Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №161638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2024
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования лексико-грамматических навыков у детей дошкольного возраста
1.1. Онтогенез формирования лексико-грамматических навыков 6
1.2. Нарушения формирования лексико-грамматических навыков у детей с общим недоразвитием речи 9
ГЛАВА II. Экспериментальное изучение лексико-грамматических навыков у старших дошкольников логопедической группы
2.1. Организация констатирующего этапа 14
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа 23
ГЛАВА III. Содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1. Игры для развития и коррекции лексико-грамматических навыков
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 30
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 40
Заключение 49
Список литературы 53
Приложение 58

Актуальность представленного исследования обусловливается тем, что общее нарушение речи (ОНР) не позволяет детям полноценно осваиваться в современном социуме. Формирование лексико-грамматических навыков в речи детей является важной нормой, нарушение которой приводит к речевым отклонениям, которые впоследствии сказываются на психологическом и эмоциональном здоровье детей. Чем правильнее ребенок может самостоятельно выстроить свою речь, тем увереннее он будет чувствовать себя в обществе, поддерживая коммуникацию.
Задача формирования правильно выстроенной на лексическом и грамматическом уровнях речи является актуальной логопедической задачей ввиду того, что количество детей с ОНР с каждым годом только увеличивается. Данный фактор предопределяет важность поиска различных эффективных методик, которые смогут помочь таким учащимся прийти к правильной речи безболезненно.
Развитию речи детей посвящены многочисленные исследования. Об этом, в частности пишут психологи и педагоги: А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, М.М. Конина; логопеды и методисты: Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева,
Н.А. Никашина и др.; лингвисты, физиологи, дефектологи и т.д. Ими выдвинуты разнообразные гипотезы для объяснения механизмов речи.
Объектом представленного исследования выступают лексико-грамматические навыки у детей с ОНР.
Предметом исследования являются игры, направленные на формирование лексико-грамматических навыков у детей с ОНР.
Целью данной работы выступает изучение особенностей формирования лексико-грамматических навыков у детей с ОНР и определение содержания логопедической работы по формированию данных процессов у дошкольников с речевой патологией.
Представленная цель предопределяет решение следующих задач:
1. Провести теоретический анализ онтогенеза формирования лексико-грамматических навыков и особенности их нарушения у детей с общим недоразвитием речи.
2. Провести организацию констатирующего этапа, его анализ и результаты.
3. Определить направления логопедической работы по развитию и коррекции нарушений лексико-грамматических навыков у дошкольников с ОНР.
4. Произвести контрольный эксперимент, чтобы выявить необходимость проведенной работы и ее результативность.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что:
1. Лексико-грамматические навыки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нарушены и это является специфичным для данной патологии.
2. Специальные игры, подобранные для формирования лексико-грамматических навыков, помогут скорректировать или сформировать выявленные нарушения.
Базой исследования выступает филиал № 1 «Тополёк» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 105 «Детство» г. Пензы.
Исследование включало три этапа:
1. Подготовительный этап - были рассмотрены теоретические основы проблемы формирования лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована психолого¬педагогическая, логопедическая, методическая литература по теме исследования.
2. Констатирующий этап - обследование детей с общим недоразвитием речи с целью выявления их уровня речевого развития и особенностей лексико-грамматических навыков и анализ результатов исследования.
3. Заключительный этап - разработка игр по содержанию комплексной психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и проведение контрольного эксперимента с целью выявления эффективности. Оформление текста ВКР.
При планировании коррекционной работы по формированию лексики и отработке грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на программу по обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.
Кроме того, для планирования и систематизации коррекционной работы были использованы методики обучения детей с отклонениями в развитии Л.Н. Ефименковой; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой; Г.А. Каше; Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой; Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой.
Работа была спланирована в соответствии с периодами обучения, предусмотренными программой, а также последовательностью формирования лексико-грамматических структур в онтогенезе.
При отборе игрового материала использовались работы следующих авторов: Г.А.Волковой, А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой, В.И. Селиверстова, Г.С. Швайко, А.В. Арушановой, О.С. Ушаковой и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках представленного исследования было определено, что в современном мире люди с нарушениями речи страдают от невозможности корректно выразить мысли. Они не могут сформулировать их правильно и самое главное, грамотно, что приводит к низкой самооценке и депрессии.
Теоретический анализ работы продемонстрировал, что ОНР представляет собой общее нарушение речи, которое базируется на различных уровнях: звуковом, грамматическом, лексическом и семантическом. Большое количество детей с ОНР имеют отвечающий нормам интеллект и полный слух. Однако невозможность ясного изложения мыслей ввиду нарушения принципов грамматического и лексического строения мыслей приводит к многим проблемам психологического характера, что говорит о важности логопедической коррекции заранее перед тем, как последние будут образовывать как следствие.
Мы провели экспериментальную работу, направленную на изучение лексико-грамматических навыков у старших дошкольников, в течении двух недель в 2023 году. Экспериментальная группа состояла из 10 детей старшего дошкольного возраста из логопедической группы филиала № 1 «Тополёк» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 105 «Детство» г. Пензы. Все участники эксперимента на момент его проведения имели возраст 6-7 лет.
Основной целью эксперимента выступало изучение особенностей лексико-грамматического характера у группы старших дошкольников. Важность данного этапа обосновывается тем, что необходимо проанализировать и впоследствии предложить систему игр для оказания помощи детям с ОНР, посещающим логопедическую группу в детском саду.
Ввиду представленных особенностей, мы обратились к методике Е.А. Стребелевой.
Методики исследования включают 4 серии с заданиями:
I Серия - задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов;
II Серия - задания данной серии позволяют выявить уровень овладения словарем (точность употребления слов, использование разных частей речи;
III Серия - задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания;
IV Серия - задания направлены на определение состояния грамматической стороны речи.
В рамках изучения лексических и грамматических навыков учащихся старшей группы детского сада с ОНР были выявлены следующие особенности:
Лексика учащихся старшей группы детского сада с ОНР сформирована на слабом уровне. Их речь содержит большое количество трудностей, которые варьируются от существительных до различных видов прилагательных. Учащиеся с ОНР не умеют грамотно использовать существительные и числительные. Помимо этого, их речь наблюдает нарушение процессов словоизменения и словообразования, а также преобладание исключительно простых предложений, в которых невозможно найти сложные грамматические или лексические конструкции.
Дошкольники старших групп детского сада с ОНР не готовы к изучению грамоты. Они не могут ставить имена существительные в правильную грамматическую форму, а также выполняют задания на лексику и грамматику с большим количеством ошибок, не понимания, где их допускают, что требует коррекции со стороны педагога.
Речевая система детей с ОНР развита недостаточно: страдает целостно как их речь, так и динамика развития речевой готовности, находящаяся на довольно низком уровне.
Анализ продемонстрировал важность проведения детальной логопедической работы, которая направлена на развитие лексико-грамматических навыков у детей старшей группы детского сада.
Исходя из результатов констатирующего исследования, нами был проведен формирующий эксперимент.
Наша коррекционная работа была направлена на:
❖ развитие лексической стороны речи;
❖ развитие грамматической стороны речи.
Для развития лексико-грамматических навыков мы широко использовали различные игры: игры с предметами, игры настольно¬печатные, словесные игры, компьютерные игры, игры с природным материалом и другие.
Дидактические игры в процессе коррекции проблем речи (ОНР) являются естественной частью многих логопедических программ, которые направлены на работу с детьми садовского возраста. Они помогают освоить лексические навыки, а именно изучить прилагательные, местоимения с существительными и образование форм простых и сложных глаголов в разных видах наклонений: изъявительном, повелительном, сослагательном.
Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если превалирует обучающая задача, то игра носит характер упражнения, а если игровая задача, то деятельность не несет обучающего значения.
При подготовке к проведению дидактической игры мы учитывали:
❖ отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей,
❖ активизация психических процессов; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
❖ определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
❖ выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим, определение количества играющих;
❖ подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
❖ подготовка к игре самого педагога;
❖ подготовка к игре детей: обогащение их знаниями,
представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Мы к каждому ребенку подбирали индивидуальные подходы, приемы.
Результаты контрольного эксперимента показали, что дошкольники старшей группы детского сада имеют большое количество лексико-грамматических навыков, которые используются правильным образом в речи, однако их коммуникация все еще далека от нормы. Они все еще делают ошибки при установлении грамматических связей между прилагательными и существительными, а также при произведении множественного числа существительного из единственного. Однако некоторые дети группы уже успешно справляются с поставленной логопедической задачей несмотря на то, что их лексический запас слов все еще остается ограниченным. В целом, результаты демонстрируют, что констатирующий этап эксперимента говорит о важности и эффективности проделанной работы представленного исследования.



1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 127 с.
2. Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.
3. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2002. - 104 с.
4. Артеменко, О.Н., Авакян В.Р. Проблема общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в современной литературе // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www. scienceforum.ru/2015/856/11003
5. Бабина, Г.В. Нарушение формирования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Е.В. Белобородова, М.М. Любимова [Электронный ресурс]: - СПб., 1995. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-20.shtml
6. Балабанова, В.М. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.М. Балабанова, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, И.А. Чистович. - СПб.: Детство-Пресс, 2001, - 206 с.
7. Безрукова, О.А. Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2014. - 58 с.
8. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н. Усанова. - М.: Педагогика, 1991. - 279 с.
9. Белякова, Л.И. Сравнительное психолого-педагогическое
исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Электронный ресурс]: - М., 1991. - Режим доступа:
https://www.studsell.com/view/107142/
10. Бизикова, О.А. Формирование грамматических умения дошкольников в игре / О.А. Бизикова. // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 285-291.
11. Бухбиндер, В.А. Развитие лексических навыков устной речи / В.А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - К., 1980. - С. 14-31.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
13. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М: АРКТИ-Глосса, 2000. - 165 с.
14. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика / Б.С. Гершунский // Учебное пособие. - Киев, 2013. - 768 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
16. Глухов, В.П. Психолингвистика: учеб. для пед. и гуманит. вузов / В.П. Гвоздев. - М.: В. Секачев, 2013. - 343 с.
17. Денисова, О.А. Детская логопсихология / О.А. Денисова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 160 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. [Электронный ресурс]: - М., 1990, - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
19. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. - М.: Соц. полит. журн., 1994. - 96 с.
20. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа:https://vk.com/wall-33723051 25657
21. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - М, 1973. - Режим доступа:https://vk.com/wall-68624275 132
22. Лалаева, Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза / Р.И. Лалаева. - М.: Владос, 2004. - 129 с.
23. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников / Р.И. Лалаева, В.И. Серебрякова. [Электронный ресурс]: - СПб., 1999. - Режим доступа:
https://elenalogoped.ucoz.net/korrekcija obshhego nedorazvitija rechi.pdf
24. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина.
[Электронный ресурс]: - М., 1968. - Режим доступа:
https://vandex.ru/search/?text=20.%09Левина%2C+Р.Е.+Основы+теории+и+практики+логопедии+&1г=49&с11й=9582
25. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2001. - 119 с.
26. Лопатина, Л.В. Развитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. [Электронный ресурс]: - М.: 2002. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/5/0146/index.shtml
27. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия.
[Электронный ресурс]: - М., 1976. - Режим доступа:https://vk.com/wall-
111702204 1241
28. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев.
[Электронный ресурс]: - М., 1997. - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/3/0307/index.shtml
29. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев.
[Электронный ресурс]: - М., 1969. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/4/0285/index.shtml
30. Логинова, В.И. Формирование словаря / В.И. Логинова / Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. [Электронный ресурс]: - М., 1984. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/1/0265/1 0265-89.shtml
31. Макарова, Н.В. Речь ребенка от рождения до 5 лет / Н.В. Макарова.- СПб.: КАРО, 2004. - 216 с.
32. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. / Е.М. Мастюкова. - М.: Аквамарин, 1992. - 162 с.
33. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. / С.А. Миронова. - М.: Акрис, 2003. - 247 с.
34. Методы обследования речи у детей / Под ред. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. - М., 1996. - 122 с.
35. Селезнева, И.А. Формирование грамматических навыков в различных видах речевой деятельности / И.А. Селезнева. - Режим доступа: http: //www.lalym.po. ru
36. Трубникова, Н.М. Практическая логопедия / Н.М. Трубникова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. - 97 с.
37. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2019. - № 11. - С.8-12.
38. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: Профессиональное образование, 1993. - 189 с.
39. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова.
[Электронный ресурс]: - М.: Просвещение, 2016. - Режим доступа:
https://search.rsl.ru/ru/record/01008996249
40. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С.Н. Цейтлин. [Электронный ресурс]: - М., 2000. - Режим доступа:
https://vk.com/wall-174852324 5572
41. Фотекова, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов / Т.В. Фотекова,
Т.А. Ахутина - М.: Айрис-пресс, 2002. - 162 с.
42. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика / составление К.Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.
43. Щерба, Л.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике: в 3 т.
[Электронный ресурс]: - Л., 1958. - Режим доступа:
https: //search.rsl .ru/ru/record/01005610190
44. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. [Электронный ресурс]: - М., 1958. - Режим доступа: БИрз://е11Ь.Ьзри.Ьу/Ьйз1геаш/4ос/53797/1/Эльконин%20о%20развитии%20речи%20детей%20в%20дошкольном%20возрасте.р4Г


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ