Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение склонности к прокрастинации у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата

Работа №161613

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ феномена прокрастинации в психологической науке
1.1. Подходы к описанию феномена прокрастинации 6
1.2. Факторы склонности личности к прокрастинации 25
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к прокрастинации у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата
2.1. Описание процедуры исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация эмпирических данных 38
Выводы 52
Заключение 54
Список используемых источников 56
Приложения

Проблема прокрастинации появилась в поле научного обсуждения относительно недавно и является одной из самых актуальных при обсуждении психологии современного человека. Прокрастинация как проблема личности особенно остро звучит в тех сообществах, которые характеризуются ориентацией на достижение успеха в различных видах деятельности. Особенно значимо обсуждение феномена прокрастинации в отношении студентов, поскольку постоянно находятся в условиях выполнения множества разных обязательств. Некоторые исследователи описывают, в частности, один из видов прокрастинации - академическую, свойственную школьникам и студентам и проявляющуюся в систематическом откладывании выполнения учебных заданий, подготовки к сессии, экзаменам и пр.
Негативные последствия прокрастинации сказываются на снижении личной и профессиональной продуктивности человека. Прокрастинация приводит к тому, что человек испытывает давление на психику, а негативное влияние стресса, как известно, подтверждено многими научными исследованиями [53]. А стресс влияет на эффективность действий человека и качество его работы.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной, прокрастинации уделено большое внимание. Следует выделить таких психологов как П. Стил [58], К. Лэй [56], Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко [39].
Среди факторов, влияющих на развитие прокрастинации, условно выделяют две группы: внешние, касаются особенностей самого дела (монотонность, непритягательность задачи, распределение наград и наказаний во времени); и внутренние, связанные с характерологическими особенностями самого субъекта.
Также к факторам прокрастинации относят: самооценку личности (низкая самооценка направляет внимание на неуспех и откладывание трудной деятельности); перфекционизм (если человек понимает, что хорошо выполнить работу не удается, он задерживает выполнение действия, не веря в свои способности); ожидания индивида.
Существует множество классификаций прокрастинации, основанные на различных критериях: по сфере деятельности; в зависимости от характера эмоций, которые вызывают дела; степени активности человека, однако единой классификации до сих пор не принято. В связи с этим перспективы научного исследования феномена прокрастинации достаточно широки.
Целью данной работы явилось исследование склонности к прокрастинации у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата, для использования эмпирических данных в работе психологической службы и педагогов вуза.
Объект исследования: склонность личности к прокрастинации.
Предмет исследования: склонность к прокрастинации у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата.
Гипотеза: у студентов первого курса бакалавриата склонность к прокрастинации более выражена, чем у студентов выпускного курса; у первокурсников ниже такие показатели самоорганизации деятельности, как «планомерность», «целеустремленность» и выше показатели «ориентации на настоящее».
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме феномена прокрастинации.
2. Систематизация, на основе анализа научной литературы, факторов прокрастинации.
3. Диагностика склонности к прокрастинации у студентов первого и выпускного курсов бакалавриата.
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:
1. Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация).
2. Эмпирические методы
- Шкала общей прокрастинации (General Procrastination Scale) C.H. Lay;
- «Опросник общей прокрастинации» (шкала TGPS) Б.Такман;
- «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД) Мандриковой Е.Ю.
3. Методы математической статистики (U-критерий Манна - Уитни).
База исследования: ПГУ, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, ФППиСН (Факультет педагогики, психологии и социальных наук)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Прокрастинация определяется как «иррациональная задержка», поскольку, несмотря на внутреннее напряжение и необходимость завершить начатую работу, человек всегда пытается найти разные причины, чтобы пропустить начало ее выполнения. Прокрастинация является осознанной тенденцией откладывать выполнение ведущих мероприятий, что сопровождается внутренним дискомфортом и приводит к негативным последствия; это сложное, комплексное психологическое понятие.
К психологическим факторам прокрастинации можно отнести семейное воспитание, а именно авторитарный, авторитетный и попустительский тип родительского воспитания. Используя авторитарный стиль воспитания, родители эмоционально отвергают ребенка и строго наказывают, если не выполнены их требования, поэтому у ребенка появляется замкнутость, протест против родительских требований и низкая самооценка, что в свою очередь порождает у детей низкий уровень успеваемости в школе. Как следствие - нежелание браться за деятельность, которая не может быть выполнена на «отлично»
Наше исследование было направлено на изучение склонности к прокрастинации учащихся первого и четвертого курсов бакалавриата.
В ходе исследования были получены следующие основные результаты: по методике «Шкала общей прокрастинации» выявлены достоверные различия в уровне прокрастинации - у студентов выпускного курса способность к общей прокрастинации ниже, чем у студентов первого курса; по методике «Опросник общей прокрастинации» Б.Такмана выявлено, что значение иэмп находится в зоне неопределенности, то есть, гипотеза о большем уровне прокрастинации у первокурсников по сравнению с выпускниками не отвергается, или подтверждается не полностью; по методике «Опросник самоорганизации деятельности» обнаружено, что студенты выпускного курса менее склонны к прокрастинации, что подтвердили высокие баллы в этой выборке по таким шкалам, как «самоорганизация», «планомерность», «целеустремленность» и «настойчивость», при этом в группе четверокурсников достоверно более низкие баллы, по сравнению с первокурсниками, по шкале «Ориентация на настоящее», что косвенно указывает на большую склонность к прокрастинации у первокурсников. Достоверные различия получены по общему показателю самоорганизации, коррелирующему, согласно научным данным, со склонностью личности к прокрастинации. Этот показатель также выше в эмпирической выборке выпускного курса.
Интерпретация всего массива полученных эмпирических данных состоит в том, что студенты - выпускники, по сравнению с первокурсниками, в силу возрастного превышения чаще имеют большую личностную зрелость, у них накоплен, за время обучения в вузе, больший опыт самоорганизации, планомерности, настойчивости и самодисциплины.
Таким образом, гипотеза о том, что у студентов первого курса бакалавриата склонность к прокрастинации выражена больше, чем у студентов выпускного курса, нашла свое подтверждение. Подтверждено также на уровне значимости, что у первокурсников ниже такие показатели самоорганизации деятельности, как «планомерность», «целеустремленность» и выше показатели «ориентации на настоящее».
Цель исследования достигнута, все исследовательские задачи решены.



1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К.А. Абульханова. // Избранные психологические труды. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Аверин В.А. Психология личности / В.А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 2-е изд. - 192 с.
4. Акимова М.К. Типология социальной активности молодежи в зависимости от принятия нравственных нормативов / М.К. Акимова, О.А. Галстян // Вопросы психологии. - 2019. - № 3. - С. 51-61.
5. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск, 2008.
6. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук по специальности 19.00.07. - СПб., 2008.
7. Богачева Н.В. Когнитивная и личностная регуляция восприятия медицинских рисков практикующими врачами / Н.В. Богачева, Е.М. Павлова, Т.В. Корнилова // Психологический журнал. - 2019. - Т. 40. - № 4. - С. 32¬45.
8. Борусяк Е.В. Прокрастинация как одна из форм неэффективных копинг-стратегий студентов / Е.В. Борусяк // 18-й Международный научнопромышленный форум «Великие реки 2016» / отв. ред. А.А. Лапшин. - В 3 т. - Т. 2. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. - С. 312-315.
9. Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта / А.В. Брушлинский / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: Пер Сэ, 2002. - 368 с.
10. Былина А.В. Особенности академической прокрастинации у студентов / А.В. Былина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. -
2018. - № 5 (22). - С. 62-65.
11. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И. Варваричева // Вопросы психологии. - 2010. - №3 март-апрель 2010. - с. 121-131.
12. Валиуллина Е.В. Локус воспринимаемого контроля и уровень прокрастинации / Е.В. Валиуллина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 8 (август). - С. 1-7.
13. Васильев И.А. Контроль за действием как составляющая личностного потенциала / И.А. Васильев, О.В. Митина, С.А. Шапкин // Личностный потенциал: структура и диагностика. Коллективная монография.
- М.: Смысл, 2011. - 607 с.
14. Виндекер О.С. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) / О.С. Виндекер, М.В. Останина // Актуальные проблемы психологического знания.
- 2014. - № 1. - С. 116-126.
15. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... д-ра психологич. наук: 19.00.04 / Гаранян Наталья Георгиевна. - М., 2010. - 42 с.
16. Глущенко А.Н. Разница в восприятии слова «procrastination / прокрастинация» в английской и русской языковых картинах мира / А.Н. Глущенко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1-1. - С. 126-128.
17. Гримак Л.П. Психология активности человека: психологические механизмы и приемы саморегуляции: монография / Л.П. Гримак. - Сер. Из наследия Л.П. Гримака. - М.: ЛИБРОКОМ, 2010. - 366 с.
18. Данилова Д.И. Эмпирический анализ оппортунизма на основе опроса студентов университетов / Д.И. Данилова, И.В. Розмаинский // JournalofInstitutionalStudies. - 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 121-140.
19. Дворник М.С. Типология социально-психологических практик отсрочки / М.С. Дворник // Социосфера. - 2013. - № 4-1. - С. 150-155.
20. Дементий Л.И. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации / Л.И. Дементий, Н.Н. Карловская // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.
21. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.
22. Евстратова Т.А. Семейное воспитание и формирование прокрастинации в подростковом возрасте / Т.А. Евстратова // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей. - Саратов: Саратовский источник, 2015. - С. 51-53.
23. Есипов Б.П. Сознательность и активность учащихся в обучении / Б. П. Есипов // Педагогическая энциклопедия / ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - Т. 4. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - С. 33.
24. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие / В.А. Иванников. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
25. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер, 2011.
26. Карина О.В. Прокрастинации в контексте социальных экспектаций современной молодежи / О.В. Карина // Гуманизация образования. - 2017. - № 1. - С. 51-56.
27. Карловская Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н.Н. Карловская, Р.А. Баранова // Психология в вузе. - 2008. - № 3. - С. 38-49.
28. Киселева М.А. Социальное самочувствие личности в контексте проблемы прокрастинации / М.А. Киселева, О.В. Карина, Н.Е. Шустова // Научный вестник МГИИТ. - 2015. - № 3 (35). - С. 30-33.
29. Климова А. В. Особенности копинг-стратегий и психологических защит студентов с установкой откладывать выполнение работы «на потом» (прокрастинаторов) / А.В. Климова // Управление и экономика в условиях экономической нестабильности: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Вологодский филиал РАНХиГС, 2014С. 288-293
30. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации / В.С. Ковылин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2.- С. 22-41.
31. Кондрашихина О.А. «Темные» качества личности в контексте анти-профессионально-важных качеств студентов-психологов / О.А. Кондрашихина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2020. - Т. 19. - № 1 (43). - С. 53-60.
32. Коржова Е.Ю. Становление психологии жизненного пути личности: западный и отечественный подходы / Е.Ю. Коржова, А.Б. Веревкина // Системная психология и социология. - 2019. - № 3 (31). - С. 18¬25.
33. Кормачева И.Н. Прокрастинация: феномен и научная проблема / И. Н. Кормачева, Н.М. Клепикова // Системная психология и социология. -
2019. - № 4 (32). - С. 18-29.
34. Кошкарова Н.Н. Дискурс новой эмоциональности: коммуникативные практики цифровой реальности / Н.Н. Кошкарова, Е.М. Яковлева // Политическая лингвистика. - 2019. - № 5 (77). - С. 147- 152.
35. Крюкова Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.А. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 57-76.
36. Куприянова Н.В. Феномен прокрастинации и перфекционизма в контексте внутреннего мира человека // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации. Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. С.452..
37. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский, Е.В. Шорохова, В.А. Кольцова. - М.: Наука, 1997. - 446 с.
38. Лученкова М.А. Прокрастинация как паллиативная мера в процессе реализации желаемых целей / М.А. Лученкова // Гуманизация образования. - 2017. - № 1. - С. 57-63.
39. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 583 с.
40. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 421 с.
41. Мильман В. Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / В.Э. Мильман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М.: МГУ, 1990. - С. 23-43.
42. Моргулец О.Б. Менеджмент в сфере услуг / О.Б. Моргулец. - Киев: Центр учебной литературы, 2012. - 384 с.
43. Мохова С.Б. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов / С.Б. Мохова, А.Н. Неврюев // Вопросы психологии, 2013, - №1С. 24-35.
44. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды: психология и физиология / В.Д. Небылицын. - М.: Педагогика, 1990. - 408 с.
45. Никольская И.М. Психологическая защита у детей. / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2006.- 342 с.
46. Панферов В.Н. Интегральный синтез психологии человека в науке, в образовании, в социальном взаимодействии / В. Н. Панферов. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 761 с.
47. Посохова С. Т. Лень: психологическое содержание и проявления / С. Т. Посохова // Вестник Санкт-петербургского университета. - 2011. - Сер. 12. - Психология. Социология. Педагогика. - № 6. - Вып. 2. - С. 159-166.
48. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография / С.Т. Посохова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 240 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 714 с.
50. Руднова Н.А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости: дис. ... канд. психологич. наук: 19.00.13 / Руднова Наталья Александровна. - М., 2019.- 187 с.
51. Семёнова Ф.О. Влияние прокрастинации на развитие исполнительской деятельности в подростковом возрасте / Ф.О. Семенова, А.М. Узденова // Научный журнал КубГАУ. - 2012. - № 83 (09). - С. 847-856.
52. Чекмарев О.П. Мотивация и стимулирование труда: учебнометодическое пособие. / О. П. Чекмарев. - СПб.: СПбГАУ, 2013. - 343 с.
53. Шайдюк О.Ю. Позднее обращение за помощью при остром коронарном синдроме - взгляд на причины с точки зрения нарративной медицины / О. Ю. Шайдюк, М. А. Кудинова, Е.О. Таратухин, И.В. Сапунов, К. А. Замятин // Российский кардиологический журнал. - 2019. - № 24 (9). - С. 41-43.
54. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. - №4. - С. 1-14.
55. Ширвари О.А. Разработка опросника для изучения склонности личности к прокрастинации / О.А. Ширвари, Е.Е. Чёрная, В.А. Панов, Е.Е. Рябова [и др.] // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1105-1113.
56. Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии / Н. Шухова. - Новосибирск. Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46 с.
57. Lay C.H. Explaining lower-order traits through higher-order factors: The case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma // European Journal of Personality. 1997. Vol. 11. P. 267—278.
58. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. - P. 141-156.
59. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. - 2007. - № 133 (1).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ