Введение 3
Глава 1. Теоретические основы понятия рефлексивно-ориентированных упражнений в образовательном процессе 6
1.1 Понятие рефлексивно-ориентированных упражнений в
образовательном процессе 6
1.2 Роль рефлексивно-ориентированных упражнений в обучении
иностранному языку 15
Вывод по 1-й главе 27
Глава 2. Практическая организация уроков французского языка с использованием рефлексивно-ориентированных упражнения в средней
общеобразовательной школе 29
2.1 Анализ современных УМК по обучению французскому языку с использованием рефлексивно-ориентированных упражнений 29
2.2. Дидактические материалы для обучения французскому языку
посредством рефлексивно-ориентированных упражнений 39
Вывод по 2-ой главе 50
Заключение 52
Список литературы 54
На сегодняшний день система образования в первую очередь ориентируется на психическое и личностное развитие ребенка. Главной целью современной образовательной системы стало развитие индивидуума, готового к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Чтобы достичь успеха в учебной деятельности в школе уже с младшего возраста учителям следует помогать своим ученикам, формировать способности самостоятельно мыслить, принимать обоснованные решения, оценивать свою учебную деятельность и делать умозаключения.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что, одной из главных задач школы является формирование у учеников рефлексивных умений, которое осуществляется путем использования во время процесса обучения иностранному языку рефлексивно-ориентированных упражнений. Развитие рефлексии в школьном возрасте очень актуально. Поскольку во время перехода от детства к юности происходят изменения, которые связаны с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, работы, организации взаимных отношений, осознание своего внутреннего состояния, чувства, волнения, контроля, а также развитие своего внутреннего мира. Всё это оказывает видимое воздействие на психофизиологические нюансы ребенка.
Также, стоит отметить, что уровень владения рефлексивными способностями в учебной, воспитательной и познавательной деятельностях определят не только эффективность обучения ребенка в последующем. Он также влияет на его способности к самоопределению в мире, выборе профессиональных предпочтений, способности чувствовать и различать внешние раздражители, способности осознавать себя самостоятельной личностью, анализировать различные пути для достижения своих целей.
Во время современного урока использование рефлексивно-ориентированных упражнений оказывает влияние на ученика, на его поведение и межличностные отношения. Как низкое, так и высокое осознание собственных недочетов и удач препятствуют ученику благополучно обучаться, вовремя различать и преодолеть сложности учебной работы.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных, так и зарубежных авторов: Г. Гегеля, Р. Декарта, И. Канта, Дж. Локка, Б. Спинозы, Н. А. Колашниковой, Б. Г. Ананьева,
Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Г. Суворовой, Л. Д. Деминой, С. Ю. Степанова, И. Н. Семенова, В. К. Зарецкого, Н. И. Гуткиной, А. В. Карпова и др.
Объект настоящего исследования - процесс организации рефлексивной деятельности учащихся на уроке иностранного языка.
Предмет исследования - использование рефлексивно¬
ориентированных упражнений и заданий, как основной способ формирования рефлексивных умений на уроке французского языка...
Одной из сложных задач методики преподавания иностранных языков является формирование у учеников способности к рефлексивному контролю своих знаний и умений. В настоящее время залогом эффективного обучения служит осознание приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, компетенция, верно, оценивать собственные достижения и возможности, а также желать необходимые умозаключения относительно личностного совершенствования.
Прежде всего, рефлексия является одним из способов, необходимых для достижения поставленных целей и задач в образовательном процессе. Умение управлять собственной деятельностью, опираясь на личностные ценности, является самой главной особенностью рефлексии. Она помогает осмыслить прошлое и предвидеть возможность повтора тех же ошибок в будущем.
В данной работе мы рассмотрели теоретические и практические основы использования рефлексивно-ориентированных упражнений на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Рефлексивно-ориентированные упражнениями в педагогике рассматриваются, по мнения Н. Г. Суворовой, как процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что составляет педагогическую ситуацию, а именно учащимися, педагогами, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, педагогическими технологиями [41].
Рефлексивные упражнения занимают одну из важнейших ролей в обучении иностранного языка, так как влияют на эмоциональное состояние ученика, степень его удовлетворенности своей учебной деятельность, личностной самоидентификации.
Рассмотрев различные классификации рефлексивно-ориентированных упражнений, мы также пришли к выводу, что их можно рассматривать на любом этапе урока.
В практической части мы провели анализ современных УМК по французского языку: УМК для 5 класса Э. М. Береговской и
Т. В. Белосельской «Французский язык», УМК для 6 класса Н. А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной «Французский язык», УМК для 7-8 классов Н. А. Селивановой и А. Ю. Шашуриной «Французский язык». Анализируя учебники, мы поставили перед собой основную задачу: проанализировать насколько активно используются рефлексивно-ориентированные упражнения в процессе обучения французскому языку в современных учебниках
В результате анализа УМК, мы пришли к выводу, что рефлексивно-ориентированные упражнения не так часто используются в обучении французскому языку. Однако каждый современный педагог в силах исправить это. Для этого мы показали на основе УМК «Синяя птица» для учащихся с 5 по 8 классы, как изменения в формулировке упражнений может сделать их рефлексивно-направленными, а также как современный учитель может разработать на основе их методический комплекс, направленный на развитие рефлексивных умений.
Разработанные материалы были апробированы в период прохождения педагогической практики в МБОУ СОШ №18 г. Пензы в 2022 г. В процессе апробации, мы пришли к выводу, что ученики активно работают с рефлексивно-ориентированными упражнениями.
Таким образом, современное образование требует рефлексивной культуры в обучении. Ему необходимо не только ориентироваться на рационализм и логику, но и также не исключать интуитивное понимание, целостности и восприятия мира, обращаться к субъективному опыту.
1. Балановский В. В. Кант versus Владимир Соловьёв: гносеология с рефлексией и без таковой // Кантовский сборник: Научный журнал. - 2011. - С. 22-37.
2. Балановский В. В. Трансцендентальная рефлексия и идеал чистого разума в работах И. Канта // Вестник БФУ им. И. Канта. Серия гуманитарные науки (история, философия, политология, социология). - 2014. - С. 7-13.
3. Белова Ю. В. Педагогика: учебно-методическое пособие. - Саратов: Вузовское образование, 2018. - 83 с.
4. Береговская Э. М., Белосельская Т. В. Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
5. Береговская Э. М., Белосельская Т. В. Французский язык. Второй иностранный язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. - Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2004. - 216 с.
8. Бодалев А. А Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. у, н-та, 1982. - 200 с.
9. Войтко В. И. Психологический словарь. - М.: Высшая школа, 1982. - 218 с.
10. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности, учебное пособие. - М.: Рассказовъ, 2014. - 102 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл, 2005.
- 1136 с.
12. Демина Л. Д., Ральникова И. А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности : учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ,
2005. - 132 с.
13. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Как формировать самооценку школьника? - Минск: Начальная школа, 2016. - 65 с.
14. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: ИП РАН, 2004. - 421 с.
15. Кашлев С. С. Учитель как субъект эколого-педагогической деятельности. - Минск: БГПУ им. М. Танка, 1999. - 143 с...50