Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика изучения площади в начальной школе

Работа №161675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие величины. Измерение величин. Виды величин 6
2. Площадь фигуры и ее измерение 11
3. Изучение понятия «площадь» в современных программах математики
в начальных классах 15
4. Формирование понятия «площадь плоской фигуры» у младших
школьников 19
5. Анализ наличия олимпиадных заданий по теме «Площадь» в
учебниках математики для начальных классов 24
6. Практическая работа (апробация), направленная на формирование
понятия «Площадь плоской фигуры» у младших школьников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46


На современном этапе изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
По различным программам в конце четвёртого класса дети должны:
□ знать таблицы единиц измерения величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерения и при решении задач;
□ знать взаимосвязь между такими величинами, как длина, ширина, периметр, площадь; и др.;
□ уметь применять эти знания к решению текстовых задач;
□ уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) [40].
Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками.
Возможно, это связано, по нашему мнению, с недостаточным развитием познавательной самостоятельной деятельности школьников по данной теме, малым количеством заданий, направленных на изучение понятия площади.
Также изучение данной темы позволяет тесно связать преподавание математики с жизнью. Учащиеся приобретают практические умения и навыки измерения, необходимые в повседневной жизни. Учатся правильно пользоваться измерительными инструментами - линейкой и рулеткой (устанавливать линейку, вести отсчет единиц измерения от нулевого деления линейки, а также от любого другого деления), палеткой.
Выше сказанное позволяет утверждать, что проблема исследования является актуальной. Однако, с нашей точки зрения, в имеющейся психолого-педагогической и методической литературе не так много материалов по теме «Методика изучения площади в начальной школе». Поэтому это определило выбор нами темы исследования.
Объект исследования - процесс изучения величин младшими школьниками на уроках математики.
Предмет исследования - процесс формирования понятия «Площадь» у младших школьников на уроках математики при изучении величин.
Целью данной работы является разработка и теоретическое обоснование системы заданий, нацеленных на формирование понятий «Площадь геометрической фигуры», «Единицы измерения площади», и соотнесение этой системы с материалом, изучаемым в начальной школе.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме исследования.
2) Изучить исходный уровень знаний и умений по теме «Площадь фигуры» у младших школьников на уроках математики.
3) Разработать содержание методических средств, направленных на формирование понятий «Площадь геометрической фигуры», «Единицы измерения площади» у младших школьников на уроках математики.
4) Апробировать рассмотренную методику изучения площади в начальных классах и проверить эффективность разработанных методических средств.
Экспериментальная база: Исследование проводилось в течение первой и второй четвертей 2016 года в 4 классе МБОУСОШ №3 г. Никольска.
Методы исследования: в исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов:
- теоретические: метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение, методы систематизации и классификации;
- эмпирические: организационные, наблюдение; тестирование, опрос (беседа).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, шести параграфов, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания работы была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме «Величины и их измерения». Были сделаны следующие выводы:
при изучении данной темы повышается качество знаний учащихся, что способствует развитию умственных действий школьников.
Изучение данной темы способствует формированию у учеников обобщений, совершенствованию целенаправленности и точности выполнения действий, воспитанию умения доводить любую работу до конца, формированию навыков самоконтроля. В ходе формирования практических умений и навыков у учащихся развиваются внимание, память, наблюдательность, совершенствуются мелкая моторика, тактильные и зрительные ощущения. Все это служит решению задач развития учебно-познавательной деятельности, личностных качеств младших школьников.
Кроме того, изучение материала темы «Величины» способствует:
а) лучшему пониманию закономерностей десятичной системы счисления (соотношение единиц измерения величин, кроме единиц измерения времени, основано на десятичной системе счисления);
б) расширению понятий арифметических действий (арифметические действия можно производить и над числами, записанными с употреблением единиц измерения величин, законы арифметических действий над числами, полученными от пересчета предметных совокупностей, остаются справедливыми и для чисел, полученных от измерения). Производя действия над числами, учащиеся закрепляют навыки предварительного анализа задания, вычленяют черты сходства и различия в действиях с различными (по виду) числами.
Также изучение данной темы позволяет тесно связать преподавание математики с жизнью. Учащиеся приобретают практические умения и навыки измерения, необходимые в повседневной жизни. Учатся правильно пользоваться измерительными инструментами - линейкой и рулеткой (устанавливать линейку, вести отсчет единиц измерения от нулевого деления линейки, а также от любого другого деления), палеткой.
Анализируя различные статьи педагогов средней и начальной школ, можно сказать о том, что выпускники больше всего испытывают затруднения при решении геометрических задач, которые предлагаются им в базовой части ЕГЭ. А эти задачи больше практического содержания, и для решения их часто нужны только знания и умения начальной школы. Отмечается также плохое умение пользоваться линейкой, изображения геометрических фигур, не говоря о черчении «от руки». Учащиеся затрудняются в выполнении заданий, где нужно использовать приём конструирования. Учащиеся часто делают ошибки при переводе одних единиц измерения площади в другие.
Изучение величин в курсе математики начальной школы имеет прикладной характер, большое значение в развитии младших школьников.



I. Анипченко, З.А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1997. - 56 с.
2. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС - 2007 г. - 455 с.
3. Белошистая, А.В., Кабанова, Н.В. Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Начальная школа. - 1990. - №9. - С. 38-45.
4. Волкова, С.Е. Математика и конструирование. 1-4 классы / Учебное издание. Серия «Школа России». - М.: Просвещение, 2015.
5. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Под ред. Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1962. - 287 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл; ЭКСМО, 2005.
- 1136 с.
7. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
8. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: МГУ, 1985. - 45 с.
9. Гусев, В.А., Орлов, В.В., Панчищина, В.А. и др. Методика обучения геометрии: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. // Под ред. Гусева В.А. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
10. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и
экспериментального психологического исследования - М.: Издательство
"Академия/Academia", 2004. - 288 с.
II. Дорофеев, Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика. 1-4 класс: Академический школьный учебник. Серия «Перспектива». - М.: Просвещение, 2015.
12. Знаменская, Е.В. Об изучении геометрического материала в 1-4 классах // Начальная школа. - 2005. - №5. - С. 75-80.
13. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Развивающее обучение. - Смоленск: Изд-во «Ассоциация XXI век», 2005. - 272 с.
14. Истомина, Н.Б. Математика. 1-4 класс: Учебники для четырёхлетней начальной школы. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г.
15. Истомина, Н.Б., Редько, З.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1 - 4 классов. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2014.
...
47 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ