Социально-психологическая адаптация к обучению в вузе городских и сельских студентов
|
Введение 55
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие адаптации, её виды и уровни 7
1.2. Социально-психологические и возрастные характеристики
студенчества 19
1.3. Особенности социализации городской и сельской молодёжи 33
Глава 2. Изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 61
Приложение 67
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Понятие адаптации, её виды и уровни 7
1.2. Социально-психологические и возрастные характеристики
студенчества 19
1.3. Особенности социализации городской и сельской молодёжи 33
Глава 2. Изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 44
Выводы 58
Заключение 60
Список используемых источников 61
Приложение 67
Начало обучения в вузе сопряжено с процессом адаптации к новым условиям. У студентов первого курса могут возникнуть сложности установления контакта с незнакомыми людьми, страх быть непринятым в коллективе, боязнь новой системы обучения, неумение представить себя в коллективе и т.д. Проблему представляет также уровень знаний, с каким студент начинает процесс обучения, его уровень притязаний и его сформированные до поступления в вуз ожидания.
Как правило, на начальном этапе обучения в вузе появляются существенные сдвиги в самооценке, зачастую не осознаваемые самим субъектом обучения. Совершается разрыв в той сфере его переживаний, которые связаны с осознанием себя. Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки индивида и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности. Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях. В целом подобное состояние принято квалифицировать как социально-психологическую дезадаптацию [40].
Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и психологических резервов еще не до конца сформировавшейся личности. Между показателями адаптации и личностными особенностями студентов существует определенная связь. Отдельные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации чаще оцениваются с позиции уровня тревожности, успешности в деятельности, нервно-эмоциональной напряженности и др. К критериям внешней оценки психической адаптации в условиях определенной образовательной деятельности относятся:
- успешность деятельности;
- трудности при обучении;
- особенности коммуникации студентов с другими субъектами образовательного процесса.
Успешная адаптация к обучению в вузе служит основой для дальнейшего личностного и профессионального развития. Дезадаптация же в серьезно осложняет процесс освоения студентами образовательной программы вуза и дальнейший процесс профессионального и личностного становления.
При изучении адаптации студентов первого курса к условиям обучения применяют комплексный подход, основанный на положении о многоуровневой организации адаптационного процесса. Поэтому используются разнообразные психологические, социометрические, физиологические и клинические методы для оценки процесса и результатов адаптации, а также степени напряжения механизмов адаптации.
С позиции психологического сопровождения учебного процесса в вузе необходимым является выявление и использование надежных критериев адаптации студентов первого курса к обучению в новых условиях образовательного пространства. Индивидуальные особенности обучающихся оказывают влияние не только на успешность освоения учебных программ, но и на степень напряжения механизмов адаптации. Своевременная оценка психологических факторов успешной адаптации к обучению в вузе необходима для разработки соответствующих рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса.
К факторам, влияющим на процесс адаптации первокурсников, относятся не только их индивидуально-психологические особенности, но и имеющийся к моменту поступления в вуз социальный опыт, на формирование которого оказывает влияние среда проживания.
В представленной работе рассмотрены различия в показателях социально-психологической адаптации городских и сельских студентов, которые необходимо учитывать при построении социального взаимодействия участников образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Различия между городскими и сельскими студентами связаны с уровнем подготовки к конкурсным экзаменам, с жизненным опытом, информированностью о выбранной профессии и многими другими аспектами, сформированными до начала обучения в вузе. Студенты, приезжающие в город из сельской местности, сталкиваются с необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, охватывающими практически все стороны жизни. Многими исследователями этой проблемы отмечено, что адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей, протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психологических патологических состояний [6].
Актуальность темы исследования определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему вузовских отношений для ускорения процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, а также для определения педагогических и психологических условий этого процесса.
Целью исследования стало изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов для использования диагностических данных в работе с первокурсниками с учетом характеристик их личности, обусловленных особенностями социализации в довузовский период .
Объект исследования - показатели социально-психологической адаптации к обучению в вузе студентов первого курса.
Предмет исследования - различия в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов.
Гипотеза: существуют различия в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов, которые проявляются в показателях адаптированности к учебной деятельности и к учебной группе, в показателях самооценки, копинг- поведения, в механизмах психологической защиты, а также в уровне социальной изолированности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных данных по вопросам социально-психологических характеристик студенчества; проблеме социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе; различий в процессе социализации городской и сельской молодёжи.
2. Определить комплекс психодиагностических методов для изучения различий в показателях социально-психологической адаптации городских и сельских студентов.
3. Провести диагностические процедуры, проанализировать результаты, интерпретировать их и сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика «Исследование адаптированности студентов вуза» (Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В.);
- методика «Исследование самооценки личности» (С.А. Будасси);
- опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптация Т.А. Крюковой);
- методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик, адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой);
- методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон).
В качестве метода математической статистики был использован Т- критерий Стьюдента.
Как правило, на начальном этапе обучения в вузе появляются существенные сдвиги в самооценке, зачастую не осознаваемые самим субъектом обучения. Совершается разрыв в той сфере его переживаний, которые связаны с осознанием себя. Подобные процессы достаточно часто приводят к возникновению защитных механизмов разного рода, которые обеспечивают сохранение привычной самооценки индивида и его отношения к себе, искажая восприятие окружающейся действительности. Внешне неадекватное восприятие окружающего мира и собственной личности может проявляться в поведенческих нарушениях, понижении конструктивности поведения, частых аффективных реакциях. В целом подобное состояние принято квалифицировать как социально-психологическую дезадаптацию [40].
Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и психологических резервов еще не до конца сформировавшейся личности. Между показателями адаптации и личностными особенностями студентов существует определенная связь. Отдельные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации чаще оцениваются с позиции уровня тревожности, успешности в деятельности, нервно-эмоциональной напряженности и др. К критериям внешней оценки психической адаптации в условиях определенной образовательной деятельности относятся:
- успешность деятельности;
- трудности при обучении;
- особенности коммуникации студентов с другими субъектами образовательного процесса.
Успешная адаптация к обучению в вузе служит основой для дальнейшего личностного и профессионального развития. Дезадаптация же в серьезно осложняет процесс освоения студентами образовательной программы вуза и дальнейший процесс профессионального и личностного становления.
При изучении адаптации студентов первого курса к условиям обучения применяют комплексный подход, основанный на положении о многоуровневой организации адаптационного процесса. Поэтому используются разнообразные психологические, социометрические, физиологические и клинические методы для оценки процесса и результатов адаптации, а также степени напряжения механизмов адаптации.
С позиции психологического сопровождения учебного процесса в вузе необходимым является выявление и использование надежных критериев адаптации студентов первого курса к обучению в новых условиях образовательного пространства. Индивидуальные особенности обучающихся оказывают влияние не только на успешность освоения учебных программ, но и на степень напряжения механизмов адаптации. Своевременная оценка психологических факторов успешной адаптации к обучению в вузе необходима для разработки соответствующих рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса.
К факторам, влияющим на процесс адаптации первокурсников, относятся не только их индивидуально-психологические особенности, но и имеющийся к моменту поступления в вуз социальный опыт, на формирование которого оказывает влияние среда проживания.
В представленной работе рассмотрены различия в показателях социально-психологической адаптации городских и сельских студентов, которые необходимо учитывать при построении социального взаимодействия участников образовательного процесса в высшем учебном заведении.
Различия между городскими и сельскими студентами связаны с уровнем подготовки к конкурсным экзаменам, с жизненным опытом, информированностью о выбранной профессии и многими другими аспектами, сформированными до начала обучения в вузе. Студенты, приезжающие в город из сельской местности, сталкиваются с необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, охватывающими практически все стороны жизни. Многими исследователями этой проблемы отмечено, что адаптация студентов, проживающих в отрыве от родителей, протекает тяжелее и часто приводит к возникновению разнообразных соматических и психологических патологических состояний [6].
Актуальность темы исследования определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему вузовских отношений для ускорения процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, а также для определения педагогических и психологических условий этого процесса.
Целью исследования стало изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов для использования диагностических данных в работе с первокурсниками с учетом характеристик их личности, обусловленных особенностями социализации в довузовский период .
Объект исследования - показатели социально-психологической адаптации к обучению в вузе студентов первого курса.
Предмет исследования - различия в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов.
Гипотеза: существуют различия в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов, которые проявляются в показателях адаптированности к учебной деятельности и к учебной группе, в показателях самооценки, копинг- поведения, в механизмах психологической защиты, а также в уровне социальной изолированности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных данных по вопросам социально-психологических характеристик студенчества; проблеме социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе; различий в процессе социализации городской и сельской молодёжи.
2. Определить комплекс психодиагностических методов для изучения различий в показателях социально-психологической адаптации городских и сельских студентов.
3. Провести диагностические процедуры, проанализировать результаты, интерпретировать их и сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
- методика «Исследование адаптированности студентов вуза» (Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В.);
- методика «Исследование самооценки личности» (С.А. Будасси);
- опросник копинг-поведения в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптация Т.А. Крюковой);
- методика «Диагностика типологий психологической защиты» (Р. Плутчик, адаптация Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой);
- методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел и М. Фергюсон).
В качестве метода математической статистики был использован Т- критерий Стьюдента.
Студенческая пора приходится на юношеский возраст. Это тот период, когда молодые люди учатся овладевать собой, своим поведением, мыслями, в соответствии со своими представлениями о культурно-этических нормах, о жизненных реалиях. В это время молодые люди «открыты» для всех новых переживаний и впечатлений, для интеграции в общество. Именно образование выполняет эту социализирующую функцию.
Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Чем успешнее студент адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с очередным этапом социально-психологической адаптации.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов, которые проявляются в показателях адаптированности к учебной деятельности и к учебной группе, в показателях самооценки, копинг-поведения, в механизмах психологической защиты, а также в уровне субъективного ощущения одиночества.
По результатам исследования мы сделали вывод о том, что студенты- первокурсники, проживавшие ранее в сельской местности, испытывают больше трудностей в процессе социально-психологической адаптации в вузе по сравнению с городской молодежью.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в учебной и воспитательной работе с первокурсниками с учетом характеристик их личности, обусловленных особенностями социализации в довузовский период.
Адаптационный период и его особенности существенно определяют в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Чем успешнее студент адаптируется к новым социальным условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, тем он больше накапливает личного опыта для дальнейшей профессиональной деятельности, неизбежно связанной с очередным этапом социально-психологической адаптации.
Проведенное исследование было направлено на изучение различий в показателях социально-психологической адаптации к обучению в вузе городских и сельских студентов, которые проявляются в показателях адаптированности к учебной деятельности и к учебной группе, в показателях самооценки, копинг-поведения, в механизмах психологической защиты, а также в уровне субъективного ощущения одиночества.
По результатам исследования мы сделали вывод о том, что студенты- первокурсники, проживавшие ранее в сельской местности, испытывают больше трудностей в процессе социально-психологической адаптации в вузе по сравнению с городской молодежью.
Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в учебной и воспитательной работе с первокурсниками с учетом характеристик их личности, обусловленных особенностями социализации в довузовский период.
Подобные работы
- «Социально-психологическая адаптация к обучению в вузе городских и
сельских студентов»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Особенности социально-психологической адаптации выпускников
сельских школ к обучению в вузе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Адаптация первокурсников к условиям вуза в процессе внеучебной деятельности
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Типы мотивов поступления в ВУЗ старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительная характеристика профессиональных установок у старшеклассников городских и сельских школ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007



