Введение 3
1. Теоретические основы деятельности полиции по предупреждению
преступности 7
1.1. Исторический обзор и зарубежный опыт предупреждения
преступности полицией 7
1.2. Понятие и признаки предупреждения преступности 18
1.3. Роль и место полиции в предупреждении преступности 29
2. Содержание деятельности полиции по предупреждению
преступности 41
2.1. Общесоциальное предупреждение преступности органами
полиции 41
2.2. Специально-криминологическое предупреждение преступности
органами полиции 46
2.3. Виктимологическая профилактика преступности органами
полиции 55
Заключение 62
Список литературы
Актуальность темы исследования. Первые десятилетия XXI века характеризуются тем, что в политике противодействия преступности наметились позитивные тенденции, связанные с воссозданием системы предупреждения преступности, разрушенной в советский период. Формирование новой системы предупреждения преступности происходит в условиях модернизации государства, включая правоохранительные органы. Особое место в этой ситуации отводится надлежащему государственному и общественному контролю за предупреждением преступности.
По данным официального сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации за январь-март 2017 года выявлено 495207 преступлений, за 2016 год - 2160063, за 2015 год 2388476, за 2014 год - 2190578 преступлений . В Пензенской области, по данным того же официального сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации за январь-март 2017 года выявлено 2849 преступлений, за 2016 год - 12319, за 2015 год - 13818, за 2014 год - 13420 преступлений.
Определяющее место в системе правоохранительных органов занимает полиция, которая призвана сыграть определяющую роль в коренном улучшении использования антикриминогенного потенциала правоохранительных органов.
К числу важных задач, вопросов, требующих своего решения, относится рассмотрение криминологических проблем деятельности полиции по предупреждению преступности, что и послужила основанием выбора темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предупреждения преступности в результате осуществления полицией своих функций.
Предметом исследования являются теоретические основы, механизм, содержание и формы предупредительного воздействия полиции на преступность и ее причинный комплекс.
Цель и задачи исследования. В качестве приоритетной цели проведенного исследования является получение и систематизация новых криминологических знаний о теории и практике становления и развития системы предупреждения преступности в России и обосновании условий использования данного опыта в построении современной системы предупреждения преступности в условиях действия Федерального закона «О полиции».
В соответствии с поставленной целью определен круг взаимосвязанных задач, решение которых составляет существо настоящего исследования:
1. Провести исторический анализ предупреждения преступности полицией.
2. Проанализировать понятия и признаки предупреждения преступности.
3. Определить роль и место полиции в предупреждении преступности.
4. Провести анализ общесоциального предупреждения преступности органами полиции.
5. Определить роль специально-криминологического предупреждения преступности органами полиции.
6. Рассмотреть меры виктимологической профилактики преступности органами полиции.
Теоретическим проблемам предупреждения преступности сотрудниками полиции значительное внимание уделяли в своих работах: Ю.М. Антонян, В.В. Астанин, Г.Н. Борзенков, А.Н. Варыгин, Б.В. Волженкин, А.И. Гуров, А.И. Долгова, А.Э. Жалин-ский, С.М. Иншаков, П.А. Кабанов, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, H.A. Лопашенко, И.И. Лукашук, В.В. Лунеев, A.B. Наумов, B.C. Овчинский, В.И. Попов, А.И. Рарог, Г.А. Сатаров, A.A. Тер-Акопов, А.И. Чучаев, В.Е. Эминов и др.
Методологической и методической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход к исследованию проблем уголовно-правового и криминологического противодействия преступности. Диалектический метод познания сочетается с использованием сравнительно-правового и статических методов.
Нормативной базой исследования послужили общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты, уголовное законодательство Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативные акты, иные нормативные источники, касающиеся рассматриваемой проблематики.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные разработки известных ученых в области уголовного права, общей теории права, криминологии, юридической психологии, политологии и социологии и других отраслей научного знания.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что настоящая работа представляет собой междисциплинарное научное исследование криминологических проблем предупреждения преступности полицией.
Исследование представляет многофакторное изучение в единстве всех названных сложнейших междисциплинарных проблем в контексте предупреждения преступности, посредством функций полиции, с учетом мирового и зарубежного опыта.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость определяется ее новизной. Все новые данные призваны существенно дополнить и развить многие из разделов сегодняшней криминологической науки.
Практическая значимость исследования определяется ее общей направленностью на совершенствование организационных, правовых, методических и тактических основ деятельности субъектов предупреждения преступности.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование деятельности полиции по предупреждению преступности позволило сделать следующие выводы и предложения.
Установлено, что основное место в системе правоохранительных органов занимает полиция, которая играет определяющую роль антикриминогенного потенциала всех правоохранительных органов. Полиция является именно тем органом, который эффективно противостоит возникающим угрозам, а также соответствует всем социальным запросам и ожиданиям граждан нашего общества.
В масштабах настоящего исследования достаточное внимание уделяется рассмотрению проблем, связанных с предупреждением преступности полицией в процессе осуществления функций, определенных Федеральным законом «О полиции».
Для повышения эффективности деятельности полиции необходимо избавиться от несвойственных функций. Отрыв от основной функции, правоохранительной, должен быть сведен к минимуму. Необходимо продолжать работу, направленную на изменение отношения к документации, сокращение объема отчетных документов до разумного минимума. Это важно, поскольку граждане, организации, обращаясь в органы внутренних дел, отделы полиции, заинтересованы в конечном результате. Достаточно длительное время приоритет отдавался у нас отчетной документации, а не насущной проблеме человека.
Федеральный закон «О полиции» отражает новые концептуальные подходы, связанные с тем, что при оценке деятельности полиции в первую очередь учитывается общественное мнение.
Изучение моделей, форм и методов предупреждения преступности, используемых в зарубежных странах, позволяют сделать вывод о постоянном движении к реализации в этой деятельности принципов системности, адекватного обеспечения, гуманизма и участия всех членов общества.
Для достижения целей предупреждения преступности выявлены наиболее значимые функции полиции: прием и регистрация заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях; выявление причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, прием в пределах своих полномочий мер по их устранению; выявление лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы; обеспечение безопасности граждан и общественный порядок. Наряду с криминальными функциями полиция выполняет и не криминальные функции, а именно проведение мероприятий по поиску пропавших лиц, детей, проблемами семьи, охраной правопорядка во время массовых шествий, митингов и собраний. Затрудняет работу полиции отсутствие в законе аналитических обязанностей, нет указания на изучение латентных деяний.
Специфика предупреждения преступности полицией определяется ее научным изучением в конкретных условиях места и времени, пространственных и временных границах, в связи с этим важное значение имеют комплексные программы по предупреждению преступности, на основе которых можно сформулировать единую общегосударственную политику в предупреждении преступности, эффективно осуществлять взаимодействие, координацию и субординацию участвующих в реализации программ субъектов, повысить оперативность мероприятий по предупреждению преступлений и укреплению общественного порядка.
Специально-криминологическое предупреждение преступности сотрудниками полиции представляет собой социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям общественной морали и законности специальных методов и приемов, знаний и навыков регулирования социальных отношений в целях ликвидации тех их отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений.
В практической деятельности полиции широко пропагандируется тезис о том, что преступления совершаются чаще тогда, когда преступник встречает неохраняемую жертву или объект, что указывает на то, что превентивные меры должны быть направлены либо на преступника, либо на систему безопасности, либо на потенциальную жертву. Особое место должно быть отведено охранительному предупреждению и целенаправленной работе с населением, направленной на его самозащиту.
В настоящее время организации эффективного противодействия эффективного противодействия криминальным процессам препятствует отсутствие на федеральном уровне законодательного акта, регулирующего вопросы организации системы профилактики правонарушений. Отсутствует комплексный подход к решению этого вопроса. Существует две проблемы: во-первых, есть регионы, где нет отдельных законов по профилактике, а во- вторых, отсутствует единообразие и системность правового закрепления основ профилактической деятельности.
Сегодня в субъектах Российской Федерации практически сформированы и действуют системы профилактики преступности. Принято более 130 региональных законов, которые регулируют их деятельность, чаще всего профилактика осуществляется на основе комплексных целевых программ.
Требует скорейшего принятия закона на федеральном уровне, который путем скоординированных и объединенным единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных мер, будет направлен на пропаганду позитивных жизненных ценностей, материальную, психологическую и иную адаптационную поддержку лицам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, в первую очередь, как мера общесоциального предупреждения преступности.
Необходимо в целях совершенствования деятельности полиции выработать в конкретные правовые нормы в Законе «О полиции», позволяющие регистрировать не только обращения граждан о проиществиях граждан с признаками преступления, но и те деяния, которые не влекут привлечения к уголовной ответственности, но подлежащие обязательному учету; установить возможный уровень латентной преступности, чтобы отразить ее реальное состояние и определить объем работы полиции и реальность выполнения задач по обеспечению безопасности граждан.
Также к совершенствованию правовых мер следует отнести - разработку конкретных мер в Законе «О полиции» по оптимизации предупреждения преступности сотрудниками полиции в соответствующих подразделениях.
1. О гражданских и политических правах : международный пакт // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - №12. - Ст.279.
2. Российская Федерация. Конституция (1993) // СЗ РФ. - 1993. - № 31.
3. О полиции : федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред.от 21.07.2016) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
4. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред.от 06.07.2016) // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
5. О государственной тайне : федер. закон от 21.07.1993 № 5485-1 (ред.от 08.03.2015) // СЗ РФ. - 1997. - № 41. - Ст. 8220.
6. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест
лишения свободы : федер. закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред.от
28.12.2013) // СЗ РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2037.
Учебная литература
7. Аврутин, Ю. Е. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин. - М.: Проспект, 2012. - 552 с.
8. Антонов, Ю. И. Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-практическое пособие / Ю.И. Антонов. - М.: Норма, 2014. - 736 с.
9. Басова, Т. Б. Уголовное право Российской Федерации. Общая и
Особенная части: учеб.пособие / Т. Б. Басова. - М.: КОНТРАКТ,
ИНФРА-М, 2013. - 704 с.
10. Блинников, В.А. Уголовное право России. Части Общая и Особенная:
учеб. пособие / В.А. Блинников. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Проспект, 2015. - 1184 с.
11. Хутов, К. М. Преступный монополизм: уголовно-политическое и
криминологическое исследование / под ред. Н.А. Лопашенко. - М.:
Волтерс Клувер, 2013. - 200 с.
Научная литература
12. Бегишев, И. Р. Ответственность за нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей/ И. Р. Бегишев // Вестник УРФО. Безопасность в информационной среде. - 2012. - № 1. - С. 15-18.
13. Благодарова, Е. Н. Мошенничество в отношении страховых компаний // Административное право. - 2016. - № 3. - С. 44 -48.
14. Брусницын, Л. В. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: анализ УПК Белоруссии, России и Украины // Российская юстиция. - 2015. - № 11. - С. 30 -34.
15. Быков, В. М. Понятие компьютерной информации как объекта
преступлений / В. М. Быков // Законность. - 2013. - № 12. - С. 37- 40.
16. Герасимов, С. П. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. - 2012. - № 2. - С. 3-7.
17. Гладких, В. И. Компьютерное мошенничество: а были ли основания его криминализации? / В. И. Гладких // Российский следователь. - 2014. - № 22. - С. 25 -31.
18. Данилова, С.И. Особенности формирования и развития профилактики преступлений, осуществляемой на стадии предварительного расследования, в советский период // История государства и права. - 2013. - № 24. - С. 35 -39.
19. Дощицын, А. Н. Ретроспективный обзор нормативного правового регулирования профилактики и противодействия преступлениям несовершеннолетних в дореволюционной России // История государства и права. - 2014. - № 11. - С. 19 -23.
20. Елин, В. М. Неправомерный доступ к компьютерной информации / В. М. Елин // Бизнес-информатика. - 2013. - № 2. - С. 70 -76.
21. Ефремова, М. А. Мошенничество с использованием электронной информации // Информационное право. - 2013. - № 4. - С. 19 -21.
22. Зайцев, О. А. Механизмы обеспечения безопасности свидетелей в Соединенных Штатах Америки / О. А. Зайцев // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2012. - № 2. - С. 21 -23.
23. Ким, Е. П. Эволюция (история развития) российского законодательства по предупреждению преступлений, совершаемых служащими органов местного самоуправления // Российская юстиция. - 2015. - № 6. - С. 32 -34.
24. Краснова, К. А. Правовые и организационные основы предупреждения преступлений против участников уголовного судопроизводства органами внутренних дел // Российский следователь. -2015. - № 22. - С. 38 -41.
25. Новик, В. И. Становление и организация органов предупреждения беспризорности и преступности несовершеннолетних в дореволюционной России и СССР // История государства и права. - 2014. - № 15. - С. 36 -39.
26. Оноколов, Ю. П. Теоретические аспекты определения понятий, связанных с предупреждением преступности / Ю. П. Оноколов // Миграционное право. - 2013. - № 3. - С. 23 - 27.
27. Скрипченко, Н. Ю. Криминологическая характеристика личности преступника и жертвы развратных действий / Н. Ю. Скрипченко // Российский следователь. - 2016. - № 24. - С. 45 - 48.
28. Суворова, Ю. В. Система, принципы и цели административных наказаний // Российская юстиция. - 2012. - № 12. - С. 14 -19.
29. Терюков, Е. О. Проблемы применения временного запрета как меры обеспечения производства по административным делам в области строительства, влекущим наказание в виде административного приостановления деятельности / Е. О. Терюков // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 11. - С. 48 -53.
30. Хвастунов, К. В. Отличия мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях от иных мер административно- правового принуждения / К. В. Хвастунов // Научный вестник Уральской академии государственной службы. - 2016. - № 5. - С. 52
- 60.
31. Хохрин, С. А. Предупреждение пенитенциарной преступности: проблемы и пути решения / С. А. Хохрин // Журнал российского права.
- 2016. - № 3. - С. 122 - 128.
32. Черкашин, А. В. Основные инструменты правового воздействия на общественные отношения в целях предупреждения и раскрытия насильственных преступлений сексуального характера в отношении малолетних // Современное право. - 2016. - № 6. - С. 90 -95.
33. Эскиндаров, М. А. Систематизация мер государственного
принуждения как фактор устойчивого развития финансово-экономической деятельности // Финансовое право и управление. -
2015 - № 2. - С. 110 -113.
34. Яшин, А. В. Криминологические особенности системы преступлений против участников уголовного судопроизводства // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 2. - С. 237 -240.
Иные источники
35. Официальный сайт МВД -https://mvd.ru/