ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
1.1. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного
возраста 6
1.2. Пластилинография как вид изобразительной деятельности 15
1.3. Техники пластилинографии для детей старшего дошкольного
возраста 18
1.4. Педагогический опыт работы с техникой пластилинографии 22
ГЛАВА II. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
2.1. Организация исследования 30
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 33
2.3. Формирующий этап эксперимента 36
2.4. Контрольный этап эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Психическое развитие ребенка, его своевременное обучение и воспитание всегда является актуальной задачей педагогики и психологии. В свое время А.В. Запорожец ввел в детскую психологию понятие «амплификация развития». Под ним он понимал расширение возможностей развития психики ребёнка-дошкольника за счёт максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит не только интеллектуальное, но и личностное развитие ребёнка. К основным видам деятельности дошкольника относятся игра, изобразительная и конструктивная деятельность.
В нашей работе мы решили подробно рассмотреть изобразительную деятельность, точнее, лепку из пластилина, еще точнее пластилинографию. Как показывает практика, дети, рано начавшие лепить, в значительной мере опережают своих сверстников в развитии. Это происходит оттого, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Мы, вслед за Е.П. Пименовой, считаем, что «чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Изучением движений, в том числе мелкой моторики, занимались такие ученые, как: М.М. Безруких, Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.Р. Луриа, М. Монтессори, У.В. Ульенкова и др. Ими было замечено, что планомерная и систематическая работа по развитию мелкой моторики одновременно с воздействием на речь ребенка может способствовать повышению работоспособности коры головного мозга. В результате этого у детей улучшается работа всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; улучшается слух и зрение. Развитие навыков владения своими руками в дошкольном возрасте необходимо и потому, что в дальнейшем в школьной жизни от ребенка потребуется умение выполнять большое количество самых разнообразных учебных и бытовых действий, которые сопряжены с использованием точных, скоординированных движений кистей и пальцев. Все сказанное делает выбранную нами тему актуальной.
Объект исследования - мелкая моторика рук детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - динамика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий пластилинографией.
Цель исследования - развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий пластилинографией.
Задачи:
1) обзор психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) проведение психолого-педагогического эксперимента, включающего исходную и итоговую диагностику уровня развития мелкой моторики рук детей, разработку и апробацию цикла занятий по пластилинографии.
Этапы работы.
Работа проводилась в 2021 г. и включала в себя четыре этапа:
I этап заключался в составлении обзора психолого-педагогической литературы по теме исследования.
II этап заключался в диагностике уровня развития мелкой моторики у детей и анализе ее результатов.
III этап заключался в составлении комплекса занятий по
пластилинографии и его апробации.
IV этап включал итоговую диагностику, анализ полученных
результатов и написание текста ВКР.
Гипотеза - регулярное проведение занятий по пластилинографии с детьми старшего дошкольного возраста способствует лучшему развитию у них мелкой моторики рук.
Основным методом исследования стал формирующий психологопедагогический эксперимент. Для диагностики использовались методики: зрительно-моторный тест Бендер, методика А.Л. Венгера «Езда по дорожке».
Теоретической основой исследования стали работы А.В. Запорожца, В.А. Сухомлинского, А.Р. Лурии, М. Монтессори.
Практическое значение исследования. В формирующей части эксперимента нами был разработан цикл занятий по пластилинографии. Он включает 8 занятий. Конспекты занятий довольно подробно представлены в тексте нашей работы. Представленные в работе способы диагностики с полученными результатами, а также конспекты разработанных занятий по пластилинографии могут представить интерес для воспитателей детских садов. Поскольку эта техника нетрадиционная, занятия пластилинографией могут быть рекомендованы желающим и проводиться в формате кружка.
Экспериментальной базой исследования стал Филиал №1 «Красная шапочка» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №147 г. Пензы «Золотая рыбка».
В эксперименте приняли участие воспитанники старшей группы детского сада №147 в количестве 26 человек.
Развитие движений, моторики крупной и мелкой, является показателем интеллекта человека. Моторный интеллект выделяют в относительный самостоятельный компонент в структуре коэффициента общей интеллектуальности IQ. Его еще называют практическим интеллектом. Моторный интеллект предполагает развитие точности и координированности движений. Он особенно необходим танцорам, музыкантам, спортсменам, ювелирам, строителям и т.п. Ж. Пиаже выделяет сенсо-моторный интеллект как особую стадию в развитии ребенка, которая длится от 0 до 2 лет и заключается в установлении зрительно-двигательных координаций.
Развитию движений, их связи с развитием мозга уделяли внимание такие ученые и педагоги, как: Бехтерев, Бернштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский и многие другие. В этом отношении интересны эксперименты А.Р. Лурия с близнецами, которых обучали конструированию по разным методикам и которые показали разные результаты в развитии образного мышления. Нам ближе по тематике эксперименты А.Р. Лурия по восстановительному обучению в случаях нарушения речи при локальных поражениях головного мозга, в которых он через развитие мелкой моторики рук восстанавливал у больных утерянную речь.
Для своей работы мы выбрали очень узкую тему - развитие мелкой моторики рук дошкольников с помощью техник пластилинографии. В более широком рассмотрении можно было бы охватить мониторингом образное мышление, воображение, креативность детей в процессе занятий пластилинографией. Но это сложная задача, требующая большой диагностической и формирующей работы. Ограничив тему только отслеживанием мелкой моторики рук, мы, с одной стороны, облегчили себе задачу, а, с другой стороны, затруднили ее. Затруднили тем, что непосредственно по нашей теме оказалось очень мало теоретических и практических работ, представленных в интернете. Так что все приведенные в практической части исследования материалы являются нашими собственными разработками.
Первой задачей нашего исследования была диагностика. Для нее мы выбрали авторские методики: нестандартную («Езда по дорожке»
А.Л. Венгера) и стандартную (зрительно-моторный тест Бендер). Как показала практика, диагностические возможности у них оказались разные. Сдвиг в исходном и итоговом уровнях развития мелкой моторики рук показала только стандартная методика Бендер. А работа со стандартными методиками, как известно, требует высокой квалификации проверяющего.
Второй задачей была разработка и проведение занятий по пластилинографии. Мы придумали шесть тем и провели восемь занятий. Занятия планировались с усложнением заданий. Усложнение требует большего времени, поэтому две последних темы заняли по два занятия. В тексте работы представлены конспекты занятий, которые мы склонны рассматривать как сценарии. Мы планировали подготовку к занятию, действия и слова воспитателя, поведение и слова детей, виды помощи детям, ожидания от них, музыкальное сопровождение и т.п.
Конечно, за восемь занятий нельзя существенно изменить моторику рук, мы этого и не ожидали. Однако получить определенные свидетельства влияния регулярных занятий лепкой в технике пластилинографии на развитие моторики нам удалось. Из педагогической психологии известно, что для развития любого умения и тем более навыка нужна длительная тренировка, регулярность и систематичность упражнений. Только тогда будет получен очевидный результат. Регулярность и систематичность мы в своем формировании обеспечили, только времени у нас было немного. Так что без точной диагностики мы бы вряд ли смогли зафиксировать сдвиг в результатах. Мы склонны рассматривать нашу незначительную положительную динамику как тенденцию, которую при желании можно усилить и продолжить.
Пластилинография на сегодняшний день считается нетрадиционной техникой лепки из пластилина, поэтому ее вряд ли стоит рекомендовать воспитателям при занятиях лепкой с детьми. Однако увлеченный этой техникой педагог может организовать в детском саду кружок для желающих. Если найдутся желающие, то мотивация участников уже исходно будет высокой, что не замедлит сказаться на последующих результатах. Вот тогда можно будет задавать детям сложнопостановочные композиции и мониторинг проводить по прослеживанию качества и самостоятельности исполнения детских работ. И тогда развитие моторики будет лишь компонентом, естественно развивающимся внутри изобразительной деятельности юного «скульптора».
Если наши разработки (диагностика, подбор заданий и конспекты занятий) представят интерес для воспитателей, и они смогут использовать их в своей работе, наше исследование приобретет практическое значение.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт, 2012. - 811 с.
2. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 195 с.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2017. - 220 с.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М. «Издательство «Медицина», 1966. - 351 с.
5. Бодалев А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности. Хрестоматия по педагогике. Сост. О.П. Морозова. - Б.: Изд-во БГПУ, 1997. - 187 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. - Под ред. В.В. Слободчикова. - Томск: изд-во «Пеленг», 1992. - 90 с.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. - Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. - М., 1983. - 231 с.
9. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В.Н. Куров. - М., 2003. - 180 с.
10. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. - 80 с.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. - 362 с.
12. Гусарова И.Л. Лепка в детском саду: лекции для студентов
заочников дошкольных факультетов педагогических институтов. - М.:
ЮНИТИ, 2011. - 86 с.
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М., 1993, 1996, 2000; СПб, 2009. - 130 с.
14. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. - М.: Издательство «Скрипторий», 2007. - 30 с.
15. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. - М.: Издательство «Скрипторий», 2007. - 32 с.
16. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн-2»....41