«ВНР КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1 Систем оценивания обучающихся как педагогическая категория 6
1.2 Основные формы итогового оценивания результатов обучения
школьников на современном этапе 9
1.3 Нормативно-правовые требования к оцениванию результатов
обучения по биологии в форме ВИР 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИХ
ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 26
2.1 Анализ структуры и содержания ВНР по биологии 26
2.2 Анализ результатов ВПР по учебному предмету «Биология» в
Пензенской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ 6
1.1 Систем оценивания обучающихся как педагогическая категория 6
1.2 Основные формы итогового оценивания результатов обучения
школьников на современном этапе 9
1.3 Нормативно-правовые требования к оцениванию результатов
обучения по биологии в форме ВИР 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИХ
ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ 26
2.1 Анализ структуры и содержания ВНР по биологии 26
2.2 Анализ результатов ВПР по учебному предмету «Биология» в
Пензенской области 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Характерной чертой образования всех ведущих стран мира на протяжении последних десятилетий является обновление образовательных систем. Это обусловлено социально-экономическими и культурными переменами в мировом сообществе, которые задают новые параметры обучения и воспитания подрастающих поколений.
Основные принципы современной образовательной политики государства сформулированы в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг. Управление качеством образования включает реализацию адекватной системы педагогических измерений. Совершенно очевидно, что назначение педагогических измерений связано с контролем, учетом, диагностикой, исследованием, мониторингом, экспертизой, стимулированием, оценкой, отметкой [5].
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. В этой связи возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик обучающихся.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.
Биология является одним из самых востребованных предметов по выбору при итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов. Учащиеся выбирают ЕГЭ и ОГЭ по биологии с целью последующего поступления в медицинские учреждения, а так же аграрные, педагогические, психологические, спортивные и даже военные учебные заведения.
Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
•учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой;
•биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Следовательно, при проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но практических умений [21].
Таким образом, все многообразие учебной деятельности обучающихся на уроках биологии доказывает необходимость разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей.
Объектом нашего исследования является процесс оценивания результатов обучения биологии в средней школе.
Предмет исследования - Всероссийская проверочная работа (ВПР) как новая форма оценивания результатов обучения биологии учащихся в средней школе.
Цель нашей работы - охарактеризовать структуру, содержание и результативность Всероссийской проверочной работы как современной формы оценивания результатов обучения биологии в школе.
...
Основные принципы современной образовательной политики государства сформулированы в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.
Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг. Управление качеством образования включает реализацию адекватной системы педагогических измерений. Совершенно очевидно, что назначение педагогических измерений связано с контролем, учетом, диагностикой, исследованием, мониторингом, экспертизой, стимулированием, оценкой, отметкой [5].
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей способна оказать существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения. В этой связи возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик обучающихся.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важнейших компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни.
Биология является одним из самых востребованных предметов по выбору при итоговой аттестации учащихся 9-х и 11-х классов. Учащиеся выбирают ЕГЭ и ОГЭ по биологии с целью последующего поступления в медицинские учреждения, а так же аграрные, педагогические, психологические, спортивные и даже военные учебные заведения.
Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
•учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны; из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой;
•биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Следовательно, при проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но практических умений [21].
Таким образом, все многообразие учебной деятельности обучающихся на уроках биологии доказывает необходимость разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей.
Объектом нашего исследования является процесс оценивания результатов обучения биологии в средней школе.
Предмет исследования - Всероссийская проверочная работа (ВПР) как новая форма оценивания результатов обучения биологии учащихся в средней школе.
Цель нашей работы - охарактеризовать структуру, содержание и результативность Всероссийской проверочной работы как современной формы оценивания результатов обучения биологии в школе.
...
Таким образом, анализируя результаты нашей работы, можно говорить о том, что ВПР - это важный инструмент мониторинга качества знаний обучающихся.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать некоторые выводы об итогах проведения ВПР по биологии в МБОУСОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное:
1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации.
2. Всего во Всероссийских проверочных работах по биологии приняли участие 463 обучающихся 5-8 классов МБОУСОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное.
3. Большинство обучающихся 5-х классов справились с проверочной работой на оценки «хорошо» (48,2%) и отлично (15,2%). Один пятиклассник не справился с предложенными заданиями и получил оценку «неудовлетворительно» (0,5%). Остальные пятиклассники справились с ВПР на удовлетворительную оценку. Обучающиеся 5 классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.
4. Большинство шестиклассников смогли выполнить предложенные задания на удовлетворительную оценку (60%). 33,7% школьников получили за свою работы оценки «хорошо» и «отлично». Среди обучающихся шестых классов есть и такие ученики, которые не смогли выполнить ВПР на положительную оценку (5 человек, что составляет 6,3%).
5. Почти половина семиклассников за выполнение ВПР получили удовлетворительную оценку (48,3%). 37,3% обучающихся данной группы выполнили данный вид аттестации на оценку «хорошо»; 11,8% получили отличную оценку. Следует также отметить, что среди обучающихся седьмых классов 4 человека (2,6%) не смогли написать ВПР на положительную оценку.
6. Обучающиеся 8 классов в целом справились с предложенной работой и показали достаточный уровень достижения предметных и метапредметных результатов. Все восьмиклассники, принимавшие участие в написании ВПР, справились с данным видом аттестации на положительные оценки. Анализ уровня достижения планируемых результатов обучения обучающихся 8-х классов показал, что у школьников недостаточно сформированы умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
7. Таким образом, полученные результаты ВПР по биологии указывают на пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, которые должны формироваться в курсе изучения предмета «Биология» основной школы. К ним относятся умение выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие биологические модели.
Для устранения выявленных пробелов в знаниях обучающихся можно дать учителям биологии следующие рекомендации:
• Продолжить работу по овладению понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
...
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать некоторые выводы об итогах проведения ВПР по биологии в МБОУСОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное:
1. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации.
2. Всего во Всероссийских проверочных работах по биологии приняли участие 463 обучающихся 5-8 классов МБОУСОШ им. М.Ю. Лермонтова с. Засечное.
3. Большинство обучающихся 5-х классов справились с проверочной работой на оценки «хорошо» (48,2%) и отлично (15,2%). Один пятиклассник не справился с предложенными заданиями и получил оценку «неудовлетворительно» (0,5%). Остальные пятиклассники справились с ВПР на удовлетворительную оценку. Обучающиеся 5 классов в целом справились с предложенной работой и показали базовый уровень достижения предметных и метапредметных результатов, однако результаты отдельных заданий требуют дополнительной работы по устранению недочётов.
4. Большинство шестиклассников смогли выполнить предложенные задания на удовлетворительную оценку (60%). 33,7% школьников получили за свою работы оценки «хорошо» и «отлично». Среди обучающихся шестых классов есть и такие ученики, которые не смогли выполнить ВПР на положительную оценку (5 человек, что составляет 6,3%).
5. Почти половина семиклассников за выполнение ВПР получили удовлетворительную оценку (48,3%). 37,3% обучающихся данной группы выполнили данный вид аттестации на оценку «хорошо»; 11,8% получили отличную оценку. Следует также отметить, что среди обучающихся седьмых классов 4 человека (2,6%) не смогли написать ВПР на положительную оценку.
6. Обучающиеся 8 классов в целом справились с предложенной работой и показали достаточный уровень достижения предметных и метапредметных результатов. Все восьмиклассники, принимавшие участие в написании ВПР, справились с данным видом аттестации на положительные оценки. Анализ уровня достижения планируемых результатов обучения обучающихся 8-х классов показал, что у школьников недостаточно сформированы умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
7. Таким образом, полученные результаты ВПР по биологии указывают на пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, которые должны формироваться в курсе изучения предмета «Биология» основной школы. К ним относятся умение выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, уметь строить и исследовать простейшие биологические модели.
Для устранения выявленных пробелов в знаниях обучающихся можно дать учителям биологии следующие рекомендации:
• Продолжить работу по овладению понятийным аппаратом биологии. Выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных) и процессов, характерных для живых организмов.
...
Подобные работы
- ВНР КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022





