Введение 3
Глава 1 Исследование международного автомобильного рынка в экономической
науке 5
1.1 Автомобильный рынок: понятие, субъекты, объекты 5
1.2 Структура и инфраструктура международного автомобильного рынка 8
1.3 Динамика развития международного автомобильного рынка 12
Глава 2 Анализ международного автомобильного рынка 18
2.1 Развитие автомобильного рынка в Китае 18
2.2 Состояние и перспективы развития автомобильного рынка в Японии 23
2.3 Особенности и тенденции развития автомобильного рынка в России 29
Заключение 37
Список использованных источников 39
В условиях современного общества представить жизнь без автомобиля практически невозможно. Это транспортное средство используется при транспортировке сырья, материалов или конечных продуктов. Производство автомобилей взаимосвязано с развитием других отраслей экономики, таких как металлургия, химическая промышленность и электроника. Автомобильный рынок как система экономических отношений между производителями и потребителями автомобилей способствует развитию национальной экономики.
Характерной чертой автомобильного рынка в современных условиях является включенность значительного количества участников, которые не ограничены рамками экономики отдельной страны. Это происходит благодаря созданию цепочек поставок и установлению партнерских отношений между компаниями разных стран. В итоге, можно говорить о международном характере автомобильного рынка, который является одним из самых крупных и быстрорастущих рынков в мире.
Развитие международного автомобильного рынка требует анализа новых тенденций. Необходимо изучать факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке, а также разрабатывать стратегии для повышения конкурентоспособности продукции. Автомобильный рынок - один из самых подвижных и быстроразвивающихся в мировой экономике. Постоянно появляются новые технологии, модели автомобилей, изменяются предпочтения потребителей. Поэтому важно следить за тенденциями и прогнозировать будущее развитие автомобильного рынка.
Таким образом, актуальность изучения развития автомобильного рынка обусловлена его значимостью для мировой экономики, сложностью системы, динамичностью и практической значимостью для бизнеса.
Целью работы является анализ развития международного автомобильного рынка в современных условиях.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- раскрыть понятие, субъекты и объекты автомобильного рынка;
- определить структуру и инфраструктуру международного автомобильного
рынка;
- исследовать динамику развития международного автомобильного рынка;
- рассмотреть развитие автомобильного рынка в Китае;
- произвести анализ состояния и перспектив развития автомобильного рынка в Японии;
- раскрыть особенности и тенденции развития автомобильного рынка в России.
Объект исследования - международный автомобильный рынок.
Предмет исследования - динамика и перспективы развития международного автомобильного рынка в современных условиях.
Методологическую основу исследования составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В исследовании применялись методы единства исторического и логического, сравнительного анализа, индукции и дедукции, экономико-математического моделирования, а также позитивный и нормативный подходы.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы, основные положения и выводы могут быть использованы в качестве источника информации для дальнейших исследований автомобильного рынка, а также при подготовке курсов по мировой экономике.
Бакалаврская работа имеет следующую структуру и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В выпускной квалификационной работе была проведен анализ современного состояния и перспектив развития международного автомобильного рынка.
В первой главе исследовательской работы были раскрыты понятие, субъекты и объекты автомобильного рынка, определена его структура и инфраструктура и изучена динамика развития международного автомобильного рынка.
Автомобильный рынок представлен: производителями и покупателями автомобилей, дилерами и дистрибьюторами, финансовыми учреждениями, страховыми компаниями, сервисными центрами и станциями технического обслуживания. Среди наиболее заметных производителей автомобилей на международном уровне можно назвать следующие компании: Toyota Group, Mercedes-Benz Group, BMW Group, Tesla, Ford Group, Volkswagen, Hyundai Group, Honda.
Автомобильный рынок обладает сложной структурой, где каждый элемент взаимодействует с другим для обеспечения его функционирования, удовлетворения потребностей покупателей и создания условий для развития отрасли.
Международный автомобильный рынок динамично развивается, привлекая все большее количество участников и предлагая широкий выбор моделей автомобилей. Развитие технологий, введение новых стандартов безопасности и экологичности, а также увеличение спроса на подержанные автомобили создают дополнительные возможности для роста и развития этого рынка.
Во второй главе было рассмотрено развитие автомобильного рынка в Китае, изучены состояние и перспективы развития автомобильного рынка в Японии и рас-крыты особенности и тенденции развития автомобильного рынка в России.
Китайские производители автомобилей значительно увеличили свое присутствие на международном рынке, предлагая конкурентоспособные цены и разнообразный выбор продукции. Они также вкладывают средства в исследования и разработки, чтобы повысить качество своей продукции и внедрить новые технологии, та-кие как автономное управление и искусственный интеллект. Лидером на китайском рынке новых автомобилей в 2023 г. является компания BYD, специализирующаяся на выпуске электромобилей и гибридов. Рынок подержанных автомобилей в Китае регулируется государством. Все сделки должны проходить через специальные платформы, которые контролируются правительством. Это сделано для предотвращения мошенничества и обеспечения безопасности покупателей. Будущее китайского автомобильного рынка выглядит многообещающим. Предполагается, что он продолжит расти и развиваться, привлекая новых производителей и инвесторов. Это поможет укрепить позиции автомобильной промышленности Китая на международной арене.
Японский автомобильный рынок сталкивается с некоторыми трудностями, но при этом обладает большим потенциалом для роста и внедрения новшеств. На японском рынке новых автомобилей доминируют японские машины. Вторичный рынок автомобилей в Японии также играет важную роль. По мере того, как проникновение смартфонов и Интернета в Японии растет, рынок подержанных автомобилей становится более организованным, поскольку продавцы подержанных автомобилей используют цифровые технологии, чтобы сделать рыночные предложения привлекательными. Постоянные инвестиции в технологии и приспособление к меняющимся требованиям клиентов помогут японской автомобильной индустрии оставаться конкурентоспособной и успешной в будущем.
В последние годы наблюдается рост продаж китайских автомобилей на российском рынке, связанный с уходом многих европейских и американских автопроизводителей. Растет доля автомобилей с пробегом из-за увеличения цен на новые автомобили. Развиваются онлайн-продажи и сервисы, предлагаемые автодилерами и производителями. Наблюдается рост интереса к электромобилям, хотя их доля на рынке пока невелика. Структура автомобильного рынка России меняется в условиях экономических санкций и ограничений на импорт.
1 Богданова А. А., Степаненкова Н. М. Перспективы внедрения программы импортозамещения в автомобильной промышленности России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2024. № 1-1. С. 107-112.
2 Автостат: официальный сайт: «В апреле 94 % новых легковых автомобилей прибыло в Россию из Китая». URL: https://www.autostat.ru/infographics/57524/(дата обращения: 13.04.2024).
3 Автостат: официальный сайт: «Мировой рынок автомобилей в 2023 году». URL: https://www.autostat.ru/news/53888/ (дата обращения: 13.04.2024).
4 Бабаев К. В., Сазонов С. Л., Ильинская И. Д. Развитие автомобильной промышленности КНР и перспективы на международном рынке // Этап. 2023. № 3 С. 25-38.
5 Белов А. С., Карпова Е. Г. Последствия антироссийских санкций для отечественного рынка автомобилестроения // Теория и практика общественного раз-вития. 2022. № 12. С. 178-183.
6 Данные о продажах автомобилей в Китае. URL: https://auto.vercity.ru/sta-tistics/sales/asia/2013/china/01-12/ (дата обращения: 13.04.2024).
7 Желябовская М. В. Развитие национальной экономики Китая: взгляд в будущее // Научные записки молодых исследователей. 2021. № 2. С. 14-21.
8 Кирюхина С. Е, Михешкина Е. Е. Китайский рынок автомобилестроения: современное состояние и перспективы // Вестник РУДН. Серия: Экономика. 2023. № 4. С. 98-120.
9 Китайская ассоциация легковых автомобилей. URL: http://en.caam.org.c- n/Index/show/catid/58/id/1875.html(дата обращения: 13.04.2024).
10 Королев П. А. Конкурентные стратегии транснациональных корпораций Японии на мировом рынке автомобилей: автореф. дис. канд. экон. наук М., 2018.С. 14-26.
11 Красова Е. В., Жилина Л. Н., Хамдамов Ж. Ш. Современные тенденции развития автомобильной промышленности Китая на фоне общемировой интернационализации отрасли // Тренды и управление. 2018. № 4. С. 11-23.
12 Куликов М. Как изменились цены на автомобили в России после введения санкций. URL: https://ki-news.ru/news/kak-izmenilis-tseny-na-avtomo-bili-v-ros-sii-posle-vvedeniia-sanktsii/ (дата обращения: 13.04.2024).
13 Лавров О. С. Развитие российской автомобильной промышленности в условиях санкций и новых вызовов // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 11. С. 35-46.
14 Мельников А. Б., Фалина Н. В., Бледнова А. В. Тенденции, проблемы и перспективы развития зарубежного и российского рынков легковых автомобилей // Научный журнал КубГАУ. 2017. № 128. С. 48-56.
15 Мишура Д. Е., Рева М. В. Автомобильная промышленность стран мира: аналитическая презентация и оценка перспектив в условиях современных глобальных дисбалансов // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2023. № 2. С. 29-33.
16 Официальный сайт BMW group. URL: https://www.bmwgroup.com/en/unt- ernehmen.html(дата обращения: 13.04.2024).
17 Официальный сайт Mercedes-BenzGroup. URL: https://group.mer-cedesbe-nz.com/company/at-a-glance.html (дата обращения: 13.04.2024).
18 Официальный сайт Tesla. URL: https://www.tesla.com/about (дата обращения: 13.04.2024).
19 Пасько А. В. Параметры и факторы развития мирового автомобилестроения в начале XXI столетия // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 27. С. 114-121.
20 Представитель Министерства коммерции КНР пообещал приложить усилия для увеличения продаж автомобилей. URL: http://russian.people.com.n/n3/20- 23/0203/c31518-10203092(дата обращения: 13.04.2024).
21 Рачков С. А. Факторы развития мировой автомобильной промышленности // Вестник евразийской науки. 2022. № 1. С. 8-16.
22 Сазонов С. Л. О перспективах Китая на мировом рынке «Зеленых» автомобилей // Китай в мировой и региональной политике. История и современность.
2020. № 25. С. 25-38.
23 Санатов Д. В. Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России: экспертно-аналитический доклад. СПб. : ПОЛИ¬ТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 25-27.
24 Семенова Ю. Е., Родиченко Т. Д. Автомобильный рынок в настоящее время. Положение и тенденции // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 3. С. 12-47.
25 Статистика продаж новых автомобилей. URL: https://auto.vercity.ru/statis- tics/sales/2023/(дата обращения: 13.04.2024).
26 Тешабоев У. М. Новые тенденции развития автомобилестроения // Universum: технические науки. 2021. № 10. С. 33-36.
27 Цена на подержанные автомобили выросла. URL: https://www.reta- il.ru/news/za-2023-god-srednyaya-tsena-na-poderzhannye-avtomobili-vyrosla-na-30- 23-yanvarya-2024-236931/(дата обращения: 13.04.2024).
28 Чжэн Фан. Машиностроение в России и Китае и его вклад в развитие двусторонних отношений // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. С. 284-286.
29 Best Global Brands. URL: https://interbrand.com/best-global-brands/ (дата обращения: 13.04.2024).
30 Car sales by country. URL: https://www.factorywarrantylist.com/car-sales-by-country.html (дата обращения: 13.04.2024).
31 Car sales by manufacturer. URL: https://www.factorywarranty-list.com/car-sales-by-manufacturer.html (дата обращения: 13.04.2024).
32 China exported 5.22 million cars, worth 101.6 billion USD, in 2023, ranking first in the world. URL: https://carnewschina.com/2024/01/14/china-exported-5-2- 2-million-cars-worth-101-6-billion-usd-in-2023-ranking-first-in-the-world/(дата обращения: 13.04.2024)
33 China’s surging second-hand car market. URL: https://focus.cbbc.org/-chi-nas-surging-second-hand-car-market/ (дата обращения: 13.04.2024)
34 China's auto sector maintains sound momentum in 2022, NEV sales soar. URL: http://www.chinadaily.com.en/a/202301/12/ WS63bfbce4a31057c47-eba93d5.html (дата обращения: 13.04.2024).
35 Japan Used Car Market Size & Share Analysis. URL: https://www.mordorin- telligence.com/industry-reports/japan-used-car-mar-ket(дата обращения: 13.04.2024).
36 Japan’s Car Export Statistics 2023-24. URL: https://www.tradeimex.in/blo-gs/Japan-car-exports (дата обращения: 13.04.2024).
37 Number of passenger cars and commercial vehicles exported from China from 2010 to 2021. URL: https://www.statista.com/statistics/279055/num-ber-of-vehicles-ex-ported-from-china/ (дата обращения: 13.04.2024).
38 Steady Growth Projections: Automotive Market in Japan. URL: https://www.- linkedin. com/pulse/steady-growth-proj ections-automotive-market-rhxnf/ (дата обращения: 13.04.2024).
39 Trade volume of used cars in China from 2010 to 2022. URL:https://www.st- atista.com/statistics/244861/number-of-used-cars-sold-in-china/(дата обращения: 13.04.2024).
40 Wang Zheng. China's auto production, sales rank first globally for 14 consec-utive years. URL: http://en.people.cn/n3/2023/0120/ c90000-10198626.html (дата обращения: 13.04.2024).