Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению лексического развития детей с речевыми нарушениями
1.1. Формирование словаря ребенка в онтогенезе 7
1.2. Особенности глагольного словаря детей с ОНР 10
Глава II. Экспериментальное изучение глагольного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1. Содержание и методы констатирующего эксперимента 16
2.2. Анализ результатов проведенного эксперимента 24
Глава III. Основные направления логопедической работы по формированию глагольного словаря детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Организация формирующего эксперимента
3.2. Анализ результатов проведенного контрольного эксперимента 53
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 64
Проблема преодоления речевых нарушений у детей и выбор оптимальных путей коррекции актуальна в логопедии и приобретает большое значение в условиях непрерывного совершенствования содержания коррекционного обучение в системе дошкольного образования. В специальной педагогике, в частности в логопедии, достигнуты значительные сдвиги на пути к созданию коррекционных программ, методик, учебно¬методических, практических пособий и внедрение их в практику для обеспечения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях компенсирующего типа.
Решение проблемы развития речи дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) имеет особое значение, так как эта патология сказывается на формировании всей психической жизни ребенка, ведь под влиянием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом.
Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи, связанные c формированием глагольного словаря. Это вызывает необходимость поиска направлений и приемов коррекционно-логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных лексико¬грамматических нарушений на уровне глагольной лексики.
Важным аспектом при изучении особенностей использования лексики детьми с общим недоразвитием речи является определение путей эффективного совершенствования системы логопедической работы по формированию глагольного словаря.
В современных условиях изучение и формирование глагольного словаря у дошкольников с ОНР является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. Чтобы ребенок мог в полном объеме овладеть связной речью, ему необходимо накопить богатый глагольный словарь. Усвоение словаря у детей наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте, поэтому этот период необходимо использовать для проведения работы по его формированию.
Новые условия совершенного овладения глаголами способствует обогащению и актуализации словаря и его грамматических форм; успешному развитию устной связной речи с параллельным повышением уровня психических процессов; коррекции личности в целом с перспективой успешной адаптации и реализации детей с ОНР в современном обществе. Разработанная система логопедического воздействия с формированием представлений о глаголах у детей может быть успешно использована в коррекционно-воспитательном процессе специальных заведений. Недостаточная сформированность предикативного словаря глагольной лексики у детей впоследствии приводит к трудностям усвоения ребенком школьной программы в будущем.
Исследование проблемы общего недоразвития речи и ее влияние на овладение детьми устной речью представлены в работах многих ученых: Ж.В. Антиповой, В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других.
В имеющихся диагностических методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко, О.Е. Грибовой глагольный словарь входит в состав лексики или лексико-грамматического строя. Однако, логопед-практик сталкивается с необходимостью подбора наглядного материала для обследования и формирования предикативной лексики в большем объеме, чем представлено.
Именно указанная проблематика вызвала актуальность выбора темы данного исследования.
Объект исследования - глагольный словарь детей дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования - направления логопедической работы по формированию глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи и определить основные направления логопедической работы по формированию предикативной лексики дошкольников в условиях педагогического процесса специальной группы общеобразовательной организации.
В соответствии с данной целью сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности формирования словаря ребенка в онтогенезе и глагольной лексики детей дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное изучение глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР в ходе констатирующего эксперимента.
3. Определить основные направления логопедической работы и провести формирующий эксперимент по развитию глагольного словаря детей дошкольного возраста с ОНР.
4. В ходе контрольного эксперимента оценить эффективность проделанной работы.
Гипотеза исследования: Учитывая этиологию и симптоматику общего недоразвития речи, а также то, что лексика является сложной речемыслительной деятельностью, овладение которой предполагает анализ, синтез, сравнение речевых единиц, а также обобщение языковых закономерностей, можно предположить, что в старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР обнаруживается своеобразие и более низкий уровень сформированности глагольной лексики и специально организованная логопедическая работа позволит вывести этот уровень на более высокую ступень.
Методологическую основу исследования составили работы Р.Е. Левиной, Г.И. Жаренковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой и др.
Методы исследования: структурно-логический анализ - для построения логики и структуры исследования; анализ и синтез - для детализации объекта исследования; теоретическое обобщение в соответствии с выбранным направлением исследования; элементы факторного логического анализа; статистический анализ - для изучения, группировки, сравнения, оценки и интерпретации фактических данных.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» с. Никульевка Пензенской области.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Общее недоразвитие речи - это нарушение формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.
ОНР является следствием комплекса причин социального и биологического характера, например: наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы (иногда легко выраженной), неблагоприятное социальное окружение, ограниченность речевого общения, различная внутриутробная патология.
В результате теоретического анализа было выявлено, что основными предпосылками формирования речи в онтогенезе являются сформированные полноценные фонематические представления, словарный запас и систематическое его обогащение, формирование умения свободно оперировать моделями синтаксических конструкций. Недостаточная их сформированность сказывается на задержке и снижении темпов развития речи детей с общим недоразвитием речи.
Для исследования особенностей глагольной лексики детей экспериментальное исследование было проведено в специальной логопедической группе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Березка» с. Никульевка Пензенской области.
Проведенное исследование было направлено на выявление особенностей глагольной лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и описание направлений коррекционно-логопедических занятий, способствующих развитию лексики у данной категории детей.
Констатирующий эксперимент основывался на известных методиках, представленных в работе в несколько адаптированном виде, с изменением лексического материала З.Е. Агранович [1], Г.А. Волкова [11], О.Е. Громова [18], О.Е. Грибова [17], Н.С. Жукова [21], О.Б. Иншакова [22], Н.В. Серебрякова [25], Е.А. Стребелева [34], Т.Б. Филичева [40, 41], Г.В. Чиркина [44], Н.Д. Шматко [46].
Программа экспериментального исследования включала в себя несколько заданий, результаты выполнения которых, подвергались количественно-качественной обработке.
Подводя итоги проведённого нами исследования, можно сформулировать следующие выводы: В ходе проведенного обследования глагольного словаря было установлено, что дети имеют средний и низкий уровень его сформированности. Все выявленные особенности и тенденции в развитии речи детей свидетельствуют о среднем и низком уровне сформированности обследуемого параметра.
Установлено, что дошкольники с общим недоразвитием речи представляют собой разнородную группу, что требует дифференцированного подхода к формированию глагольного словаря на всех этапах коррекционно-логопедической работы.
Объективность полученных результатов обследования интерпретировалась с помощью количественно-качественной оценки, которая позволила охарактеризовать разнородность группы детей с общим недоразвитием речи и реализовать в методике дифференцированный подход к формированию глагольного словаря на всех этапах коррекционно-логопедической работы.
На основе анализа совокупности литературных данных, и в соответствии с выявленными трудностями в ходе обследования, нами были обобщены методические рекомендации, направленные на формирование глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития).
Формирование глагольной лексики у детей с ОНР проводилось с учетом факторов формирования лексики по следующим общим направлениям:
• расширение объема словаря глаголов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
• уточнение значений слов-действий;
• организация семантических полей лексической системы;
• формирование семантической структуры глагола в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
• активизация словаря действий, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
• развитие синонимии и антонимии глаголов;
• развитие словообразования глаголов.
Содержание методики предполагало начинать работу по развитию предикативного словаря с глаголов движения человека и животных, глаголов, передающих эмоциональное состояние, которые отрабатывались в подвижных играх. При формировании глагольной лексики мы использовали сюжетные игры, связанные с показом и называнием конкретных действий, рассказы с иллюстрацией, игры с различными материалами (вода, песок, нитки, пуговицы, бисер, природные материалы), подвижные игры с речевым сопровождением, пальчиковый кукольный театр.
В контрольном эксперименте мы наглядно представили количественные изменения в развитии глагольного словаря у дошкольников с недоразвитием речи после проведенного обучения. Это говорит об эффективности той работы, которую мы проводили с детьми.
Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 127 с.
2. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
3. Аркин, Е.А. Дошкольный возраст / Е.А. Аркин. [Электронный
ресурс]: - М., 1948. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01005752054
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 72 с.
5. Бабина, Г.В. Нарушение формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Е.В. Белобородова, М.М. Любимова [Электронный ресурс]: - СПб., 1995. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-20.shtml
6. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2015. - 70 с.
7. Безрукова, О.А. Проблема формирования системных лексических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Безрукова // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: науч.-практ. конф., посвящен. 10-летию МГПУ, 10-11 окт. 2005 г. / Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, Фак. спец. педагогики и спец. психологии [ред. кол.: О.Г. Приходько. М.Н. Русецкая]. - М., 2005. - Т. 2. - С. 24-30.
8. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 58 с.
9. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для вузов / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
10. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов / Н.С. Валгина [и др.] ; под общ. ред. Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2011. - 528 с.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 144 с.
12. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Букдом, 2004. - 45 с.
13. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999 - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
14. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / И.Ю. Кондратенко. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961 - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
16. Глухов, В.П. Нарушения речи у детей дошкольного возраста / В.П. Глухов. - М.: Олма-пресс, 2017. - 320 с.
17. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2015. - 168 с.
18. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова. - М.: Сфера, 2013. - 176 с.
19. Добровольская, Т.А. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. Забрамной С.Д., Левченко И.Ю. // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 20003. - 320 с.
20. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. [Электронный ресурс]: - М., 1990, - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
21. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2016. - 320 с.
22. Иншакова, О.Б. Альбом логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2015. - 279 с.
23. Кобзарева, Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - Воронеж, 2001. - 92 с.
24. Кроткова, А.В. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня / А.В. Кроткова, Е.Н. Дроздова. // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 47-52.
25. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова. - СПб. Академия, 2001. - 168 с.
26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина.
[Электронный ресурс]: - М., 1968. - Режим доступа:
ййр8://уапбех.ги/8еагсЬ/?1ех1=20.%09Левина%2С+Р.Е.+Основы+теории+и+практики+логопедии+&1г=49&с11й=9582
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев.
[Электронный ресурс]: - М., 1969. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/4/0285/index.shtml
28. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 318 с.
29. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста / Г.М. Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 145 с.
30. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2015. - № 8 (43) - С. 22-27.
31. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - Ростов на Дону: ФЕНИКС, 2015. - 174 с.
32. Русланова, Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Профессии, Инструменты. - М.: Аркти, 2011. - 32 с.
33. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов / И.А. Смирнова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
34. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие: с приложением альбома / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2015. - 164 с.
35. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических
представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2013. - 47 с.
36. Туманова, Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. - М: МГПУ, 1997. - 121 с.
37. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Т.Б.Филичевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 48 с.
38. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Педагогика, 2004. - 239 с.
39. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов
пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml
40. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы
дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. [Электронный ресурс]: - М.: Просвещение, 2016. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01008996249
41. Филичева, Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ДРОФА, 2009. - 96 с.
42. Филичева, Т.Б. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты логопедических занятий / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: ДРОФА, 2014. - 160 с.
43. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря
дошкольников: кн. для логопедов, воспитателей и родителей /
И.А. Чистякова. - СПб.: Каро, 2005. - 88 с.
44. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2009. - 240 с.
45. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
46. Шматко, Н.Д. Альбом для обследования произношения дошкольников с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская - М.: Спорт, 2014. - 40 с.