Методы, способствующие обогащению словаря младших школьников (Башкирский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ лицей №12 9г. Уфа).
Выборка: 22 учащихся 1-в класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка 5
1.2 Характеристика словарей, используемых в начальной школе на уроках русского языка 9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ 16
2.1 Общая характеристика организации работы со словарями в начальной школе 16
2.2 Приемы работы со словарями на уроках русского языка 27
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
3.1 Цель и задачи экспериментально-практической работы 33
3.2 Методическое обеспечение экспериментально-практической работы 34
3.3 Описание хода и результатов экспериментально-практической работы 37
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
База исследования: МБОУ лицей №12 9г. Уфа).
Выборка: 22 учащихся 1-в класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЕМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка 5
1.2 Характеристика словарей, используемых в начальной школе на уроках русского языка 9
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ 16
2.1 Общая характеристика организации работы со словарями в начальной школе 16
2.2 Приемы работы со словарями на уроках русского языка 27
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 33
3.1 Цель и задачи экспериментально-практической работы 33
3.2 Методическое обеспечение экспериментально-практической работы 34
3.3 Описание хода и результатов экспериментально-практической работы 37
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Знание родного языка и умение изъясняться на нем грамотно, точно, выразительно – необходимые условия для всестороннего развития ребенка. Согласно современным образовательным программам, русский язык как учебную дисциплину школьники изучают с 1 по 11 классы. Процесс овладения русским языком непосредственно влияет как на успешное освоение других предметов, так и на интеллектуальное и психическое развитие ученика. Чем богаче словарный запас школьника, тем ему легче излагать свои мысли, участвовать в дискуссиях, отвечать на уроках и выполнять ряд других учебных задач.
Умение работать со словарями и справочными материалами является неотъемлемой частью образования в любой предметной и профессиональной области. В связи с этим формирование лексикографической компетенции, т. е. потребности обращения к словарю, умения выбрать необходимый для решения возникающих вопросов источник, понимания текста словарной статьи[17, с. 141], начинается уже в начальной школе. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования содержится указание на то, что младший школьник должен быть обучен «использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы сети Интернет»[2].
Указанные требования стандарта обеспечиваются всеми учебно-методическими комплексами по русскому языку для начальной школы. Так, учебники включают небольшие по объему толковые словари, словари иностранных и устаревших слов, орфографические и орфоэпические словари и т. д. Кроме того, в тексты учебников включены специальные задания, направленные на формирование и развитие практических навыков работы с лексикографическими источниками, для которых используются специальные графические обозначения. Всё это свидетельствует о важности формирования лексикографической компетенции как неотъемлемого компонента умения учиться.
Организации и проведению словарной работы на уроках русского языка в младшей школе посвящено множество работ: М.Р. Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н Светловской, Г.Г. Буржунова и других. Однако проблема проведения словарной работы на уроках русского сохраняет свою актуальность.
Целью данной работы является рассмотрение и реализация методов, способствующих обогащению словаря младших школьников.
Цель исследования определила решение задачи:
- исследовать психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка;
- произвести характеристику словарей, используемых в начальной школе на уроках русского языка;
- проанализировать организацию работы со словарями в начальной школе
- определить методы, приемы, направленные на развитие речи младших школьников.
- провести экспериментально-практическую работу по выявлению эффективных приемов словарно-лексической работы на уроках русского языка, способствующих развитию речи детей младшего школьного возраста.
При решении указанных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение педагогического опыта, наблюдение, естественный педагогический эксперимент.
В исследовании использованы методы анализа, синтеза, наблюдения.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы и заключения.
Умение работать со словарями и справочными материалами является неотъемлемой частью образования в любой предметной и профессиональной области. В связи с этим формирование лексикографической компетенции, т. е. потребности обращения к словарю, умения выбрать необходимый для решения возникающих вопросов источник, понимания текста словарной статьи[17, с. 141], начинается уже в начальной школе. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования содержится указание на то, что младший школьник должен быть обучен «использовать словари и различные справочные материалы, включая ресурсы сети Интернет»[2].
Указанные требования стандарта обеспечиваются всеми учебно-методическими комплексами по русскому языку для начальной школы. Так, учебники включают небольшие по объему толковые словари, словари иностранных и устаревших слов, орфографические и орфоэпические словари и т. д. Кроме того, в тексты учебников включены специальные задания, направленные на формирование и развитие практических навыков работы с лексикографическими источниками, для которых используются специальные графические обозначения. Всё это свидетельствует о важности формирования лексикографической компетенции как неотъемлемого компонента умения учиться.
Организации и проведению словарной работы на уроках русского языка в младшей школе посвящено множество работ: М.Р. Львова, Т.Г.Рамзаевой, Н.Н Светловской, Г.Г. Буржунова и других. Однако проблема проведения словарной работы на уроках русского сохраняет свою актуальность.
Целью данной работы является рассмотрение и реализация методов, способствующих обогащению словаря младших школьников.
Цель исследования определила решение задачи:
- исследовать психолого-лингвистические основы организации работы со словарями на уроках русского языка;
- произвести характеристику словарей, используемых в начальной школе на уроках русского языка;
- проанализировать организацию работы со словарями в начальной школе
- определить методы, приемы, направленные на развитие речи младших школьников.
- провести экспериментально-практическую работу по выявлению эффективных приемов словарно-лексической работы на уроках русского языка, способствующих развитию речи детей младшего школьного возраста.
При решении указанных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, изучение педагогического опыта, наблюдение, естественный педагогический эксперимент.
В исследовании использованы методы анализа, синтеза, наблюдения.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами и состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы и заключения.
В настоящее время начальная школа не испытывает нужды в дополнительных источниках, способствующих организации работы со словарями. Отметим, например, «Словарь по русскому языку» Л. Е. Тарасовой, содержащий семь небольших по объему лексикографических источников, способствующих формированию умений работать с разными типами словарей .
В то же время проблема грамотного чтения словаря остается одной из актуальных для современного российского общества в целом, о чём убедительно свидетельствуют обращения по поводу возникающих речевых затруднений в «Службу экстренной лингвистической помощи» международного информационно-просветительского проекта «Современный русский» . В связи с этим поиск путей формирования прочной лексикографической компетенции остается актуальным.
Одним из перспективных направлений представляется переход от роли пользователя словарем к роли создателя словаря. Подобная работа заставляет обратить внимание на важнейшие составляющие не только практической, но и теоретической лексикографии (формируется, например, понятие словарная помета, понимание системы подачи слов в зависимости от типа словаря). Поскольку отечественная лексикография, в том числе и учебная, накопила немалый опыт, недостатка в образцах для подобной работы у младшего школьника нет, однако обращение к любому словарю с целью выявить особенности подачи слов заставляет обучающегося обратить внимание именно на проверенные временем лексикографические правила. Создание собственного словаря очень полезно и в плане попутного повторения материала. Так, при создании, например, глоссария к тексту необходимо все слова поставить в начальную форму, что требует обращения к теории морфологии, определения части речи, использования необходимых грамматических помет и т. д.
Обучение практической лексикографии, как представляется, должно проводиться в два этапа. Начинать следует с заданий самостоятельно составить определение какого-либо слова по образцу, в качестве которого можно использовать любой размещенный в учебнике толковый словарик. Подобные задания способствуют развитию лингвистической наблюдательности, умению сравнивать лексическое значение слов, а также развитию точности речевого оформления мысли. На втором этапе можно приступать к более сложной деятельности — составлению глоссариев к текстам или созданию словариков в рамках проектов, основанных на личных наблюдениях за устной речью. Например, выполняя проекты вроде «Пироги моей бабушки», «История моей семьи», «Математика вокруг нас» и т. д., школьник может создать глоссарий по наблюдениям за речью сверстников и взрослых людей по определенному заданию (названия предметов для изготовления пирогов, термины родства, геометрические фигуры и т. д.).
Отметим, что в процессе формирования и развития лексикографической компетенции обучение в начальной школе, несмотря на существующие объективные сложности, связанные с малым речевым опытом обучающихся, имеет в то же некоторые преимущества в сравнении с основной школой. Речь идет о том, что учитель, работающий с младшими школьниками, может организовать подобную деятельность с использованием материала любой учебной дисциплины .
Словарь, являющийся результатом длительного труда лексикографа, требует от него немало знаний, развитого языкового чутья и умения систематизировать языковые явления. Всё это делает его ценным средством обучения русскому языку, последовательное использование которого, вне всякого сомнения, способствует развитию языковой личности.
В то же время проблема грамотного чтения словаря остается одной из актуальных для современного российского общества в целом, о чём убедительно свидетельствуют обращения по поводу возникающих речевых затруднений в «Службу экстренной лингвистической помощи» международного информационно-просветительского проекта «Современный русский» . В связи с этим поиск путей формирования прочной лексикографической компетенции остается актуальным.
Одним из перспективных направлений представляется переход от роли пользователя словарем к роли создателя словаря. Подобная работа заставляет обратить внимание на важнейшие составляющие не только практической, но и теоретической лексикографии (формируется, например, понятие словарная помета, понимание системы подачи слов в зависимости от типа словаря). Поскольку отечественная лексикография, в том числе и учебная, накопила немалый опыт, недостатка в образцах для подобной работы у младшего школьника нет, однако обращение к любому словарю с целью выявить особенности подачи слов заставляет обучающегося обратить внимание именно на проверенные временем лексикографические правила. Создание собственного словаря очень полезно и в плане попутного повторения материала. Так, при создании, например, глоссария к тексту необходимо все слова поставить в начальную форму, что требует обращения к теории морфологии, определения части речи, использования необходимых грамматических помет и т. д.
Обучение практической лексикографии, как представляется, должно проводиться в два этапа. Начинать следует с заданий самостоятельно составить определение какого-либо слова по образцу, в качестве которого можно использовать любой размещенный в учебнике толковый словарик. Подобные задания способствуют развитию лингвистической наблюдательности, умению сравнивать лексическое значение слов, а также развитию точности речевого оформления мысли. На втором этапе можно приступать к более сложной деятельности — составлению глоссариев к текстам или созданию словариков в рамках проектов, основанных на личных наблюдениях за устной речью. Например, выполняя проекты вроде «Пироги моей бабушки», «История моей семьи», «Математика вокруг нас» и т. д., школьник может создать глоссарий по наблюдениям за речью сверстников и взрослых людей по определенному заданию (названия предметов для изготовления пирогов, термины родства, геометрические фигуры и т. д.).
Отметим, что в процессе формирования и развития лексикографической компетенции обучение в начальной школе, несмотря на существующие объективные сложности, связанные с малым речевым опытом обучающихся, имеет в то же некоторые преимущества в сравнении с основной школой. Речь идет о том, что учитель, работающий с младшими школьниками, может организовать подобную деятельность с использованием материала любой учебной дисциплины .
Словарь, являющийся результатом длительного труда лексикографа, требует от него немало знаний, развитого языкового чутья и умения систематизировать языковые явления. Всё это делает его ценным средством обучения русскому языку, последовательное использование которого, вне всякого сомнения, способствует развитию языковой личности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ЦВЕТОНАИМЕНОВАНИЙ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические условия включения жизненного познавательного опыта старшеклассников в процесс обучения (на материале изучения предметов естественнонаучного цикла)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Восприятие и анализ рассказов В.М. Шукшина на уроках литературы в школе
Бакалаврская работа, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



