Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения влияния виртуальных социальных сетей на духовно-нравственное развитие обучающихся высшей школы 10
1.1 Духовность и нравственность в современной науке и 10
философии
1.2 Духовно-нравственное воспитание 19
1.3 Особенности и риски киберсоциализации 23
1.4 Виртуальные социальные сети и духовно-нравственное
развитие молодежи 34
Глава 2 Влияние виртуальных социальных сетей на духовнонравственное развитие обучающихся высшей школы 45
2.1 Виртуальные социальные сети в жизни студентов 45
2.2 Описание и анализ результатов констатирующего 59 эксперимента
2.3 Работа по профилактике негативного воздействия
виртуальных социальных сетей на духовно-нравственное развитие студентов ПДС (формирующий эксперимент) 72
2.4 Результаты контрольного эксперимента 84
Заключение 90
Список использованных источников 95
Приложения 101
Актуальность темы исследования. Мы наблюдаем активное становление информационного общества и формирование нового поколения людей с совершенно новым типом сознания, который можно назвать цифровым (постмиллениалов). Среди факторов социализации несовершеннолетних, их личностного, когнитивного, духовно - нравственного развития если не доминирующую, то важную роль, играет интернет как глобальная информационно-коммуникационная сеть. Интернет как фактор социализации несовершеннолетних характеризуется неоднозначностью, что можно объяснить противоречивостью феномена техники, частью которого является «мировая паутина».
Значимый сегмент интернет-пространства составляют виртуальные социальные сети, которые стремительно вошли в нашу жизнь и заняли в ней прочное место, позволив общаться, делиться эмоциями, мыслями, идеями, знаниями, транслировать свое мировоззрение вовне, объективировать содержание сферы сознания. Сеть позволяет почувствовать себя заметным, репрезентировать себя и свои достижения, значимые события в жизни, интересные факты из повседневной жизни.
Виртуальная социальная сеть делает более доступным создание персонального профиля и виртуальные социальные отношения. Для большей части интернет-пользователей по всему миру виртуальные социальные сети стали нормальным атрибутом повседневности. В таких сетях осуществляется поиск и установление виртуальных контактов со старыми друзьями и знакомыми, расширение деловых контактов, интернет-знакомства, общение, обмен информацией на личные и деловые темы, обмен опытом, поиск профессиональных связей и так далее, нахождение групп по интересам, самовыражение и самореализация.
Виртуальные социальные сети, выступая элементом киберпространства Интернет, оказывают влияние на сознание членов информационного 4
общества. Как неотъемлемый атрибут информационного общества формируют особое коммуникативное пространство, общение в котором имеет свои особенности и отличия от общения в физической реальности. Значение виртуальных социальных сетей в обществе неоднозначно. С одной стороны, данная форма интернет-коммуникаций позволяет значительно уплотняет и интенсифицирует коммуникативно-информационные потоки в обществе, что во многом способствует установлению и упрочению социальных связей между людьми и социальными группами. С другой стороны, виртуальное общение в социальных сетях качественно отличается от общения реального, является менее регулируемым и контролируемым, что создает множественные риски негативного влияния социальных сетей на духовно-ценностную сферу студенческой молодежи в силу особенностей данной социальной группы. Ведь именно от характера духовнонравственного развития нынешних студентов зависит их нравственное сознание и духовное развитие в дальнейшем, и тем самым духовное состояние общества.
Степень разработанности темы исследования. Философские и психологические основания духовности и нравственности представлены в трудах И. Канта, К. Ясперса, Н.А. Бердяева, М.К. Мамардашвили, В. В. Занкова, Д. А. Леонтьева и других.
Проблемы духовно-нравственного воспитания и развития рассматривались в работах таких авторов, как М. В. Головушкина, М. А. Дьячкова, О. А. Лапина, Т. В. Косолапова, В. М. Меньшикова,
A. А. Мелконян, Л. А. Сериковой и других.
Интернет как фактор социализации анализируется в работах
B. А. Плешакова в рамках теории киберсоциализации. Также данная проблему изучали М.С. Чванова, М.С. Анурьева, И.А. Киселева, Т. В. Обидина, Н. К. Слепцова и другие.
Однако, в имеющихся теоретических исследованиях и практике недостаточно внимания уделяется предотвращению негативного влияния 5
виртуальных социальных сетей на духовно-нравственное развития обучающихся высшей школы.
Проблема исследования состоит, таким образом, в противоречии между важностью формирования духовно-нравственного облика обучаюшихся высшей школы вследствие множественных рисков негативного влияния виртуальных социальных сетей на моральное сознание пользователей и недостаточной разработанностью форм и средств проведения подобной работы в высших учебных заведениях.
Цель исследования - системное представление о влиянии виртуальных социальных сетей на духовно-нравственное развитие студентов.
Объект исследования - духовно-нравственное развитие как аспект социализации обучающихся высшей школы.
Предмет исследования - качественные и количественные характеристики влияния виртуальных социальных сетей на духовнонравственное развитие обучающихся высшей школы.
Гипотеза: виртуальные социальные сети как фактор духовно
нравственного развития обладают разнонаправленным потенциалом, что необходимо учитывать в социально-педагогической профилактике негативного влияния цифрового медиапространства на обучающихся высшей школы.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать понятия «духовность» и «нравственность» в современной науке и философии;
2) раскрыть понятие духовно-нравственного воспитания;
3) рассмотреть особенности и риски киберсоциализации;
4) сформировать представление о виртуальных социальных сетях как факторе духовно-нравственного развития молодежи;
5) провести исследование роли виртуальных социальных сетей в жизни студентов;
6) исследовать особенности влияния виртуальных социальных сетей на духовно-нравственное развитие обучающихся высшей школы методом констатирующего эксперимента;
7) провести работу по оптимизации влияния виртуальных социальных сетей на духовно-нравственное развитие обучающихся высшей школы методом формирующего эксперимента;
8) проверить эффективность разработанных рекомендаций посредством методом контрольного эксперимента.
Научная новизна исследования
В работе анализируется влияние виртуальных социальных сетей на духовно-нравственную сферу личности, а также раскрыты особенности деятельности по оптимизации влияния социальных медиа на духовнонравственное развитие студентов на примере религиозной образовательной организации высшего образования.
Методологические и теоретические основы исследования:
• философские труды Н. А. Бердяева, М. К. Мамардашвили по проблемам духовности и нравственности;
• труды Э. Фромма, Ж.-П. Сартра и К. Ясперса по проблемам массовой культуры и духовному облику современного общества;
• теория социализации А. В. Мудрика, теория киберсоциализации В. А. Плешакова.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетный опрос, педагогический эксперимент и метод тестирования.
В исследовании были использованы следующие диагностические методики:
• Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова);
• Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца (адаптированная версия Мелконян А.А);
• Методика диагностики нравственных ориентаций (авторы Славинская И.С., Наследов А.Д., Дворецкая М.Я.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенное в работе исследование позволяет расширить представления о влиянии цифровых медиа на духовно-нравственное развитиеобучающихся высших школ.Практическая значимость исследования заключается в успешном проведении работы комплекса мероприятий по профилактике негативного воздействия социальных медиа на духовно-нравственное развитие студентов. Подобная работа (индивидуальные и групповые беседы, киноклуб, студенческие научные общества, круглые столы, импровизированные конференции и т.д.) может проводиться и в светских образовательных организациях (возможно совместно с Пензенской духовной семинарией, с учетом конфессиональной принадлежности участников из светских вузов).
Опытно-экспериментальная база исследования: исследование было проведено на базе Пензенской духовной семинарии. Испытуемыми были студенты 1-4 курсов бакалавриата (17-21 лет) в количестве 31 человека (обучающиеся по образовательной программе 48.03.01 Теология).
Основные положения (результаты) исследования:
1. Духовно-нравственное развитие обучающихся высшей школы зависит от множества факторов, вес большее значение из которых приобретают виртуальные социальные сети как аспект повседневной жизни поколения «зумеров» (рожденных в XXI веке в эпоху цифровых технологий).
2. Пребывание в виртуальных социальных сетях сопряжено с целым рядом противоречий и рисков, основным из которых, по нашему мнению, является слабая контролируемость и, как следствие, стихийный характер цифровой социализации, аспектом которой является духовно-нравственное развитие.
3. Проведенное методом анкетирования предварительное исследование показало, что студенты как светских, так и духовных вузов значительное время проводят в виртуальном пространстве социальных медиа. При этом, потребности, реализуемые в социальных сетях студентами светского вуза, отличаются от потребностей, которые реализуют в пространстве социальных медиа студенты духовной образовательной организации. Если у первых на первом месте общение и развлечения, то среди вторых приоритетным значением поиск знаний, в том числе и необходимых для обучения.
4. Проведенный констатирующий эксперимент дал все основания полагать, что среди обучающихся Пензенской духовной семинарии, активно пользующихся виртуальными социальными сетями, духовно-нравственные ориентации сформированы на среднем уровне и выше. При этом, студенты в ходе опроса показали свое понимание возможных рисков негативного влияния социальных медиа на духовно-нравственное развитие их сверстников.
5. Реализованные в ходе воспитательной работы в Пензенской духовной семинарии мероприятия, направленные на снижение рисков негативного влияния социальных медиа на духовно-нравственное развитие обучающихся показали свою действенность, так как повторное тестирование в ходе формирующего эксперимента показало положительную динамику в формировании и развитии духовно-нравственных ориентаций.
Структура магистерской диссертации соответствует логике, содержанию и результатам исследования и состоит из введения, двух глав по четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Апробация результатов диссертации
Материалы исследования докладывались на следующих конференциях:
1. III Международная научно-практическая конференция «Христианство и педагогика: история и современность (г. Пенза: ПДС, 5-6 ноября 2019 г.).
2. Межкультурный молодежный форум «Границы моего языка - границы моей Вселенной» (Пенза: ПГАУ, 2019).
3. II Международная научно-практическая конференция «Военнополитическая работа в Вооружённых Силах Российской Федерации» (г. Пенза, 28-29 ноября 2019 г.).
4. III Международная научно-практическая конференция «Военнополитическая работа в Вооружённых Силах Российской Федерации» (г. Пенза, 28-29 ноября 2020 г.).
Публикации:
1. Антипов М. А. Социализация и духовно-нравственное развитие несовершеннолетних в условиях становления информационного общества //Пенза: Пензенская духовная семинария, 2019 - 150 с.
2. Антипов М. А. Поколения X, Y, Z в пространстве современной
культуры //- 176 с. - с. 4-8.
3. Антипов М. А. Клиповое мышление как фактор развития современного образования // Драгомировские образовательные чтения: сб. науч. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. «Военнополитическая работа в Вооружённых Силах Российской Федерации» (г. Пенза, 28-29 ноября 2019 г.) / отв. ред. И.И. Грачёв.- Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. - Вып. 2. - 326 с. с. 16-18
4. Антипов М. А. Особенности духовно-нравственного развития и воспитания поколения Z // Драгомировские образовательные чтения. Сборник научных статей по материалам III Международной научнопрактической конференции. / Отв. редактор И.И. Грачёв. Пенза, 2020. С. 1215.
Магистерская диссертация включает введение, две главы по четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложения.
Как указывает Т. Адорно, «приносит ли современная техника, в конечном счете, пользу или вред человечеству, зависит не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она используется обществом», что она ... «не является делом доброй или злой воли, а зависит от объективных структур общества в целом» [1, с. 365].
Интернет в силу своей виртуальности, а значит порождаемости активностью человека, а конкретно двух групп людей - специалистов в сфере информационных технологий, разрабатывающих и обслуживающих работу мировой паутины, и множества пользователей социальных сетей, геймеров, стримеров, блогеров и тому подобных активистов интернета - во многом отражает нашу сущность - противоречивую и поэтому до конца не раскрытую.
Любая техническая инновация, изобретение, открытие означают преобразование во внешней среде, но не в самом человеке, и поэтому применение его на практике может иметь различный характер в плане влияния на отдельных индивидов, социальные группы или все общество в целом, полюса которого можно обозначить с точки зрения прагматизма пользу и вред, гедонизма - наслаждение и страдание, эвдемонизма - счастье и несчастье, рационализма - разумность и неразумность, экзистенциализма - свободу и ее отсутствие и т.д. При этом, чем больше масштаб нововведения, тем шире и интенсивнее эффект от его внедрения в социальной жизни.
Но делает ли интернет нас более свободными или нет, решить однозначно нельзя, так как поиски ответа приведут разум к очередной развилке - антиномии: с одной стороны, ответить можно утвердительно, а с другой, совершенно противоположным образом, что с точки зрения логики недопустимо. Я считаю, причина в некорректной постановке вопроса, который следует формулировать с учетом того, что творцом и пользователем
интернета, как и любой иной технологии, является человек, и он же, и только он выступает носителем свободы или несвободы, или говоря по-другому, свобода проявляется в деятельности человека, в его взаимодействии с миром, материальном и духовном освоении реальности. Поэтому вопрос будет таким: делает ли человек посредством возможностей, предоставляемых интернетом, свободнее себя и других? И здесь ответ будет строиться из ставшего если не априорным, то аксиоматическим тезиса о противоречивости природы homo sapiens sapiens.
Так, и интернет выразил стремление его создателей к свободе, понимаемой прежде всего как безграничная свобода мысли и слова, к беспредельным возможностям выражать свое мнение, формулировать собственную идеологию, обмениваться информацией с другими пользователями по всему миру. И многими он так использовался и используется достаточно эффективно в силу всеохватности, сетевого принципа коммуникации, стирания физических пространственных границ.
Но эта же самая глобальная паутина и ее упомянутые преимущества служат удобным и эффективным плацдармом для манипуляций массовым сознанием, распространения экстремистских и крайне националистических идей, псевдорелигиозных систем и культов, пропаганды квазиценностей, противоречащих традиционной морали и национальным культурам, лживых идеалов массовой вестернизированной культуры и т.д.
В данном случае речь идет об отправителях информации (если исходить из схемы коммуникации отправитель - получатель), но в отличие от радио и телевидения, интернет в наибольшей степени интерактивен, то есть каждый пользователь может и получать информацию и отправлять. И с данной стороны, использование сети зависит от мотивов, которые преследует «информатор», уровня его морального и правового сознания, психоэмоционального состояния, мировоззрения и многих других черт его как личности. Со стороны же получателей информации - реципиентов - эффект от нахождения в виртуальном пространстве интернет во многом 92
зависит от уровня информационной культуры, способности к сознательной фильтрации контента (содержания сайтов и аккаунтов в социальных сетях) на основе общей эрудированности, критического мышления, здорового скептицизма, эстетического чувства, нравственной и правовой культуры, сформированной личностной идентичности, адекватности мировоззрения и т.д.
Интернет сам по себе нейтрален, как нейтрально, например, расщепление атома, но когда в свои руки что-либо берет человек, все зависит во многом от него, ведь именно антропогенный фактор лежит в основе большинства глобальных проблем, и человеческий фактор играет решающую в поломках техники, обрушении и разрушении строений и зданий, авариях на экологически опасных объектах, крушении самолетов и поездов, затоплении кораблей, автомобильных авариях.
С интернетом, конечно, не все так фатально, но опосредованно он может служить одним из средств, ведущих к насилию и гибели невинных жителей тех или иных стран, когда, например, через социальные сети, происходят провокации с целью накалить межэтнические и межконфессиональные отношения до предела, вызвав тем самым гражданскую войну или бархатную революцию.
Для большей части интернет-пользователей по всему миру виртуальные социальные сети стали нормальным атрибутом
повседневности. В таких сетях осуществляется поиск и установление виртуальных контактов со старыми друзьями и знакомыми, расширение деловых контактов, интернет-знакомства, общение, обмен информацией на личные и деловые темы, обмен опытом, поиск профессиональных связей и так далее, нахождение групп по интересам, самовыражение и самореализация. Виртуальная социальная сеть делает более доступным создание персонального профиля и виртуальные социальные отношения.
Это делает их значимым фактором социализации студенческой молодежи. При этом, под социализацией в виртуальных социальных сетях 93
мы понимаем процесс творчески-избирательного активного освоения индивидом представленного в цифровой среде социальных медиа социокультурного опыта, эклектичного множества коллективно (со стороны социальных групп, институтов и организаций) и индивидуально (со стороны владельцев персональных аккаунтов) транслируемых ценностей и смыслов, в ходе которого происходят трансформации как самого индивида, так и самой электронной среды под влиянием его активности.
Медиа, прежде всего электронные медиа, распространяют в большей степени ценности массовой культуры, хотя интернет и социальные сети позволяют заявлять о себе в информационном пространстве и носителям иных типов аксиологии, и транслировать свое мировосприятие и миропонимание множеству пользователей практически по всему миру. Интернет перегружен разнообразной и несистематизированной, разрозненной информацией, найти в массивах которой нужные и ценные знаний представляется затруднительным для многих пользователей.
Анализ результатов проведенного опроса позволил сделать следующие выводы.
1. Абсолютная приоритетность Интернета как источника информации для студентов (им пользуются 97,6% опрошенных), а также наибольшая популярность у студентов виртуальных социальных сетей, по сравнению с другими сегментами «мировой паутины» (84,1%) указывают на их приоритетную роль в формировании установок, представлений и ценностей, чем во многом составляет содержание социализации.
2. В первую очередь, в социальных медиа студентов интересует общение и развлекательный мультимедийный контент, реализуя там соответствующие потребности - в обмене информацией, чувствами, идеями (89%) и гедонистическую (67,1%). Значимым с точки зрения социализации является то, что около половины опрошенных удовлетворяют в социальных сетях потребность в познании.
3. В социальных сетях наибольшим спросом пользуются сообщества, посвященные кино и поп-музыке, которые могут оказывать негативное социализирующее воздействие, на втором месте стоят образование и искусство, оказывающие несомненно, положительный социализирующий эффект, а также по-разному влияющие мода и стиль (однако, если рассматривать моду как инструмент массовой культуры, то это ведет к формированию консюмеристских установок, что говорит об отрицательном социализирующем эффекте). На третьем месте - популярная психология и саморазвитие, а также спорт, фитнес и здоровый образ жизни. В плане социализирующего влияния виртуальных социальных сетей данные паблики являются преимущественно положительными.
Проведенный эксперимент показал, что на фоне общей ситуации с духовно-нравственным обликом общества в целом и студенческой молодежи в частности, особенности обучающихся в светских высших учебных заведениях, результаты показанные студентами ПДС, демонстрируют качественные отличия образовательной среды духовных школ от воспитания в светских вузах.
На этапе формирующего эксперимента нами проводилась работа по укреплению и развитию духовно-нравственных установок испытуемых, а также коррекции отношения к цифровому контенту социальных медиа. Формы и методы даннйо работы включали индивидуальные и групповые беседы, заседания студенческого научного общества и киноклуба семинарии, импровизированные конференции, посвященные использованию сети Интернет и виртуальных социальных сетей.
В ходе повторной диагностики была выявлена положительная динамика в развитии духовно-нравственных ориентаций участников эксперимента, что свидетельствует о действенности проведенной нами работы.
1. Адорно Т. В. О технике и гуманизме // Философия техники в ФРГ / пер. с нем. и англ.; сост. и предисловие Ц. Г. Арзаканяна, В. Г. Горохова. М.: Прогресс, 1989. С. 364-372.
2. Аршинов В. И. Климонтович Ю. Л., Сачков Ю. В. Послесловие: Естествознание и развитие: Диалог с прошлым, настоящим и будущим // Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. С.408-422.
3. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. М.: АСТ, АСТ
Хранитель, 2006. 125 с.
4. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия
свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.
5. Бердяев Н. А. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 147-162.
6. Головушкина М. В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-osnov-duhovno- nravstvennogo-vospitaniya (дата обращения: 14.05.2020).
7. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков. М.: АСТ. 2008. 480 с.
8. Дьячкова М. А. Духовно-нравственное воспитание как
педагогическое явление // Педагогическое образование в России. 2008. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak-
pedagogicheskoe-yavlenie (дата обращения: 14.05.2020).
9. Еляков А. Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме // Социологические исследования. 2010. № 12. С.107-114.
10. Ефимова Т. В. Интернет как среда социализации современной личности // В мире научных открытий. № 5 (41). 2013. C. 195-209.
11. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-114
12. Калиновский П. Переход. Последняя болезнь, смерть и после. М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1994 г. 168 с.
13. Кант, И. Основы метафизики нравственности. - М.: Мысль, 1999. 1472 с.
14. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. 431 с.
15. Кант И. Сочинения в 6 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1965. 544 с....48