Введение 3
1. Понятие и основные условия производства по делам об административных
правонарушениях в области дорожного движения 7
1.1. Понятие и виды административных правонарушений в области дорожного
движения 7
1.2. Система органов, осуществляющих производство по делам об
административных правонарушениях в области дорожного движения 17
1.3. Основные условия производства по делам об административных
правонарушениях в области дорожного движения и обстоятельства, входящие в предмет доказывания 22
2. Особенности организации производства по делам об административных
правонарушениях в области дорожного движения 36
2.1. Особенности возбуждения дела об административных правонарушениях в
области дорожного движения 36
2.2. Виды доказательств по делам об административных правонарушениях в
области дорожного движения 43
2.3. Меры обеспечения, применяемые в ходе производства по делам об
административных правонарушениях в области дорожного движения 60
Заключение 70
Список литературы
Актуальность исследования. В современных условиях, на фоне постоянного увеличения среди населения использования всевозможных транспортных средств, дорожно-транспортная аварийность становится все более и более значимой, острой для общества проблематикой. Все это дополняется низкой дисциплиной участников дорожного движения, однозначно недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям населениям. Как следствие, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения постоянно можно обнаружить наличие важных проблем, связанных не только с несовершенством законодательства, но и практическими проблемами его реализации.
В 2017 году на дорогах в Российской Федерации пострадало более 200 тысяч человек. По данным Министерства внутренних дел России с января 2017 г. в стране произошло более 160 тыс. тяжких дорожно-транспортных происшествий.
По сравнению с 2016 г. число жертв ДТП снизилось практически на 10%, но все равно существующая ситуация однозначно заставляет желать лучшего.
По вине пьяных водителей в 2017 г. погибло 3 800 человек, практически 23 тыс. человек пострадали в таких авариях.
На дорогах погибло 857 несовершеннолетних, более 25 тыс. детей получили разной степени тяжести ранения. По сравнению с 2016 г. эти данные сохранились примерно на одинаковом уровне .
Соотношение причин аварий в основном количестве случае связано с нарушением Правил дорожного движения. Если сравнивать приведенные показатели с развитыми странами мира, то в России статистика намного более отрицательна. Проблема в первую очередь состоит в том, что следствием ДТП и нарушений ПДД становится смерть и в довольно крупных масштабах. Нарушения приводят к существенному снижению численности населения страны.
Действующая система общественного и государственного воздействия непосредственно на сознание участников дорожного движения сегодня не соответствует критериям качественной эффективности. До тех пор, пока правовое сознание граждан по вопросу соблюдения правил и норм дорожного движения не сформировалось окончательно, важно, чтобы эффективно действовала система профилактики административных правонарушений в области дорожного движения, а также производства по делам данной категории осуществлялось в рамках соблюдения принципов административного судопроизводства, прав и свобод граждан, но в то же время, чтобы производство позволяло справедливо осуществлять правосудие и привлекать к ответственности виновных лиц. Все сказанное в общей совокупности и обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Главной целью исследования является полный и всесторонний анализ производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели исследования в процессе работы над ним необходимо решить ряд следующих задач:
- дать определение административных правонарушений в области дорожного движения и рассмотреть их виды;
- охарактеризовать систему органов, которые осуществляют производство по делам об административных правонарушениях анализируемой категории;
- обозначить основные условия производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых в сфере безопасности дорожного движения;
- изучить порядок возбуждения дела рассматриваемой категории;
- проанализировать предмет доказывания, виды доказательства по делам об административных правонарушениях непосредственно в области дорожного движения;
- охарактеризовать меры обеспечения, применяемые в ходе производства по делам изучаемой категории;
- получить теоретические и практические выводы.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере производства по делам об административных правонарушениях, совершаемых в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Предмет исследования - нормы законодательства об административных правонарушениях и иных актов, положения научной и учебной литературы, материалы периодических изданий и научных статей, монографий, иных источников о проблематике производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Научная новизна исследования обусловлена систематическими продолжающимися изменениями законодательства об административных правонарушениях на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, что предопределяет необходимость регулярного проведения комплексных исследований производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения.
Теоретическая значимость исследования обусловлена проведением комплексного исследования производства по делам об административных правонарушениях, совершенных в сфере дорожного движения с учетом наиболее актуальных и свежих изменений законодательства в данном секторе.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов для преподавания курсов: «Административное право», «Правоохранительные органы», ряда спецкурсов.
Проработанность темы. Тематика, связанная с производством по делам об административных правонарушениях, которые возникают в области дорожного движения, на различных этапах развития изучалась многими исследователями, в том числе и с учетом современной специфики. Среди исследователей, занимавшихся данным вопросом в узкой области вопросов, можно назвать следующих: Андриевский И.Е., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Гуничев А.А. Жеребцов А.Н., Калюжный Ю.Н., Козлов Ю.М., Коренев А.П., Пивченко Ю.В., Семенов С.Н., Шевченко О.А. и многих др.
В работе широко применяются такие методы исследования, как: специально-юридический, статистический, сравнительно-правовой, метод структурного анализа для изучения мер обеспечения, применяемых в ходе производства по анализируемой категории дел, а также для изучения видов доказательств по административным правонарушениям в сфере дорожного движения, метод синтеза, метод логических обобщений и ряд других.
На основе проведенного исследования можно сделать ряд определенных конкретных выводов относительно особенностей обеспечения безопасности дорожного движения, административных правонарушениях в данной сфере, а также особенностях производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, важности этого направления в современных условиях.
Административным правонарушением в области дорожного движения является посягающее на безопасность дорожного движения, здоровье, законные права граждан, которые принимают участие в дорожном движении, на установленный порядок использования транспортных средств, порядок управления по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести их последствий, противоправное и виновное действие или бездействие, за которое законодательством об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность. Видами этих административных правонарушений являются составы, сгруппированные в Главе 12 КоАП РФ.
Возбуждение дела об административном правонарушении в области дорожного движения является начальной стадией производства. На данном этапе создаются все необходимые предпосылки для выполнения задачи производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ. Именно на этой стадии во многом решается вопрос о выполнении критерия полного, всестороннего, объективного разрешения административно-правовых споров, связанных не только лишь с применением мер административной ответственности, но и применяемых к ним в дополнение мер административно-процессуального обеспечения.
В случае возбуждения дела должностное лицо государственного органа в первую очередь реагирует на противоправное деяние для последующего осуществления широкого комплекса процессуальных действий для законного разрешения дела, исполнения вынесенного постановления, совершает при этом в определенной последовательности и в установленные сроки различные юридически значимые действия по возбуждению дела на основании процессуальных и материальных норм админстративно-деликтного права.
Исчерпывающий перечень существующих поводов к возбуждению дела об административном правонарушении определен частью 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
Основываясь на положениях ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ можно сказать, что дело об административном правонарушении в области дорожного движения признается возбужденным должностным лицом ГИБДД непосредственно с момента: составления протокола осмотра места совершения правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; составления протокола или же вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Производству по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения характерна большая множественность субъектов. Участников таких процессуальных отношений подразделяют по ряду оснований.
Целесообразно придерживаться условного разделения в целом всех участников на три основные группы: властные субъекты, среди которых выделяют должностных лиц, которые непосредственно уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и применять при этом меры обеспечения производства, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела и судьи; еще одной группой являются участники, которые имеют самостоятельный процессуальный интерес - лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, законный представитель физического лица, потерпевший, законный представитель юридического лица, представитель, защитник; лица, которые способствуют объективному рассмотрению дела - эксперты, понятые, переводчики, свидетели.
Возбуждение дела об административном правонарушении по делам в сфере, связанной с дорожным движением, административные процедуры по прекращению производства по делу и до момента передачи дела на рассмотрение по существу, его направление для рассмотрения по подведомственности реализуются за пределами стадии возбуждения дела об административном правонарушении, а осуществляются конкретно по результатам проведения административного расследования. Такие процедуры реализуются в пределах стадии возбуждения дела в случае соблюдения условия по осуществлению производства по делу в обычной процессуальной форме. Это указывает на наличие тесной взаимосвязи между стадией возбуждения дела и стадии административного расследования.
В ст. 26.1 КоАП РФ представлен типовой перечень обстоятельств, которые подлежат доказыванию по делу любой категории: наличие события самого административного правонарушения; лицо, которое совершило противоправное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность; обстоятельства, смягчающие административную ответственность или её отягчающие; виновность лица; размер и характер ущерба, причиненного непосредственно административным правонарушением; обстоятельства, собой исключающие производство по делу об административном правонарушение; другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, условия и причины совершения конкретного административного правонарушения.
На стадии возбуждения дела, помимо установления, а также фиксации факта нарушения, предварительной оценки всех собранных доказательств, составления всего перечня протоколов, осуществляются также и иные административно-процессуальные действия - меры обеспечения производства Нпо делам об административных правонарушениях. назначение указанных мер состоит в пресечении административного правонарушения, составлении протокола, установлении личности нарушителя, обеспечении правильного и
своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнении принятого по делу постановления и пр.
В сфере дорожного движения применяется перечень следующих мер обеспечения производства по делу: административное задержание;
доставление; личный досмотр; досмотр вещей, которые находятся при физическом лице; досмотр вещей; осмотр принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся там документов и вещей; досмотр транспортного средства; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание транспортного средства; арест транспортных средств, товаров и других вещей; привод.
Анализ категорий дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, по которым проводилось административное расследование, указывает на то, что протокол осмотра места совершения административного правонарушения в сфере дорожного движения составляется во всех случаях, что указывает на обязательность этой процедуры для административного расследования дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения. При большом доказательственном значении протокола осмотра и его значения в качестве источника доказательства по данной категории дел, важно, чтобы его практическое применение необоснованным образом ограничивается указанием на ст. ст. 12.24 и 12.30 КоАП РФ. Соглашаясь с мнением исследователей, следует сказать, что статья должны быть изложены в следующей редакции: «В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 или ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, а также в иных случаях проведения административного расследования правонарушений в области дорожного движения составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения».
Возбуждение дела по общему правилу осуществляется вынесением определения по форме, которая определена ст. 28.7 КоАП РФ. Но следует признать, что содержание определения о возбуждении дела и проведении административного расследования собой не предусматривает требований, направленных на обоснование необходимости применения такого рода процессуальной формы административного производства. Из системного толкования упомянутой статьи можно прийти к выводу о том, что обоснование применения усложненной процессуальной формы производства вытекает из указания в определении: повода для возбуждения дела; данные, которые указывают на наличие события административного правонарушения; статьи КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за правонарушение.
Подобный подход к нормативному закреплению содержания возбуждения дела нельзя назвать качественным. Целесообразно бы было дополнить ст. 28.7 КоАП РФ после слов «данные, указывающие на наличие события административного правонарушения» фразой: «мотивы, которые служат основанием для проведения административного расследования.
Выбранная тема исследования в процессе работы над ней полностью оправдала свою актуальность.
Все поставленные задачи и цель исследования были успешно достигнуты.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 2181.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. - 1996. - № 13. - Ст. 293.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 10. - Ст. 1763.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. - 2001. - № 28. - Ст. 1022.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 16. - Ст. 4820.
7. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СЗ РФ. - 2010. - № 17. - Ст. 2449.
8. О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 7. - Ст. 570.
9. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 2. - Ст. 2485.
10. О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2015. - № 12. - Ст. 1502.
11. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2017) // СЗ РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 2549.
12. Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя): Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (ред. от 21.03.2017) // СЗ РФ. - 2012. - №4. - Ст. 3693.
13. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: Приказ Минздрава России от 14.07.2003 N 308 (ред. от 18.12.2015) // СЗ РФ. - 2003. - № 17. - Ст. 742.
14. О полномочиях должностных лиц Министерства внутренних дел России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.07.2005 N 6824): Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.06.2005 N 444 (ред. от 07.07.2010) // СЗ РФ. -
2005. - №11. - С. 2913.
15. Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: Приказ МВД РФ от 04.08.2008 N 676 // СЗ РФ. - 2008. - № 8. - Ст. 2475.
16. О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического): Приказ Минздрава России от 18.12.2015 N 933н // СЗ РФ. - 2015. - № 20. - Ст. 2093.
Учебная литература
17. Алехин, А. П. Административное право России / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий. - М.: Зерцало-М, 2017. - 730 с.
18. Бабай, А. Н. Административное право / А. Н. Бабай, А. Г. Пархоменко. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет,
2017. - 456 с.
19. Бахрах, Д. Н. Административное право России / Д. Н. Бахрах. - М., 2003. - 292 с.
20. Габричидзе, Б. Н. Административное право России / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский, С. М. Кузнецов. - М.: Проспект, 2016. - 688 с.
21. Жеребцов, А. Н. Тенденции развития науки российского административного права: учеб. пособие / А. Н. Жеребцов. - М.: Краснодар,
2018. -278 с.
22. Елагин, Р. И. Административное право России / Р. И. Елагин. - М.: Книжный мир, 2017. - 384 с.
23. Копытов, Ю. А. Административное право / Ю. А. Копытов. - М.: Юрайт, 2017. - 656 с.
24. Кошелкин, С. Ю. Производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.14 / С. Ю. Кошелкин. - М., 2009. - 219 с.
25. Россинский, Б. В. Административное право / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - М.: Норма, Инфра-М, 2016. - 928 с.
26. Сатышев, В. Е. Административное право / В. Е. Сатышев. - М.: Омега-Л, 2016. - 240 с.
27. Смирнова, Н. Н. Административное право / Н. Н. Смирнова. - М.: Издательство Михайлова В. А., 2017. - 192 с.
28. Смоленский, М. Б. Административное право / М. Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2016. - 352 с.
29. Смоленский, М. Б. Административное право для студентов вузов / М. Б. Смоленский. - М.: Феникс, 2017. - 256 с.
30. Четвериков, В. С. Административное право / В. С. Четвериков. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 256 с.
Научная литература
31. Горбунов, Д. В. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: монография / Д. В. Горбунов. - М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2012. - С 73¬87.
32. Горбунов, Д. В. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,
2006. - С.149.
33. Головко, В. В. К вопросу о совершенствовании применения
процессуальных сроков по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / В. В. Головко, С. С. Москаленко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Право. - 2006. - №5 - С.236-240.
34. Майоров, В. И. Стадии расследования административных правонарушений в сфере дорожного движения / В. И. Майоров, Р. Д. Кайоров // Правопорядок: история, теория, практика. - 2016. - №3 - С. 28-33.
35. Молчанов, П. В. О некоторых вопросах применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / П. В. Молчанов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2010. - №2 - С. 13-17.
36. Назаров, В. И. Социально-правовая сущность административных правонарушений в сфере дорожного движения / В. И. Назаров // Инновационная наука. - 2016. - №2. - С. 345-351.
37. Полякова, С. В. Административные правонарушения в области дорожного движения и ответственность за них / С. В. Полякова // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - №4 - С. 85-88.
38. Пустовойт, И. И. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / И. И. Пустовойт // Общество и право. - 2012. - №5 - С. 232-235.
39. Пустовойт, И. И. Классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения / И. И. Пустовойт // Гуманитарные социально-экономические и общественные науки. - 2014 - №6 - С.145-151.
40. Солошенков, П. А. вопросы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / П. А. Солошенков, Мукабенов М. В. // Труды Академии управления МВД России. - 2013. - №4 - С. 12-15.
41. Семенов, Н. С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения / Н. С. Семенов // Общество и прав. - 2010. - №1- С. 257-261.
42. Сидоряк, Н. В. Доказывание по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения / Н. В. Сидоряк // Вестник Московского государственного университета технологий и управления им К. Г. Разумовского. - М., 2017. - № 3 - С. 27-32.
43. Шиенкова, А. С. Способы повышения безопасности дорожного движения / А. С. Шиенкова, А. Н. Подгайный // Общество и право. - 2016. - № 3 - С. 180-183 .
Материалы судебной практики
44. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 N 12 "О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 // СЗ РФ. - 2005. - № 13. - Ст. 569.
Иные источники
45. По данным официального сайта Государственной инспекции безопасности дорожного движения. URL: ййрз://гибдд.рф/ (дата обращения: 22.02.2018).
46. По данным официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/. (дата обращения:
22.02.2018).