Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка 6
1.1 Сущностная характеристика социокультурной компетенции 6
1.2 Способы развития социокультурной компетенции на уроках
иностранного языка 11
Глава 2. Методические основы использования ИКТ для развития социокультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.. ..19
2.1 Возможности использования ИКТ на уроках иностранного
языка 19
2.2 Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках
английского языка в 9 классе 38
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложения
В условиях современной школы требования к знаниям и умениям по иностранному языку высоки. Основная цель обучения иностранному языку - формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности к реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. По мнению К.М.Левитана, формирование иноязычной коммуникативной компетенции достигается через развитие отдельных компетенций, таких как лингвистическая, лингвострановедческая, коммуникативная,
социокультурная [21]. Без овладения данными видами коммуникации, особенно социокультурными знаниями, невозможно сформировать коммуникативную компетенцию, так как социокультурные знания необходимы не только как средство общения с представителями иноязычной культуры, но и как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретенных знаний о культуре других стран.
Благодаря развитию международного сотрудничества, несомненно, увеличивается интерес не только к изучению иностранных языков, но и к культуре народов других стран. Социокультурное образование, прививая социокультурные знания, формирует личность, обладающую национально-культурными ценностями, осознающую свою роль в сотрудничестве и взаимопонимании.
Социокультурная компетенция - это умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии со знаниями национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, а также правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях общения [2, с. 448]. Согласно работам Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова и многих других, изучаемый иностранный язык является как средством общения, так и средством познания иноязычной культуры [8].
В современное время очень актуально использование технических средств обучения на уроках иностранного языка, которое повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, а также способствует развитию социокультурной компетенции. Это современные технические средства, предполагающие новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся, поэтому деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологий способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условия для самостоятельной работы [1, с. 125].
Мы, вслед за Н.Д. Гальсковой, считаем, что информационные технологии позволяют учителю реализовать личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, так как основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры и, конечно, практическое пользование иностранным языком как средством общения [12].
В современных УМК используется интересный и познавательный страноведческий материал, имеются привлекательные фотографии и иллюстрации, но, к сожалению, недостаточно красочных картинок, ярких презентаций, виртуальных туров, диалогов с носителями языка, которые помогут расширить спектр общеучебных и специальных умений у учащихся при изучении иностранного языка. Конечно, УМК содержат базовые тематические тексты, отвечающие определенной тематике страноведческого характера, различные упражнения, нацеленные на активное использование вокабуляра, послетекстовые упражнения на выработку навыков общения в рамках заданной тематики. Но практика показывает, что для решения данной проблемы одного УМК недостаточно, необходимо использовать дополнительные способы развития социокультурной компетенции. Одним из таких способов является использование информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) .
Отсюда вытекает проблема исследования: каковы возможности использования ИКТ для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка? Решение данной проблемы и является целью нашего исследования.
Объект исследования - развитие социокультурной компетенции на уроках иностранного языка.
Предмет исследования - использование ИКТ для развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка учащихся 9 класса.
Для реализации основной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, а также Интернет-источники по данной проблеме;
2. Описать различные способы формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка;
3. Проанализировать возможности использования ИКТ на уроках иностранного языка на среднем этапе обучения и разработать развернутый тематический план для 9 класса на базе учебного пособия «Happy English.ru» К.И. Кауфман [18].
В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение литературных источников, изучение документации, беседа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Изучив и проанализировав литературу по теме исследования, необходимо отметить важность и актуальность выбранной нами темы. В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно- коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества.
На основании теоретического анализа учебно-методической литературы по данной проблеме мы установили, что обучение иностранному языку в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, без которых нет практического овладения языком. При обучении иностранному языку приоритетное значение приобретает проблема подготовки учащихся к межкультурной коммуникации.
В силу специфики предмета, иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. В связи с этим проблеме формирования социокультурной компетенции с помощью ИКТ на уроке иностранного языка отводится одно из главных мест, так как основной целью обучения иностранному языку является формирование социокультурной компетенции.
Необходимо подчеркнуть, что целью применения компьютерных и мультимедийных технологий является развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие ключевых умений, а также стремление к саморазвитию и самореализации своих творческих возможностей в условиях компьютеризированного социокультурного общества. Таким образом, учитель должен стремиться к повышению уровня мотивации обучающихся, выражающееся в развитии интереса и познавательной активности учащихся к изучению иностранного языка. Использование созданного нами развернутого тематического плана облегчит работу учителя, и, несомненно, позволит построить урок логичнее и интереснее с помощью разнообразных источников и дополнительной литературы. Он также даст возможность интереснее организовать самостоятельную творческую и исследовательскую деятельность обучающихся.
Следует также помнить, что применение ИКТ в учебном процессе по английскому языку станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.
Применение средств ИКТ в системе гуманитарного образования направлено на совершенствование существующих технологий обучения за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников.
Подводя итог, можно отметить, что проблема формирования социокультурной компетенции с помощью ИКТ в образовательном процессе не потеряет своей актуальности, так как в современной развивающейся школе формирование социокультурной компетенции на уроках не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно помогает осваивать культуру своей страны. Современные компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью школьного образования в настоящее время.
1. Абалуев Р.Н. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - Тамбов: Издательство «ТГТУ», 2002. - 125 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Икар, 2010. - 448 с.
3. Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». - 2010.
4. Белкова М.М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. - № 2. - 2008. - C. 73¬75.
5. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - № 4. - 2007. - С. 23¬27.
6. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. - М.: Наука, 2005. - 194 с.
7. Васютенкова И.В. Родная культура как основа овладения иностранной // Коммуникативная методика. - № 3. - 2005. - С. 18-26.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Москва: Индрик, 2005. - 138 с.
9. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - № 3. - 2002. - С. 33-41.
10. Войтко С.А. Об использовании информационно -
коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет- журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», - 2004-2005.
11. Воробьёв Г.А. Компьютерное обучение социокультурной
компетенции в режиме он-лайн // Материалы международного научно-методического симпозиума «Лемпертовские чтения.
Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты», 18-19 мая 2004 года. - Пятигорск: ПГЛУ, 2004. - С. 68-70.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2004. - 192с.
13. Головко Е.А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - № 2. - 2008. - С. 3-7.
14. Гусева A.B. Формирование социокультурной компетенции в
процессе обучения устному иноязычному общению: (Школа
с углубленным изучением иностранных языков, французский язык). - М., 2002. - 235 с.
15. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. - М., 2007.
16. Ефременко А.В. Применение информационных технологий // Иностранные языки в школе. - № 8. - 2007. - С. 18-21.
17. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера (в вопросах и ответах). - СПб., 2001.
18. Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Happy English.ru/ Счастливый английский.ру. Учебник. 9 класс. Обнинск, - «Титул», - 2013.
19. Кисунько Е.И., Музланова Е.С. Интерактивное обучение учащихся 10-11-х классов английскому языку с использованием компьютерных технологий // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября». - № 16. - 2007. - C. 5-8.
20. Корнилова Л.А. Социокультурная компетенция как одна из составляющих профессионального мастерства учителя иностранного языка. Международный сборник научных трудов / Отв. ред.: В.М. Курицын. - Шуя: Изд-во «Весть», ШГПУ, 2002. - С. 40-43.
21. Левитан К.М. О содержании понятия «коммуникативная компетентность». Перевод и межкультурная коммуникация. - Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. - 89-91с.
22. Мильруд Р. П. Методология и развитие методики обучения ино-странным языкам // Иностранные языки в школе. - 1995. - № 5. - С. 13- 18.
23. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка // Английский язык, Изд. дом «Первое сентября». - № 4. - 2008. - C. 4-7.
24. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. - Якутск, 2006. - С. 56-57.
25. Носенко О.В., Белоус Е.П. Обучающие программы для общеобразовательных школ // Английский язык в школе. - № 1. - 2009. - C. 68-73.
26. Пахомова Н.Ю. Компьютер в работе педагога. - М., 2005. - C. 152-159.
27. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени // Иностранные языки в школе. - № 5. - 2005. - С. 57-60.
28. Починок Т.В. Особенности заданий по формированию социокультурной компетенции // Иностранные языки в школе. - № 7. - 2011. - С. 18-24.
29. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - № 2. - 2005. - С. 162-166.
30. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый
курс лекций // Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.:
Просвещение, 2002. - 239 с.
31. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет- ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - № 6. - 2008. - C. 2-9.
32. Тевс Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. - Барнаул: БГПУ, 2006. - С. 5-7.
33. Телицина Т.Н. Использование компьютерных программ на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - № 2. - 2002.
34. Шереметьева А.В. Английский язык. Страноведческий справочник. Лицей. - Саратов, 2010.
35. Шишканова В.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - № 2. - 2012. - С. 80-86.
36. Хомский Н. Р. Язык и мышление / Н. Хомский. - М.: Издательство Московского университета, - 1972. - 122 с.
37. Hymes D.H. On communicative competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. P. 269-293.
38. http://festival.1 september.ru/articles/415914/.