ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Формирование грамматических навыков у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования грамматического строя речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи 11
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методика изучения грамматического строя речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 16
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 22
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Методика формирования грамматического строя речи у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 34
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Речь является неотъемлемым средством социализации ребенка в обществе и одной из важнейших психических функций. В процессе развития речевой функции ребенок имеет возможность устанавливать желаемые контакты с окружающими его людьми. Постепенное овладение ребенком умением говорить способствует формированию модели поведения и личностного осознания. Одним из необходимых условий для успешного речевого развития ребенка является правильно сформированный грамматический строй речи. Этот языковой компонент играет важнейшую роль в формировании речевой культуры каждого ребенка.
В настоящее время отмечается увеличение числа детей, имеющих недостатки речевого развития, в частности общее недоразвитие речи (ОНР). В структуре речевого дефекта при ОНР одно из ведущих мест занимают нарушения грамматического строя речи, которые создают серьезные препятствия для овладения полноценным речевым развитием, установления коммуникативных связей, а также затрудняют формирование связной монологической речи.
В научных трудах данная проблематика достаточно широко освещена в исследованиях Г.В. Бабиной, О.А. Безруковой, В.В. Гербовой, В.П. Глухова, Р.Е. Левиной, Н.В. Микляевой, Г.Р. Шашкиной и других авторов.
В первые годы жизни и в дошкольном возрасте ребенок усваивает устные средства той речеязыковой системы, в которой он воспитывается. При сохранности психофизических механизмов организма ребенок усваивает устную речь в процессе общения со взрослыми без специального обучения. Но если в развитии речеязыковых механизмов ребенка появляется сбой, речевые навыки формируются с трудом, дисгармонично.
Речеязыковая недостаточность или сложное системное расстройство речи, проявляющееся у детей с сохранным слухом и интеллектом в форме общего недоразвития речи, характеризуется лексической и грамматической недостаточностью, нарушением фонетического и фонологического компонентов речи, затруднением в формировании фразового и связного монологического высказывания. Трудности грамматического конструирования речевого высказывания, не устраненные своевременно в дошкольном возрасте, превращаются в серьезную проблему при усвоении основ письменной речи в школьном возрасте и приводят к школьной дезадаптации ребенка. Компоненты речеязыковой системы тесно взаимосвязаны, логопедическая практика показывает, что резко выраженное грамматическое недоразвитие наблюдается у детей, имеющих серьезные проблемы в развитии лексического и фонологического компонентов речи.
В связи с постоянным увеличением числа дошкольников с такого рода нарушениями речи, проблема формирования грамматического строя речи занимает ключевое место в современной логопедии, вопрос о методике развития и коррекции становится одним из самых востребованных.
Оказание своевременной логопедической помощи создает возможность формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, однако, практика соответствующей развивающей работы, по-прежнему, требует углубления и конкретизации для выбора наиболее эффективных средств и методов. Это обусловило выбор темы нашего исследования.
Целью исследования является изучение особенностей грамматической стороны речи дошкольников с ОНР и определение путей формирования и совершенствования лексико-грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при использовании наглядно-игровых средств в логопедической работе.
В качестве объекта исследования выступает лексико-грамматическая сторона речи у детей дошкольного возраста 5 и 6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: У дошкольников с ОНР отмечаются характерные нарушения грамматического строя речи, которые проявляются в недостатках формирования навыков словоизменения, словообразования и синтаксической организации слов в предложении, требующие целенаправленной коррекционной работы по их исправлению.
В соответствии с целью, объектом и предметом были определены задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, обобщить литературные данные раскрывающие специфику коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методики и сконструировать диагностический комплекс по изучению грамматического строя реи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и провести экспериментальное изучение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и проанализировать его результаты.
3. Составить систему коррекционных упражнений с использованием наглядно-игровых средств и провести формирующий эксперимент.
4. Проанализировать результаты контрольного эксперимента с целью определения эффективности проведенной работы.
Для решения задач данного исследования было выбрано комплексное применение теоретических и эмпирических методов исследования:
■ анализ литературных источников по проблеме исследования;
■ анализ медицинской и психолого-педагогической документации;
■ наблюдение за детьми;
■ беседа с педагогами и родителями;
■ психолого-педагогический эксперимент;
■ метод качественно-количественного анализа экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ детский сад «Родничок» р.п. Мокшан Пензенской области.
В исследовании участвовали 10 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Речь играет важнейшую роль в развитии становлении личности. Именно этот фактор и является основополагающим в психолого¬педагогических исследованиях ученых, которые в своих трудах поднимают вопрос о формировании речи детей дошкольного возраста.
В данной работе поднимаются теоретические и практические аспекты формирования грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня речевого развития. В описании характерных особенностей детей с общим языковым недоразвитием большинство авторов, таких как Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др. акцентируют на грамматическом компоненте как на наиболее важном в структуре патологии Учитывая тот факт, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с системными нарушениями речи, вопрос о методике развития и коррекции грамматического строя становится одним из самых актуальных.
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Вместе с тем, поиск наиболее эффективных путей преодоления нарушений грамматического строя речи делает необходимым продолжение работы в данном направлении.
Нами была предпринята попытка разработки содержательно-технологических аспектов коррекционной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста. В своей работе мы использовали следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анализ документации, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
С целью изучения специфических особенностей грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР нами проведено констатирующее исследование. Базой исследования явилось МБДОУ детский сад «Родничок» р.п. Мокшан Пензенской области.
В нем участвовали 10 дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.
Первая глава нашего исследования была посвящена теоретическим вопросам, связанных с формированием грамматического строя языка у детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Вторая глава нашего исследования была посвящена констатирующему эксперименту. Результаты проведенного нами экспериментального изучения показали различную степень сформированности и разнообразные нарушения грамматической стороны речи у детей с ОНР. На основе проведенного констатирующего эксперимента, можно сделать следующие выводы: о том, что у детей с ОНР грамматический строй речи сформирован на низком уровне. Общие показатели уровня сформированности грамматического строя речи в нашем исследовании таковы: у детей с ОНР выявлен низкий уровень - у 2 детей (20%), недостаточный уровень - у 7 детей (70%), удовлетворительный уровень - у 1 ребенка (10 %).
Формирование данного компонента речевой системы у дошкольников с ОНР требует целенаправленной логопедической работы.
С учетом данных, полученных в ходе изучения группы дошкольников, были составлены игры по преодолению нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. Дидактические игры с использованием наглядно-игровых средств являют собой необходимый дополнительный материал в развитии грамматического строя языка. Как и авторы известных методик, мы рекомендуем приобщать детей к игровым занятиям, которые дают возможность не только эффективно преодолевать речевые нарушения, но и вызывают стойкий интерес у дошкольников.
Использование специальных игр, упражнений, интерактивных занятий способствует формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Наша коррекционная работа тоже оказалась эффективной, что подтвердил контрольный эксперимент
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что преодоление характерных нарушений грамматического строя речи детей с ОНР требует целенаправленной коррекционной работы с использованием наглядно-игровых средств, подтверждена. Цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ и синтаксис / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 215 с.
2. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи / Г.В. Бабина,
Н.Ю. Сафронкина. - М.: Книголюб, 2005. - 96 с.
3. Безрукова, О.А. Грамматика русской речи / О.А. Безрукова. - М.: Русская речь, 2015. - 111 с.
4. Безрукова, О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. - М.: Русская Речь, 2015. - 70 с.
5. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 25-30.
6. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Акрис, 2005. - 144 с.
7. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. [Электронный ресурс]: - М., 2006. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/3/0282/
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. [Электронный
ресурс]: - М., 1999. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0162/index.shtml
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
10. Гербова, В.В. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Владос, 2013. - 112 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.
12. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
13. Гриншпун, Б.М., Ляпидевский С.С. О классификации речевых расстройств // Логопедия сегодня. - 2011. - №2. - С.6-10.
14. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона: Пособие для логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.Е. Громова. - М.: Просвещение, 2009. - 157 с.
15. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРА, 2008.¬64 с.
16. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста / Л.В. Бенедиктова. - СПб.: Мовис, 1998. - 59 с.
17. Елецкая, О.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 160 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с ОНР (Кн. для логопеда - 2-е изд.) / Л.Н. Ефименкова. - М.: Академия, 1985. - 312 с.
19. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Электронный ресурс]: /
Н.И. Жинкин. - М.: Педагогика, 1975. - Режим доступа: -
https://vk.com/wall274467438 193.
20. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа:https://vk.com/wall-33723051 25657
21. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2012. - 279 с.
22. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - М.: Книголюб, 2007. - 152 с.
23. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных / В.А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.
24. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с.
25. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова. - СПб. Академия, 2001. - 168 с.
26. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина.
[Электронный ресурс]: - М., 1968. - Режим доступа:
ййрз://уапбех.ги/зеагсЬ/?1ех1=20.%09Левина%2С+Р.Е.+Основы+теории+и+практики+логопедии+&1г=49&с11й=9582
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь и речевая деятельность / А.А. Леонтьев.
[Электронный ресурс]: - М., 1969. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/4/0285/index.shtml
28. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. - М., 2000, - 380 с.
29. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 562 с.
30. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития / Л.В. Лопатина. - СПб.: Каро, 2007. - 174 с.
31. Лубовский, В.И. Обучение детей с задержкой психического развития / В.И. Лубовский. [Электронный ресурс]: - М., 1981. - Режим доступа:https://vk.com/wall-33723051 48476
32. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. [Электронный
ресурс]. - https://www.studmed.ru/luriya-ar-osnovnye-problemy-
neyrolingvistiki eb6dd7c2e54.html
33. Мастюкова, Е.М.Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. - М., Классика Стиль, 2003. - 320 с.
34. Микляева, Ю.В. Формирование семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций): Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2003, - 18 с.
35. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - М.: Эксмо, 2017. - 320 с.
36. Рахманова, Л.И. Современный русский язык. Лексика. Фразеология.
Морфология. Учебник для студентов вузов / Л.И. Рахманова, В.Н.
Суздальцева. - М.: АспектПресс, 2010. - 464 c.
37. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2015. - 400 с.
38. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: МПСИ, 2005. - 224 с.
39. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - М., 2002. - 134 с.
40. Туманова, Т.В. Основы дошкольной логопедии / Т.В. Туманова.- М.: Экспо, 2015. - 320 с.
41. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2011. - 272 с.
42. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1999. - 250 с.
43. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С.Н. Цейтлин. [Электронный ресурс]: - М., 2000. - Режим доступа:
https://vk.com/wall-174852324 5572
44. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. [Электронный ресурс]: - М., 2016. - Режим доступа:https://chukovskiy.su/proza/ot-dvuh-do-pyati
45. Шахнарович, А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения / А.М. Шахнарович, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М.: Либроком, 2009. - 328 с.
46. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.