Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование патриотических чувств у детей среднею дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города

Работа №161640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Формирование патриотических чувств у детей среднего
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО 16
1.3. Особенности работы по ознакомлению детей среднего
дошкольного возраста с достопримечательностями родного города 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ РОДНОГО ГОРОДА
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических
чувств у детей среднего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по формированию патриотических
чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города 49
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78


В настоящее время воспитание патриотизма является ведущим направлением государственной политики. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [32] подчеркивается, что направленность воспитания нового поколения ориентирована не только на владение знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., но и на осознание традиционных нравственных ценностей, готовность к мирному созиданию и защите Родины. В ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» [29] указывается, что воспитание патриотизма и гражданственности - это один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений образовательной сферы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) закладывает нравственно-патриотические основы воспитания через приобщение детей к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Согласно, ФГОС ДО, патриотическое воспитание у дошкольников является одной из основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
В среднем дошкольном возрасте у детей образуется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».
По мнению многих исследователей, патриотическое воспитание должно начинаться с первых ступенек жизни человека и продолжаться в течение всего обучения в ДОО. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство
- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [28].
Руководствуясь принципом «через малое к большому», начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Реализация благоприятных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте создает фундамент всего патриотического воспитания человека. Сущность формирования представлений о родном городе как о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы выработать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре родного города, что позволяет осуществить работа по ознакомлению детей-дошкольников с достопримечательностями родного города. Все вышесказанное ориентирует на важность формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города. Вместе с тем, существует ряд противоречий:
- между осознаваемой необходимостью формирования патриотизма как системообразующей социокультурной ценности и усиливающейся депатриотизацией детей и молодежи;
- между имеющимся у детей интересом к истории и культуре родного города и фрагментарным методическим обеспечением данного направления образовательной работы в дошкольном учреждении;
- между традиционными и инновационными подходами к организации работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Таким образом, выявленные противоречия свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы исследования и необходимости дальнейшего совершенствования содержания и методики работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города с целью формирования у них патриотических чувств.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: знакомство с достопримечательностями родного города как средство формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания и формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
3) проанализировать направленность и содержание работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города;
4) подобрать методики и выполнить диагностику уровней сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать программу по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города;
6) определить динамику уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Нами выдвинута гипотеза о том, что формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города будет успешным, если:
- работа в обозначенном направлении будет обеспечена современным методическим и дидактическим материалом;
- образовательная деятельность в обозначенном направлении будет пробуждать эмоциональное переживание и субъективное отношение у детей, что обеспечит эмоционально-ценностный уровень принятия ими знаний и норм.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление уровней сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2021 года-март 2022 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию программы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города;
IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, опрос);
- экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования выступают:
- исследования, в которых представлены современные взгляды и современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников (работы Н.В. Кондукторовой, В.И. Лутовинова, С.Е. Маркушина, К.А. Савицкой, М.Ю. Ушкова и др.);
- современные исследования, в которых раскрыты проблемы приобщения детей различных возрастных категорий к истории, культуре, социальной жизни в процессе патриотического воспитания (работы М.Н. Асяновой, С.И. Огородника, О.А. Пакуловой, О.О. Солодиловой, Н.П. Третьяковой и др.);
- исследования, в которых краеведение рассматривается как средство патриотического воспитания (работы И.И. Гришиной, О.И. Давыденко, Е.В. Свининой и др.);
- исследования, в которых раскрыта роль регионального компонента в процессе патриотического воспитания дошкольников и представлены методы и формы работы по ознакомлению детей с достопримечательностями родного края (работы Е.А. Дёгтевой, О.Г. Захаровой, А.А. Клешнина, И.В. Мясищевой, М.В. Посохиной, Ю.В. Степановой и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированные в ней материалы и результаты диагностики могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО, а также они могут стать основой рекомендаций родителям.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г. Пенза. В исследовании приняли участие педагоги образовательного учреждения, воспитанники средней группы (средний возраст 4-5 лет) и их родители.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (59 источников) и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, формулируется цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста» раскрывается проблема патриотического воспитания, представленная в психолого-педагогической литературе; рассматривается процесс формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и возможности организации с этой целью работы по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города» представлены организация и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Также описываются результаты формирующего эксперимента, в ходе которого осуществляется апробация программы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города. Проводится анализ и оценка результатов опытно-практической работы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлен дидактический материал, разработки мероприятий по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается, что направленность воспитания нового поколения ориентирована не только на владение знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., но и на осознание традиционных нравственных ценностей, готовность к мирному созиданию и защите Родины. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды». Реализация оптимальных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте создает фундамент всего патриотического воспитания человека. Суть формирования представлений о родном городе как о малой родине в дошкольном учреждении заключается формировании у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре родного города, что позволяет проводить работа по ознакомлению детей-дошкольников с достопримечательностями родного города.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что проявления патриотизма, патриотическое воспитание и формирование патриотических чувств на каждом возрастном этапе имеют свои особенности. Применительно к ребенку дошкольного возраста патриотизм определяется как потребность принимать участие во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Также считается, что он обладает такими качествами, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте формирование патриотических чувств у дошкольников проходит через познавательное отношение к миру, через формирование предпосылок морально-нравственного и культурного развития ребёнка, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города воспитанников тесно связано практически со всеми образовательными областями в дошкольном образовании. Содержание работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города включает в себя приобщение детей к культурному наследию родного города, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями, проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города, которая была проведена на базе МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г. Пенза. Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении уровня воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, а также уровня заинтересованности и степени участия родителей в патриотическом воспитании своих детей.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по диагностике уровня воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, с помощью методик «Родной город» (А.О. Ястребцова), «Государственная символика» (А.О Ястребцова) и метода проблемных ситуаций позволили выявить, что у большинства детей, принимающих участие в исследовании, низкий уровень воспитания патриотизма. С целью выявления уровня заинтересованности и степени участия родителей в патриотическом воспитании своих детей мы провели их анкетирование и выявили низкую заинтересованность родителей в воспитании патриотизма у детей.
Для повышения уровня патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста нами была проведена разработанная программа «Я - гражданин», в процессе которой происходило знакомство с достопримечательностями родного города Пензы. Организация работы по непосредственному знакомству детей с достопримечательностями города проводилась в форме индивидуальных бесед с детьми, групповых бесед с элементами виртуальной экскурсии, проведение квест-игры «Знай и люби свой город». Также на музыкальных и других занятиях мы включали игры и познавательные моменты гражданско-патриотического воспитания. С родителями было проведены консультации, организованы совместные творческие домашние задания.
Планомерная, систематическая работа, использование различных средств воспитания, подбор содержания образовательной деятельности, совместные усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом возможно при условии: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы с детьми в процессе образовательно-воспитательного воздействия, и спланированно включение родителей в этот процесс. В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня воспитания патриотизма детей в процессе ознакомления с родным городом. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.



1. Балацкая С.В. Что такое патриотическое воспитание? // Воспитание и образование. - 2018. - №6. - С. 3-5.
2. Белявцева Л.В. Организация взаимодействия детского сада и семьи
по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой Родине / Л.В. Белявцева. // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). -
СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 53-55.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.twirpx.com/file/1752856/.
4. Бондаренко А.В. Педагогические условия развития
любознательности у детей старшего дошкольного возраста. /
А.В. Бондаренко, Н.А. Шинкарева. // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - №4 (7). - С. 38-40.
5. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. / Дошкольнаяпедагогика и психология. Хрестоматия. / Ред-сост Н.Е. Веракса,А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 554 с.
6. Винникова Д.А. Формирование представлений о родном крае у детей дошкольного возраста средствами дидактических игр. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. №4(64). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https: //sibac .info/archive/guman/4(64). pdf.
7. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград, 2014. - 178 с.
8. Госенкова Г.Ф. Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы. / Г.Ф. Косенкова, К.А. Прокофьева, Н.Е. Юдинцева. // Инновационные технологии современной научной деятельности: стратегия, задачи, внедрение. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2020. - С. 170-172.
9. Гражданско-патриотическое воспитание: учебное пособие. / Сост. Иванова С.Ю., Иванова А.В., Попова С.В. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2012. - 249 с.
10. Гришина И.И. Краеведение в детском саду. / И.И. Гришина, О.И. Давыденко, Е.В. Свинина. // Образование и воспитание. - 2017. - №5. - С. 32-34.
11. Губанова Е.Н. Целевая прогулка как эффективная форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы). / Е.Н. Губанова, И.В. Сапунова. // Педагогическое искусство. - 2020. - №1. - С. 136-143.
12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2012. - 24 с.
13. Даниярова А.Е. О патриотическом и нравственном воспитании молодежи на современном этапе. / А.Е. Даниярова, К. Тлеугабылова, А. Абдрахманова. // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №1. - С. 250-255.
14. Дёгтева Е.А. Особенности и педагогические условия воспитания патриотических чувств дошкольников. // Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном информационно-образовательном пространстве. Всероссийский сборник научно-методических статей. - Челябинск, 2021. - С. 52-56.
15. Загорулько М.В. Особенности проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе. Культурно-историческое наследие Ставропольского края. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 12. - С. 16-20.
16. Земнухова Н.В. Развитие патриотических чувств дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края. / Н.В. Земнухова, Г.С. Петрищева. // Развитие личности в образовательном пространстве. Материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции, 2020. - №4. - С. 215-219.
17. Клешнина А.А. Формирование патриотических чувств на основе знакомства детей с родным краем. // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 117-118.
18. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа; учебно-метод. пособие. / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство-Пресс, 2009. - 304 с.
19. Кондукторова Н.В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников. // Вопросы дошкольной педагогики (международный научный журнал). - №1(07). - 2017. - С. 3-7.
20. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Управление ДОУ. - 2005. - №1. - С. 36-46.
21. Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России. // Педагогическое образование и наука. - 2017. - №5. - С. 46-47.
22. Маркушин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема. // Вестник ОГУ. - №11(130). - 2017. - С. 196-200.
23. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие / Под ред. В.Е Мусиной. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 156 с.
24. Мясищева И.В. Воспитание у дошкольников любви к малой родине средствами песенного творчества Белогорья. / И.В. Мясищева,
В.А. Астапова. // Сборник докладов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (в рамках IX научно¬творческих «Маничкиных чтений»). Белгородский государственный институт искусств и культуры. - Белгород, 2021. - С. 217-220.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2013. - 944 с.
26. Пакулова О.А. Патриотическое воспитание в ДОУ. // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 674-676.
27. Педагогический энциклопедический словарь. / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
28. Полищук И.А. Диагностика гражданско-патриотического воспитания. // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №1. - С. 146-148.
29. Посохина М.В. Воспитание патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста на примерах героического прошлого, семьи. // Вестник Прикамского социального института. - №2(74). - 2016. - С. 59-63.
30. Прогулка по Пензе: тематическая тетрадь для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Серия «Пенза - мой город». / Авт.-сост.: Поршнева И.О., Панькина С.В., Шокорова Л.Н. и др. - Пенза, 2013. - 105 с.
31. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ). / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М: Сфера, 2003. - 192 с.
32. Савицкая К.А. Формирование патриотизма у детей разных возрастных групп. // Молодой ученый. - 2020. - №3(293). - С. 450-452.
33. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным
миром: учебник. / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина,
А.Ш. Шахманова. - М.: ИНФА , 2016. - 146 с.
34. Уральская Е.М. Патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста в проектной деятельности. // Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования и науки Российской Федерации. Материалы Международных Рождественских чтений. Министерство образования и науки Российской Федерации. - Екатеринбург: Изд-во «Уральский государственный педагогический
университет», 2015. - С. 183-188.
35. Ушков М.Ю. Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2017. - С. 29-31.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
37. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: НИ:р://минобрнауки.рф/документы/2974
38. Хандогина А.И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 10. - С. 311-315.
39. Черемных С.В. Воспитание патриотических чувств в дошкольном возрасте. // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 639-641.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ