Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования фонематического слуха у детей с нарушением интеллекта
1.1. Механизмы восприятия звуков речи и развитие фонематического слуха в
онтогенезе 6
1.2. Речевая и психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых
детей 14
1.3. Особенности фонетико-фонематической стороны речи детей старшего
дошкольного возраста с нарушением интеллекта 17
Глава II. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
2.1. Организация и проведение констатирующего эксперимента 21
2.2. Сравнительный анализ полученных результатов 28
Глава III. Развитие фонематического слуха у старших дошкольников с нарушением интеллекта
3.1. Организация обучающего эксперимента 33
3.2. Содержание коррекционной работы 34
3.3. Результаты контрольной диагностики сформированности
фонематического слуха 46
Заключение 50
Список литературы 52
В современной логопедии традиционно считается, что овладение ребенком нормативной фонетикой языка и в норме завершается к 5-летнему возрасту. К этому же возрасту фонематический слух достигает тех критериев, которые способствуют формированию предпосылок для овладения грамотой. Однако следует помнить о нескольких обстоятельствах развития речи ребенка: сохранности и готовности определенных структур головного мозга к нормальному восприятию и последующему воспроизведению слышимой речи; речевом окружении ребенка, его интеллекте и эмоционально-волевой сфере. Особое место среди причин недоразвития фонетико-фонематической стороны речи занимают нарушения интеллекта у детей, так называемая умственная отсталость.
Нарушения речи у умственно отсталых детей являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на эффективность его обучения.
Состояние фонематического компонента речи у детей с умственной отсталостью изучалось многими авторами: Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Д.И. Орловой, Л.Г. Парамоновой, В.Г. Петровой и мн.др.
Эти авторы отмечают, что нарушения фонетико-фонематической стороны речи в специальных (коррекционных) учреждениях встречаются гораздо чаще, чем в массовых.
Среди причин большой распространенности фонетико-фонематических нарушений Л.Г. Парамонова выделяет следующие:
- несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;
- позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;
- общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики. Наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей
нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи;
Дефекты фонетико-фонематической стороны речи у умственно отсталых детей чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на письме.
Следует заметить, что в основном исследования проводились среди младших школьников. Практически не исследовались особенности фонематических процессов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Поэтому одной из задач исследования было изучение качества сформированности фонематических процессов у детей, имеющих нарушение интеллекта, старшего дошкольного возраста.
Следовательно, данная тематика остается актуальной в настоящее время, что вызывает необходимость проведения нашего исследования, целью которого является изучение фонематического слуха старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и разработка системы заданий и упражнений, направленной на его формирование и дальнейшее развитие таким образом, чтобы впоследствии недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи не препятствовало обучению грамоте и общему познавательному развитию ребенка...
Фонематический слух - это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. в норме. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Решающим фактором развития фонематического восприятия ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими.
У детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста отмечается большое количество нарушений фонематического восприятия, в основе которых лежит не одна, а целый ряд причин: недоразвитие познавательной деятельности, несформированность речеслуховой дифференциации, нарушения речевой моторики, аномалии в строении артикуляторного аппарата
Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов, различении высоты, силы, тембра голоса, дифференциации слогов и фонем.
Все эти данные подтвердились в ходе констатирующего исследования. По итогам диагностики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта мы отметили недостаточную сформированность фонематического восприятия, которая проявлялась в нарушениях кинестетического контроля и слуховой дифференциации, трудностях различения неречевых и речевых звуков, квазиомонимов, просодики голоса, дифференциации слогов и фонем, навыков элементарного звукового анализа.
На основе сделанных выводов нами была разработана система заданий и упражнений, направленная на развитие фонематического восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста, одной из задач которой стояла пропедевтическая подготовка детей к обучению грамоте.
Разработанная система заданий была апробирована в ходе обучающего эксперимента. Работа велась с соблюдением определенных этапов:
1 этап. Дифференциация смешиваемых звуков речи.
2 этап. Развитие слогового анализа и синтеза.
3 этап. Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
- Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).
- Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
По результатам обучающего эксперимента в ходе контрольной диагностики сформированности фонематических процессов нами была подтверждена эффективность данной системы и определена возможность ее применения на практике в работе коррекционных педагогов, логопедов и воспитателей, работающих с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность. Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что применение специальных заданий и упражнений позволит сформировать фонематическое восприятие у детей, предотвратить появление или снизить количество специфических ошибок в письменной речи таких учащихся при дальнейшем обучении в коррекционной школе.
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры у детей. / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 87 с.
2. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2000. - 124 с.
3. Аксенова, А.К. Формирование навыка беглого чтения у умственно отсталых учащихся / А.К. Аксенова. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 1. - С.5-10.
4. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2006. - 219 с.
5. Волынец, Е.Ю. Интегрированное логопедическое занятие по развитию речи и ритмике / Е.Ю. Волынец. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4. - С. 50-54.
6. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. / В.В. Воронкова. - М.: Просвещение, 1988. - 142 с.
7. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте . / Под ред. И.Ю. Кондратенко. - М.: Акрис, 2005. - 132 с.
8. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. / О.Е. Грибова. - М.: Гном-пресс, 2006. - 98 с.
9. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. / А.А. Катаева, В.А. Стребелева. - М.: Педагогика, 1993. - 321 с.
10. Кислова, Т.Р. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с нарушениями речи // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 54-58.
11. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. / В.В. Коноваленко. - М.: Педагогика, 1998. - 95 с.
12. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. / А.Н. Корнев. - М.: Детство-пресс, 2006. - 142 с.
13. Коробейников, И.А. Из дошкольного детства - в школьную жизнь // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 5. - С. 3-5.
14. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. / Р.И. Лалаева. - М.: Астрель, 2001. - 362 с.
15. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2003. - 295 с...30