ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДИСТРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологические механизмы становления письма и чтения
в онтогенезе 6
1.2. Понятие «нарушения письменной речи». Симптоматика
дисграфии, дислексии 12
1.3. Современные подходы в коррекции дисграфии и дислексии 17
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения
состояния письма и чтения 25
2.2. Анализ результатов изучения 26
2.3. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 30
2.4. Теоретические основы обучающего эксперимента 32
2.5. Этапы коррекционной работы 39
2.5.1. Подготовительный этап работы 39
2.5.2. Основной этап работы 43
2.6. Контрольный эксперимент 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологические механизмы становления письма и чтения
в онтогенезе 6
1.2. Понятие «нарушения письменной речи». Симптоматика
дисграфии, дислексии 12
1.3. Современные подходы в коррекции дисграфии и дислексии 17
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения
состояния письма и чтения 25
2.2. Анализ результатов изучения 26
2.3. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 30
2.4. Теоретические основы обучающего эксперимента 32
2.5. Этапы коррекционной работы 39
2.5.1. Подготовительный этап работы 39
2.5.2. Основной этап работы 43
2.6. Контрольный эксперимент 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она предполагает обращение к широкому кругу читателей и лишена ситуативности. Главные требования: углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно строить предложения и передавать свои мысли, а так же анализировать написанное и совершенствовать форму собственного выражения.
Формирование процесса письма происходит в структуре учебной деятельности. В школьном возрасте учебная деятельность, являясь ведущей, составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка. Все же полноценное усвоение письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка в дошкольном возрасте происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом и чтением уже в школьном возрасте.
В настоящее время наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушениями письменной речи. При всем этом специфические ошибки письма и чтения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы могут сохраняться длительное время. Нарушения письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка, что свидетельствует об актуальности проблемы изучения в логопедии нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
В науке проблемами нарушений письменной речи занимались и продолжают это делать множество авторов. Это такие авторы, как Л.Н. Ефименкова, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, Л.С. Цветкова и другие. В своих работах они описывают особенности нарушений письма и чтения у детей, методы и способы коррекции различных видов дисграфии и дислексии.
Несмотря на то, что имеется достаточное количество традиционных методик для коррекции дисграфии и дислексии, поиск новых путей и применение различных дополнительных вспомогательных средств продолжается в настоящее время. Интерактивная среда как средство коррекции нарушений письменной речи закладывает в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Эффективность обучения будет зависеть от применения традиционных методик и средств интерактивной среды в совокупности.
Объект экспериментальной работы: особенности нарушений письма и чтения.
Предмет нашего изучения: интерактивная среда, направленная на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии.
Цель: коррекция дисграфии и дислексии посредством интерактивной среды.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования письма и чтения в норме и при патологии.
2. Провести экспериментальное изучение состояния письма и чтения у младших школьников.
3. Провести экспериментальное обучение с применением интерактивных и традиционных средств.
Гипотеза:
1. У младших школьников на письме и в процессе чтения отмечаются специфические и стойкие ошибки дисграфического и дислексического характера.
2. Использование интерактивной среды, как средства коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников позволит снизить число дисграфических и дислексических ошибок.
Методы изучения:
1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме.
2. Изучение письменных работ учащихся, анализ ошибок письменной речи.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования интерактивной среды как при коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с различными вариантами нарушений развития, а так же и в целях профилактики нарушений письма и чтения.
Формирование процесса письма происходит в структуре учебной деятельности. В школьном возрасте учебная деятельность, являясь ведущей, составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка. Все же полноценное усвоение письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка в дошкольном возрасте происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом и чтением уже в школьном возрасте.
В настоящее время наблюдается тенденция к росту числа детей с нарушениями письменной речи. При всем этом специфические ошибки письма и чтения носят стойкий характер и без специальной коррекционной работы могут сохраняться длительное время. Нарушения письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка, что свидетельствует об актуальности проблемы изучения в логопедии нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.
В науке проблемами нарушений письменной речи занимались и продолжают это делать множество авторов. Это такие авторы, как Л.Н. Ефименкова, Т.Г. Визель, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, Л.С. Цветкова и другие. В своих работах они описывают особенности нарушений письма и чтения у детей, методы и способы коррекции различных видов дисграфии и дислексии.
Несмотря на то, что имеется достаточное количество традиционных методик для коррекции дисграфии и дислексии, поиск новых путей и применение различных дополнительных вспомогательных средств продолжается в настоящее время. Интерактивная среда как средство коррекции нарушений письменной речи закладывает в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения. Эффективность обучения будет зависеть от применения традиционных методик и средств интерактивной среды в совокупности.
Объект экспериментальной работы: особенности нарушений письма и чтения.
Предмет нашего изучения: интерактивная среда, направленная на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии.
Цель: коррекция дисграфии и дислексии посредством интерактивной среды.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования письма и чтения в норме и при патологии.
2. Провести экспериментальное изучение состояния письма и чтения у младших школьников.
3. Провести экспериментальное обучение с применением интерактивных и традиционных средств.
Гипотеза:
1. У младших школьников на письме и в процессе чтения отмечаются специфические и стойкие ошибки дисграфического и дислексического характера.
2. Использование интерактивной среды, как средства коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников позволит снизить число дисграфических и дислексических ошибок.
Методы изучения:
1. Изучение и анализ литературы по данной проблеме.
2. Изучение письменных работ учащихся, анализ ошибок письменной речи.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент.
Практическая значимость нашей работы заключается в возможности использования интерактивной среды как при коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с различными вариантами нарушений развития, а так же и в целях профилактики нарушений письма и чтения.
Актуальность проблемы заключается в том, что именно в начальной школе особое внимание должно уделяться проблемам и трудностям письменной речи, а так же их своевременной коррекции. По данной проблеме мы изучили лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по формированию предпосылок становления письма и чтения в норме и при патологии, чтобы лучше понять специфику коррекционной работы с применением интерактивной среды. В науке данной проблемой занимались такие авторы, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова и другие.
Специфические расстройства письма и чтения (дисграфия и дислексия) влекут за собой нарушения в овладении орфографией, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.
Изучение письменных работ детей по русскому языку и прочитывание текстов, показало, что специфические ошибки носят стойкий характер и преобладают такие ошибки, как ошибки из-за несформированности языкового анализа и синтеза, нарушения фонемного распознавания, аграмматизмы, а при чтении преобладали фонематические ошибки. Помимо этого у детей наблюдается недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, а так же недостаточная коммуникативная активность, недостаточное развитие сенсомоторных навыков и психологических предпосылок. В связи с чем, была построена коррекционная работа, которая подразумевала два этапа подготовительный и основной.
Нами было проведено экспериментальное обучение, включающее подготовительный этап, где мы занимались развитием и совершенствованием сенсомоторных, коммуникативных навыков и психологических предпосылок для обучения с помощью подобранных упражнений. Уже на втором этапе проводили непосредственную коррекцию выделенных нами ошибок письма и чтения с использованием средств интерактивной среды, которые раскрыли широту использования всевозможных видов деятельности и взаимодействия в процессе обучения логопеда с учащимися.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционной работы и подтверждают, что использование интерактивных средств совместно с традиционными формами работы повышают уровень процесса обучения и имеет большие потенциальные возможности в коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 3 класса, что доказывает выдвинутую гипотезу.
Специфические расстройства письма и чтения (дисграфия и дислексия) влекут за собой нарушения в овладении орфографией, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.
Изучение письменных работ детей по русскому языку и прочитывание текстов, показало, что специфические ошибки носят стойкий характер и преобладают такие ошибки, как ошибки из-за несформированности языкового анализа и синтеза, нарушения фонемного распознавания, аграмматизмы, а при чтении преобладали фонематические ошибки. Помимо этого у детей наблюдается недоразвитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, восприятия, а так же недостаточная коммуникативная активность, недостаточное развитие сенсомоторных навыков и психологических предпосылок. В связи с чем, была построена коррекционная работа, которая подразумевала два этапа подготовительный и основной.
Нами было проведено экспериментальное обучение, включающее подготовительный этап, где мы занимались развитием и совершенствованием сенсомоторных, коммуникативных навыков и психологических предпосылок для обучения с помощью подобранных упражнений. Уже на втором этапе проводили непосредственную коррекцию выделенных нами ошибок письма и чтения с использованием средств интерактивной среды, которые раскрыли широту использования всевозможных видов деятельности и взаимодействия в процессе обучения логопеда с учащимися.
Таким образом, результаты контрольного эксперимента говорят об эффективности проведенной коррекционной работы и подтверждают, что использование интерактивных средств совместно с традиционными формами работы повышают уровень процесса обучения и имеет большие потенциальные возможности в коррекции дисграфии и дислексии у учащихся 3 класса, что доказывает выдвинутую гипотезу.



