Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
1.1. Понятие самосознания, его уровни и компоненты 7
1.2. Стадии формирования самосознания в ходе детского развития.
Особенности самосознания младших подростков 14
1.3. Стили семейного воспитания, их классификации 25
Выводы по Главе 1 41
Глава II. Изучение самосознания младших подростков из семей с различными нарушениями воспитания
2.1. Описание процедуры и методов исследования 42
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 47
Выводы 62
Заключение 65
Список используемых источников 67
Приложение 72
Ни один аспект психологии личности не привлекал к себе такого большого внимания, какое уделялось вопросам самосознания, самооценки и идентичности. Еще в XIX веке У. Джеймс посвятил феномену «Я» целую главу своей известной книги «Принципы психологии». В середине XX века К. Роджерс и Э.Р. Хилгард занимались вопросами самооценки. Наиболее значительная работа Э. Эриксона посвящена вопросам формирования идентичности.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований и в отечественной психологии. Общетеоретическим и методологическим аспектам изучения самосознания посвящены работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, А.Г. Спиркина, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, в которых проанализирован процесс становлении самосознания в контексте общей проблемы развития личности. Исследования по социальной перцепции А.А. Бодалева охватывают проблему связи познания других людей и самопознания. Немалый вклад в изучение этой проблемы был сделан И.С. Коном, в работах которого были синтезированы философские, социально-психологические и историко-культурные аспекты изучения самосознания.
В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс и результат познания человеком самого себя, в результате которого образуется его представление о себе как о субъекте действий и переживаний и формируется отношение к себе.
Самосознание является ведущим компонентом психологического склада личности, регулирующим деятельность и поведение человека. Оно представляет собой не сумму отдельных характеристик, а целостный образ. Это установка личности по отношению к самой себе, обладающая свойством единства, при этом не лишенная внутренних противоречий.
Многокомпонентная структура этой установки включает в себя когнитивный, аффективный и оценочно-волевой элементы. В ней взаимодействуют представления человека о своих качествах, своей сущности, отношение к себе, самооценка. Определенный уровень самосознания отражает весь ход и особенности развития индивида.
Становление самосознания превращает растущего человека в самостоятельного субъекта деятельности, способного устанавливать определенные взаимоотношения с миром.
Развивающееся самосознание в отрочестве дает качественный скачок. Благодаря такому психологическому новообразованию, как рефлексия, подросток продвигается в направлении самопознания. «Кто Я?» - основной для него вопрос, он стремится понять себя самого, осмыслить свои притязания на признание, оценить себя с точки зрения гендерной принадлежности, определить для себя значение своего прошлого и настоящего, определиться в социальном пространстве и заглянуть в будущее.
Свое начало это бурное внутриличностное движение берет в младшем подростковом возрасте. К концу подросткового возраста самосознание уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.
По мнению В.Б. Шапарь, самосознание подростка является основой формирования его умственной активности и самостоятельности в суждениях и действиях. Б. Мещеряков, В. Зинченко считают, что самосознание подростка - это осознание себя как индивидуальности. А.В. Петровский рассматривал самосознание подростка как относительно устойчивую и в определенной мере осознанную систему представлений о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми.
Психологические трудности подросткового возраста в значительной степени связаны с высокой степенью расхождения между такими компонентами Я-концепции, как реальное и идеальное Я.
По мысли Л.С. Выготского, развитие самосознания, как никакая другая сторона психической жизни, зависит от содержания окружающей человека среды.
...
Самосознание является ведущим компонентом психологического склада личности, регулирующим деятельность и поведение человека. Становление самосознания превращает растущего человека в самостоятельного субъекта деятельности, способного устанавливать определенные взаимоотношения с миром.
Развивающееся самосознание в отрочестве дает качественный скачок. Благодаря такому психологическому новообразованию, как рефлексия, подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого, осмыслить свои притязания на признание, оценить себя с точки зрения гендерной принадлежности, определить для себя значение своего прошлого и настоящего, определиться в социальном пространстве и заглянуть в будущее.
Это бурное внутриличностное движение берет свое начало в младшем подростковом возрасте. К концу подросткового возраста самосознание уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности.
По мысли Л.С. Выготского, развитие самосознания, как никакая другая сторона психической жизни, зависит от содержания окружающей человека среды. Наибольшее влияние на развитие самосознания растущего человека оказывает семья. Его самосознание изначально проистекает из отношения близких людей и родительской концепции воспитания. Осознание им того, насколько он успешно справляется с трудностями, утверждает свое «Я» в группе сверстников, насколько уровень его притязаний соответствует его возможностям - все это в значительной степени определяется родительским отношением. Именно оно задает направление формирования качества самооценки и самоотношения подростка. Вопрос о том, как влияют различные нарушения воспитания на формирование самоотношения подростка и стало предметом проведенного исследования.
Полученные в ходе исследования результаты указывают на особенности самосознания подростков из семей с разными нарушениями воспитания, которые проявляются в показателях самооценки, уровне притязаний, в отношении подростков к своему прошлому, настоящему и будущему и в уровне самоуважения.
В заключении следует отметить, что с учетом небольшого числа испытуемых полученные результаты носят предварительный характер. При изучении особенностей стилей семейного воспитания число сочетаний различных нарушений оказалось достаточно велико, поэтому для того, чтобы сделать более уверенные выводы о влиянии стиля семейного воспитания на разные аспекты самосознания, необходимо продолжить исследование на более репрезентативной выборке.
Полученные диагностические данные могут быть использованы в работе педагога-психолога с подростками и их родителями по проблемам личностного развития школьников данной возрастной категории.
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М.: Издательство Московского университета, 1984. - 104 с. - URL: http://psychlib.ru/inc/(дата обращения: 22.12.2021).
4. Асмолов А.Г.Движущие силы и условия развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия.- СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
5. Бабунова Е.С. Психология семьи и семейного воспитания: учебно-метод. пособие - Москва: ФЛИНТА, 2015. - 61 с. - URL: https://e.lanbook.com/book/72620
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 2004. - URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/berns rasvitie/
7. Блос П. Психоанализ подросткового возраста: практическое пособие - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. - 273 с. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454187(дата обращения: 26.12.2021).
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна - 3-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2001. - 352 с.
9. Боулби Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - Москва: Гардарики, 2003. - 480 с.
10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Москва, 1986. - 206 c.
11. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье. Советы психотерапевта. - СПб.: Каро, 2006. - 304 с.
12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка - СПб.: Изд-во Союз, 2000. - 222 с.
13. Иванова В.В. Личностные типы сознания - URL: http://psylib.org.ua/books/ivanv01 /txt02.htm(дата обращения: 20.12.2021).
14. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
15. Как построить свое «Я». /Под. ред. Зинченко А.К., Педагогика 1993. - 136 с.
...
49 источников