Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПУТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СЕНТЕЗА У Дошкольников С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Работа №161712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Научно-теоретические представления о формировании
фонематических процессов 7
1.2. Особенности речевого развития детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи 17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико­фонематическим недоразвитием речи 20
Глава II. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Организация констатирующего исследования 22
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования 28
Глава III. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
3.1. Организация формирующего эксперимента 42
3.2. Содержание формирующего эксперимента 48
3.3. Результаты экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО.
В современной школе принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Это означает, что детей знакомят сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.
По данным многих исследователей, основная трудность, которую испытывают дети при выделении составных элементов слова, заключается в неумении услышать в нем гласные звуки, а также отделить гласные от согласных.
По мнению Д.Б. Эльконина, этому способствует слоговая система артикуляции русского языка, при которой, деля слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.
При обучении как чтению, так и письму исходным процессом является звуковой (или фонематический) анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Прочитать слово - значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не улавливает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков, входящих в его состав.
Дети, имеющие проблемы в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают особые трудности при звуковом анализе и синтезе. Степень их выраженности может быть разной: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить их количество, последовательность или позицию в слове.
В свою очередь звуковой анализ и синтез у дошкольника с нарушением речи не возможен без тонких акустико-артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка, то есть звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.
Немаловажно и то, что четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении (С. Бернштейн, Н.Х. Швачкин).
Проблемой изучения фонематических процессов занимались Р.М. Боскис, А.Н. Гвоздев, О.Б. Иншакова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие. Несмотря на то, что накоплено уже немало экспериментальной и методической литературы, изучение развития фонематических процессов (в том числе фонематического анализа и синтеза) у дошкольников с ФФНР по-прежнему остается актуальным, так как их несформированность занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста, что проявляется в виде стойких фонематических дисграфий и дислексий.
Гипотеза:
1. У дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности фонематического анализа и синтеза;
2. Логопедическая работа по коррекции фонематического анализа и синтеза будет способствовать своевременному овладению навыками чтения и письма.
Объект исследования: процессы фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Предмет исследования: система упражнений, игр, заданий по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Цель работы: выявить уровень сформированности фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ФФНР и разработать систему коррекционных упражнения по формированию данного навыка.
В соответствии с целью мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития фонематического анализа и синтеза у дошкольников при нормальном и нарушенном онтогенезе;
2. Провести экспериментальное изучение состояния
фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико­фонематическим недоразвитием;
3. По результатам обследования разработать систему упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием и провести коррекционную работу;
4. Проанализировать полученные результаты до и после проведения коррекционной работы.
Методы исследования:
• анализ логопедической, лингвистической и педагогической литературы;
• констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;
• количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы:
1 глава - теоретический обзор литературы;
2 глава - раскрытие цели, задач, структуры, содержания и результатов констатирующего эксперимента;
3 глава - содержит методику логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР и результаты контрольного эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования подобранных и систематизированных нами игр и заданий, направленных на коррекцию фонематического анализа и синтеза в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе была рассмотрена актуальная в настоящее время проблема формирования звукового анализа и синтеза у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе систематической работы по развитию фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза.
В первой главе были рассмотрены теоретические представления о фонематической системе языка и ее развитие в онтогенезе, на основе классификации Р.Е. Левиной дана характеристика детей с фонетико­фонематическим недоразвитием речи.
Во второй главе в ходе экспериментального изучения мы выяснили, что у дошкольников с ФФНР отмечается низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза, который характеризуется неспособностью выделить первый и последний звук в слове, определить место звука в слове (начало, середина, конец), провести последовательный и количественный анализ звуков в слове и т.д.
В соответствии с этим определилась необходимость проведения формирующего эксперимента. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, логопедическая работа проводилась в следующей последовательности:
• выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове;
• определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец);
• определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
В процессе формирующего эксперимента нами проверена система упражнений и игровых заданий, направленных на коррекцию фонематического анализа и синтеза.
С целью определения эффективности предложенных заданий был проведен контрольный эксперимент. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что многие дети научились определять место звука в слове (начало, середина, конец), определять последовательность звуков и их количество, составлять слово из заданных звуков, т.е. овладели навыками фонематического анализа и синтеза. Как следствие этого многие дети научились читать по слогам.
Таким образом, проведенная коррекционная работа показала свою эффективность при формировании навыка фонематического анализа и синтеза, а поставленная в начале эксперимента гипотеза подтвердилась.


1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 331 с.
2. Бельтюков, В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе. / В.И. Бельтюков. // Вопросы психологии. - 1984. - №8. - с. 141.
3. Ванюхина, Г.А. Речецветик. / Г.А. Ванюхина. - Екатеринбург: Старсо, 1993. - 136 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 1961. - 472 с.
5. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. / А.Н. Гвоздев. - М.: Акцидент, 1995. - 64 с.
6. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов. / А.М. Горчакова. // Логопедия. - 2003. - №1-2. - С. 28-30.
7. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
8. Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64с.
9. Жинкин, Н.И. Механизмы речи. / Н.И. Жинкин. - М.: Академия педагогических наук, 1958. - 365 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. / Н.С. Жукова. //Учеб.-метод. пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
11. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. / Л.Е. Журова. - М.: Педагогика, 1978. - 161 с.
12. Ильина, Т.Г. Игровой букварь для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Обучение чтению по методике Г.А. Каше / Т.Г. Ильина.
• М.: Издательство ГНОМ, 2015. - 176 с.
13. Игры в логопедической работе с детьми. // Под ред. Селиверстова В.Л.
• М., 1974. - 211 с.
14. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
15. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно­методическое пособие. / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ