Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование связи самосознания дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов

Работа №161728

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ теоретических данных по проблеме исследования связи самосознания дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов 6
1.1. Проблема самосознания в работах отечественных и зарубежных
психологов 6
1.2. Самосознание: определение и структура 13
1.3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Эмпирическое исследование связи самосознания дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов .. 32
2.1. Процедура и методы исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 35
Выводы 58
Заключение 65
Список используемых источников 71
Приложение

Настоящее время можно охарактеризовать как «информационный век». Активно развиваются средства массовой информации, массмедиа, с большой скоростью выпускаются фильмы, реклама. Люди становятся менее активными, больше времени они проводят перед телевизорами, в сети Интернет, «потребляя» информацию.
Не является исключением и детская субкультура. Самосознание ребенка, которое является важнейшим конструктом в становлении личности, только формируется.
В рамках исследования самосознания ведущая роль отводится самооценке. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Самооценка определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям и к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.
В психологической литературе проблема развития самооценки обсуждается в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, Э. Эриксона, О.А. Белобрыкиной, А.В. Захаровой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и других. Разработке вопросов самосознания посвятили свои труды С.Л. Рубинштейн, Р. Берне, H.JI. Белопольская, А. Маслоу, К. Роджерс, И.И. Чеснокова и многие другие.
Дошкольный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений, его психика чувствительна к различным воздействиям. По мнению ученых в последние десятилетия СМИ становятся одними из факторов, оказывающих влияние на развитие детей, как психическое, так и эмоциональное. Мультфильмы, которые сейчас выпускаются в большом количестве, не всегда бывают высоконравственными, несущими социально-полезные нормы и адекватные стандарты. Раньше основным занятием ребенка были игры, рисование, прогулки, лепка, а сейчас дошкольники все больше и больше времени проводят перед экранами. В связи с этим, возникает вопрос, насколько показатели самосознания ребенка связаны с предпочитаемыми для просмотра мультипликационными фильмами?
Цель исследования: изучение связи самосознания дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов для использования результатов в консультативной практике психолога.
Объект исследования: самосознание дошкольников, содержание мультипликационных фильмов.
Предмет исследования: связь особенностей самосознания дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов.
Гипотеза: существует связь между особенностями самосознания дошкольников и предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме самосознания, особенностей влияния СМИ на развитие детей.
2. Провести диагностическое исследование связи самооценки дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов.
3. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные связи самооценки дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов.
4. Сформулировать выводы исследования, сделать заключение и дать рекомендации.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Беседа.
3. Анкетирование.
4. Психодиагностический.
5. Статистический анализ результатов исследования.
В исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:
• Методика «Лесенка» (В.Г. Щур).
• Методика «Дорожки» (Е.В. Фокина).
• Методика «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская).
• Анкета «Анализ мультипликационных фильмов» (И.Н. Тимошкина, А.В. Морозова).
• Авторская анкета «Какие мультфильмы ты смотришь?»
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену. Также проводилась беседа с дошкольниками для выявления предпочтений в просмотре мультипликационных фильмов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время активно развиваются средства массовой информации, масс-медиа, с большой скоростью выпускаются фильмы, реклама. Люди становятся менее активными, больше времени они проводят перед телевизорами, в сети Интернет, «потребляя» информацию. И, конечно, детская субкультура не является исключением.
Дошкольный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений, его психика чувствительна к различным воздействиям. Основным средством влияния на детей являются мультипликационные фильмы, которые сейчас выпускаются в большом количестве, не всегда соответствуют адекватным и социально-полезным стандартам. Происходит замена основной деятельности ребенка с игры, рисования и прогулок на сидение перед экранами. В связи с этим, возникает вопрос, насколько самосознание ребенка связано с предпочитаемыми для просмотра мультипликационными фильмами? С помощью данного исследования мы попытались ответить на этот вопрос.
Целью работы являлось исследование связи самосознания дошкольников с предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов для использования результатов в консультативной практике психолога.
Мы предположили, что существует связь между особенностями самосознания дошкольников и предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов.
Проведение эмпирического исследования включало в себя 3 этапа:
Первый этап - исследование самосознания дошкольников и получение информации о предпочтениях в просмотре мультипликационных фильмов.
На этом этапы был использован следующий комплекс психодиагностических методик:
1. «Лесенка» (В.Г. Щур)
2. «Дорожки» (Е.В. Фокина)
3. «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская)
Беседа, направленная на выявление предпочтений просмотра мультипликационных фильмов, впоследствии мы уточняли частоту и степень привлекательности просмотра мультфильмов.
На втором этапе была проведена социально-психологическая экспертиза просматриваемых дошкольниками мультипликационных фильмов. С этой целью нами был использован метод экспертных оценок мультфильмов по анкете И.Н. Тимошкиной и А.В. Морозовой «Анализ мультипликационных фильмов».
Третий этап - исследование связи между показателями самосознания дошкольников и предпочтениями просмотра мультипликационных фильмов с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену.
В результате проведенного анализа результатов, мы получили следующие выводы:
1. Чем выше уровень самооценки, тем чаще дошкольники предпочитают выбирать для просмотра такие мультфильмы, как «Пони Вилль», «Свинка Пеппа», «Гуппи и пузырики». Полученные результаты мы можем объяснить тем, что в представленных мультфильмах содержится небольшое количество конфликтных ситуаций для героев, которые получают свое разрешение в одной серии. Возможно, изучаемые дети очень нуждаются в самоутверждении и одобрении со стороны внешнего окружения, поэтому завышенный уровень самооценки у детей коррелирует с наиболее частым выбором этих мультфильмов.
2. Чем более для дошкольника значима мама, тем он чаще склонен выбирать мультфильм «Смешарики». Возможно, это связано с бессознательным стремлением к женскому началу, которое символизирует круг в архетипической символике К.Г. Юнга.
3. Чем более для дошкольника значим отец, тем он более склонен выбирать мультфильм «Бен и Холли».
4. Чем более дошкольники ориентированы на сестру, тем они чаще более привлекательными считают мультфильмы «Ми-ми-мишки», «Пони Вилль», «Свинка Пеппа». Связь социальной ориентированности дошкольника на сестру с предпочитаемостью мультфильма «Пони Вилль» может быть обусловлена тем, что здесь все события происходят между персонажами женского пола, они общаются, дружат, решают различные задачи, при этом главная героиня также девочка, которая успешно находит друзей и получает много различных впечатлений.
5. Чем более дошкольники социально ориентированы на брата, тем они более склонны выбирать для просмотра мультфильм «Фиксики». Данный результаты, мы можем объяснить тем фактом, что герои мультфильмов брат и сестра, и у них возникают различные ситуации, с которыми они справляются вместе. Таким образом, в мультфильме реализуется потребность ребенка в налаживании и построении отношений между сиблингами.
6. Чем более дошкольники социально ориентированы на бабушку, тем они реже выбирают в качестве предпочитаемого мультфильм «Пони Вилль». Это может быть связано с тем, что в мультфильме «Пони Вилль» события разворачиваются преимущественно в среде сверстников, они дружат, попадают в различные ситуации, из которых сами же и выпутываются, при этом взаимоотношения со старшими поколениями не освещаются.
7. Чем более дошкольники социально ориентированы на дедушку, тем они чаще склонны выбирать для просмотра мультфильм «Барбоскины». Это может быть связано с тем, что в составе главных героев присутствует дедушка, который принимает активное участие в воспитании младших героев. Выбор второго мультфильма обусловлен тем, что в состав главных героев входят два персонажа мужского пола, один из которых - более активный, изобретательный и импульсивный, а второй - более вдумчивый, спокойный и рассудительный, как будто психологически первый символизирует младшее поколение, а второй - старшее.
8. Чем более дошкольники социально ориентированы на друзей, тем они реже склонны выбирать в качестве предпочитаемого - мультфильм «Бен и Холли». Это на наш взгляд обусловлено тем, что в мультфильме демонстрируется дружба мальчика и девочки, вопреки транслируемыми взрослыми запретами на их взаимодействие. В мультфильме находят общий язык не только дети противоположного пола, но и представители разных разумных существ. По этой причине, хотя мультфильм и транслирует так называемую «дружбу между полами», но дети в дошкольном возрасте все же уже начинают придерживаться большего общения с группой сверстников своего пола. Возможно именно потому, что друзья и подруги у исследуемой выборки были представителями одного пола, то демонстрируемая дружба между мальчиком и девочкой для детей менее значима и мультфильм соответственно.
9. Чем более дошкольники социально ориентированы на воспитателя, тем они чаще склонны выбирать для просмотра в качестве предпочитаемых мультфильмы «Щенячий патруль», «Поли Робокар», и реже склонны выбирать «Герои в масках», «Свинка Пеппа». Объяснение данному факту, мы видим в том, что в первых двух мультфильмах задания о том, что кому-то нужна помощь раздает кто-то отдельный от команды (это либо мальчик по имени Райдер дает задания в м/ф «Щенячий патруль», либо девушка-диспетчер по имени Джин в м/ф «Поли Робокар»). Представленные герои, на наш взгляд, являются прообразами воспитателя, которые ставит перед детьми задачи. Таким образом, в случае если дошкольникам нравится воспитатель, то они чаще смотрят и им нравятся мультфильмы с данной тематикой.
10. Чем выраженнее адекватность идентификации себя в прошлом дошкольника, тем он реже предпочитает смотреть мультфильм «Куми-куми». Это может быть связано с тем, что в данном мультфильме события разворачиваются между представителями разных племен, возраст которых определить трудно. Поэтому наблюдая такое разнообразие героев с неопределенными возрастными показателями, ребенку сложно идентифицировать себя в прошлом, так как мультфильм не содержит эталонов времени и возраста.
11. Чем сильнее у дошкольников выражено понимание хронологической последовательности возрастного развития, тем они более склонны выбирать мультфильмы «Барбоскины» и «Свинка Пеппа», и менее склонны выбирать «Герои в масках» и «Поли Робокар». Связь данного показателя с предпочитаемыми мультфильмами обусловлена, вероятно, тем, что здесь события разворачиваются в семье, где представлены родители и дети разных возрастов, особенно это прослеживается в мультфильме «Барбоскины». Так как именно в последнем мультсериале присутствуют дети сразу нескольких поколений: от дошкольного возраста (щенок Малыш) до подросткового возрастов - дети (Роза, Тимоха и др.), и среди старшего поколения присутствуют родители и дедушка. Кроме того, в мультфильме прослеживаются гендерные роли, семья показана благополучной и счастливой.
12. Чем больше выбранный дошкольником привлекательный образ соответствует адекватному (адекватным считался образ старше дошкольника), тем они более склонны предпочитать мультфильм «Маша и медведь» и менее склонны выбирать «Щенячий патруль». Это может быть связано с тем, что при просмотре мультфильма «Маша и медведь», дети уже больше идентифицируются с образом медведя, который снисходительно относится к маленькой Маше, может быть дошкольники и сами хотели бы такого отношения к себе, в то время, как в мультфильме «Щенячий патруль» все главные герои маленькие щенки, и такой возрастной статус является для дошкольников непривлекательным.
13. Чем больше выбранный дошкольниками непривлекательный образ соответствует адекватному (адекватным считался образ младше дошкольника), тем они более склонны предпочитать для просмотра мультфильм «Бен и Холли». Это может быть связано с тем, что мир персонажей Бена и Холли - это маленькая волшебная страна, где все имеет небольшие размеры, и дети уже как бы наблюдают за персонажами, как за теми, кто младше и меньше их самих.
Данные, полученные нами в ходе исследования, могут быть использованы в консультативной, диагностической и коррекционной работе психолога, а также помочь родителям лучше разбираться в многообразии предлагаемой мультимедийным рынком продукции.



1. Ананьев, Б. Г. Проблемы возрастной психологии. -М.:
Просвещение, 2015. - 174 с.
2. Анкудинова Н. Е. О развитии самосознания у детей // Психология дошкольника: Хрестоматия. Сост. Г.А. Урунтаева. М.: «Академия», 2000. - 207 с.
3. Аромштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого¬
педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромштам. -М.: Чистые пруды. - 2006. - 32 с.
4. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. - М.: Добросвет, 2014. - 368 с.
5. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства // учебное пособие - Ярославль, 1998. - 248 с.
6. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. - М.: Медицина, 2010. - 125 с.
7. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. - 132 с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
9. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект// Вопросы психологии. - 2006, № 2. - С. 116 - 125.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте - М.: Просвещение, 1968 - 464 с.
11. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 1988. - 412 с.
12. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г, Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка, от рождения до 6 лет: кн. для воспитания детей, /под ред. П.А. Венгера. - М.: Просвещение, - 1988. - 144с.
13. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Ред.-сост. И.В. Дубровина. - М.: Изд. центр “Академия”, 1998. - 504 с.
14. Волков Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н.В. Волкова.
- Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 287 с.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. // Собр. соч.: В 6 т. - Т.4. - 589 с.
16. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4. - С. 88-91.
17. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. - М.: Просвещение, 2012. - 290 с.
18. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. - 2001. - №8. - С. 75.
19. Гундарева И. О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. - 2005. - №9. - С. 45-54.
20. Джемс У. Научные основы психологии. - Минск: «Харвест», 2003.-329 с.
21. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
22. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984.335 с.
23. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: УРАО, 1999. - 426 с.
24. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / пер. с англ. под ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. кн., 2014. - 320 с.
25. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2 / А. Н. Леонтьев. - М. : Педагогика, 2013. - 392 с.
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской
А.Г. -М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
28. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель-Пресс, 2014. - 352 с.
29. Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 632 с.
30. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. - М.: Роспедагенство, 1996. - 161 с.
31. Общая психология / под ред. А.В. Петровского.- М.: Мысль, 2014. - 800 с.
32. Психологический словарь /Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - 2-е изд., - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - Т. 1. - М., 1989. - 521 с.
34. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234.
35. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
36. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
37. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
38. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Ш23 Практическая психология. Инструментарий. - Ростов на Дону: Издателство феникс, 2002. - 688 с.
39. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога: издание третье. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
40. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 2014. - 168 с.
41. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон, Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1983. - № 8. С. 55 - 61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ