Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вышивка как элемент традиционной материальной культуры мордовского народа

Работа №161693

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Особенности вышивки мордовских женских головных уборов
1.1. Женский головной убор мордвы 9
1.2. Вышивка на головных уборах на твердой основе 13
1.3. Вышивка на мешковидных и лопастнообразных уборах 15
1.4. Вышивка на «бабань-панга» 18
Глава 2. Особенности вышивки нательных рубах
2.1. Покрой плечевой одежды 23
2.2. Вышивка нательных рубах 24
Глава 3. Методическая разработка урока
3.1. Конспект урока 40
Заключение 53
Список используемых источников и литературы 56

Актуальность.
Изучение истории мордвы не может обойти вниманием вопросы культуры. Костюм как часть культуры выполнял свои универсальные функции. Будучи уникальным маркером этнокультуры, он имел возможность транслировать информацию, что трактуется как коммуникативная функция костюма. Т.н. «безмолвная» информация выражалась через язык цвета, орнамента, качества и фактуры материала, кроя и композиции образа. Для традиционных культур всегда важно было владеть языком символов, в т.ч. костюма.
Внешний облик национального костюма мордвы является наиболее привлекательным объектом внимания в начале XXI в. В первую очередь это связано с культурной политикой Республики Мордовия, направленной на сохранение этнической памяти мордвы. С другой стороны, традиционный костюм как элемент экспозиционного комплекса важен при решении вопросов, связанных с историко-культурным туризмом. Особенно эта тема стала актуальной при работе над программой, создания историко-культурного центра «Долина древней мордвы», на территории, прилегающей к Ражкинскому могильнику II—III вв. н.э.
Однако существует проблема, которая выражается в искажениях при подаче материальных артефактов. Традиционная одежда является загадкой для современных поколений. Привить вкус к народной эстетике, декоративности и оригинальности мордовской народной одежды нельзя без правильного формирования комплекса костюма. А это под силу только редким знатокам.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является традиционный женский костюм мордвы.
Предметом работы мы выбрали декоративный аспект костюма, а именно орнамент вышивки двух групп предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят головные уборы, а во вторую нательные рубахи и распашная одежда, в которых использовалась вышивка.
Хронологические рамки работы охватывают период с конца XVIII в., когда началось изучение традиционной одежды мордвы по начало XX в.
Историография проблемы. Изучение традиционной одежды мордвы началось в конце XVIII в. Первые подробные сведения об одежде мокши и эрзи XVIII в. можно обнаружить в трудах ученых-путешественников П.С. Палласа, И.Г. Георги, И. И. Лепехина. Обратив внимание на локальные отличия в костюме мордвы эрзи и мокши, они дали описания некоторых половозрастных особенностей мордовской женской одежды, отдельных элементов костюма девушек, молодых и пожилых замужних женщин, зажиточных и бедных.
XIX в. - век роста интереса к традиционной одежде мордвы. Приведем в пример несколько исследований. Так в работе В.Н. Майнова «Очерки юридического быта мордвы» говорилось о понимании важности изучения функционирования традиционной одежды в семейной обрядности. Профессор Казанского университета И.Н. Смирнов в историко¬этнографическом очерке «Мордва» обобщил материалы о мордве, которые были собраны его предшественниками и им самим, подчеркнул, что главное отличие мокши от эрзи заключается в женском костюме...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мордовская народная вышивка как элемент материальной культуры имел свои отличительные особенности в искусстве народов нашей Родины. Эти особенности выражаются в наборе орнаментальных мотивов, композиции, технике вышивания. В орнаменте мордовской вышивки нашли широкое применение сетчатые узоры, сложные розетки построенные на основе многочисленных вариантов ромбов. Основными орнаментальными мотивами бордюров являются ромбы с продленными, продленными и загнутыми сторонами, ромбы с тремя и с большим количеством отростков на каждой из сторон. Нередки были более сложные мотивы из двух или четырех ромбов или же их частей. Орнаментальные мотивы бордюров почти всегда усложняются введением дополнительных элементов и перемычек, а также исключением отдельных элементов. Рассматривая вопросы о происхождении орнамента мордовской вышивки, невозможно не обратить к орнаменту на изделиях из твердых материалов, к шитью бисером и узорному ткачеству. Орнамент на изделиях из глины, металла, встреченных в могильниках, на городищах и селищах древней мордвы (I половина II тысячелетия н.э.), состоит из простейших геометрических мотивов: углов, крестов,
треугольников, ромбов, зигзагов, отрезков параллельных прямых, узоров типа «елочка» и т.п. Орнаментальные мотивы этих фигур можно проследить на протяжении I и II тысячелетий. Эти же геометрические узоры характерны для изделий из дерева XVIII - XX вв. Орнамент из косых крестов, ромбов и зигзагов (вышивка и шитье бисером) обнаружен и на фрагментах тканей, найденных в могильниках, охватывающих широкий диапазон: от VII в. доХУП в. Все эти простейшие орнаментальные мотивы широко распространены и в вышивках, относящихся к XIX- началу XX вв. Бытование и сохранение простейших форм геометрического орнамента на протяжении почтих двух тысячелетий вплоть до нашего времени указывают на типичность этих форм для мордвы. Зооморфные, растительные и антропоморфные мотивы мордовской вышивки также имеют аналогии в орнаментах вышивки, тканья и вязания русских , марийцев , чувашей , башкир , народов коми .
В вышивках мордвы-мокши и мордвы-эрзи, несмотря на некоторые различия в технике вышивания, в расположении вышивок на рубахах и других частях одежды, отчасти- в колорите, наблюдается сходство в составе орнаментальных мотивов, в композиции; вышивки отдельных частей одежды совпадают до мельчайших подробностей. Это обстоятельство позволяет высказать предположение о едином покрое нательной рубахи в I тыс. н.э. у древней мордвы, проживающей в пределах Волго-Окско-Сурского междуречья...


1. Георги, И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопримечательностей / И.Г. Георги. - СПб.: Императорская Академия наук, 1799. - 146 с.
2. Лепехин, И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году / И.И. Лепехин. - СПб. : Императорская Академия Наук, 1795. - 537 с.
3. Паллас, П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи / П.С. Паллас. - Спб., 1809. Ч.1. 657с.
Литература
4. Авижанская, С.А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев. - Уфа: Уфимский ИИЯЛ АН СССР, 1964. - 260 с.
5. Акимова, Т. М. Эволюция женского костюма у саратовских чувашей / Т.М. Акимова // Труды Нижне-Волжского обл. науч. об-ва краеведения. - Саратов, 1928. Вып. 35. Ч. 5. - С. 25 - 39.
6. Акимова, Т. М. Вышивка саратовских чувашей / Т.М. Акимова. - Саратов: Сарат. краевое изд-во, 1936. - 21 с.
7. Алихова, А.Е. Материальная культура средне-цнинской мордвы VIII¬XI вв / А.П. Смирнов, А.Е. Алихова. - Саранск: МКИ, 1969. - 129 с.
8. Белицер, В.Н. Народная одежда мордвы / В.Н. Белицер. - М. : Наука, 1973. - 216 с.
9. Воронина, Р.Ф. Женский головной убор средне-цнинской мордвы VIII- XI вв / Р.Ф. Воронина // Краткие сообщения Института археологии: Общероссийский археологический научный журнал. - М., 1973. - №136. - С.45 - 59.
10. Грибова, Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми /
Л.С. Грибова. - М. : Наука, 1980. - 252 с.
11. Евсевьев, М.Е. Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии / М.Е. Евсевьев. - Пт.: Новая жизнь, 1914. - 44 с.
12. Жиганов, М.Ф. К истории мордовских племен в конце 1 тысячелетия н.э. / М.Ф. Жиганов // Советская археология. - М., 1961. - № 4.
- С. 41-56.
13. Зеленин, Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и белорусов / Д.К. Зеленин // Известия Академии Наук. - М., 1933. - № 8. - С.19-28.
14. Карпова, Е.С. Старинный мордовский костюм как источник по этногенезу мордовского народа / Е.С. Карпова // Из культурного наследия народов России. - Л. : Наука, 1972. - С.208 - 220.
15. Крюкова, Т.А. Марийская вышивка / Т.А. Крюкова. - Л.:
Государственный музей этнографии народов СССР, 1952. - 197 с...30

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ