Теория и практика инклюзивного волонтерства в социальной работе
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое осмысление опыта инклюзивного волонтерства 6
1.1 Сущность и специфика инклюзивного волонтерства 6
1.2 Опыт инклюзивного волонтерства в России и за рубежом: проблемы
и перспективы 19
Глава II. Теоретические основы применения инклюзивного волонтерства
в практике социальной работы 33
2.1 Подходы к изучению феномена инклюзивного волонтерства
в социальной работе 33
2.2 Теоретическая модель осуществления инклюзивного волонтерства
в практической социальной работе 47
Заключение 59
Список литературы
Глава I. Теоретическое осмысление опыта инклюзивного волонтерства 6
1.1 Сущность и специфика инклюзивного волонтерства 6
1.2 Опыт инклюзивного волонтерства в России и за рубежом: проблемы
и перспективы 19
Глава II. Теоретические основы применения инклюзивного волонтерства
в практике социальной работы 33
2.1 Подходы к изучению феномена инклюзивного волонтерства
в социальной работе 33
2.2 Теоретическая модель осуществления инклюзивного волонтерства
в практической социальной работе 47
Заключение 59
Список литературы
С начала XXI столетия в России активно начинает развиваться волонтерство. На сегодняшний день эта сфера занимает устойчивую позицию, становясь объектом изучения отечественных исследователей и «отдушиной» для энергичного и неравнодушного населения страны.
Волонтерство в социальной работе является ресурсом социального обслуживания, социальной технологией работы с различными категориями получателей социальных услуг. Лица с ограниченными возможностями здоровья выступают неотъемлемой категорией клиентов социальной работы, среди которой постоянно увеличивается количество нуждающихся в помощи. Инновационной практикой в работе с лицами с ограничениями стала технология инклюзивного волонтерства, которая пришла в Россию из западных стран.
Изучением специфики волонтерства и его направления - инклюзивного волонтерства - занимаются отечественные исследователи, специалисты социальной сферы: С.И. Аксенов, Е.Н. Алексеева, Я.В. Арович, Г.П. Бодренкова, В.И. Богдановская, Л.И. Быстрова, М.С. Горбулёва, Е.П. Примак, Н.В. Тарасова, Е.П. Федосова, А.Ю. Шеманов и другие. Среди западных исследователей, интересующихся данной проблематикой, можно отметить следующих: Л. Джойслин, Д. М. Кимберли, П. Скоглио, Р.А. Стеббинс, С. Дж. Шлайен.
На сегодняшний день инклюзии в целом и инклюзивному волонтерству в частности уделяется особое внимание, которое имеет тенденцию к росту. В идеале это направление видится системным и законодательно урегулированным как в теоретическом, так и практическом планах, однако реальная картина не соответствует этим идеальным представлениям.
Проблема видится в том, что практический опыт инклюзивного волонтерства передается от региона к региону, в то время как теоретическая база, необходимая для осуществления инклюзивной волонтерской деятельности, разработана недостаточно, характеризуется наличием незначительных разрозненных исследований.
Объект исследования - инклюзивное волонтерство.
Предмет исследования - теоретическая база применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы.
Цель исследования - определить теоретическую базу применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и специфику инклюзивного волонтерства;
2. Изучить опыт инклюзивного волонтерства в России и за рубежом;
3. Раскрыть подходы к изучению феномена инклюзивного волонтерства в социальной работе;
4. Разработать теоретическую модель применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе.
Гипотезы исследования:
1. Отечественная теория инклюзивного волонтерства полностью заимствована у зарубежных исследователей данного направления;
2. Теоретическая модель осуществления инклюзивного волонтерства в практической социальной работе как таковая в настоящее время отсутствует.
Теоретическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, учебно-методические пособия, научные статьи.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использован комплекс методов теоретического исследования: метод дедукции; анализ и синтез; сравнительный анализ; метод систематизации; теоретическое моделирование.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических подходов, концепций, точек зрения на инклюзивное волонтерство, в том числе в его применении в социальной работе.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретической модели применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе, специфика которой заключается в отражении ключевых компонентов планомерного процесса в рамках учреждения социального обслуживания.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в организации практической инклюзивной волонтерской деятельности, в том числе в социальной работе. Это позволит полноценно изучить феномен инклюзивного волонтерства и убедиться в необходимости его осуществления на практике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты исследования представлены в докладах на научных конференциях: ХХХ научно-практическая конференция студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава «Актуальные проблемы науки в образовании» (секция «Этические проблемы в социальной работе») (апрель, 2019 г.), научно-практическая конференция XIX Социологические чтения «Социальные практики в современном обществе» (ноябрь, 2019 г.), научно¬практическая конференция XX Социологические чтения «Проблемы войны и мира в современном социально-гуманитарном знании» (ноябрь, 2021 г.) и др.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Волонтерство в социальной работе является ресурсом социального обслуживания, социальной технологией работы с различными категориями получателей социальных услуг. Лица с ограниченными возможностями здоровья выступают неотъемлемой категорией клиентов социальной работы, среди которой постоянно увеличивается количество нуждающихся в помощи. Инновационной практикой в работе с лицами с ограничениями стала технология инклюзивного волонтерства, которая пришла в Россию из западных стран.
Изучением специфики волонтерства и его направления - инклюзивного волонтерства - занимаются отечественные исследователи, специалисты социальной сферы: С.И. Аксенов, Е.Н. Алексеева, Я.В. Арович, Г.П. Бодренкова, В.И. Богдановская, Л.И. Быстрова, М.С. Горбулёва, Е.П. Примак, Н.В. Тарасова, Е.П. Федосова, А.Ю. Шеманов и другие. Среди западных исследователей, интересующихся данной проблематикой, можно отметить следующих: Л. Джойслин, Д. М. Кимберли, П. Скоглио, Р.А. Стеббинс, С. Дж. Шлайен.
На сегодняшний день инклюзии в целом и инклюзивному волонтерству в частности уделяется особое внимание, которое имеет тенденцию к росту. В идеале это направление видится системным и законодательно урегулированным как в теоретическом, так и практическом планах, однако реальная картина не соответствует этим идеальным представлениям.
Проблема видится в том, что практический опыт инклюзивного волонтерства передается от региона к региону, в то время как теоретическая база, необходимая для осуществления инклюзивной волонтерской деятельности, разработана недостаточно, характеризуется наличием незначительных разрозненных исследований.
Объект исследования - инклюзивное волонтерство.
Предмет исследования - теоретическая база применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы.
Цель исследования - определить теоретическую базу применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть сущность и специфику инклюзивного волонтерства;
2. Изучить опыт инклюзивного волонтерства в России и за рубежом;
3. Раскрыть подходы к изучению феномена инклюзивного волонтерства в социальной работе;
4. Разработать теоретическую модель применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе.
Гипотезы исследования:
1. Отечественная теория инклюзивного волонтерства полностью заимствована у зарубежных исследователей данного направления;
2. Теоретическая модель осуществления инклюзивного волонтерства в практической социальной работе как таковая в настоящее время отсутствует.
Теоретическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, учебно-методические пособия, научные статьи.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использован комплекс методов теоретического исследования: метод дедукции; анализ и синтез; сравнительный анализ; метод систематизации; теоретическое моделирование.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических подходов, концепций, точек зрения на инклюзивное волонтерство, в том числе в его применении в социальной работе.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретической модели применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе, специфика которой заключается в отражении ключевых компонентов планомерного процесса в рамках учреждения социального обслуживания.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в организации практической инклюзивной волонтерской деятельности, в том числе в социальной работе. Это позволит полноценно изучить феномен инклюзивного волонтерства и убедиться в необходимости его осуществления на практике.
Апробация и внедрение результатов исследования. Достоверность и обоснованность проведенного исследования, его результатов и выводов обусловлены глубоким анализом проблемы; опорой на общенаучные методологические подходы; выбором методов исследования, соответствующих его цели, предмету и задачам. Отдельные результаты исследования представлены в докладах на научных конференциях: ХХХ научно-практическая конференция студентов, аспирантов и профессорско- преподавательского состава «Актуальные проблемы науки в образовании» (секция «Этические проблемы в социальной работе») (апрель, 2019 г.), научно-практическая конференция XIX Социологические чтения «Социальные практики в современном обществе» (ноябрь, 2019 г.), научно¬практическая конференция XX Социологические чтения «Проблемы войны и мира в современном социально-гуманитарном знании» (ноябрь, 2021 г.) и др.
Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Поставленная цель исследования была достигнута: определена теоретическая база применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы. Для её достижения потребовалось решить ряд задач.
Рассмотрена сущность и специфика инклюзивного волонтерства. Установлено, что инклюзивное волонтерство - это сравнительно новое актуальное направление, представляющее собой эффективный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении социальных задач, мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации общества. Направление инклюзивного волонтерства постепенно наполняется методологическим смыслом, правовыми основами, которые позволяют изучать его как комплексный масштабный феномен, выявлять специфику и понимать сущность. В работе раскрыто понятие инклюзивного волонтерства, очерчена его нормативно-правовая база, описаны принципы, инклюзивная культура и некоторые особенности инклюзивных добровольцев. Отмечено, что системное развитие и поддержка инклюзивного добровольчества как общественной ценности и одновременно уникальной системы знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов является одним из действенных инструментов решения задач по созданию условий для активного ответственного участия граждан всех возрастов в решении социальных проблем общества, формирования института активного гражданства и успешного внедрения инклюзивной культуры.
Изучен опыт инклюзивного волонтерства в России и за рубежом. В результате выполнения этой задачи сделан вывод о том, что подобный вид волонтерства в России слаборазвит, в то время как за рубежом - это полноценная деятельность, высоко оцениваемая государством и распространенная среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Западная модель инклюзивного волонтерства, характеризующаяся слаженностью, комплексностью и контролем в организации, является примером для других стран. В то же время теоретическим аспектам организации и осуществления инклюзивного волонтерства в России уделяется всё большее внимание. Этот факт позволяет предположить, что в будущем инклюзивное волонтерство будет осуществляться более осознанно и системно.
В рамках работы также удалось раскрыть подходы к изучению феномена инклюзивного волонтерства в социальной работе. Поскольку получение фундаментальных знаний специалистами социальной работы о данном направлении волонтерства строго необходимо, в параграфе представлен комплекс подходов, сущность которых наиболее конкретно и целостно отражает инклюзивное добровольчество в социальной работе. Подходы (структурно-функциональный, социетальный, экономический, деятельностный, социокультурный, институциональный, общностный, правовой, педагогический, психологический) взаимодополняют друг друга и дают возможность не только теоретически обосновать инклюзивное волонтерство, сформировать базу знаний, но и применить эти знания на практике.
По результатам теоретического исследования разработана теоретическая модель применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе, специфика которой состоит в отражении ключевых компонентов планомерного процесса в рамках учреждения социального обслуживания.
Гипотеза №1 «Отечественная теория инклюзивного волонтерства полностью заимствована у зарубежных исследователей данного направления» подтвердилась частично. Инклюзивное волонтерство в России действительно во многом опирается на зарубежную теоретическую основу, что объясняется наличием большего опыта и разработанности данной области за рубежом, однако учитывается специфика экономической, политической и прочих сфер жизнедеятельности в нашей стране.
Гипотеза №2 «Теоретическая модель осуществления инклюзивного волонтерства в практической социальной работе как таковая в настоящее время отсутствует» полностью подтвердилась. С целью решения данной проблемы в рамках работы разработана теоретическая модель применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе.
Необходимо также отметить, что данная тема требует дальнейшей разработки, причем внимания требуют все стороны теоретической базы применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы, поскольку при всей значимости работ исследователей, занимающихся изучением инклюзивного волонтерства, аспект применения технологии в рамках социальной работы крайне мало освещен.
Рассмотрена сущность и специфика инклюзивного волонтерства. Установлено, что инклюзивное волонтерство - это сравнительно новое актуальное направление, представляющее собой эффективный способ объединения усилий и ресурсов общества и государства в решении социальных задач, мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации общества. Направление инклюзивного волонтерства постепенно наполняется методологическим смыслом, правовыми основами, которые позволяют изучать его как комплексный масштабный феномен, выявлять специфику и понимать сущность. В работе раскрыто понятие инклюзивного волонтерства, очерчена его нормативно-правовая база, описаны принципы, инклюзивная культура и некоторые особенности инклюзивных добровольцев. Отмечено, что системное развитие и поддержка инклюзивного добровольчества как общественной ценности и одновременно уникальной системы знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов является одним из действенных инструментов решения задач по созданию условий для активного ответственного участия граждан всех возрастов в решении социальных проблем общества, формирования института активного гражданства и успешного внедрения инклюзивной культуры.
Изучен опыт инклюзивного волонтерства в России и за рубежом. В результате выполнения этой задачи сделан вывод о том, что подобный вид волонтерства в России слаборазвит, в то время как за рубежом - это полноценная деятельность, высоко оцениваемая государством и распространенная среди людей с ограниченными возможностями здоровья. Западная модель инклюзивного волонтерства, характеризующаяся слаженностью, комплексностью и контролем в организации, является примером для других стран. В то же время теоретическим аспектам организации и осуществления инклюзивного волонтерства в России уделяется всё большее внимание. Этот факт позволяет предположить, что в будущем инклюзивное волонтерство будет осуществляться более осознанно и системно.
В рамках работы также удалось раскрыть подходы к изучению феномена инклюзивного волонтерства в социальной работе. Поскольку получение фундаментальных знаний специалистами социальной работы о данном направлении волонтерства строго необходимо, в параграфе представлен комплекс подходов, сущность которых наиболее конкретно и целостно отражает инклюзивное добровольчество в социальной работе. Подходы (структурно-функциональный, социетальный, экономический, деятельностный, социокультурный, институциональный, общностный, правовой, педагогический, психологический) взаимодополняют друг друга и дают возможность не только теоретически обосновать инклюзивное волонтерство, сформировать базу знаний, но и применить эти знания на практике.
По результатам теоретического исследования разработана теоретическая модель применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе, специфика которой состоит в отражении ключевых компонентов планомерного процесса в рамках учреждения социального обслуживания.
Гипотеза №1 «Отечественная теория инклюзивного волонтерства полностью заимствована у зарубежных исследователей данного направления» подтвердилась частично. Инклюзивное волонтерство в России действительно во многом опирается на зарубежную теоретическую основу, что объясняется наличием большего опыта и разработанности данной области за рубежом, однако учитывается специфика экономической, политической и прочих сфер жизнедеятельности в нашей стране.
Гипотеза №2 «Теоретическая модель осуществления инклюзивного волонтерства в практической социальной работе как таковая в настоящее время отсутствует» полностью подтвердилась. С целью решения данной проблемы в рамках работы разработана теоретическая модель применения инклюзивного волонтерства в практической социальной работе.
Необходимо также отметить, что данная тема требует дальнейшей разработки, причем внимания требуют все стороны теоретической базы применения инклюзивного волонтерства в практике социальной работы, поскольку при всей значимости работ исследователей, занимающихся изучением инклюзивного волонтерства, аспект применения технологии в рамках социальной работы крайне мало освещен.
Подобные работы
- «Теория и практика инклюзивного волонтерства в социальной работе»
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Инклюзивное волонтерство как технология социальной реабилитации
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Технологии социальной работы с сотрудниками поездных бригад
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - Профессиональная подготовка волонтеров для работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ВОЛОНТЕРСТВОМ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ МУЗЕЕВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Волонтерская деятельность как фактор социализации школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2015 - Особенности готовности будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020



