ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Формирование грамматического строя речи в дошкольном возрасте
1.1. Лингвистические основы грамматики 6
1.2. Развитие грамматики в онтогенезе 9
1.3. Развитие грамматики при общем недоразвитии речи 17
ГЛАВА II. Изучение состояния грамматического строя речи детей с речевым недоразвитием
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 21
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения 24
ГЛАВА III. Формирование грамматики у дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Методические основы логопедической работы 28
3.2. Цель, задачи и дидактический материал по развитию грамматики..30
3.3. Контрольный эксперимент 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Помимо биологических предпосылок, оказывающих влияние на становление всех функциональных систем, на развитие языковой системы большое влияние оказывают и социальные факторы, такие как: речевое окружение, воспитание и обучение, достаточная речевая практика. Все эти факторы, как указывают исследователи детской речи, оказывают влияние на развитие речи ребенка, начиная с рождения.
Вместе с физическим, сенсорным, когнитивным развитием речь служит показателем психофизического благополучия ребенка. Усвоение языковой системы не происходит хаотично, она формируется по законам строгой закономерности, которая характерна абсолютно для всех детей, независимо от структуры языка, являющегося родным.
Грамматические категории в своем развитии также проходят рад стадий, закономерность усвоения которых описана А.Г. Арушановой, А.М. Бородич, А.Н. Гвоздевым, И.А. Зимней и другими исследователями детской речи.
Взаимосвязь развития языковой и когнитивной сфер языка доказывается усвоение грамматических категорий детьми с нормальным психофизическим развитием: овладение грамматическими закономерностями базируется на достаточно развитых мыслительных операциях сравнения, обобщения, классификации и систематизации. В свою очередь, усвоение грамматических закономерностей является фактором развития
познавательной деятельности дошкольника.
Для полноценного овладения универсальными учебными действиями ребенок должен в практическом плане овладеть грамматическими закономерностями. При нормальном сенсорном, речевом и интеллектуальном развитии данный процесс происходит спонтанно в процессе общения со взрослыми носителями языка. Общее недоразвитие речи оказывает негативное влияние на становление всей языковой системы, в том числе и на формирование грамматических обобщений и противопоставлений, лежащих в основе полноценного становления языковой личности. Следовательно, важной частью логопедической коррекции является формирование грамматических категорий дошкольников с общим недоразвитием речи, именно этой работе следует уделять большое внимание, т.к. без специально организованной коррекционной работы ребенок с недоразвитием речи не может встать на путь спонтанного речевого развития. Коррекционная работа при данном нарушении должна быть направлена на формирование всех сторон речевого и когнитивного развития, что в дальнейшем будет служить основой для успешного овладения универсальными учебными действиями.
Цель выпускной квалификационной работы: подобрать и обосновать выбор комплекса упражнений, направленных на формирование
грамматических категорий дошкольников с речевым недоразвитием.
Объект экспериментального изучения: развитие
словоизменительных операции у дошкольников с речевым недоразвитием.
Предмет изучения - система упражнений, направленных на коррекцию нарушений словоизменительных категорий у детей с недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели в процессе работы решались следующие задачи:
1. Изучение логопедической, лингвистической, психологической литературы по проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Изучение состояния грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Подбор, обоснование и апробирование системы коррекционных упражнений с целью выявления эффективности предложенной системы.
Гипотеза нашей ВКР состоит в том, что грамматический строй у старших дошкольников, имеющих логопедическое заключение о наличии общего недоразвития речи III уровня, недостаточно развит. Специально организованная коррекционная работа позволит детям с общим недоразвитием речи позволит овладеть в достаточной степени операциями словоизменения.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы работы мы использовали следующие методы:
• анализ научной и методической литературы по проблеме;
• констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
Предложенные для коррекции задания и упражнения могут быть использованы как в роботе с детьми дошкольного, так и школьного возраста на логопедических занятиях - в этом и заключается практическая значимость.
Формирование грамматического строя речи - процесс длительный и сложный, так как становление грамматических категорий невозможно без полноценного развития когнитивной деятельности. В дошкольном возрасте происходит практическое овладение грамматическими закономерностями, базирующимися на формирующемся интеллектуальном развитии. В школьном же возрасте осуществляется теоретическое знакомство с языковыми закономерностями. Дошкольники осознают правила функционирования и использования в речи правил грамматики. При этом, в раннем возрасте в речи детей встречаются аграмматизмы, но при нормальном психофизическом развитии, при благоприятных социальных условиях они достаточно быстро исчезают, что не происходит при нарушенном развитии, в том числе и при общем недоразвитии речи, когда спонтанное освоение закономерностями языка не происходит, а необходима целенаправленная логопедическая коррекция, способствующая осознанию, пониманию и употреблению грамматических категорий.
Нами было проведено экспериментальное изучение грамматического строя речи дошкольников с общим недоразвитием речи, которое показало недостатки в развитии языковых грамматических закономерностей, что подтверждает данные литературы. Дети испытывают затруднения при образовании множественного числа имен существительных, формы родительного падежа множественного числа имен существительных, согласовании имен существительных с числительными. Меньшие трудности, по результатам нашего изучения, дошкольники испытывали при выполнении задания, направленного на выявление умения употреблять предлоги.
Проведенный анализ полученных результатов экспериментального изучения и анализ специальной позволил подобрать систему упражнений, направленных на формирование грамматических категорий. Проведенная экспериментальная работа была реализована на 2 этапах:
I этап был предполагал формирование у детей умение употреблять существительные в единственном числе с правильными падежными формами.
Целью II этапа было формирование у детей умения употреблять существительные во множественном числе с правильными падежными формами.
Проведенный контрольный эксперимент свидетельствует о достижении поставленной цели выпускной квалификационной работы, он подтвердил выдвинутую гипотезу.
1. Арушанова, А. Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи / А. Г. Арушанова. // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 9. - С. 58-65.
2. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии / В. М. Астапов. // http://pedlib.ru/Books/1/0268/1-0268- l.shtml
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. // http://pedlib.ru/Books/5/0174
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. // http://www.bim- bad.ru/docs/vygotsky myshlenije i rech.pdf
5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. // https://vk.com/doc28777228 243923094?hash=60ce4771910cb3e321&dl=86 3b45f35de9d19c71
6. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни /
Н. В. Елкина. //
http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka i psichologiy/11 3/
7. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. // http://pedlib.ru/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
8. Жаренкова, Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР в
специальной школе / Г. И. Жаренкова. //
http://pedlib.ru/Books/2/0498/2 0498-1.shtml
9. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - М.: Издательство «Просвещение», 2004. - 98 с.
10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. // http://psychlib.ru/mgppu/zlp/zlp-001-.htm#
11. Исаев, Д. Н. Психопатология детского возраста / Д. Н. Исаев. - СПб.: Издательство «СпецЛит», 2001. - 463 с.
12. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. // http://pedlib.rU/Books/5/0231/5 0231-1. shtml
13. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. // http://pedlib.ruZBooks/3/0307/3-0307-1.shtml
14. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина. // http://www.klex.ruZkpo
15. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичёва. - Екатеринбург: Издательство «Союз», 2000. - 310 с....36