Формирование патриотических чувств у детей среднею дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Формирование патриотических чувств у детей среднего
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО 16
1.3. Особенности работы по ознакомлению детей среднего
дошкольного возраста с достопримечательностями родного города 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ РОДНОГО ГОРОДА
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических
чувств у детей среднего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по формированию патриотических
чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города 49
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Формирование патриотических чувств у детей среднего
дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО 16
1.3. Особенности работы по ознакомлению детей среднего
дошкольного возраста с достопримечательностями родного города 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ РОДНОГО ГОРОДА
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотических
чувств у детей среднего дошкольного возраста 37
2.2. Содержание работы по формированию патриотических
чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города 49
2.3. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В настоящее время воспитание патриотизма является ведущим направлением государственной политики. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [32] подчеркивается, что направленность воспитания нового поколения ориентирована не только на владение знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., но и на осознание традиционных нравственных ценностей, готовность к мирному созиданию и защите Родины. В ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» [29] указывается, что воспитание патриотизма и гражданственности - это один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений образовательной сферы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) закладывает нравственно-патриотические основы воспитания через приобщение детей к традициям семьи, общества и государства, формирование представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Согласно, ФГОС ДО, патриотическое воспитание у дошкольников является одной из основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».
В среднем дошкольном возрасте у детей образуется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».
По мнению многих исследователей, патриотическое воспитание должно начинаться с первых ступенек жизни человека и продолжаться в течение всего обучения в ДОО. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство
- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [28].
Руководствуясь принципом «через малое к большому», начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Реализация благоприятных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте создает фундамент всего патриотического воспитания человека. Сущность формирования представлений о родном городе как о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы выработать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре родного города, что позволяет осуществить работа по ознакомлению детей-дошкольников с достопримечательностями родного города. Все вышесказанное ориентирует на важность формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города. Вместе с тем, существует ряд противоречий:
- между осознаваемой необходимостью формирования патриотизма как системообразующей социокультурной ценности и усиливающейся депатриотизацией детей и молодежи;
- между имеющимся у детей интересом к истории и культуре родного города и фрагментарным методическим обеспечением данного направления образовательной работы в дошкольном учреждении;
- между традиционными и инновационными подходами к организации работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Таким образом, выявленные противоречия свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы исследования и необходимости дальнейшего совершенствования содержания и методики работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города с целью формирования у них патриотических чувств.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: знакомство с достопримечательностями родного города как средство формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания и формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
3) проанализировать направленность и содержание работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города;
4) подобрать методики и выполнить диагностику уровней сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать программу по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города;
6) определить динамику уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Нами выдвинута гипотеза о том, что формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города будет успешным, если:
- работа в обозначенном направлении будет обеспечена современным методическим и дидактическим материалом;
- образовательная деятельность в обозначенном направлении будет пробуждать эмоциональное переживание и субъективное отношение у детей, что обеспечит эмоционально-ценностный уровень принятия ими знаний и норм.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление уровней сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2021 года-март 2022 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию программы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города;
IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, опрос);
- экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования выступают:
- исследования, в которых представлены современные взгляды и современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников (работы Н.В. Кондукторовой, В.И. Лутовинова, С.Е. Маркушина, К.А. Савицкой, М.Ю. Ушкова и др.);
- современные исследования, в которых раскрыты проблемы приобщения детей различных возрастных категорий к истории, культуре, социальной жизни в процессе патриотического воспитания (работы М.Н. Асяновой, С.И. Огородника, О.А. Пакуловой, О.О. Солодиловой, Н.П. Третьяковой и др.);
- исследования, в которых краеведение рассматривается как средство патриотического воспитания (работы И.И. Гришиной, О.И. Давыденко, Е.В. Свининой и др.);
- исследования, в которых раскрыта роль регионального компонента в процессе патриотического воспитания дошкольников и представлены методы и формы работы по ознакомлению детей с достопримечательностями родного края (работы Е.А. Дёгтевой, О.Г. Захаровой, А.А. Клешнина, И.В. Мясищевой, М.В. Посохиной, Ю.В. Степановой и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированные в ней материалы и результаты диагностики могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО, а также они могут стать основой рекомендаций родителям.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г. Пенза. В исследовании приняли участие педагоги образовательного учреждения, воспитанники средней группы (средний возраст 4-5 лет) и их родители.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (59 источников) и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, формулируется цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста» раскрывается проблема патриотического воспитания, представленная в психолого-педагогической литературе; рассматривается процесс формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и возможности организации с этой целью работы по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города» представлены организация и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Также описываются результаты формирующего эксперимента, в ходе которого осуществляется апробация программы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города. Проводится анализ и оценка результатов опытно-практической работы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлен дидактический материал, разработки мероприятий по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
В среднем дошкольном возрасте у детей образуется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды».
По мнению многих исследователей, патриотическое воспитание должно начинаться с первых ступенек жизни человека и продолжаться в течение всего обучения в ДОО. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство
- каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» [28].
Руководствуясь принципом «через малое к большому», начальным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Реализация благоприятных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте создает фундамент всего патриотического воспитания человека. Сущность формирования представлений о родном городе как о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы выработать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре родного города, что позволяет осуществить работа по ознакомлению детей-дошкольников с достопримечательностями родного города. Все вышесказанное ориентирует на важность формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города. Вместе с тем, существует ряд противоречий:
- между осознаваемой необходимостью формирования патриотизма как системообразующей социокультурной ценности и усиливающейся депатриотизацией детей и молодежи;
- между имеющимся у детей интересом к истории и культуре родного города и фрагментарным методическим обеспечением данного направления образовательной работы в дошкольном учреждении;
- между традиционными и инновационными подходами к организации работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Таким образом, выявленные противоречия свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы исследования и необходимости дальнейшего совершенствования содержания и методики работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города с целью формирования у них патриотических чувств.
Объект исследования: процесс формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: знакомство с достопримечательностями родного города как средство формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение особенностей формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) рассмотреть теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания и формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
3) проанализировать направленность и содержание работы по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города;
4) подобрать методики и выполнить диагностику уровней сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
5) разработать и апробировать программу по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города;
6) определить динамику уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Нами выдвинута гипотеза о том, что формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города будет успешным, если:
- работа в обозначенном направлении будет обеспечена современным методическим и дидактическим материалом;
- образовательная деятельность в обозначенном направлении будет пробуждать эмоциональное переживание и субъективное отношение у детей, что обеспечит эмоционально-ценностный уровень принятия ими знаний и норм.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2021 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2021 года) предполагал выявление уровней сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста;
III этап (октябрь 2021 года-март 2022 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию программы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города;
IV этап (декабрь 2021 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта);
- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, опрос);
- экспериментальные (проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов).
Теоретико-методологическими основами исследования выступают:
- исследования, в которых представлены современные взгляды и современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников (работы Н.В. Кондукторовой, В.И. Лутовинова, С.Е. Маркушина, К.А. Савицкой, М.Ю. Ушкова и др.);
- современные исследования, в которых раскрыты проблемы приобщения детей различных возрастных категорий к истории, культуре, социальной жизни в процессе патриотического воспитания (работы М.Н. Асяновой, С.И. Огородника, О.А. Пакуловой, О.О. Солодиловой, Н.П. Третьяковой и др.);
- исследования, в которых краеведение рассматривается как средство патриотического воспитания (работы И.И. Гришиной, О.И. Давыденко, Е.В. Свининой и др.);
- исследования, в которых раскрыта роль регионального компонента в процессе патриотического воспитания дошкольников и представлены методы и формы работы по ознакомлению детей с достопримечательностями родного края (работы Е.А. Дёгтевой, О.Г. Захаровой, А.А. Клешнина, И.В. Мясищевой, М.В. Посохиной, Ю.В. Степановой и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что систематизированные в ней материалы и результаты диагностики могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО, а также они могут стать основой рекомендаций родителям.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г. Пенза. В исследовании приняли участие педагоги образовательного учреждения, воспитанники средней группы (средний возраст 4-5 лет) и их родители.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (59 источников) и приложений.
Во введении дается обоснование выбора темы, выдвигается гипотеза, формулируется цель и задачи исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста» раскрывается проблема патриотического воспитания, представленная в психолого-педагогической литературе; рассматривается процесс формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и возможности организации с этой целью работы по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города» представлены организация и результаты констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Также описываются результаты формирующего эксперимента, в ходе которого осуществляется апробация программы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города. Проводится анализ и оценка результатов опытно-практической работы.
Заключение содержит выводы по проведенной работе.
В приложениях представлен дидактический материал, разработки мероприятий по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города.
Патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной политики. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подчеркивается, что направленность воспитания нового поколения ориентирована не только на владение знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., но и на осознание традиционных нравственных ценностей, готовность к мирному созиданию и защите Родины. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется потребность социального познания окружающего жизненного пространства, желание познания местных историко-культурных, национальных и географических, природных особенностей своей социальной среды, родного региона и, как следствие, формируется «образ мира - образ окружающей среды». Реализация оптимальных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте создает фундамент всего патриотического воспитания человека. Суть формирования представлений о родном городе как о малой родине в дошкольном учреждении заключается формировании у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре родного города, что позволяет проводить работа по ознакомлению детей-дошкольников с достопримечательностями родного города.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что проявления патриотизма, патриотическое воспитание и формирование патриотических чувств на каждом возрастном этапе имеют свои особенности. Применительно к ребенку дошкольного возраста патриотизм определяется как потребность принимать участие во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Также считается, что он обладает такими качествами, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте формирование патриотических чувств у дошкольников проходит через познавательное отношение к миру, через формирование предпосылок морально-нравственного и культурного развития ребёнка, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города воспитанников тесно связано практически со всеми образовательными областями в дошкольном образовании. Содержание работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города включает в себя приобщение детей к культурному наследию родного города, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями, проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города, которая была проведена на базе МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г. Пенза. Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении уровня воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, а также уровня заинтересованности и степени участия родителей в патриотическом воспитании своих детей.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по диагностике уровня воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, с помощью методик «Родной город» (А.О. Ястребцова), «Государственная символика» (А.О Ястребцова) и метода проблемных ситуаций позволили выявить, что у большинства детей, принимающих участие в исследовании, низкий уровень воспитания патриотизма. С целью выявления уровня заинтересованности и степени участия родителей в патриотическом воспитании своих детей мы провели их анкетирование и выявили низкую заинтересованность родителей в воспитании патриотизма у детей.
Для повышения уровня патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста нами была проведена разработанная программа «Я - гражданин», в процессе которой происходило знакомство с достопримечательностями родного города Пензы. Организация работы по непосредственному знакомству детей с достопримечательностями города проводилась в форме индивидуальных бесед с детьми, групповых бесед с элементами виртуальной экскурсии, проведение квест-игры «Знай и люби свой город». Также на музыкальных и других занятиях мы включали игры и познавательные моменты гражданско-патриотического воспитания. С родителями было проведены консультации, организованы совместные творческие домашние задания.
Планомерная, систематическая работа, использование различных средств воспитания, подбор содержания образовательной деятельности, совместные усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом возможно при условии: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы с детьми в процессе образовательно-воспитательного воздействия, и спланированно включение родителей в этот процесс. В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня воспитания патриотизма детей в процессе ознакомления с родным городом. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
В первой главе нашего исследования мы проанализировали имеющиеся психолого-педагогические и методические работы по данной теме и пришли к выводу, что проявления патриотизма, патриотическое воспитание и формирование патриотических чувств на каждом возрастном этапе имеют свои особенности. Применительно к ребенку дошкольного возраста патриотизм определяется как потребность принимать участие во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Также считается, что он обладает такими качествами, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В среднем дошкольном возрасте формирование патриотических чувств у дошкольников проходит через познавательное отношение к миру, через формирование предпосылок морально-нравственного и культурного развития ребёнка, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности. Формирование патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города воспитанников тесно связано практически со всеми образовательными областями в дошкольном образовании. Содержание работы по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города включает в себя приобщение детей к культурному наследию родного города, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями, проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей.
Вторая глава нашего исследования посвящена опытно-экспериментальной работе по формированию патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города, которая была проведена на базе МБДОУ детский сад №8 «Машенька» г. Пенза. Цель констатирующего этапа исследования заключалась в выявлении уровня воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, а также уровня заинтересованности и степени участия родителей в патриотическом воспитании своих детей.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по диагностике уровня воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста, с помощью методик «Родной город» (А.О. Ястребцова), «Государственная символика» (А.О Ястребцова) и метода проблемных ситуаций позволили выявить, что у большинства детей, принимающих участие в исследовании, низкий уровень воспитания патриотизма. С целью выявления уровня заинтересованности и степени участия родителей в патриотическом воспитании своих детей мы провели их анкетирование и выявили низкую заинтересованность родителей в воспитании патриотизма у детей.
Для повышения уровня патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста нами была проведена разработанная программа «Я - гражданин», в процессе которой происходило знакомство с достопримечательностями родного города Пензы. Организация работы по непосредственному знакомству детей с достопримечательностями города проводилась в форме индивидуальных бесед с детьми, групповых бесед с элементами виртуальной экскурсии, проведение квест-игры «Знай и люби свой город». Также на музыкальных и других занятиях мы включали игры и познавательные моменты гражданско-патриотического воспитания. С родителями было проведены консультации, организованы совместные творческие домашние задания.
Планомерная, систематическая работа, использование различных средств воспитания, подбор содержания образовательной деятельности, совместные усилия детского сада и семьи, а также правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дали положительные результаты. Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом возможно при условии: данный процесс организован поэтапно (когнитивный эмоциональный и деятельностный), определены содержание и формы работы с детьми в процессе образовательно-воспитательного воздействия, и спланированно включение родителей в этот процесс. В результате проведенной экспериментальной работы отмечено повышение уровня воспитания патриотизма детей в процессе ознакомления с родным городом. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Формирование патриотических чувств у детей среднею дошкольного возраста в процессе знакомства с достопримечательностями родного города
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе ознакомления с историей и культурой малой родины
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство патриотического воспитания
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Сюжетно-ролевая игра в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Использование лэпбука в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023



