Введение 3
1 Теоретические аспекты государственной политики в сфере образования 12
1.1 Сущность государственной политики в сфере образования: цели,
задачи, необходимость, актуальность 12
1.2 Механизмы реализации государственной образовательной политики:
нормативно-правовое, организационное, кадровое, финансовое обеспечение .. 35
2 Система образования г. Долгопрудного 52
2.1 Структура и направления деятельности Управления образованием
г. Долгопрудный 52
2.2 Образовательные организации городского округа как объект управления . . 58
3. Перспективы развития системы образования в г. Долгопрудном 76
3.1 Прогноз развития системы образования г. Долгопрудного 76
3.2 Совершенствование деятельности Управления образования
г. Долгопрудного в современных условиях 83
Заключение 95
Список использованных источников 101
Приложения 111
Актуальность темы. Развитие современного общества характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. На эти изменения существенно влияют общецивилизационные трансформации, обусловленные как
глобализационными процессами, распадом и образованием новых государств, столкновением новых ценностей, быстрым развитием науки и технологий, так и существенным расширением возможностей и потребностей человека в индивидуальном, личном развитии. Динамические трансформационные процессы охватили и национальные системы образования. Большинство государств мира пришли к выводу, что именно образование является основой развития общества, нации и государства, залогом достойного будущего. Оно является определяющим фактором политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества и одновременно - стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене.
Такие оценки и выводы, прежде всего, обусловлены прямой зависимостью между развитием общества и системы образования. Поэтому статус государств в современном мире определяется не столько военным и экономическим, сколько интеллектуальным потенциалом. В тех государствах, где понимают высокое назначение на современном этапе образования, формирование и проведение государственной политики в области образования происходит именно на основе приоритетного его развития. Только та страна, где обеспечивается приоритетное развитие сфер образования и науки, сможет претендовать на достойное место в мировом сообществе, быть конкурентоспособной. Воплощение в жизнь именно таких стратегических задач крайне важны для нашего государства.
Вопросы совершенствования системы образования постоянно находятся в 3
центре внимания Президента страны В.В. Путина. Глава российского государства отмечает, что «отечественная система образования должна быть органичной частью мировой образовательной системы. Только так можно сохранить уровень, чувствовать, что происходит у партнёров, самим развивать основные направления, обмениваться информацией. В такой многообразной огромной стране, как наша, одной из центральных задач образовательной политики всегда остаётся задача обеспечения единства образовательного пространства. Её суть - сформировать общую гражданскую и культурную основу, дать каждому ребёнку равные возможности получения качественного образования. При этом на ближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель - сделать российскую школу одной из лучших в мире. Школа должна взять на себя ответственность за выбор каждым молодым человеком своей профессии. Разумеется, решить такую задачу можно только совместно с системой профессионального образования и реальным сектором экономики. Отмеченные тенденции и должны стать определяющими в основных приоритетах реализации государственной политики в данной сфере» [45]...
Исследование теоретических и практических аспектов реализации государственной образовательной политики в Российской Федерации позволяет сформулировать ряд выводов и предложений.
1) Мы рассматриваем государственную политику в области образования в
Российской Федерации как деятельность государства и его институтов, органов местного самоуправления по законодательному, финансовому,
организационному, кадровому обеспечению функционирования и развития сферы образования. Государственная политика в области образования - это составная часть (подсистема) общегосударственной политики, включая совокупность определенной системы целей, задач, принципов, программ и основных направлений деятельности органов управления образованием по их выполнению, направленных на организацию научно-методического и внедренческого сопровождения стратегии развития образования.
Государственная политика в области образования и государственное управление образованием взаимосвязаны. Государственное управление является средством (механизмом, инструментом) осуществление государственной политики в области образования.
Государственная политика в области образования в Российской Федерации определяется высшим законодательным органом, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления на основе утвержденной органами власти и одобренной общественным мнением концепции развития образования.
2) Главной стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, а также задачами геополитической конкурентоспособности России в глобальном мире. Реализация этой цели
предполагает решение следующих приоритетных задач.
Первая - обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными учреждениями (организациями).
Вторая - совершенствование структуры образовательной системы России в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
Третья - обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Четвертая - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
В целях регулирования образовательных отношений используются как общеправовые принципы, охватывающие все отрасли права, так и специальные (отраслевые) принципы, распространяющиеся только на сферу образования. В работе рассмотрен каждый из перечисленных в статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
специализированный принцип образовательного права...
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] Дата
обновления: 21.07.2014. Доступ из Справочной правовой системы
«Консультант Плюс» - 2016
2. О модельном законе «Об образовании»: постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств (Санкт-Петербург 3 апреля 1999 года № 13-8) [Электронный ресурс]. URL: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=7782 (дата обращения 10.11.2016)
3. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 03.07.2016. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016
4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 06 мая
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря
6. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы: постановление Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 61 // Собрание законодательства РФ. - 07.03.2011. - № 10. - Ст. 1377 (в ред. от 16.07.2015 г.).
7. Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации: постановление Правительства Российской
Федерации от 03.06.2013 г. № 466 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 23. - Ст. 2923
8. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: постановление Правительства РФ от 15.07.2013 г. № 594 // Собрание законодательства РФ. - 22.07.2013. - № 29. - Ст. 3971 (в ред. от 17.07.2015 г.).
9. Об осуществлении мониторинга системы образования: постановление
Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 (вместе с «Правилами
осуществления мониторинга системы образования») // Собрание законодательства РФ от 19.08.2013. - № 33. - Ст. 4378.
10. О лицензировании образовательной деятельности: постановление
Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 // Собрание законодательства РФ. 04.11.2013. - № 44. - Ст. 5764 (в ред. от 27.11.2014 г.).
11. О государственной аккредитации образовательной деятельности:
постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1039 // Собрание
законодательства РФ. 25.11.2013. - № 47. - Ст. 6118 (в ред. от 26.12.2014 г.).
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 // Собрание законодательства РФ. - 28.04.2014. - № 17. - Ст. 2058.
13. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 // Собрание законодательства РФ от 01.06.2015. - № 22. - Ст. 3232
14.О подготовке и представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования: постановление Правительства РФ от 29.06.2015 № 645 // Собрание законодательства РФ. 06.07.2015. - № 27. - Ст. 4077
15. О Плане действий по модернизации общего образования на 2011 -2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р // Собрание законодательства РФ от 13.09.2010. - № 37. - Ст. 4778...88