Организация и разработка системы управления предприятия по производству датчиков аварийного давления масла
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА 9
1.1 Анализ рынка 9
1.2 Изучение конкурентов 21
1.3 Анализ потребителей 24
2 ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 30
2.1 Характеристика производимой продукции 30
2.2 Технология производства продукции 35
2.3 Логистика производственных процессов 40
3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ 47
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и
управление персоналом 47
3.2 Формирование стратегий организации 56
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Приложение А 91
Приложение Б 93
Приложение В 94
Приложение Г
1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА 9
1.1 Анализ рынка 9
1.2 Изучение конкурентов 21
1.3 Анализ потребителей 24
2 ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА 30
2.1 Характеристика производимой продукции 30
2.2 Технология производства продукции 35
2.3 Логистика производственных процессов 40
3 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ 47
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия и
управление персоналом 47
3.2 Формирование стратегий организации 56
3.3 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Приложение А 91
Приложение Б 93
Приложение В 94
Приложение Г
Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 25% стоимости всей произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных
Машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Автомобилестроение является ведущим производством в машиностроении, которое влияет на стабилизацию процессов экономического и социального развития общества.
Во всем мире в производстве автомобилей и комплектующих занято около 9 миллионов человек, которые каждый год собирают 67 миллионов легковых автомобилей, создавая 15% мирового ВВП. Кроме того, каждый занятый на автомобильном заводе обеспечивает работой еще 14 человек в смежных отраслях. В автомобилестроении используется более 15% всего мирового объема производства стали и алюминия, более 10% выплавляемой в мире меди. Данная отрасль также является ведущим потребителем свинца, синтетического и натурального каучука (50%, 35% и 75% от мировых объемов производства соответственно). Кроме того, находящиеся в эксплуатации автомобили используют половину всего объема нефти, добываемой в мире. Потребители ежегодно тратят на автомобили до 15% своего бюджета. При этом существует тенденция к росту большинства из этих показателей. Автомобильную промышленность относят к локомотивным отраслям экономики.
Автомобилестроение России занимает ведущее место в экономике страны (33% в общем объеме продукции машиностроения), обеспечивает занятость в различных отраслях промышленности и сфере услуг более 10% трудоспособного населения. Поэтому следует анализировать принципы развития данной отрасли (автомобилестроение) в России и изучать тенденции в мировой автомобильной промышленности. Первым принципом является концентрация капитала. По данным статистики, порядка 75% автомобильного парка в ближайшее время будет выпускаться шестью-семью крупнейшими автомобильными компаниями. Второе, тоже очень важное изменение: большинство автомобильных компаний, образованных на их основе транснациональных корпораций представляют собой серию сборочных производств, расположенных в различных частях мира, и очень большое количество предприятий, специализирующихся на выпуске автомобильных компонентов. Технический уровень, качество автомобиля достигаются именно высоким классом автомобильных компонентов, для производства которых применяются самые современные достижения науки, техники и технологии. Такое построение дает возможность очень быстро переходить к производству новых автомобилей, затрачивая на подготовку считанные месяцы. В связи с этим одна из главных проблем, которой должны сегодня заниматься российские автозаводы, - рассредоточение сконцентрированного на них производства. Все они создавались в эпоху плановой экономики, и представляют собой единые комплексы, которые производят сразу все технологические переделы - начиная с металлургических процессов и кончая сборочными. Это само по себе усложняет постановку на производство новых автомобилей.
В настоящее время большинство российских автозаводов уже взяли курс на децентрализацию своего производства. Например, АВТОВАЗ расширяет сеть своих поставщиков на 15-20 процентов ежегодно, и на сегодняшний день автокомпоненты для сборки автомобилей на завод поставляют уже более 300 производителей. Таким образом, в сложившихся условиях всё большую актуальность приобретает тема создания предприятий, производящих готовые автокомпоненты для поставок на сборочные конвейеры ведущих автомобильных заводов страны.
В условий растущего спроса на качественные автокомпоненты как со стороны автомобильных заводов, так и со стороны автомобилистов, производство подобной продукции сулит определённые коммерческие возможности.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка проекта по организации предприятия, производящего датчики контроля аварийного давления масла для легковых автомобилей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировать рынок производства автокомпонентов в России;
- изучить технологию производства датчиков контроля аварийного давления масла;
- составить комплекс мероприятий по организации предприятия, специализирующегося на производстве автомобильных датчиков давления масла;
- разработать стратегию функционирования и развития данного предприятия;
- дать экономическое обоснование инвестиционного проекта.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам бизнес-планирования в современных экономических условиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пензенской области.
Информационная база сформирована на основе официальных данных Росстата, нормативно-справочного материала, а также материалов, опубликованных в научной литературе, периодической печати и сети
Машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Автомобилестроение является ведущим производством в машиностроении, которое влияет на стабилизацию процессов экономического и социального развития общества.
Во всем мире в производстве автомобилей и комплектующих занято около 9 миллионов человек, которые каждый год собирают 67 миллионов легковых автомобилей, создавая 15% мирового ВВП. Кроме того, каждый занятый на автомобильном заводе обеспечивает работой еще 14 человек в смежных отраслях. В автомобилестроении используется более 15% всего мирового объема производства стали и алюминия, более 10% выплавляемой в мире меди. Данная отрасль также является ведущим потребителем свинца, синтетического и натурального каучука (50%, 35% и 75% от мировых объемов производства соответственно). Кроме того, находящиеся в эксплуатации автомобили используют половину всего объема нефти, добываемой в мире. Потребители ежегодно тратят на автомобили до 15% своего бюджета. При этом существует тенденция к росту большинства из этих показателей. Автомобильную промышленность относят к локомотивным отраслям экономики.
Автомобилестроение России занимает ведущее место в экономике страны (33% в общем объеме продукции машиностроения), обеспечивает занятость в различных отраслях промышленности и сфере услуг более 10% трудоспособного населения. Поэтому следует анализировать принципы развития данной отрасли (автомобилестроение) в России и изучать тенденции в мировой автомобильной промышленности. Первым принципом является концентрация капитала. По данным статистики, порядка 75% автомобильного парка в ближайшее время будет выпускаться шестью-семью крупнейшими автомобильными компаниями. Второе, тоже очень важное изменение: большинство автомобильных компаний, образованных на их основе транснациональных корпораций представляют собой серию сборочных производств, расположенных в различных частях мира, и очень большое количество предприятий, специализирующихся на выпуске автомобильных компонентов. Технический уровень, качество автомобиля достигаются именно высоким классом автомобильных компонентов, для производства которых применяются самые современные достижения науки, техники и технологии. Такое построение дает возможность очень быстро переходить к производству новых автомобилей, затрачивая на подготовку считанные месяцы. В связи с этим одна из главных проблем, которой должны сегодня заниматься российские автозаводы, - рассредоточение сконцентрированного на них производства. Все они создавались в эпоху плановой экономики, и представляют собой единые комплексы, которые производят сразу все технологические переделы - начиная с металлургических процессов и кончая сборочными. Это само по себе усложняет постановку на производство новых автомобилей.
В настоящее время большинство российских автозаводов уже взяли курс на децентрализацию своего производства. Например, АВТОВАЗ расширяет сеть своих поставщиков на 15-20 процентов ежегодно, и на сегодняшний день автокомпоненты для сборки автомобилей на завод поставляют уже более 300 производителей. Таким образом, в сложившихся условиях всё большую актуальность приобретает тема создания предприятий, производящих готовые автокомпоненты для поставок на сборочные конвейеры ведущих автомобильных заводов страны.
В условий растущего спроса на качественные автокомпоненты как со стороны автомобильных заводов, так и со стороны автомобилистов, производство подобной продукции сулит определённые коммерческие возможности.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка проекта по организации предприятия, производящего датчики контроля аварийного давления масла для легковых автомобилей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализировать рынок производства автокомпонентов в России;
- изучить технологию производства датчиков контроля аварийного давления масла;
- составить комплекс мероприятий по организации предприятия, специализирующегося на производстве автомобильных датчиков давления масла;
- разработать стратегию функционирования и развития данного предприятия;
- дать экономическое обоснование инвестиционного проекта.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых-экономистов, посвященные вопросам бизнес-планирования в современных экономических условиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Пензенской области.
Информационная база сформирована на основе официальных данных Росстата, нормативно-справочного материала, а также материалов, опубликованных в научной литературе, периодической печати и сети
Автомобилестроение России занимает ведущее место в экономике страны (33% в общем объеме продукции машиностроения) и обеспечивает занятость в различных отраслях промышленности и сфере услуг более 10% трудоспособного населения. Большинство автомобильных компаний мира в настоящий момент представляют собой серию сборочных производств и очень большое количество предприятий, специализирующихся на выпуске автомобильных компонентов. Такое построение дает возможность очень быстро переходить к производству новых автомобилей, затрачивая на подготовку считанные месяцы. В связи с этим одна из главных проблем, которой сегодня занимаются российские автозаводы, - рассредоточение сконцентрированного на них производства. Все они создавались в эпоху плановой экономики, и представляют собой единые комплексы, которые производят сразу все технологические переделы - начиная с металлургических процессов и кончая сборочными. Это само по себе усложняет постановку на производство новых автомобилей и в настоящее время большинство российских автозаводов уже взяли курс на децентрализацию своего производства. Таким образом, в сложившихся условиях всё большую актуальность приобретает тема создания предприятий, производящих готовые автокомпоненты для поставок на сборочные конвейеры ведущих автомобильных заводов страны.
В качестве объекта производства были выбраныавтомобильные датчики контроля аварийного давления масла моделей ММ 120 Д, ММ 111 В и ММ 111 Д. Эти три вида датчиков используются на большинстве легковых и грузовых автомобилях, выпускаемых в России на данный момент. Данные датчики применяются для контроля давления масла в двигателе автомобиля, а также в тормозных пневмосистемах. Основными компонентами для производства датчиков являются: сталь, пластмасса, слюда и латунь. Данные компоненты достаточно распространены, поэтому можно сделать вывод о достаточно широкой сырьевой базе.
Основным конкурентом вновь создаваемого предприятия на рынке является «Завод Автоприбор» г. Владимир. Несмотря на то, что его цены превосходят цены ООО «ЭлектроМастер», его продукция пользуется спросом благодаря выгодному географическому положению производителя. Завод в основном обеспечивает потребности московского региона и крупных дилеров, имеющих центральные склады в Москве. Так как датчики относятся к типовой продукции и обязаны соответствовать стандартам производителей автомобилей, то технические характеристики датчиков всех конкурентов практически идентичны. Поэтому для потребителей главными характеристиками при выборе производителя являются цена датчика, его надёжность и географическое положение производителя. На данный момент проблемой является большое количество нелегальной, несертифицированной продукции. Такая продукция стоит зачастую ниже датчиков официальных производителей, но обладает очень низким качеством. Доля рынка, занимаемая «серыми» производителями - примерно 20%.
Для выявления целевых сегментов была проведена сегментации рынка. Для того чтобы определить, производству каких типов датчиков ООО «ЭлектроМастер» должно отдать приоритет, необходимо сегментировать рынок по типам выпускаемых автомобилей. Наиболее обширным является рынок легковых автомобилей, следовательно в перспективе этот рынок является наиболее прибыльным. Однако и конкуренция на этом рынке самая высокая. Поэтому следует обратить внимание и на развивающийся рынок грузовых автомобилей. Особенно важным представляется налаживание долгосрочных отношений с лидером этого рынка - КАМАЗОМ, который в последние годы стабильно увеличивает выпуск своей продукции.
Миссия нашего предприятия состоит в повышении качества продукции российского автомобилестроения.
Для диагностики состояния ООО «ЭлектроМастер» был применён SWOT-анализ. В последние годы экономика страны демонстрирует небольшой, но устойчивый рост. Это приводит к повышению платёжеспособности населения и, как следствие, повышение спроса на продукцию автомобилестроения. Финансовое положение крупнейших потребителей продукции (ВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа) достаточно стабильно, что позволяет прогнозировать устойчивый спрос с их стороны на продукцию предприятия. Также в последнее время можно констатировать общее оживление промышленного сектора производства и развитие сети розничной торговли автокомпонентами, что несомненно положительно сказывается на спросе на продукцию предприятия. К отрицательным факторам внешней среды можно отнести низкий престиж продукции российского автомобилестроения в обществе и большое количество нелегальной продукции на рынке. Полученные результаты показывают, что за счет сертифицированной продукции и хорошей репутации у фирмы есть возможность привлечения новых потребителей.
Структура управления на предприятии ООО «ЭлектроМастер» - линейно-функциональная, основу которой составляет принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации, по которым на каждом уровне управления формируются функциональные службы.
В качестве марочного названия выбрано сокращенное название предприятия - «ЭМ». А эмблема предприятия, свидетельствует, что его продукция является незаменимой в производстве автомобилей.
Для определения необходимых каналов реализации на предприятии ООО «ЭлектроМастер» были проанализированы все возможные методы торговли. Основными потребителями продукции предприятия являются российские автомобильные заводы, которые стремятся работать непосредственно с производителями автокомпонентов для своих конвейеров. Поэтому в данном случае сбыт должен осуществляться без привлечения сторонних посредников, и мы имеем дело с каналом нулевого уровня, где работа по доставке готовой продукции происходит напрямую с потребителем.
Кроме прямых продаж заводам-изготовителям автомобилей предприятию необходимо охватить сегмент продаж датчиков для ремонта автомобилей, то есть сбыт продукции конечным потребителям через магазины автозапчастей и станции технического обслуживания автомобилей. В данном случае наиболее целесообразным представляется использовать посредников - оптовых продавцов автокомпонентов. Таким образом, используется канал товародвижения второго уровня, когда продукцию реализуется крупным оптовикам, поставляющим товар потребителям через розничные фирмы.
Важнейшим показателем эффективности функционирования предприятия является чистая прибыль. Произведенные расчеты показали, что предприятие будет получать прибыль с 3 года реализации проекта, причем ее размер будет ежегодно увеличиваться.
Баланс наличности на протяжении всего периода является положительной величиной и изменяется в сторону увеличения, начиная со второго квартала реализации проекта, что говорит о наращивании производства.
При расчете интегральных показателей проекта было выявлено, что средняя норма рентабельности проекта равна 56,87%, это говорит о том, что начальные инвестиции окупаются более чем в 1,5 раза, то есть реализация данного проекта является выгодной. Чистый приведенный доход от реализации проекта составил свыше 9 млн. руб., что также свидетельствует о выгодности проекта.
В качестве объекта производства были выбраныавтомобильные датчики контроля аварийного давления масла моделей ММ 120 Д, ММ 111 В и ММ 111 Д. Эти три вида датчиков используются на большинстве легковых и грузовых автомобилях, выпускаемых в России на данный момент. Данные датчики применяются для контроля давления масла в двигателе автомобиля, а также в тормозных пневмосистемах. Основными компонентами для производства датчиков являются: сталь, пластмасса, слюда и латунь. Данные компоненты достаточно распространены, поэтому можно сделать вывод о достаточно широкой сырьевой базе.
Основным конкурентом вновь создаваемого предприятия на рынке является «Завод Автоприбор» г. Владимир. Несмотря на то, что его цены превосходят цены ООО «ЭлектроМастер», его продукция пользуется спросом благодаря выгодному географическому положению производителя. Завод в основном обеспечивает потребности московского региона и крупных дилеров, имеющих центральные склады в Москве. Так как датчики относятся к типовой продукции и обязаны соответствовать стандартам производителей автомобилей, то технические характеристики датчиков всех конкурентов практически идентичны. Поэтому для потребителей главными характеристиками при выборе производителя являются цена датчика, его надёжность и географическое положение производителя. На данный момент проблемой является большое количество нелегальной, несертифицированной продукции. Такая продукция стоит зачастую ниже датчиков официальных производителей, но обладает очень низким качеством. Доля рынка, занимаемая «серыми» производителями - примерно 20%.
Для выявления целевых сегментов была проведена сегментации рынка. Для того чтобы определить, производству каких типов датчиков ООО «ЭлектроМастер» должно отдать приоритет, необходимо сегментировать рынок по типам выпускаемых автомобилей. Наиболее обширным является рынок легковых автомобилей, следовательно в перспективе этот рынок является наиболее прибыльным. Однако и конкуренция на этом рынке самая высокая. Поэтому следует обратить внимание и на развивающийся рынок грузовых автомобилей. Особенно важным представляется налаживание долгосрочных отношений с лидером этого рынка - КАМАЗОМ, который в последние годы стабильно увеличивает выпуск своей продукции.
Миссия нашего предприятия состоит в повышении качества продукции российского автомобилестроения.
Для диагностики состояния ООО «ЭлектроМастер» был применён SWOT-анализ. В последние годы экономика страны демонстрирует небольшой, но устойчивый рост. Это приводит к повышению платёжеспособности населения и, как следствие, повышение спроса на продукцию автомобилестроения. Финансовое положение крупнейших потребителей продукции (ВАЗа, ГАЗа, КАМАЗа) достаточно стабильно, что позволяет прогнозировать устойчивый спрос с их стороны на продукцию предприятия. Также в последнее время можно констатировать общее оживление промышленного сектора производства и развитие сети розничной торговли автокомпонентами, что несомненно положительно сказывается на спросе на продукцию предприятия. К отрицательным факторам внешней среды можно отнести низкий престиж продукции российского автомобилестроения в обществе и большое количество нелегальной продукции на рынке. Полученные результаты показывают, что за счет сертифицированной продукции и хорошей репутации у фирмы есть возможность привлечения новых потребителей.
Структура управления на предприятии ООО «ЭлектроМастер» - линейно-функциональная, основу которой составляет принцип построения и специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации, по которым на каждом уровне управления формируются функциональные службы.
В качестве марочного названия выбрано сокращенное название предприятия - «ЭМ». А эмблема предприятия, свидетельствует, что его продукция является незаменимой в производстве автомобилей.
Для определения необходимых каналов реализации на предприятии ООО «ЭлектроМастер» были проанализированы все возможные методы торговли. Основными потребителями продукции предприятия являются российские автомобильные заводы, которые стремятся работать непосредственно с производителями автокомпонентов для своих конвейеров. Поэтому в данном случае сбыт должен осуществляться без привлечения сторонних посредников, и мы имеем дело с каналом нулевого уровня, где работа по доставке готовой продукции происходит напрямую с потребителем.
Кроме прямых продаж заводам-изготовителям автомобилей предприятию необходимо охватить сегмент продаж датчиков для ремонта автомобилей, то есть сбыт продукции конечным потребителям через магазины автозапчастей и станции технического обслуживания автомобилей. В данном случае наиболее целесообразным представляется использовать посредников - оптовых продавцов автокомпонентов. Таким образом, используется канал товародвижения второго уровня, когда продукцию реализуется крупным оптовикам, поставляющим товар потребителям через розничные фирмы.
Важнейшим показателем эффективности функционирования предприятия является чистая прибыль. Произведенные расчеты показали, что предприятие будет получать прибыль с 3 года реализации проекта, причем ее размер будет ежегодно увеличиваться.
Баланс наличности на протяжении всего периода является положительной величиной и изменяется в сторону увеличения, начиная со второго квартала реализации проекта, что говорит о наращивании производства.
При расчете интегральных показателей проекта было выявлено, что средняя норма рентабельности проекта равна 56,87%, это говорит о том, что начальные инвестиции окупаются более чем в 1,5 раза, то есть реализация данного проекта является выгодной. Чистый приведенный доход от реализации проекта составил свыше 9 млн. руб., что также свидетельствует о выгодности проекта.



