РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИX КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 6
1.1 Исследовательские компетенции современного школьника: сущность
и содержание 6
1.2 Становление исследовательской деятельности как актуальная задача
в общеобразовательной школе 13
1.3 Особенности обучения исследовательской деятельности
обучающихся на уроках биологии 23
1.4 Методические особенности формирования исследовательской
компетентности школьников 28
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.. 31
2.1 Измерение уровня сформированности исследовательской
компетентности обучающихся (постановочно-констатирующий этап) 31
2.2 Апробация методики формирования исследовательской
компетентности на уроках биологи (формирующий этап) 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 6
1.1 Исследовательские компетенции современного школьника: сущность
и содержание 6
1.2 Становление исследовательской деятельности как актуальная задача
в общеобразовательной школе 13
1.3 Особенности обучения исследовательской деятельности
обучающихся на уроках биологии 23
1.4 Методические особенности формирования исследовательской
компетентности школьников 28
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.. 31
2.1 Измерение уровня сформированности исследовательской
компетентности обучающихся (постановочно-констатирующий этап) 31
2.2 Апробация методики формирования исследовательской
компетентности на уроках биологи (формирующий этап) 38
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сейчас устанавливают высокие требования к достижению результатов обучения в основной общеобразовательной школе ФГОС. К ним относится овладение учащимися навыками исследовательской деятельности.
Исследовательская компетентность учащихся формируется в процессе использования методов и приемов обучения, используемых при исследовательском обучении. Его цель - формирование у обучающегося способности к самостоятельному, творческому освоению и преобразованию новых способов деятельности в любой области культуры человека - одно из важных направлений формирования исследовательской компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы - правильно организованная исследовательская деятельность.
Организация и реализация школьного учебного процесса является одним из главных условий достижения исследовательской компетенции на высоком уровне. Исследовательская компетентность представляет собой ведущие характеристики процесса профессионального становления как базового компонента личности, демонстрирует универсальность связей с окружающей средой, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует обмену знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности в любой области познавательной и практической деятельности.
Важным компонентом исследовательской компетенции является мотивация, под которой понимается увлечение научной деятельностью, стремление к достижению научных результатов. Для этого необходимо развивать активность, энтузиазм, настойчивость учащихся. Как отметили сторонники исследовательского обучения, учебный процесс должен моделировать процесс научных исследований, поиск новых знаний. Наиболее обобщенное исследование обучающийся ставит проблему, которую необходимо решить, предлагает гипотезу, предлагает возможные варианты решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы. Специфика исследовательской деятельности определяет разнообразие форм организации уроков и внеклассной работы по биологии. Формы исследовательской деятельности на занятиях могут быть следующими: исследование-урок, лабораторное занятие, урок по истории биологических открытий, урок - защита исследовательских проектов, урок - учебный эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности, такие как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера. Как показывает практика преподавания, во время исследовательской деятельности учащиеся проявляют большой интерес к опыту, получают надежные знания, входящие в их мировоззрение и находчивые в дальнейшем изучении природы.
Актуальность исследования: получение человеком опыта исследовательской деятельности при обучении в школе предлагается сегодня как одна из приоритетных задач образования.
В Федеральных государственных стандартах общего образования современная школа должна предоставлять не только информацию, но и приемы работы с ней. Учащиеся должны научиться учиться, самостоятельно получать новые знания и применять их на практике. В этой связи возникает необходимость отбора содержания обучения, поиска средств, методов и способов организации учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе и формирования исследовательской компетенции учащихся. Предпосылкой исследовательской работы является рациональная организация учебного процесса. Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью выпускать обучающихся, способных выполнять исследовательскую деятельность на различных уровнях.
Объект исследования: образовательная деятельность.
Гипотеза исследования: если на уроках биологии систематически применять различные методы и приемы, обеспечивающие развитие мотивации к творческой деятельности и становление исследовательских навыков у обучающихся, то это будет способствовать формированию их исследовательской компетенции.
Цель: разработка системы методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование исследовательской компетенции учащихся при обучении биологии.
Задачи:
1. Изучить исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание;
2. Изучить особенности обучения исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии;
3. Разработать и апробировать методику формирования исследовательской компетентности на уроках биологии (формирующий этап)
4. Измерить уровень сформированности исследовательской компетентности учащихся.
Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться учителями-предметниками на уроках биологии с целью успешного формирования исследовательской компетенции учащихся при обучении биологии.
Исследовательская компетентность учащихся формируется в процессе использования методов и приемов обучения, используемых при исследовательском обучении. Его цель - формирование у обучающегося способности к самостоятельному, творческому освоению и преобразованию новых способов деятельности в любой области культуры человека - одно из важных направлений формирования исследовательской компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы - правильно организованная исследовательская деятельность.
Организация и реализация школьного учебного процесса является одним из главных условий достижения исследовательской компетенции на высоком уровне. Исследовательская компетентность представляет собой ведущие характеристики процесса профессионального становления как базового компонента личности, демонстрирует универсальность связей с окружающей средой, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует обмену знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности в любой области познавательной и практической деятельности.
Важным компонентом исследовательской компетенции является мотивация, под которой понимается увлечение научной деятельностью, стремление к достижению научных результатов. Для этого необходимо развивать активность, энтузиазм, настойчивость учащихся. Как отметили сторонники исследовательского обучения, учебный процесс должен моделировать процесс научных исследований, поиск новых знаний. Наиболее обобщенное исследование обучающийся ставит проблему, которую необходимо решить, предлагает гипотезу, предлагает возможные варианты решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы. Специфика исследовательской деятельности определяет разнообразие форм организации уроков и внеклассной работы по биологии. Формы исследовательской деятельности на занятиях могут быть следующими: исследование-урок, лабораторное занятие, урок по истории биологических открытий, урок - защита исследовательских проектов, урок - учебный эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности, такие как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера. Как показывает практика преподавания, во время исследовательской деятельности учащиеся проявляют большой интерес к опыту, получают надежные знания, входящие в их мировоззрение и находчивые в дальнейшем изучении природы.
Актуальность исследования: получение человеком опыта исследовательской деятельности при обучении в школе предлагается сегодня как одна из приоритетных задач образования.
В Федеральных государственных стандартах общего образования современная школа должна предоставлять не только информацию, но и приемы работы с ней. Учащиеся должны научиться учиться, самостоятельно получать новые знания и применять их на практике. В этой связи возникает необходимость отбора содержания обучения, поиска средств, методов и способов организации учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе и формирования исследовательской компетенции учащихся. Предпосылкой исследовательской работы является рациональная организация учебного процесса. Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью выпускать обучающихся, способных выполнять исследовательскую деятельность на различных уровнях.
Объект исследования: образовательная деятельность.
Гипотеза исследования: если на уроках биологии систематически применять различные методы и приемы, обеспечивающие развитие мотивации к творческой деятельности и становление исследовательских навыков у обучающихся, то это будет способствовать формированию их исследовательской компетенции.
Цель: разработка системы методов и приемов обучения, обеспечивающих формирование исследовательской компетенции учащихся при обучении биологии.
Задачи:
1. Изучить исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание;
2. Изучить особенности обучения исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии;
3. Разработать и апробировать методику формирования исследовательской компетентности на уроках биологии (формирующий этап)
4. Измерить уровень сформированности исследовательской компетентности учащихся.
Практическая значимость: материалы исследования могут использоваться учителями-предметниками на уроках биологии с целью успешного формирования исследовательской компетенции учащихся при обучении биологии.
В результате проведенного исследования мы установили, что в современном обществе существует объективная потребность, необходимость и значимость исследовательской компетентности как неотъемлемого качества личности, входящего в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности.
Введение школьника в культуру исследования, формирование и развитие у него навыков и умений исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования, которые могут быть решены в рамках компетентностного подхода, выдвигающего на первое место не степень информированности учащегося, а умения разрешать поставленные перед ним задачи и проблемы.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
В настоящее время развитие исследовательской компетентности учащихся входит в число приоритетных задач биологического образования. В этой связи востребована разработка теории и методики формирования исследовательской компетентности учащихся при изучении биологии.
1. Исследовательская компетентность учащихся определяется как интегративное качество личности, предполагающее готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности в сфере естественных наук. Выделены структурные
компоненты исследовательской компетентности, которые представлены группами соответствующих компетенций: личностно-акцентированными компетенциями; когнитивно-акцентированными и деятельностно- акцентированными.
2. Разработаны и использованы в преподавании биологии методические подходы к развитию исследовательской деятельности обучающихся, как в урочной деятельности (проблемный подход, исследовательские лабораторные работы, дневник исследователя, проектная деятельность) так и во внеурочной деятельности (спецкурс, индивидуальная исследовательская деятельность).
3. Апробирована методика определения уровня развития исследовательской компетентности учащихся, подобраны диагностические материалы определения уровней развития компонентов составляющих исследовательскую компетентность.
4. Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является:
1) положительная динамика изменения уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы;
2) повышение уровня исследовательской активности учащихся на итогово- обобщающем этапе.
Таким образом, разработанные методические подходы, являются эффективными и целесообразными формами организации исследовательской деятельности, способствующие формированию исследовательской компетентности учащихся, а программа спецкурса выступает эффективным организационно-методическим средством формирования исследовательской компетентности учащихся. Таким образом, данные итоговой диагностики свидетельствуют о результативности разработанной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы.
Введение школьника в культуру исследования, формирование и развитие у него навыков и умений исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования, которые могут быть решены в рамках компетентностного подхода, выдвигающего на первое место не степень информированности учащегося, а умения разрешать поставленные перед ним задачи и проблемы.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
В настоящее время развитие исследовательской компетентности учащихся входит в число приоритетных задач биологического образования. В этой связи востребована разработка теории и методики формирования исследовательской компетентности учащихся при изучении биологии.
1. Исследовательская компетентность учащихся определяется как интегративное качество личности, предполагающее готовность и способность к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности в сфере естественных наук. Выделены структурные
компоненты исследовательской компетентности, которые представлены группами соответствующих компетенций: личностно-акцентированными компетенциями; когнитивно-акцентированными и деятельностно- акцентированными.
2. Разработаны и использованы в преподавании биологии методические подходы к развитию исследовательской деятельности обучающихся, как в урочной деятельности (проблемный подход, исследовательские лабораторные работы, дневник исследователя, проектная деятельность) так и во внеурочной деятельности (спецкурс, индивидуальная исследовательская деятельность).
3. Апробирована методика определения уровня развития исследовательской компетентности учащихся, подобраны диагностические материалы определения уровней развития компонентов составляющих исследовательскую компетентность.
4. Результатом опытно-экспериментальной проверки эффективности педагогической модели является:
1) положительная динамика изменения уровня сформированности исследовательских компетенций учащихся экспериментальной группы;
2) повышение уровня исследовательской активности учащихся на итогово- обобщающем этапе.
Таким образом, разработанные методические подходы, являются эффективными и целесообразными формами организации исследовательской деятельности, способствующие формированию исследовательской компетентности учащихся, а программа спецкурса выступает эффективным организационно-методическим средством формирования исследовательской компетентности учащихся. Таким образом, данные итоговой диагностики свидетельствуют о результативности разработанной педагогической модели формирования исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной школы.



