Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении

Работа №161665

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы коррекции трудностей в обучении детей младшего школьного возраста путем психофизиологического метода БОС-терапии 8
1.1. Психофизиологические процессы как динамическая основа обучения 8
1.2. Психо-возрастные особенности младших школьников с
трудностями в обучении 15
1.3. Понятие психофизиологической коррекции, ее структурные компоненты 24
1.4. Психофизиологический подход к коррекции трудностей в обучении 30
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении 39
2.1. Описание процедуры и методов исследования 39
2.2. Анализ и интерпретация результатов психофизиологической
коррекции трудностей в обучении у детей 46
2.3. Рекомендации по коррекции психоэмоциональной сферы детей с
трудностями в обучении методом БОС-терапии 56
Выводы 61
Заключение 64
Список используемых источников 67
Приложения 72


В настоящее время возрастает число обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. По причинам чрезмерных эмоциональных, умственных и физических нагрузок, связанных с систематическим обучением, ребенок может автоматически оказаться с ярлыком «неуспешный» среди сверстников и педагогов. В свою очередь это может быть причиной существенного ухудшения у этих детей психосоматического здоровья и социальной адаптации. Как правило, эти факторы сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др.), которые значительно осложняют обучение. Такие дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, проблемам с концентрацией и устойчивостью внимания, склонностью к аффективным вспышкам, повышенной умственной утомляемости.
На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с трудностями в обучении актуальным считается использование инновационных методов оказания своевременной помощи данной категории детей. Одной из таких современных технологий является компьютерный метод биологической обратной связи (БОС), сущность которого заключается в обучении клиента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального приборного и программного обеспечения. Данная технология сочетает в себе как диагностику психоэмоционального состояния ребенка, так и коррекционное воздействие.
Метод БОС - это современный метод реабилитации, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью восстановления или совершенствования физиологических навыков, и представляет собой комплекс процедур, при проведении которых человеку посредством специальных технических устройств (цепи внешней обратной связи) передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма [32]. На основе полученной информации клиент под руководством инструктора с помощью специальных приемов и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию для коррекции вегетативных дисфункций.
Основная трудность заключается в том, что у большей части детей отмечаются выраженные энергетическое проблемы и это еще больше осложняет освоение школьных навыков. Задача коррекции трудностей в обучении может быть решена при выработке у обучающихся с трудностями в обучении диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) направленного на оптимизацию энергетических ресурсов и повышение бета- ритма посредством нейрофитнеса для усиления устойчивости и концентрации внимания.
Целью настоящего исследования явилось изучение эффективности психофизиологической коррекции младших школьников с трудностями в обучении с помощью технологии БОС-терапии.
Объект - психофизиологические характеристики детей с трудностями в обучении.
Предмет - психофизиологическая коррекция детей с трудностями в обучении.
Гипотеза - дети с трудностями в обучении характеризуются неблагополучием психоэмоциональной сферы, психофизиологическая коррекция которой возможна с помощью БОС-терапии. Из гипотезы можно выделить следующие положения:
- Для детей с трудностями в обучении характерны нарушение ориентировки при переходе к активной умственной деятельности, снижение скорости переработки информации, невнимательность, повышенная утомляемость, сниженный показатель дыхательной аритмии сердца.
- Психофизиологический тренинг таких характеристик как дыхательная аритмия сердца, интенсивность бета-ритма в 16 Гц диапазоне способствует оптимизации психоэмоциональной сферы у детей с трудностями в обучении.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать данные теоретических исследований психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении.
2. Разработать процедуру эмпирического исследования включающего в себя аппаратную и тестовую диагностику психофизиологических характеристик.
3. Провести анализ и интерпретацию результатов диагностического исследования.
4. Провести коррекционные мероприятия по формированию диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу ДАС-БОС-терапии и тренинги по нейрофитнесу интенсивности ритмов головного мозга.
5. Проанализировать и интерпретировать результаты повторных измерений психофизиологических характеристик.
Методологическая база:
Метод БОС как самостоятельное направление в медицине возник в 60-70-е годы ХХ века. Он основывается на отечественных и зарубежных разработках в области физиологии и исследования механизмов регуляции физиологических и развития патологических процессов, а также результатах прикладного изучения рациональных способов активации адаптивных систем мозга здорового и больного человека. Теоретические основы и методология БОС-терапии основывается на теории условных рефлексов (И.М. Сеченов и И.П. Павлов) и теории функциональных систем (П.К. Анохин) [30].
Методы и методики исследования:
Для решения поставленных задач и достижения целей работы были использованы такие методы исследования, как теоретический анализ литературы по данной проблеме, метод анализа анамнестической информации испытуемых, психофизиологический метод биологической обратной связи (БОС), тестирование, проективный метод, анкетирование, наблюдение и методы математической статистики (критерий Стьюдента и критерий Фишера).
Применялись следующие методики:
- Психофизиологические аппаратные БОС методики диагностики и коррекции дыхательной аритмии сердца, интенсивности ритмов головного мозга по программе «Нейрокор 3.1.С» [2].
- Психодиагностические методики корректурная проба «Тест Тулуз-Пьерон» и Цветовой тест Люшера (ЦТЛ) [44].
- Авторские анкеты, разработанные для оценки психоэмоционального состояния ребенка до БОС-терапии (Приложение 1) и после БОС-терапии (Приложение 2).
Практическая значимость заключается в исследовании возможностей психофизиологической коррекции детей с трудностями в обучении. Были разработаны рекомендации по коррекции психоэмоциональный сферы у детей с трудностями в обучении посредством технологии БОС-терапии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе опробирован метод психофизиологической коррекции психоэмоциональных характеристик обучающихся, чтобы решить проблемы трудностей в обучении.
База исследования - эмпирическое исследование проводилось на базе кабинета психофизиологической коррекции г. Пензы. Экспериментальную группу составили 22 ребенка, из них 15 мальчиков и 7 девочек в возрасте от 8 до 11 лет. Учащиеся разных школ города Пенза. Все дети имели стойкие трудности в обучении и были направлены неврологами для соответствующей работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время возрастает число обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучении. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству,
гиперактивности, повышенной умственной утомляемости, эмоциональной инертности и «вялости». Такие дети и составляют группу системно¬отстающих.
Образовательная сфера пользуется наработками нейробиологических наук, а именно рядом физиологических методов, обладающих диагностическими функциями и психотерапевтическим воздействием. Одним из подобных методов современных технологий является компьютерный метод биологической обратной связи (БОС), сущность которого заключается в обучении клиента управлению физиологическими функциями собственного организма с помощью специального приборного и программного обеспечения. Данная технология сочетает в себе коррекционное воздействие на психоэмоциональное состояние ребёнка, а также позволяет получить точные диагностические данные его функциональных систем.
По результатам первичной аппаратной психофизиологической диагностики и психодиагностики было выявлено для детей с трудностями в обучении характерно нарушение ориентировки при переходе к активной умственной деятельности, снижение скорости переработки информации, невнимательность, повышенная утомляемость, сниженный показатель дыхательной аритмии сердца. Всем испытуемым были рекомендованы сеансы БОС-терапии.
После общих 30 сеансов кокоррекции (15 занятий ДАС-БОС тренинга и 15 занятий ЭЭГ-БОС тренинга) было выявлено значительное улучшение в школьной жизни испытуемых. Проанализировав данные, полученные через анкеты-отзывы для родителей, можно заключить, что у большинства детей повысилась способность к физическим и эмоциональным нагрузкам, что отразилось на сокращении времени выполнения домашнего задания, произошло снижение частоты аффективных «бурь», повысилась толерантность к частотным раздражителям, улучшилась способность к более длительной концентрации внимания.
Можно говорить о том, что психофизиологическая коррекция школьников с помощью технологии БОС-терапии способствует выработке навыка управления своим состоянием, используя резервы организма, что позитивно сказывается на снижении трудностей в обучении.
Это свидетельствует о том, что все положения, выносимые на защиту, подтвердились. Действительно, для детей с трудностями в обучении характерны нарушение ориентировки при переходе к активной умственной деятельности, снижение скорости переработки информации, невнимательность, повышенная утомляемость, сниженный показатель дыхательной аритмии сердца. Психофизиологический тренинг таких характеристик как дыхательная аритмия сердца, интенсивность бета-ритма в 16 Гц диапазоне способствует оптимизации психоэмоциональной сферы у детей с трудностями в обучении.
Таким образом, гипотеза о том, что дети с трудностями в обучении характеризуются неблагополучием психоэмоциональной сферы, психофизиологическая коррекция которой возможна с помощью БОС- терапии полностью подтвердилась. Полученные результаты подтверждают актуальность использования метода БОС-терапии в коррекционной работе психоэмоционального состояния детей с трудностями в обучении.
На основании проведенного исследования, были составлены рекомендации по коррекции психоэмоционального состояния детей с трудностями в обучении. Полученные результаты исследования и рекомендации могут быть интересны в коррекционной работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении, на базе психофизиологического кабинета с использованием технологии БОС- терапии.
На основании всего исследования была опубликована статья «Коррекционные возможности ЭЭГ-БОС тренинга в работе с детьми с трудностями в обучении» по итогам научно-практической конференции «Актуализация персонального ресурса личности».



1. Антропова М.В., Манке Г.Г. Обучение с учетом психофизических особенностей подростков // Педагогика. - Педагогика. - 1993. - № 6. - С. 9-13.
2. Аппаратно-программные комплексы БОС для медицинского и немедицинского применения. - URL: https://www.biosvyaz.com
3. Асланян Е.В., Кирой В.Н., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М. Свойства нервных процессов и эффективность БОС-тренинга // Психологический журнал. -2013. - Т. 34. - № 2. - С. 108-116.
4. Асланян Е.В., Кирой В.Н., Лазуренко Д.М., Бахтин О.М., Миняева Н.Р. Спектральные характеристики ЭЭГ в динамике произвольной двигательной активности // Журнал высшей нервной деятельности. - 2014. - Т. 64. - № 2. - С. 147-158.
5. Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Трудности обучения в начальной школе. - М., 2009. - 464 с.
6. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно?. - М.: Семья и школа, 1995. - 208 с.
7. Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способы ее коррекции на начальном этапе обучения. : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. - М., 1989. - 18 с.
8. Бунькова В.С., Бухлина Л.Ю. Применение технологии БОС в коррекции детей с трудностями в обучении // Науч.-практ. электрон. журнал «Аллея Науки». - 2019. - № 1(28). - URL: https://clck.ru/35328W
9. Вайз А. Вдохновение по заказу - Попури, 2015. - 300 с.
10. Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 159 с.
11. Герасимов И.Г. Проблема понятия «функциональное состояние» в современной физиологии // Успехи физиологических наук - 2011. - Т. 42. - № 2. - С. 90-96.
12. Гордеев С.А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека // Физиология человека - 2007. - № 4. - С. 11-17.
13. Г орев А.С., Панова Е.Н. Эффективность БОС-тренинга регуляции функционального состояния в зависимости от индивидуальных психофизиологических характеристик // Физиология человека. - 2009. - T. 35. - № 4. - C. 1-8.
14. Гринь-Яценко В.А., Кропотов Ю.Д., Пономарев В.А. и др. Влияние биологической обратной связи по сенсомоторному ритму и бета- ритму ЭЭГ на параметры внимания // Физиология человека. - 2001. - № 3. - С. 5-13.
15. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец-ти 031000 «Педагогика и психология» / Под ред. И.В. Дубровиной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. [и др.]: Питер, 2004. - 588 с.
16. Дудкин К.Н., Чуева И.В., Макаров Ф.Н. Нейрофизиологические принципы формирования когнитивных функций: роль межполушарной асимметрии корковых структур головного мозга // Мат-лы конф. с междунар. участием «Функциональная асимметрия и пластичность мозга». - М., 2012. - С. 56-60.
17. Ермаков П.Н., Воробьева Е.В. Индивидуальная профильная асимметрия у близнецов и спектральные характеристики ЭЭГ при выполнении арифметического счета и вербально-ассоциативной деятельности // Российский психологический журнал. - 2010. - Т. 7. - № 1. - С. 8-24.
18. Земляная А.А., Федотчева Т.А., Федотчев А.И. Современные подходы к активизации познавательной деятельности человека // Успехи физиологических наук. - 2010. - Т. 41. - № 4. - С. 45-62.
19. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Биологическая обратная связь. - 2000. - № 3. - С. 2-9.
20. Каплан А.Я., Кочетова А.Г., Шишкин С.Л. [и др.]. Экспериментально-теоретические основания и практические реализации технологии «интерфейс мозг-компьютер» // Бюллетень сибирской медицины - 2013. - Т. 12. - № 2. - С. 21-29.
21. Кирой В.Н. Интерфейс мозг-компьютер: монография. - Ростов- н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. - 239 с.
22. Кирченко П.В. Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей посредством метода БОС // Сб. науч.-метод. трудов / Под ред. Л.А. Ястребовой. - Армавир, 2016. - С. 95-99.
23. Константинов К.В., Леонова М.К., Мирошников Д.Б., Клименко В.М. Особенности восприятия акустического образа собственной биоэлектрической активности головного мозга // Российский физиологический журнал. - 2014. - Т. 100. - № 6. - С. 710-721.
24. Кусов В.Д., Блощинский И.А. Принципы психофизиологической коррекции как основа медико-психологической реабилитации // Вестник психотерапии. - Спб: Оздоровительное учреждение «Международный институт резервных возможностей человека», 2007. - С. 89-91.
25. Лазарева О.Ю., Базанова О.М. Влияние инструкции на эффективность тренинга произвольного повышения мощности в индивидуальном высокочастотном альфа-диапазоне ЭЭГ // Бюллетень сибирской медицины - 2013. - Т. 12. - № 2. - C. 58-65.
26. Луцюк Н.В., Эйсмонт Е.В., Павленко В.Б. Модуляция внимания у здоровых детей с помощью курса сеансов обратной связи по характеристикам ЭЭГ // Нейрофизиология - 2006. - Т. 38. - № 5/6. - С. 458-465.
27. Любар Д.Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность // Биоуправление: теория и практика - 1998. - С. 142-162.
28. Панин Л.Е., Соколов В.П. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении. - Новосибирск: Наука, 1981. - 178 с.
29. Пылаева Н.М. Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
30. Сборник статей «Общие вопросы применения метода БОС». - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008. - URL: https://clck.ru/3532Rk
31. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечнососудистой систем (метод Сметанкина) // Биологическая обратная связь. - 1999. - № 1. - С. 18-29.
32. Сметанкин А.А., Ивановский Ю.В. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. - URL: http://elib.fesmu.ru/elib/Article.aspx?id=67055
33. Сороко С.И., Трубачев В.В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. - СПб.: Политехника-сервис, 2010. - 607 с.
34. Справочник педиатра / Под ред. М.Я. Студеникина. - Т.: Медицина, 2015. -654 с.
35. Столетний А.С. Взаимосвязь психологических и психофизиологических свойств личности с эффективностью ЭЭГ-БОС тренинга // Северо-Кавказкий психологический вестник - 2016. - № 14/2. - С. 19-31.
36. Столетний А.С. Психологические предикторы произвольной регуляции в условиях ЭЭГ-БОС тренинга // Северо-Кавказкий психологический вестник - 2015. - № 13/3. - С. 27-33.
37. Столетний А.С., Кирой В.Н. Психологические предикторы эффективного ЭЭГ-БОС обучения / Мат-лы Междунар. науч. конф.: в 2-х тт. - СПб.: Айсинг, 2016. - С. 107-108.
38. Терентьева В.И. Индивидуализация психологической коррекции и терапии методом биологически обратной связи // Вестник Восточно¬Сибирской открытой академии. - Красноярск: НОУ «Восточно-Сибирская открытая академия», 2013. - № 7. - 16 с.
39. Трунцева А.В. Опыт использования метода биологической обратной связи в коррекционной педагогике / Педагогический журнал. - М.: Аналитика Родис, 2016. - № 3. - С. 37-47.
40. Федотчев А.И. Стресс, его последствия для человека и современные нелекарственные подходы к их устранению // Успехи физиологических наук. - 2009. - Т. 40. - № 1. - С. 102-115.
41. Физиология системы дыхания: учебное пособие / Сост. А.Ф. Каюмова, И.Р. Габдулхакова, А.Р. Шамратова, Г.Е. Инсарова. - Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО «БГМУ Минздрава России», 2016. - 60 с.
42. Функциональные системы организма: рук-во / Под ред. К.В. Судакова. - М.: Медицина, 1987. - 432 с.
43. Эйсмонт Е.В., Алиева Т.А., Луцюк Н.В., Павленко В.Б. Применение технологии ЭЭГ-биоуправления для коррекции психоэмоционального состояния детей // Бюллетень сибирской медицины. - Томск: Изд-во СибГМУ, 2013. - Т. 12 - № 2. - С. 175-181.
44. Ясюкова Л.А. Тест Тулуз-Пьерона: оптимизация обучения и развития детей с ММД : метод. рук-во. - 7-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ИМАТОН, 2018. - 102 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ