Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Вербализация концепта «дом» в романе Л. Улицкой “Медея и её дети”»

Работа №161581

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО
АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 9
1.1. Понятие лексико-семантического поля 9
1.2. Понятие концепта 13
1.3. Лексико-семантическое поле и концепт 24
1.4. Концепт «дом» в лексико-семантическом понимании 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ДОМ» В
РОМАНЕ Л. Е. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ» 35
2.1. Ядро концепта «дом» в тексте романа Л. Е. Улицкой «Медея и её
дети» 35
2.2. Ближняя и дальняя периферия концепта «дом» в тексте романа
Л. Е. Улицкой «Медея и её дети» 42
2.3. Система упражнений по теме «“Дом” в текстах художественной литературы: лингвистический аспект (на материале романа Л. Е. Улицкой
«Медея и её дети»)» 54
Выводы по второй главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ. Контексты из романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети»,
содержащие языковые средства выражения концепта «дом» 74


Важнейшей чертой как отечественного, так и мирового языкознания является развитие такого направления, как когнитивная лингвистика. По мнению исследователей, «когнитивная лингвистика рассматривает язык в качестве когнитивного механизма, который выполняет важнейшую функцию в кодировании и трансформации информационных сигналов» [Демьянков, Кубрякова 1997: 52]. Основным объектом изучения когнитивной
лингвистики является концепт - ментальная единица, формирующаяся в сознании человека и отражающая его представления об окружающем мире, воплощающая национально-культурный код и, чаще всего, имеющая языковое выражение. Совокупность концептов образует концептосферу, а затем и языковую картину мира, которые также изучаются в рамках когнитивной лингвистики, наряду с особенностями языковой личности.
В настоящее время ведущими учёными, занимающимися вопросами когнитивной лингвистики, являются Е. С. Кубрякова, З. Д. Попова,
И. А. Стернин, Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. П. Бабушкин,
Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, М. В. Пименова, С. А. Аскольдов,
С. Г. Воркачёв, А. А. Залевская, Ю. Н. Караулов, Л. А. Касьян,
В. В. Красных, В. Н. Телия и др.
Концепты образуют семантическое пространство каждого языка, при этом среди них есть те, которые мы находим в любой языковой системе, а есть специфичные, характерные для определённой культуры, национальности. Сложно представить себе язык без понятий «любовь», «жизнь», «родина», «земля», «семья» и т.п. М. В. Пименова называет такие концепты базовыми, то есть универсальными, составляющими фундамент языковой картины мира [Пименова 2004: 46]. К данной группе мы,
несомненно, относим и исследуемый нами концепт «дом». При этом статус универсальных не делает данные концепты абсолютно идентичными, в каждом языке они, конечно, проявляются по-разному, отображая определённую культурную среду.
Наше исследование подчинено определению способов вербализации концепта «дом» в русском языке. Особенности языкового представления этого концепта мы будем рассматривать на примере романа современной российской писательницы Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
Концепт «дом» играет важнейшую роль в языковой картине мира, он имеет особое место в ценностной системе каждого русского человека и в связи с этим обладает большим количеством языковых репрезентантов. Образ дома, являясь архетипическим, воплощается в культуре русского народа с давних времён. Мы можем видеть его объективацию как в устном народном творчестве, так и в художественных произведениях различных авторов.
Системный подход к изучению концепта «дом», выявляющий сходства и различия общеязыкового и индивидуально-авторского воплощения концепта в текстовом пространстве романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети», обусловливает актуальность нашего исследования. Данное художественное произведение в жанровом отношении представляет семейную хронику, повествующую о жизни бездетной Медеи Синопли, окружённой многочисленными родственниками, которые и стали для неё детьми. Мотив дома - важнейший в романе. Те выводы, которые были сделаны в ходе изучения концепта «дом», проявляющегося в художественном мире романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети», дополняют представление о творчестве писательницы. Необходимость системного подхода в исследовании концепта «дом» в данном произведении и подтверждают актуальность нашего исследования.
Цель работы - определить специфику вербализации концепта «дом» в романе Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
В рамках названной цели сформулируем задачи, которые подлежат решению в ходе исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с пониманием термина «концепт» в когнитивной лингвистике;
- определить особенности вербализации концепта «дом» в русской языковой картине мира через анализ значений ключевого слова концепта, данных в толковых словарях русского языка;
- выделить лексемы, вербализирующие концепт «дом» в тексте художественного произведения Л. Е. Улицкой;
- проанализировать особенности содержания и специфику вербализации концепта «дом» на материале романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время когнитивная лингвистика - одно из ведущих направлений языкознания. Изучением концепта занимаются такие учёные, как Е. С. Кубрякова (автор фундаментальных работ по когнитивной лингвистике), З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. Д. Апресян, Ю. С. Степанов, А. П. Бабушкин, Н. Д. Арутюнова, В. И. Карасик, М. В. Пименова и др. Объектом её изучения является концепт - ментальная единица, воплощающая в себе знания людей об окружающем мире, фокусирующая в себе национально-культурные особенности народа.
Когнитивная лингвистика не даёт единого определения понятия концепта, но при этом можно выделить ряд инвариантных признаков этой ментальной единицы. Существует также множество классификаций концептов, которые с развитием науки будут уточняться и дополняться. Концепты находят своё выражение в языке, проявляются в нём с помощью вербализаторов, лексических репрезентантов. Совокупность концептов образует концептосферу, а следом за ней формируется и языковая картина мира.
Концепт «дом» входит в число общеязыковых концептов, является базовым и универсальным в русском языке. Через него выражаются национально-культурные, духовные особенности русского языка. Данная работа служит дополнением к комплексу исследований, посвящённых рассмотрению особенностей интерпретации концепта «дом» в русском языке и в художественной литературе. Изучение особенностей вербализации концепта проводилось на основе текстового пространства романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети».
Структура концепта - полевая, поэтому в ходе анализа нами были выделены такие составные элементы концепта «дом»: ядро и периферия (ближняя и дальняя). Общее количество языковых средств вербализации концепта - 1134. Ядро - 6 лексем (269 словоупотреблений), ближняя периферия - 9 лексем (81 словоупотребление), дальняя периферия - 117 лексем (784 словоупотреблений).
Ядро исследуемого нами концепта «дом» составляют 5 лексем (269 словоупотреблений). В него входят все формы ключевого слова «дом», а также формы иных слов, содержащих сему «дом» (домик, домой, дома, домашний и др.). Ключевое слово является смыслообразующим и выполняет функцию называния концепта, а также выражает его основное значение. Дом - это место в пространстве, где живут, взаимодействуют, организуют общий быт люди, для которых оно является своеобразной защитой, в нём они чувствуют себя в безопасности.
Стоит также сказать о том, что ядро и ближняя периферия концепта «дом», вербализующегося в текстовом пространстве романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети» аналогичны общему представлению о концепте. При этом дальняя периферия представлена шире и реализуется через различные выражения концепта «дом», например, через наименования домашней утвари, частей дома, комнат, хозяйственных построек, членов семьи и т.п. Таким образом, реализация концепта в тексте художественного произведения свидетельствует об индивидуально-авторском понимании его Л. Е. Улицкой и о реализации этого понимания через призму сознания персонажей романа «Медея и её дети».
В ходе работы нами была разработана система упражнений по теме «“Дом” в текстах художественной литературы: лингвистический аспект (на материале романа Л. Е. Улицкой «Медея и её дети»)». Данные упражнения помогут школьникам овладеть основами концептуального анализа текста. Разработанные материалы могут быть использованы на уроках развития речи, а также на факультативных или элективных курсах.



1. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. - 1993. - №3. - С. 27-35.
2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 895 с.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996. - 104 с.
5. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 232 с.
6. Валеева Д. Р. Слово дом и лексико-семантическая группа с данной
доминантой // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: материалы VII международной научно
практической конференции (24-26 апреля 2008 г.). - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - Т.1. - С. 10-13.
7. Васильев Л. М. Теория семантических полей // Вопросы языкознания. - 1971. - № 5. - С. 105-113.
8. Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М.: Гнозис, 2004. - 192 с.
9. Воробьёв, В. В. Лингвокультурология (теория и методы). - М.: Издательство РУДН, 1997. - 331 с.
10. Городецкий Б. Ю. К проблеме семантической типологии. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 173 с.
11. Залевская А. А. Психологический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2001. - С. 36-45.
12. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград-Архангельск, 1996. - С. 13-21.
13. Карасик В. И. Язык социального статуса. - М.: Институт
языкознания РАН, 1992. - 330 с.
14. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
15. Караулов Ю. Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1976. - 356 с.
16. Караулов Ю. Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. - 1972. - №1. - С. 57-68.
... всего 48 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ