Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные характеристики школьников с игровой компьютерной зависимостью

Работа №161531

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы игровой компьютерной зависимости в подростковом возрасте
1.1. Современная концепция зависимого поведения 9
1.2. Проблема компьютерной игровой зависимости в подростковом
возрасте 18
1.3. Психологические факторы формирования игровой компьютерной
зависимости 21
1.4. Последствия игровой компьютерной зависимости в подростковом
возрасте 29
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристик подростков с игровой компьютерной зависимостью
2.1. Организация эмпирического исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования личностных
характеристик школьников с игровой компьютерной
зависимостью 44
2.3. Рекомендации по формирование психологической устойчивости
подростков с игровой компьютерной зависимостью 51
Выводы 55
Заключение 57
Список используемых источников 59
Приложение 64 - 69

Проблема противодействия игровой компьютерной зависимости и противодействие ей признана на государственном уровне. Особую тревогу вызывают дети и подростки, находящихся в условиях, лишенных ценностно- смысловых ориентиров, и находящихся под угрозой постоянно увеличивающейся игровой компьютерной зависимости. Именно они в большей степени подвергаются влиянию новых технологий в области компьютерных игр. Исходные данные общероссийского мониторинга показали, что 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют "игровой опыт" 4-6 лет. Численность детей и подростков в возрасте 7-14 лет с различной степенью выраженности игровой компьютерной зависимостью колеблется от 2% до 10% человек.
Сложившаяся ситуация требует экстренного поиска эффективных методов и средств по предупреждению игровой компьютерной зависимости, которые основаны на личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку. Особую роль в способности и возможностях подростка противостоять игровой компьютерной зависимости играют психологические особенности его личности, внутренние механизмы реагирования, взаимодействии, адаптации к жизненным обстоятельствам.
Опыт показывает, что профилактика игровой компьютерной зависимости без учета психологического аспекта обречена на неудачу. Очевидно, это является одной из основных причин отсутствия действенных механизмов преодоления в подростковом возрасте игровой компьютерной зависимости.
В настоящее время основное внимание исследователей при изучении психологических аспектов игровой компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров), факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (Ю.Д. Бабаева, М. Коул, К. Янг, О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, , А.Е. Войскунский, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, и др.), а также психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е. Войскунский, И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов).
Однако не выработано некой общей теории игровой компьютерной зависимости, диагностические средства на разных возрастных этапах требуют дальнейшего изучения, индивидуально-психологические предпосылки игровой компьютерной зависимости на разных этапах онтогенеза, в частности в подростковом возрасте, изучены недостаточно.
На наш взгляд исследование психологических особенностей игровой компьютерной зависимости приобретает особое значение в подростковом возрасте, когда возникает потребность в самопознании и самоопределении, интенсивно формируется межличностное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, развивается логическое и теоретическое мышление. Когда появляются качественные изменения в оценках сверстников, а также в отношениях со взрослыми.
На современном этапе развития психологии возрастные кризисы рассматриваются как нормативные, закономерные периоды жизненного цикла человека. Они являются переходными и выполняют функцию «разделителей» между стабильными периодами. Происходящие при этом изменения затрагивают различные уровни организации человека. В концепциях JI. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Б. Д. Эльконина и К. Н. Поливановой возрастной кризис выступает как акт развития. Традиционным для отечественной психологии является анализ возрастного кризиса на основе возникающих в этот период психических новообразований и поведенческих реакций, называемых симптомами кризиса (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Т. В. Гуськова и М. Г. Елагина, К. Н. Поливанова).
Кризис развития — сложный объект для изучения. Методологические трудности, возникающие при исследовании возрастных кризисов, связаны с определенной условностью его границ, с большой вариативностью кризисной симптоматики у детей и подростков. Так, начало и специфика протекания кризиса зависят от индивидуальных особенностей ребенка, от структуры и стилей семейных взаимоотношений. Наступление кризиса связано также с выходом на определенный этап социализации, когда ребенку открывается новое представление о взрослости. Эти особенности необходимо учитывать при организации экспериментальных исследований.
В подростковый период период происходят значительные изменения, характеризующиеся переходом на качественно новый уровень самосознания и Я-концепции, изменением формирования самооценки. Степень сформированности личностных образований в подростковом возрасте и их дальнейшее развитие во многом определяет жизненный путь индивида, являются фундаментом для возникновения новых образований личности.
Как следует из исследований Д.Б. Эльконина, К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман, данный возраст сложен тем, что является кризисным переходным периодом. Как уточняет К.Н. Поливанова, периодом, «не нашедшим своего места в культуре, а не в психологических теориях» и периодизациях, а Г.А. Цукерман этот возрастной промежуток называет «ничьей землей».
Таким образом, суть проблемы игровой компьютерной зависимости младших подростков вытекает из противоречия подросткового возраста общепринятым психологическим периодизациям и предшествующим им теориям, отражающим факт отсутствия единого толкования всего подросткового возраста.
Проблема влияния игровой компьютерной зависимости на психическое и личностное развитие подростка изучена недостаточно. Анализ литературы показал, что недостаточно проработан вопрос о психологических факторах, условиях и механизмах, определяющих особенности игровой компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
Для выработки механизмов вытеснения игровой компьютерной зависимости из ценностного сознания подростка необходима долгосрочная профилактическая работа, направленная на воспитание личности ребенка в целом.
Цель исследования: выявить личностные характеристики подростков коррелирующие с наличием у них игровой компьютерной зависимости, для разработки рекомендаций, направленных на формирование психологической устойчивости школьников к игровой компьютерной зависимости.
Объект исследования: личностные характеристики подростков.
Предмет исследования: личностные характеристики подростков с игровой компьютерной зависимостью.
Гипотеза исследования: подростки с игровой компьютерной
зависимостью характеризуются в большей степени, чем их сверстники, свободные от этого пристрастия, такими личностными характеристиками как: неадекватная, чаще завышенная самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый волевой потенциал.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены его задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению проблемы игровой компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии. Определить психологическую сущность, содержание и структуру феномена игровой компьютерной зависимости.
2. Провести теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме игровой компьютерной зависимости подростков.
3. Выявить психологические факторы возникновения игровой
компьютерной зависимости в подростковом возрасте.
4. Экспериментально изучить психологические особенности
подростков с игровой компьютерной зависимостью и без нее.
5. Разработать рекомендации по формирование психологической устойчивости подростка к игровой компьютерной зависимости.
Методологическую основу исследования определили: философские аспекты понимания человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности (С.Л. Рубинштейн, М.Я. Басов, JI.A. Венгер, И.С. Кон, Г.Г. Гранатов и др.); положения философско-аксиологических теорий, рассматривающих ребенка как высшую ценность и самоцель общественного развития (J1.C. Выготский, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, А.Г. Гостев и др.); положения отечественной психологии о причинах аддиктивного поведения (В.Ю. Завьялов, В .Я. Семке, H.A. Бохан, А.И. Мандель, Ц.П. Короленко, H.JI. Бочкарёва, Т.А. Донских, Е.П. Ильин); концепция психологической зависимости от Интернета (К. Янг).
Теоретическую основу исследования составили: общепсихологические теории подросткового возраста (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.); методологические работы отечественных и зарубежных авторов по проблемам игровой компьютерной зависимости: исследование психологических причин игровой компьютерной зависимости (Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров), анализ факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости, а так же психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг, И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, С. Бодкер, И.Г. Белавина, H.A. Садовская, В.Д. Горский, С.А. Шапкин, Е.Е. Лысенко, Д. Гринфилд, К. Сурратт, О.В. Доронин, А.О. Прохоров, А.Е. Сережкина, А.Н. Моховиков, Л.П. Гурьева и др.)
Методы исследования:
• теоретические методы (теоретический анализ, социально­психологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
• эмпирические методы (опрос, проективный метод, педагогическое наблюдение за учебной и внеучебной деятельностью школьников 7-8 классов, беседа);
• методы математической статистики (Т-критерия различий Стьюдента, критерия углового преобразования Фишера, Q-критерий Розенбаума). С целью обработки и анализа данных использовался интегративный пакет анализа: Есхе1.
Для реализации задач экспериментального этапа исследования применялся диагностический комплекс психодиагностических методик, который включал в себя:
1. Опросник на выявление уровня развития игровой компьютерной зависимости Гришиной А.В.;
2. Методика исследования особенностей самооценки школьников Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан;
3. Опросник склонности к риску СР-2 (А.И. Зеличенко, И.М. Карлинская, В.В. Столин, А.Г. Шмелев.);
4. Тест-опросник «Диагностика волевого потенциала личности» (Л.В.Зверьков, Е.В. Эйдман).
База и выборка исследования. Исследование, проводилось в несколько этапов в период с сентября по декабрь 2016г. В исследовании принимали участие 86 учащихся 7-8 классов МБОУ «ЛСТУ № 2" г. Пензы, в возрасте 12-14 лет, из (46 %) мальчиков и (54 %) девочки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведен теоретический анализ подходов к изучению проблемы игровой компьютерной зависимости в отечественной и зарубежной психологии. Определена психологическая сущность, содержание и структура феномена игровой компьютерной зависимости. Уточнено понятие игровой компьютерной зависимости, как разновидности аддиктивного поведения, характеризующегося чрезмерной и длительной фиксацией внимания на компьютерной игре, снижением, а также нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности и невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Игровая компьютерная зависимость в подростковом возрасте как психологическая форма зависимости, определяется положительным эмоциональным отношением к компьютерной игре, низким самоконтролем в компьютерной игре, высокой целевой направленностью на компьютерную игру и предпочтением виртуального общения реальному.
Установлено, что игровая компьютерная зависимость возникает в результате сочетания факторов, обусловленных психологическими особенностями подросткового возраста и психологическими условиями жизни подростка.
Эмпирически подтверждено, что личностными характеристиками подростков с игровой компьютерной зависимостью являются:
• завышенная неадекватная самооценка (46 % - в группе младших подростков с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости; 22 % -в группе младших подростков с низким уровнем игровой компьютерной зависимости),
• повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений (25%; 14%)
• слабый волевой потенциал (15%; 3%)
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась, действительно, подростки с игровой компьютерной зависимостью характеризуются в большей степени, чем их сверстники, свободные от этого пристрастия, такими личностными характеристиками как: неадекватная, чаще завышенная самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый волевой потенциал.
На основании результатов исследования разработаны рекомендации по формированию психологической устойчивости подростка к игровой компьютерной зависимости, также позволяющие нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости, снизить риск возникновения более глубокого уровня игровой компьютерной зависимости .
Результаты исследования могут представлять интерес для трех групп субъектов: педагогических работников (учителей, социальных педагогов, психологов), членов семей учащихся и самих учащихся.


1. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Независимый психиатрический журнал. - 2007. - №3. - С. 285-289.
2. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2009.- 230 с.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в
компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник Московского университета. - М.: Вестник Московского
университета, 1997. - С. 15-23.
4. Болескина Е.Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социологические исследования. - 2002. - №9. - С. 80-87.
5. Бабаева, Ю. Д. Одаренный ребенок за компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский. - М.: Сканрус, 2003. - 336 с.
6. Боярова К.В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. - Харьков: Психология, 2006. - С. 41-46.
7. Бабюк И.А. Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков. Мин. здравоохранения Украины. Донец, гос. ун-т им. М. Горького, Харьков, 2004. - 191 с.
8. Ю.Белокрылова М.Ф., Семке В.Я. Привязанность. Зависимость. Симбиоз. -Томск, 2001.-104 с.
9. Белавина, И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр / И. Г. Белавина // Вопросы психологии. - 1991. - № 9. - С.62-69.
10. Боброва В.Г. Общая характеристика развития личности подростка (из курса лекций по психологии). Ростов-на-Дону, 1966
11. Н.Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10 12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 144 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Инст-т практического психолога, Воронеж: МОДЭК, 1995 352 с.
13. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Знание, 1979, 96 с.
14. Борисова Л.Г. Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. Новосибирск, изд-во ЧЭОПП СОРАН, 2005. - 181 с.
15. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Класс. -2000. - С. 38-41....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ