Использование стихов и песен для развития фонетических навыков на уроках иностранного языка
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучения фонетике с использованием стихотворного и песенного материала 6
1.1 Способы обучения произносительной стороне речи 6
1.2 Английские стихи и песни как методическое средство для
обучения фонетике 17
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Методика использования стихов и песен на уроках иностранного языка 29
2.1 Стихотворный и песенный материал в различных УМК по
английскому языку 29
2.2 Фрагменты уроков по обучению фонетике на основе
стихотворного и песенного материала 36
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 56
Глава 1. Теоретические аспекты обучения фонетике с использованием стихотворного и песенного материала 6
1.1 Способы обучения произносительной стороне речи 6
1.2 Английские стихи и песни как методическое средство для
обучения фонетике 17
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Методика использования стихов и песен на уроках иностранного языка 29
2.1 Стихотворный и песенный материал в различных УМК по
английскому языку 29
2.2 Фрагменты уроков по обучению фонетике на основе
стихотворного и песенного материала 36
Выводы по 2 главе 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 56
Актуальность исследования. Произношение имеет большое значение при изучении иностранного языка, поскольку его эффективность значительно определяет успех в овладении навыкам устной речи.
Важно отметить, что английское произношение - это первое, что замечают в уровне владения английским окружающие, что в будущем школьника может повлиять на его карьеру и социальное положение.
В связи с этим, важно научиться правильному произношению английских слов еще в школьном возрасте. Если во время уроков не уделять необходимое внимание и не давать задания по отработке произношения, то ученик начнет делать ошибки, которые со временем станут неисправимыми, что в целом повлияет на фонетические навыки в английском языке.
Одним из важнейших условий формирования фонетических навыков является развитие слухо-произносительных навыков, то есть правильная ассоциация слышимого звука с соответствующим ему значением и воспроизведение звука с соответствующим определенным значением.
Обучение английскому языку в среднем школьном возрасте ведется как письменно, так и устно, при этом устные методы обучения позволяют детям овладевать, прежде всего, навыками аудирования и говорения, причем этим навыкам придается особое значение. Как аудирование, так и говорение имеют перед собой цель - обучение фонетике. И здесь уместно сказать о стихах и песнях, так как через них происходит усвоение лексической стороны английского языка, его грамматической структуры, они содержат необходимый фонетический материал. Ритм и рифмы стихов и песен делают их увлекательными для повторения и легко запоминаются.
Объектом исследования является развитие фонетических навыков на уроках иностранного языка.
Предметом исследования является развитие фонетических навыков на уроках иностранного языка с использованием стихов и песен.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей использования стихов и песен для развития фонетических навыков на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
1) описать способы обучения произносительной стороне речи;
2) рассмотреть английские стихи и песни как методическое средство для обучения фонетике;
3) проанализировать стихотворный и песенный материал в различных УМК по английскому языку;
4) разработать фрагменты уроков по обучению фонетике на основе стихотворного и песенного материала.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение данных, представленных в методической, лингвистической и психолого-педагогической литературе по исследуемой проблеме, классификация, систематизация;
- эмпирические: проведение уроков английского языка.
Теоретическая основа исследования. Педагогические основы и методы обучения иностранному языку представлены в работах следующих авторов: И.Л. Бим, Н.Д. Гольскова, О.И. Трубицина, А.Н. Шамов. Важную роль в написании исследования послужили работы, посвященные преподаванию фонетики, в частности, в выпускной квалификационной работе использованы работы Ж.Б. Верениновой, И.А. Дубровиной, Н.В. Матвеевой, Е.В. Облецовой, В.Д. Орловой, Е.И. Пассова и других авторов. Также проанализированы работы, в которых описаны особенности использования песен и стихов на уроках английского языка, например, работы М.Л.Н. Гойкочеа, А.В. Давыдова, Н.П. Дьяченко, А.П. Журавлева, Е.А. Квасовой, Е.Н. Курмановой, Е.А. Линевой, Ю.Ю. Онищенко и некоторых других авторов.
Практическая значимость. Полученные по итогам написания выпускной квалификационной работы результаты имеют практическое значение для учителей английского языка. Во-первых, собранные и составленные рекомендации по использованию стихов, песен и скороговорок можно использовать на уроках английского языка для обучения школьников фонетик. Во-вторых, разработанный конспект урока можно включить в план образовательной программы по английскому языку в 6 классе.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XI Авдеевские чтения» (2023 г.). Содержание проведенного исследования изложено в одной публикации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты обучения фонетике с использованием стихотворного и песенного материала. Вторая глава исследования посвящена анализу методики использования стихов и песен на уроках иностранного языка.
Важно отметить, что английское произношение - это первое, что замечают в уровне владения английским окружающие, что в будущем школьника может повлиять на его карьеру и социальное положение.
В связи с этим, важно научиться правильному произношению английских слов еще в школьном возрасте. Если во время уроков не уделять необходимое внимание и не давать задания по отработке произношения, то ученик начнет делать ошибки, которые со временем станут неисправимыми, что в целом повлияет на фонетические навыки в английском языке.
Одним из важнейших условий формирования фонетических навыков является развитие слухо-произносительных навыков, то есть правильная ассоциация слышимого звука с соответствующим ему значением и воспроизведение звука с соответствующим определенным значением.
Обучение английскому языку в среднем школьном возрасте ведется как письменно, так и устно, при этом устные методы обучения позволяют детям овладевать, прежде всего, навыками аудирования и говорения, причем этим навыкам придается особое значение. Как аудирование, так и говорение имеют перед собой цель - обучение фонетике. И здесь уместно сказать о стихах и песнях, так как через них происходит усвоение лексической стороны английского языка, его грамматической структуры, они содержат необходимый фонетический материал. Ритм и рифмы стихов и песен делают их увлекательными для повторения и легко запоминаются.
Объектом исследования является развитие фонетических навыков на уроках иностранного языка.
Предметом исследования является развитие фонетических навыков на уроках иностранного языка с использованием стихов и песен.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей использования стихов и песен для развития фонетических навыков на уроках иностранного языка.
Для достижения поставленной цели сформированы следующие задачи исследования:
1) описать способы обучения произносительной стороне речи;
2) рассмотреть английские стихи и песни как методическое средство для обучения фонетике;
3) проанализировать стихотворный и песенный материал в различных УМК по английскому языку;
4) разработать фрагменты уроков по обучению фонетике на основе стихотворного и песенного материала.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез и обобщение данных, представленных в методической, лингвистической и психолого-педагогической литературе по исследуемой проблеме, классификация, систематизация;
- эмпирические: проведение уроков английского языка.
Теоретическая основа исследования. Педагогические основы и методы обучения иностранному языку представлены в работах следующих авторов: И.Л. Бим, Н.Д. Гольскова, О.И. Трубицина, А.Н. Шамов. Важную роль в написании исследования послужили работы, посвященные преподаванию фонетики, в частности, в выпускной квалификационной работе использованы работы Ж.Б. Верениновой, И.А. Дубровиной, Н.В. Матвеевой, Е.В. Облецовой, В.Д. Орловой, Е.И. Пассова и других авторов. Также проанализированы работы, в которых описаны особенности использования песен и стихов на уроках английского языка, например, работы М.Л.Н. Гойкочеа, А.В. Давыдова, Н.П. Дьяченко, А.П. Журавлева, Е.А. Квасовой, Е.Н. Курмановой, Е.А. Линевой, Ю.Ю. Онищенко и некоторых других авторов.
Практическая значимость. Полученные по итогам написания выпускной квалификационной работы результаты имеют практическое значение для учителей английского языка. Во-первых, собранные и составленные рекомендации по использованию стихов, песен и скороговорок можно использовать на уроках английского языка для обучения школьников фонетик. Во-вторых, разработанный конспект урока можно включить в план образовательной программы по английскому языку в 6 классе.
Апробация исследования. Материалы и промежуточные результаты работы были представлены на Всероссийской научно-практической конференции «XI Авдеевские чтения» (2023 г.). Содержание проведенного исследования изложено в одной публикации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты обучения фонетике с использованием стихотворного и песенного материала. Вторая глава исследования посвящена анализу методики использования стихов и песен на уроках иностранного языка.
В результате написания выпускной квалификационной работы достигнуты цель и задачи, поставленные во введении.
Обучить школьников произносительной стороне речи - одна из важнейших задач обучения иностранному языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности.
Для улучшения произношения необходимо использовать комплексный подход включающий, который включает в себя основные и дополнительные способы обучения произносительной стороне речи. Основные способы обучения произносительной стороне речи: использование специальных учебных пособий по произношению; работа над навыком аудирования; изучение транскрипции английского языка; заучивание слов правильно; чтение вслух; использование скороговорок, стихов, песен; просмотр специальных обучающих видео; использование цифровых технологий и установка на них специального приложения. Дополнительные способы обучения произносительной стороне речи: отработка новых слов перед зеркалом; чтение вслух и записывание своей речи; просмотр англоязычных кинофильмов и других видеоматериалов; практика в диалогической английской речи.
При этом отработать фонетические навыки можно с применением ряда песен. Помимо песенного материала отличным способом обогащения фонетических умений являются стихотворения, скороговорки и рифмовки. На основе песен, стихотворений, скороговорок и других рифмовок учащиеся учатся передавать свои мысли, переживания, чувства, они презентуют различные способы их расположения в речи.
В бакалаврской работе проведено исследование стихотворного и песенного материала в различных УМК по английскому языку. В большей части учебников по английскому языку за 6 класс установлено недостаточное содержание, однообразность песенного и стихотворного материала, направленного на развитие фонетических навыков. При этом стихотворения и рифмовки используются значительно чаще, чем песни. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки эффективных для развития фонетических навыков фрагментов уроков.
Было определено, что при подборе стихотворного или песенного материала необходимо в первую очередь изучить УМК, проанализировать уровень сформированности фонетики у учащихся. Во время урока, направленного на развитие фонетических навыков важно обеспечить аудирование текста, для исключения возможных ошибок при самостоятельном прочтении.
Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приемами и делают урок легким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на стихотворной или песенной основе запоминается легче и быстрее.
Фонетика прочнее откладывается в долговременной памяти обучающихся, совершенствуется произношение. Но стихи и музыка - это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу учеников.
Обучить школьников произносительной стороне речи - одна из важнейших задач обучения иностранному языку, ценное практическое умение, которое потребуется подавляющему большинству выпускников общеобразовательных школ и будет с наибольшей вероятностью востребовано в профессиональной и самообразовательной деятельности.
Для улучшения произношения необходимо использовать комплексный подход включающий, который включает в себя основные и дополнительные способы обучения произносительной стороне речи. Основные способы обучения произносительной стороне речи: использование специальных учебных пособий по произношению; работа над навыком аудирования; изучение транскрипции английского языка; заучивание слов правильно; чтение вслух; использование скороговорок, стихов, песен; просмотр специальных обучающих видео; использование цифровых технологий и установка на них специального приложения. Дополнительные способы обучения произносительной стороне речи: отработка новых слов перед зеркалом; чтение вслух и записывание своей речи; просмотр англоязычных кинофильмов и других видеоматериалов; практика в диалогической английской речи.
При этом отработать фонетические навыки можно с применением ряда песен. Помимо песенного материала отличным способом обогащения фонетических умений являются стихотворения, скороговорки и рифмовки. На основе песен, стихотворений, скороговорок и других рифмовок учащиеся учатся передавать свои мысли, переживания, чувства, они презентуют различные способы их расположения в речи.
В бакалаврской работе проведено исследование стихотворного и песенного материала в различных УМК по английскому языку. В большей части учебников по английскому языку за 6 класс установлено недостаточное содержание, однообразность песенного и стихотворного материала, направленного на развитие фонетических навыков. При этом стихотворения и рифмовки используются значительно чаще, чем песни. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости разработки эффективных для развития фонетических навыков фрагментов уроков.
Было определено, что при подборе стихотворного или песенного материала необходимо в первую очередь изучить УМК, проанализировать уровень сформированности фонетики у учащихся. Во время урока, направленного на развитие фонетических навыков важно обеспечить аудирование текста, для исключения возможных ошибок при самостоятельном прочтении.
Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приемами и делают урок легким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на стихотворной или песенной основе запоминается легче и быстрее.
Фонетика прочнее откладывается в долговременной памяти обучающихся, совершенствуется произношение. Но стихи и музыка - это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу учеников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С
ПОМОЩЬЮ ПЕСЕН
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - АУТЕНТИЧНЫЕ ПЕСНИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Использование песенного материала на уроках иностранного языка для
формирования лексического навыка говорения у обучающихся 3 класса
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Использование песенного материала для совершенствования иноязычных лексических навыков на среднем этапе обучения в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Комплекс фонетических упражнений как средство развития
произносительных навыков обучающихся седьмого класса на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2017 - Использование песенного материала в обучении лексике английского языка
в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



