Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование музыкальной культуры у учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов в условиях общеобразовательной школы

Работа №161602

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ 6
1.1 Психологические особенности у младших школьников 6
1.2 Проблема формирования музыкальной культуры у младших школьников в
психолого-педагогической литературе 9
1.3 Условия формирования музыкальной культуры у младших школьников в
процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 28
2.1 Диагностика уровня сформированности музыкальной культуры у младших
школьников 28
2.2 Содержание работы по формированию музыкальной культуры у младших школьников в процессе занятий в ансамбле русских народных
инструментов 36
2.3 Результаты исследования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Актуальность исследуемой темы. Музыкальная культура личности определяется как различные способы, с помощью которых дети познают окружающий мир и самих себя через музыкальное искусство, и с помощью которых происходит их общее развитие. Музыка, это отдельный вид искусства, оказывает колоссальное влияние на развитие гармоничной, всесторонне развитой личности. Начало XXI века характеризуется падением моды на посещение филармонических концертов, оперы, концертов академической музыки.
Современные школьники не знакомы с академической музыкой, так как не имеют опыта общения с ней. Колоссальный воспитательный эффект академической музыки остается без внимания как у детей, так и у родителей.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, при изучении курса «Музыка». Данный стандарт содержит в себе интерес общего и музыкального обзора, развивает эстетическое мышление, художественный и музыкальный вкус, осваивает основные направления музыкального искусства. Однако, в условиях духовного истощения современного общества музыкальный поток, который окружает человека в его повседневной жизни, утратил свою прежнюю, формирующую и воспитывающую силу и все больше и больше имеет развлекательный характер.
Большим потенциалом познания музыкальной культуры у младших школьников располагает процесс занятий в ансамбле русских народных инструментов. Данная деятельность является неотъемлемой и значимой частью образовательного процесса.
Вопрос влияния музыки на человека привлекает внимание философов, ученых, педагогов, психологов, музыкантов. Результаты исследований свидетельствуют о благоприятном влиянии музыки на физическое и психическое здоровье человека, его эмоциональное состояние, формирование эстетического вкуса и развитие творческих способностей. В трудах таких ученых ХХ века, как Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая и других описаны особенности музыкальной культуры младших школьников. Д.Б. Кабалевский, Н.В Шацкая и другие педагоги-музыканты делают акцент на необходимости музыкального просвещения детей.
Проблемами организации процесса занятий в ансамбле русских народных инструментов занимались П.В. Степанов, Л.М. Бронникова, А.В. Курило, Д.В. Григорьев, О.В. Лингевич, Ю.В. Ребикова, В.В. Свиридов, Л.В. Фурсова, О.В. Зотова, и многие другие.
Предпринятый педагогический анализ исследований в области музыкальной культуры формирования у детей младшего школьного возраста свидетельствует о неоднозначности и сложности, процесса динамичности на современном уровне образования. Изучение методического опыта показывает - улучшение содержания образования по-прежнему остается не адаптированным к практической деятельности, так как превалируют информативно-теоретические методы обучения.
Цель работы - исследовать особенности формирования музыкальной культуры у учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования - формирование музыкальной культуры у учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов.
Предмет исследования - педагогические условия и возможности формирования музыкальной культуры у учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов.
В соответствие с целью, сформулируем основные задачи исследования:
- выявить психологические особенности младших школьников;
• рассмотреть проблему формирования музыкальной культуры у младших школьников в психолого-педагогической литературе;
• определить условия формирования музыкальной культуры у младших школьников в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов;
• осуществить диагностику уровня сформированности музыкальной культуры у младших школьников;
• провести работу по формированию музыкальной культуры младших школьников в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов;
• охарактеризовать результаты исследования.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия и возможности формирования музыкальной культуры у учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов?
Гипотеза исследования: деятельность по формированию музыкальной культуры учащихся младших классов в процессе занятий в ансамбле русских народных инструментов будет эффективной при условии формирования эмоционального отклика, потребности в общении с музыкой, содействующего получению эмоционального удовольствия от прослушивания музыки, а также при условии проявления младшими школьниками творческой активности и самообразования в музыкальной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогов.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подведем итоги.
Музыкальная культура у младших школьников находится на ступени формирования. Музыкальная культура включает такие компоненты, как: музыкальный опыт, музыкально-творческое развитие, музыкальную грамотность. Нами были определены критерии и показатели сформированности музыкальной культуры младшего школьника: познавательный критерий (наличие у ребёнка знаний о композиторе, а также начального уровня понимания того, что проявляется в музыкальном произведении), эмоционально-ценностный (потребности в общении с музыкой, содействует получению эмоционального удовольствия от прослушивания музыки) и творческий (проявление младшими школьниками активности и самообразования в музыкальной деятельности).
Нами была раскрыта основа нашей экспериментальной программы по развитию музыкальной культуры младших школьников на музыкальных занятиях в ансамбле русских народных инструментов через анализ дидактических принципов и условий организации. Данные педагогические категории определяют логику организации и проведение экспериментальной работы непосредственно с детьми и педагогами.
Работа по оптимизации условий развитию музыкальной культуры младших школьников на музыкальных занятиях в ансамбле русских народных инструментов рассматривается как последовательность положительных количественных и качественных изменений в структуре личности:
1) в когнитивной сфере - от механического усвоения основных принципов музыкального ритма, его организации, основы и языка, пения, ритмике и игры на детских музыкальных инструментах к активному, самостоятельному и инициативному воспроизведению;
2) в эмоционально-чувственной сфере - от ситуативных эмоций, связанных с восприятием музыки и элементарным отзывом на услышанное с помощью речи, движений и игры на элементарных инструментах, к развитию способности к эмоциональному переживанию музыкального образа и его раскрытию;
3) в деятельностно-поведенческой сфере - от механического воспроизводства изученных музыкальных движений в их ритмичной организации к определению основ импровизации музыкального образа на основе темпо-ритмической основы и формы произведения.
Взглянув на результаты опытно-поисковой работы по развитию музыкальной культуры младших школьников на музыкальных занятиях в ансамбле русских народных инструментов, мы пришли к выводу, что дальнейшая работа еще покажет свои результаты, если педагог будет учитывать специфику младшего школьного возраста, особенности их музыкального и общего развития, ведущую деятельность младших школьников и возможности реализации поставленных задач.


1. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании. М. : Муз. отдел НКП, 1920. 7 с.
2. Алексеева Л.Н. Мысли о женской гимнастике. М., 1955. 65 с.
3. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Изд. 3­е. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом - Д. Алвин, Э. Уорик. - М. : Теревинф, 2008. - 208 с.
5. Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П. Анисимов. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
6. Анцыпирович, О. Н. Теория и методика дошкольного образования : краткий курс лекций [Электронный ресурс] / О. Н. Анцыпирович. - Минск : БГПУ, 2014. - 308 с.
7. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
8. Бабушкина, Р. Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова ; под ред. Г. А. Волковой. - СПб. : КАРО, 2005. - 109 с.
9. Баренбойм Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. - М. : Советский композитор, 1978. - 376 с.
10. Безрукова, О. А. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова, О. Г. Приходько. - М. : Русская Речь, 2016. - 112 с.
11. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб. : Детство-Пресс, 2004. 244 с.
12. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие для студентов. - М.: Флинта, 2013. - 254 с.
13. Буренина А.И. Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). 2-е изд., испр. и доп. СПб. : ЛОИРО, 2000. 220 с.
14. Бутенко Н.В. Полихудожественный подход в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста. // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2012. С. 29-38
15. Вашкевич Н.Л. Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак- Далькроза - метод. пособие Твер. обл. учеб.-метод. центр учебных заведений культуры и искусства, Твер. муз. училище имени М. П. Мусоргского. Тверь, 2010. 32 с....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ