, что это дело будущего.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования Интернета, вопросы признания права на доступ к Интернету.
Предметом исследования являются правовые нормы в области прав на доступ к Интернету.
Целью работы является теоретическое и практическое исследование наиболее актуальных вопросов правового регулирования Интернета.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность доступа в Интернет;
- выделить специфические особенности права на доступ в Интернет;
- исследовать политико-идеологические аспекты доступа в Интернет;
- рассмотреть проблемы защиты персональных данных и частной жизни в сети Интернет;
- охарактеризовать правовые вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности в сети Интернет;
- проанализировать законодательство о «доменах» в Российской Федерации и специфику разрешения споров о доменных именах.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов, как Серго А.Г., Калятин В., Лукьянов А.А., Попцов А.В., Савельев А.И., Терещенко Л.К., Хуснутдинов А.И., Щербович А.А. и др., а также многочисленные, в том числе, зарубежные материалы сети Интернет.
Методологическая основа исследования построена на применении как общенаучных методов познания (диалектического, исторического, сравнительного, системного анализа, логического, анализа и синтеза), так и специальных методов (формально-юридического, сравнительно-правового, толкования норм права).
Нормативной базой работы явились Конституция РФ, нормы российского и международного законодательства, ряд федеральных законов и подзаконных нормативных актов, а также многочисленные материалы судебной практики.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Таким образом, следует сформулировать выводы, касательно вопросов правового регулирования Интернета.
Интернет - это средство коммуникации и информационное пространство, существование которого обусловлено постоянным и взаимосвязанным функционированием множества телекоммуникационных систем. С точки зрения права сеть Интернет по родовому признаку является телекоммуникационной технологией, относительно которых уже есть регулирование правом, следовательно, существующие нормы, с учётом деталей, применимы к Интернету. Данной точке зрения противостоят сторонники кибер-права. В РФ правовое понятие сети Интернет только закладывается. Назрела необходимость принятия стратегии управления Интернетом в РФ.
Возрастание социального значения Интернета неизбежно приводит к увеличению его влияния на средства массовой информации. Между тем действующее законодательство о СМИ не отражает сложившиеся реалии. Многие вопросы функционирования Интернета в СМИ находятся вне поля правового регулирования.
Во-первых, преимущества Интернета, которыми все в большей мере стараются воспользоваться СМИ, делают их информативнее, позволяют более оперативно предоставлять информацию, дают возможность повторного ее использования, вносят во взаимоотношения с читателями элемент интерактивности, становятся для них более доступными при низкой себестоимости электронной продукции и высокой доходности электронных СМИ.
Во-вторых, просматривается некоторая аналогия субъектного состава СМИ и электронных изданий, которая нуждается в более полной унификации, для системного правового регулирования однородных отношений в сфере функционирования СМИ.
В-третьих, технические и социальные преимущества Интернета порождают и некоторые проблемы правового регулирования: это слабая защита конфиденциальности предоставляемой информации; легкость копирования информации, вызывающая массовые нарушения авторских прав и разглашения тайн; анонимность интернет-нарушителя и сложность его выявления и наказания; отсутствие саморегулирующих механизмов. Все это и многое другое вызывает необходимость внесения в закон о СМИ отдельной главы, посвященной вопросам использования электронных ресурсов в СМИ.
Согласимся с британской телерадиовещательной компанией Би-Би-Си, которая в 2010 году организовала опрос в 26 странах. В нем приняло участие более 27 тысяч человек. Этот опрос показал, что большинство (79%) рассматривает доступ в Интернет в качестве своего основного права. Тенденции к усилению значимости доступа в Интернет для современного общества таковы, что государства вынуждены реагировать на происходящие изменения. Как следствие, ряд стран пошли по пути прямого признания права на доступ в Интернет в качестве основного права человека на национальном уровне. С другой стороны, значительное внимание данному вопросу было уделено на международном уровне, и здесь же схожие идеи получают большую детализацию.
По причине роста значимости информационно-телекоммуникационных технологий у населения формируются ожидания, касающиеся получения доступа в сеть определенного качества и определенных возможностей по работе в ней. Субъектом, который может заметно повлиять на реализацию этих ожиданий, является государство.
Реагируя на эти ожидания и осознавая выгоды от развития информационных технологий, государства, хотя и не закрепляя непосредственно право на доступ в Интернет, совместно формируют правовое регулирование, в котором берут на себя обязательства, касающиеся технологического и идеологического аспектов доступа в Интернет и работы в нем, что вполне можно рассматривать как предпосылку утверждения этого права в качестве самостоятельного.
Среди технологических аспектов:
- всестороннее способствование развитию доступа к информационной и коммуникационной инфраструктуре, выражающееся в создании условий доступа:
- в публичных и государственных учреждениях;
- неблагополучных или удаленных районах, обустройстве пунктов коллективного доступа;
- технологическая помощь инвалидам в реализации специфических потребностей при осуществлении доступа;
- предоставление сопутствующего доступа к услугам электроснабжения и почтовой связи;
- осуществление фильтрации в Интернете в случае ее внедрения методами, включающими в себя информирование о факте фильтрации, обеспечение способности пользователя по идентификации и контролю уровня фильтрации, проверки блокировки и получения на ее счет разъяснений.
Идеологические аспекты, в свою очередь, включают в себя:
- способствование универсальности, повсеместности, справедливости и приемлемости в ценовом отношении доступа к информационно-коммуникационной инфраструктуре, содействие рынку в предоставлении населению услуг доступа к инфраструктуре;
- воздержание от возложения на себя исключительных полномочий в вопросах регулирования Интернета, допущение к участию в управлении данной сферой представителей общества и бизнеса;
- поощрение производства контента на разнообразных языках;
- кооперация с остальными государствами в части обеспечения стабильности, безопасности, непрерывности передачи информации в Интернете;
- поддержание паритетности реализации прав человека в реальном и
виртуальном пространстве;
- применение ограничений в отношении доступа и работы в Интернете исключительно для того, чтобы каждый пользователь мог в полной мере реализовать права человека и основные свободы, в частности право на свободу выражения мнений, свободу информации, право на частную жизнь, а также для эффективного участия в общественной жизни и демократических процессах;
- обеспечение действия введенных ограничений в отношении Интернета исключительно на территории принявшего их государства (иначе говоря, доступ с территории других государств к этим ресурсам не должен быть ограничен).
Что же касается частных пользователей, то в их отношении признается:
- право каждого на доступ к информационным технологиям, в том числе с учетом персональных потребностей, обусловленных ограниченными возможностями, вне зависимости от материального положения человека;
- возможность осуществления в сети любой не запрещенной законом деятельности;
- возможность повышения компьютерной грамотности для увеличения своих возможностей в плане использования Интернета.
Таким образом, следует отметить тот факт, что «заявка» на признание права на доступ в Интернет самостоятельным правом человека состоялась. Оно находится в процессе становления. Ожидается, что степень вовлечения Интернета в сферу реализации прав человека будет и дальше нарастать, а право на доступ в Интернет вполне может быть признано новым универсальным правом, неотъемлемым атрибутом социализации и окончательно перестанет рассматриваться конституционалистами в качестве «приложения» к праву на информацию.
Вышеизложенное приводит к двум выводам: новые интернет- технологии могут изменить нашу жизнь к лучшему, поэтому не стоит от них отказываться, но также необходима своевременная реакция со стороны права на новые вызовы современности.
Безусловно, требуют решения вопросы безопасности в Интернете, поскольку огромные потоки информации о частной жизни лица поднимают колоссальные вопросы их охраны от неправомерного использования: от аудиозаписи до нежелательной прямой видеотрансляции через интернет- вещи с камерой.
Способы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет делятся на общие и специальные, базирующиеся на основе общих. Общие способы защиты интеллектуальной собственности: признание права, пресечение нарушения, возмещение убытков, изъятие контрафакта, публикация решения суда. Способы защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет и порядок осуществления защиты зависят от специфики конкретного объекта интеллектуальной собственности. Например, если вид ИС относится к нарушенным авторским правам, то истец восстанавливает нарушенное право в установленном до судебном и судебном порядке (по ГПК РФ) при помощи Мосгорсуда, а Роскомнадзор будет являться исполнителем решения, вынесенного в порядке гражданского судопроизводства Мосгорсудом. В случае доменных споров, иной суд - Суд по интеллектуальным правам - утвердил свою справку от 28.03.2014 г. № СП-21/4 по вопросам, возникающим при рассмотрении доменных споров. И так далее, по каждому виду объектов интеллектуальной собственности российское правосудие накопило внушительный багаж по порядку защиты нарушенного права, но не все прецеденты подходят сфере Интернета. В целом, можно отметить, что суда пока не поспевают за стремительностью распространения в Интернете объектов тех или иных интеллектуальных прав.
Основные проблемы положений гражданского права РФ в области нарушения интеллектуальных прав в сети Интернет: 1) закрытость перечня объектов ИС, которые исчерпывающим образом перечислены в статье 1225 ГК РФ и которые охраняются законом; если ИС не зафиксировано, то интеллектуальные права на него не возникают. Следовательно, любое лицо вправе использовать его без чьего-либо разрешения; 2) в перечень видов лиц (субъектов), ответственных за распространение в сети материалов, содержащих интеллектуальную собственность, не включены конечные пользователи (потребители) (ст. 1253.1 ГК РФ); 3) жесткая норма закона о возможности постоянной блокировки сайта, предусмотренная в части 3 ст. 26 ГПК РФ.
Пути совершенствования законодательства: сделать перечень объектов ИС открытым в ГК РФ, совершенствовать российское «антипиратское» законодательство; ввести ответственность конечных пользователей; формировать культуру потребления платного контента по доступным ценам; смягчить норму о блокировке сайтов в ГПК РФ; разработать разделы Стратегии развития Интернета в РФ при совместном участии государства, правовой отрасли и общества.
Важно также констатировать факт отсутствия надлежащего правового регулирования данного средства индивидуализации в отечественной правовой системе. На сегодняшний момент факт принятия соответствующих нормативно-правовых актов о доменах является отражением существующей реальности, и решение вопроса о достаточности и адекватности такого правового регулирования не оставит равнодушными юристов, специализирующихся в данной области, которые уже давно пытаются доказать важность наличия соответствующих норм.
Необходимо выделить доменное имя как самостоятельное средство индивидуализации, а не «привязывать» его к способу использования товарного знака или наименования места происхождения товара. Многочисленная судебная практика подтверждает данный вывод, поскольку из-за отсутствия легального определения доменного имени возникают сложности в определении существа спора (предмета спора), хотя такие споры уже не раз рассматривались и выделяли доменное имя как отдельный объект по предмету разбирательства.
И, наконец, следует отметить, что сегодня крайне важно проводить дальнейшие исследования в относительно новой и обособленной области - права человека в Интернете, которая включит в себя изучение вопросов «права на доступ к Интернету», собственно, широкий блок под названием «права человека в Интернете» и «права человека при использовании интернет-вещей».
1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ) // Собрание законодательства РФ - 2009 - № 4 - Ст. 445.
2 Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 18.07.2019) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ - 2019 - № 29 - Ст. 3840.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ - 1994 - № 32 - Ст. 3301.
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства РФ - 2006 - № 52 - Ст. 5496.
5 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ - 2002 - № 30 - Ст. 3012.
6 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства РФ - 2002 - № 46 - Ст. 4532.
7 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ - 2006 - № 31 - Ст. 3448.
8 Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ - 2011 - № 15 - Ст. 2036.
9 Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 187-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // Собрание законодательства РФ - 2013 - № 27 - Ст. 3479.
10 Федеральный закон от 24.11.2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 2014 - №48 - Ст. 6645.
11 Федеральный закон от 12.03.2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ - 2014 - № 11 - Ст. 1100.
12 Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 г. № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций») // Собрание законодательства РФ - 2009 - № 12 - Ст. 1331.
Учебная и научная литература:
13 Бройдо, В.Л., Ильина, О.П. Архитектура ЭВМ и систем: Учеб. для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
14 Войниканис, Е.А. Право интеллектуальной собственности в
цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. - М.: ИД
«Юриспруденция», 2013. - 552 с.
15 Герцева, Е.Н., Гринкевич, А.П. Доменные споры. Судебная практика в России. - М.: Эксмо, 2014. - 448 с.
16 Гладкая, Е.И., Серго, А.Г. Доменные споры. Международные системы их рассмотрения / Под ред. А.Г. Серго. - М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2015. - 120 с.
17 Журавлева, О.Н. Меры защиты интеллектуальной собственности: монография. - М.: Альфа-М, 2014. - 192 с.
18 Калятин, В.О. Право в сфере Интернета. - М.: Норма, 2004 479 с.
19 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части четвертой): в 2 т. (постатейный) / С.А. Горленко, В.О. Калятин, Л.Л. Кирий и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. Т. 1. - 485 с.
20 Райзберг, Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 512 с.
21 Серго, А.Г. Доменные имена в свете нового законодательства. - М.: ГОУ ВПО РГИИС, 2010. - 227 с.
22 Серго, А.Г. Доменные имена: монография. - М.: Российская государственная академия интеллектуальной собственности (ФГБОУ ВПО РГАИС), 2013. - 312 с.
23 Щербович, А.А. Реализация конституционных прав и свобод в Интернете. - М.: ТЕИС, 2015. - 148 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ:
24 Лукьянов, А.А. Основные концепции интернет-права / А.А. Лукьянов // Информационное право. - 2007. - № 3. - С. 9-11.
25 Савельев, А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (Big Data) / А.И. Савельев // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2015. - № 1. - С. 54-61.
26 Табастаева, Ю.А. Упрощение процесса освобождения доменного имени в зоне RU / Ю.А. Табастаева // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2002. - № 6. - С. 47-49.
27 Талапина, Э.В. Право на информацию в свете теории субъективного публичного права / Э.В. Талапина // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 6 (115). - С. 70-83.
28 Хужина, А.В. Правовая природа сети Интернет: вопросы
регулирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета.
Серия: Право. 2015. - Выпуск № 1. - Том 15. - С. 101-107.
29 Хуртин, Д.О. Компетенция Роскомнадзора по выявлению
административных правонарушений, посягающих на права
интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет / Д.О. Хуртин // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 965-970.
30 Хуснутдинов, А.И. Право на доступ в Интернет - новое право человека? / А.И. Хуснутдинов // Сравнительное конституционное обозрение. - 2017. - № 4. - С. 109-123.
31 Цымбалюк, В.С. Кодификация информационного
законодательства: теоретико-правовые основы / В.С. Цымбалюк // Информационное право. - 2013. - № 1. - С. 3-5.
32 Чибинев, В.М., Кузьмин, А.П. Перспективы правового регулирования интернет-отношений / В.М. Чибинев, А.П. Кузьмин// Информационное право. - 2006. - № 3. - С. 6-8.
Источники на электронных носителях:
33 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 г., 20.09.2007 г. № 09АП-10952/2007-ГК по делу № А40-80277/06- 5-309 «В удовлетворении исковых требований о запрете использовать доменное имя отказано правомерно....» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.lawmix.ru/moscow-sydu/110358
34 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от
14.09.2010 г. по делу № А41-18532/09 «В удовлетворении исковых
требований о запрете незаконного использования товарного знака отказано правомерно, так как при администрировании доменного имени ответчик не мог нарушить.» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http: //www.lawmix.ru/moscow- sydu/9219/
35 Стратегия развития Интернета в Российской Федерации до 2020 г. Проект. Российский интернет форум [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.russianinternetforum. ru/internet-strategy.
36 Тунисская программа для информационного общества. Официальный сайт Совета Европы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www. un. org/ru/events/pastevents/pdf/agenda_wsis. pdf
37 Устав АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет». Официальный сайт АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет» [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.cctld.ru.
38 Члены Организации Объединенных Наций. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.un.org/ru/member-states/index.html