Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Психолого-педагогическое обоснование сущности национальной
самоидентификации и её формирования в детском возрасте 9
1.2. Значение национальных традиций в формировании национальной
самоидентификации детей старшего дошкольного возраста 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию национальной самоидентификации посредством русских национальных традиций у детей
старшего дошкольного возраста 36
2.1. Диагностика уровня сформированности национальной
самоидентификации детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Система работы по формированию национальной
самоидентификации посредством русских национальных традиций у детей старшего дошкольного возраста 46
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 55
Заключение 62
Библиографический список 66
Приложения 71
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.
Национальное самосознание или национальная самоидентификация как осознание своей принадлежности к определенному этносу формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребёнком с дошкольного возраста традиций как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национальной самоидентификации, социализации ребёнка в современном
многонациональном обществе [12].
Основой процесса формирования национальной самоидентификации в период дошкольного детства является, прежде всего, отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия традиций своего народа можно переходить к традициям соседних народов, затем к восприятию и пониманию традиций народов мира. При этом путь развития ребёнка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями.
Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у детей задолго до того, как они переступили порог школы. Э.К. Суслова [46] считает, что современные дети становятся очень чувствительны к национальному фактору, и обосновывает актуальность формирования национальной идентичности уже у детей дошкольного возраста. Национальная идентичность дошкольника находится на начальном этапе формирования, это не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен. Но если процесс формирования национальной идентичности тормозится рядом неблагоприятных факторов, то в этом случае человек колеблется между культурами, не овладевая ни одной из них [51, с. 21].
В ходе анализа содержания психолого-педагогических исследований педагогической литературы было выделено, что в процессе формирования национальной самоидентификации в образовательном процессе дошкольной образовательной организации сложилось противоречие между возросшей потребностью общества в формировании национальной самоидентификации детей дошкольного возраста и сложившейся системой воспитательного процесса в ДОО, не обеспечивающей эффективного воспитания в данном направлении.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: в чём состоит специфическая роль национальных традиций в процессе формирования национальной самоидентификации дошкольника и как посредством педагогического сопровождения сделать данный процесс более эффективным?
Необходимость разрешения этих противоречий, актуальность и недостаточная разработанность проблемы воспитания детей дошкольного возраста на материале национальных традиций определили выбор темы исследования: «Формирование национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций».
Цель исследования заключается в раскрытии актуальности и возможностей формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций.
В качестве объекта исследования мы избрали процесс формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - формирование национальной
самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций.
Гипотезу исследования составило предположение о том, что процесс формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих педагогических условиях:
• создание этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды;
■использование в образовательном процессе методов народной педагогики;
• организация взаимодействия с родителями в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к традициям своего народа.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы и
педагогического опыта определить сущность национальной
самоидентификации и её формирования в детском возрасте;
2) Раскрыть значение национальных традиций в формировании национальной самоидентификации детей дошкольного возраста;
3) Определить педагогические условия формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций и реализовать их в процессе экспериментальной работы;
4) Проверить эффективность педагогических условий,
способствующих формированию национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций.
Для достижения задач и проверки предполагаемой гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: изучение и анализ литературы, изучение педагогического опыта работы ДОО по этой теме, педагогический эксперимент, статистическая обработка материалов.
Методологической основой исследования явились:
■идеи отечественной педагогики о народном воспитании (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);
• этнопедагогический подход, предполагающий учёт культурноисторических традиций народа (Г.Н. Волков, В.А. Сластёнин и др.);
■деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.).
Теоретической основой исследования явились:
• исследования по использованию русских национальных традиций в воспитании детей (О.В. Дыбина [24], Н. Капустина, С.А. Козлова [32], Е.И. Корнеева [35], С.Н. Морозюк и др.);
• исследования по организации взаимодействия ДОО и семьи (Д. Лешли, О.Л. Зверева [27], Т.В. Кротова, О.В. Солодянкина [45] и др.).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь - ноябрь 2016 г.) - поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния её разработанности в научно-методической литературе. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения уровня сформированности национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап (декабрь 2016 г. - март 2018 г.) проведение экспериментальной работы по реализации педагогических условий, способствующих формированию национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций.
Третий этап (апрель 2018 г.) - контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результата, формулировались выводы, оформлялись результаты исследования.
Научная новизна исследования:
• определены условия формирования национальной
самоидентификации на основе воспитания в русских национальных традициях детей старшего дошкольного возраста в ДОО;
• установлены уровни усвоения традиций и критерии, которые характеризуются наличием представлений о традициях (правильность, полнота, дифференцировка представлений о традициях, выделение их существенных признаков), интереса к ним (устойчивость и мотивация), реализации имеющихся представлений о традициях в самостоятельной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена специфика формирования национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста посредством русских национальных традиций.
Практическая значимость исследования заключается в разработке плана работы с детьми и родителями по приобщению к культуре своего народа посредством русских национальных традиций, созданию этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОО.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад № 56 города Пензы «Капитошка».
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и промежуточные результаты работы обсуждались на IX Национальной заочной научно-практической конференции учащейся молодежи «Наука XXI века: взгляд в будущее» (г. Шадринск, 2017 г.). Внедрение результатов исследования
осуществлялось через публикации статей в сборнике научных трудов
«Всероссийская научно-практическая конференция "Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность" МНИЦ ПГАУ 2018 год, на сайте для воспитателей детских садов «Воспитателям.ру» (web-адрес работы: http://vospitateljam.ru/statya-na-temu-
razrabotka-i-realizaciya-proekta-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kukly-iz- babushkinogo-sunduka/).
Структура и объём магистерской диссертации обусловлены логикой проведённого научного исследования. Магистерская диссертация (70 с.) состоит из введения (6 с.), двух глав (1-я гл. - 26 с., 2-я гл. - 26 с.), заключения (4 с.), списка литературы (51 наименование) и 7 приложений. Работа содержит в тексте 8 таблиц и 4 рисунка.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Концепции развития личности ребёнка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребёнка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или национальная
самоидентификация, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.
В первой главе магистерской диссертации освещён широкий круг вопросов, связанных с формированием национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста. В первом параграфе рассмотрены общие вопросы национальной самоидентификации. Национальная
самоидентификация - одна из составляющих идентичности человека, связанная с ощущаемой им принадлежностью к определённому этносу или нации. Целью процесса национальной самоидентификации в образовании является воспитание человека как целостной, самобытной, свободной, духовной, гуманной личности, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей российской культуры. Отмечено, что национальная самоидентификация - это осознание своей этнической идентичности - принадлежности к определённому этносу.
Второй параграф посвящён специфике формирования национальной самоидентификации в дошкольном возрасте.Становление личности в целом, её национальной самоидентификациии культурного самоопределения, по мнению многих авторов, наиболее эффективно осуществляется в детстве. Исследователи рассматривают дошкольный возраст как самоценный период освоения социокультурного опыта. При этом накопление культурного опыта осуществляется через механизмы воспитания, формирования, приобщения, ознакомления, развития, осознания.
В ходе третьего параграфа мы попытались ответить на вопросы: в чём состоит специфическая роль национальных традиций в процессе формирования национальной самоидентификации дошкольника и как посредством педагогического сопровождения сделать данный процесс более эффективным? В настоящее время растёт интерес к осмыслению и укреплению национальных культурных традиций. К национальным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка. Задачи воспитателя, который стремится к использованию в своей деятельности национальных традиций - раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры, довести его до ребёнка в доступной форме.
К педагогическим условиям формирования национальной самоидентификации современных детей дошкольного возраста с использованием национальных традиций мы отнесли: создание
этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды; использование в образовательном процессе методов народной педагогики; организация взаимодействия с родителями в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к традициям своего народа.
Во второй главе магистерской диссертации представлены результаты проведенного исследования по формированию национальной самоидентификации посредством русских национальных традиций у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась в МБДОУ детский сад № 56 города Пензы «Капитошка».
К компонентам национальной самоидентификации мы отнесли: когнитивный - представления детей о национальных традициях, знания в области народной культуры; эмоционально-мотивационный - эмоциональный отклик, интерес к национальным традициям, мотивация к изучению культуры своего народа; деятельностный - активность, готовность участвовать в практической деятельности по изучению культуры своего народа.
Результаты исследования показали, что только 10% детей ЭГ и 20% детей КГ имеют высокий уровень представлений о национальных традициях. У детей ярко выраженные высокий интерес к народной культуре, знание элементов национального костюма, предметов быта, знание фольклора, праздников, традиций и обрядов.
Средний уровень выявлен у 50% детей ЭГ и 40% детей КГ. У детей проявляется интерес к традиционной культуре. Представления о традициях правильные, но в значительной степени фрагментарные, поверхностные. Дети затрудняются назвать элементы национального костюма, знают сказки, песенки, потешки, загадки, называют пословицы и поговорки, но раскрывают их смысл только с помощью взрослого. Называют не более двух народных праздников, раскрывают их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого.
Низкий уровень выявлен у 40% детей в обеих группах. Для этих детей характерен неустойчивый интерес или отсутствие интереса, недифференцированность представлений, неумение выделять объекты национальной культуры. Дети затрудняются назвать праздники, не могут раскрыть их суть.
Для того чтобы определить содержание работы по формированию национальной самоидентификации детей старшего дошкольного возраста, мы провели анализ программ с точки зрения реализации задач приобщения детей к истокам народной культуры. Изучив содержание программ, была проведена работа по формированию национальной самоидентификации дошкольников с учетом педагогических условий: создание этнокультурной развивающей предметно-пространственной среды; использование в образовательном процессе методов народной педагогики; организация взаимодействия с родителями в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к традициям своего народа.
Наша работа включала следующие направления: создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.), знакомство с народным искусством, знакомство с русскими народными играми, проведение календарных народных праздников. К участию в традиционных народных праздниках привлекались родители.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы мы провели повторную диагностику представлений детей старшего дошкольного возраста о национальных традициях. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапов, мы увидели, что количество детей с высоким уровнем представлений о национальных традициях в ЭГ увеличилось в 5 раз: с 10 до 50%. С низким, наоборот, уменьшилось с 40 до 10%. Результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их в самостоятельной деятельности. В КГ динамика результатов незначительна.
Таким образом, результаты повторной диагностики показали, что у детей экспериментальной группы, в которой проводилась работа по реализации педагогических условий формирования национальной самоидентификации, значительно выше уровень представлений о национальной культуре. Педагогические условия, реализованные в ходе экспериментальной работы, были эффективны. Таким образом, полученные результаты исследования дают основание сделать обобщённый вывод о том, что цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена.
Перспективами исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.
1. Адаскина О.Н. Русский фольклор / О.Н. Адаскина. - М.: АСТ, 2011. - 256 с.
2. Андросова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению / М. Андросова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 3. - С. 113-115.
3. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: учебное пособие / В.П. Аникин. - М.: МГУ, 2012. - 95 с.
4. Аниконова Т.Г. Народные игры: учебное пособие / Т.Г. Аниконова. - Белгород, 2004. - 169 с.
5. Ахметова Н.Н. Люби и знай свой край: План-программа по краеведению в дошкольном образовательном учреждении / Н.Н. Ахметова. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2010. - 86 с.
6. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе и в детском саду / Т.И. Бабаева. - Сыктывкар, 2011. - 60 с.
7. Бабунова Е.С. Основы этнопедагогики: учеб. пособие /
Е.С. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2012. - 60 с.
8. Батурина Г.И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина. - М.: Ассоц. «Проф. образование», 2013. - 72 с.
9. Беспалова Н.Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях / Н.Н. Беспалова. - Новосибирск, 2012. - 23 с.
10. Блинова Г.П. Русские традиции и народная культура (история и современность): лекции / Г.П. Блинова. - М.: МГУКИ, 2011. - 49 с.
11. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 2013. - 40 с.
12. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008. - 71 с.
13. Болдырева Н.Г., Румянцева М.В., Рябинина С.И. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 403-404. - URL https://moluch.ru/archive/155/43765/
14. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством / О.Н. Бударина. - М.: Детство, 2003. - 395 с.
15. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Васильцова. - М., 2009. - 137 с....51