ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ
РЕЧИ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
1.1. Определение стертой формы дизартрии: проблемы терминологии,
причины, симптоматика 6
1.2. Формирование фонетико-фонематической стороны речи в
онтогенезе 10
1.3. Особенности фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой
формой дизартрии 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
2.1. Организация исследования 19
2.2. Результаты изучения фонетико-фонематических процессов у
дошкольников со стертой формой дизартрии 26
ГЛАВА III. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К
ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Организация формирующего эксперимента 33
3.2. Содержание коррекционной работы 37
3.3. Результаты контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
Речевая деятельность является необходимой жизненной потребностью и главным условием общения. Наличие у ребенка нарушений речи может привести к стойкой социальной дезадаптации.
Любые речевые нарушения являются объектом пристального внимания целого ряда педагогических и психологических наук.
Среди многообразия речевых нарушений одним из наиболее тяжелых является дизартрия, проявляющаяся в специфических нарушениях произносительной и просодической стороны речи и требующая, как правило, длительной и систематической коррекции. В зависимости от характера и степени выраженности различных форм дизартрии (тяжелой, средней или легкой), нарушения произношения и просодики при дизартрии проявляются по-разному.
В детском возрасте наиболее часто встречаются легкие дизартрические расстройства - стертая форма дизартрии.
Существуют различные подходы к их терминологическому обозначению. Е.Н. Винарской, О.А. Токаревой, М.П. Давыдовой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, А.М. Пулатовым, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович для обозначения легкой степени дизартрии используется термин «стертая дизартрия». И.Б. Карелиной, Г.В. Чиркиной введено понятие «минимальные дизартрические расстройства».
В своей работе мы придерживаемся позиции О.Г. Приходько, которая считает, что наиболее точно особенности структуры данного речевого нарушения (в сочетании неврологической и речевой симптоматики) отражает термин «легкая степень дизартрии».
Несмотря на разночтение в трактовке названия легких дизартрических расстройств исследователи единодушно отмечают в структуре данного речевого нарушения фонетико-фонематические и фонационные
расстройства: нечеткое произношение звуков, смазанность речи,
нозализация, дисфония, просодические нарушения. Все они связаны с органическим поражением центральной нервной системы.
Данные нарушения негативно сказываются на формировании всех сторон речи, препятствуют процессам обучения детей, снижают его эффективность.
Дизартрические расстройства сказываются на формировании всех сторон речи, препятствуют процессам обучения детей и снижают его эффективность.
Коррекционная помощь является одним из приоритетных направлений в области образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из ориентиров в достижении результатов освоения программы является сформированность фонетического и фонематического компонента языковой способности в соответствии с онтогенетическими закономерностями его становления с целью предотвращения предпосылок для появления вторичных речевых нарушений и их системных последствий (дисграфия, дислексия, дискалькулия в школьном возрасте).
Цель исследования: изучение дизартрических проявлений у
дошкольников 5-6 лет и применение дифференцированного подхода к преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей данной категории.
Объект исследования: фонетико-фонематические нарушения у
дошкольников со стертой формой дизартрии.
Предмет исследования: дифференцированный подход в
коррекционной работе по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с легкой степенью дизартрии .
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Провести экспериментальное исследование фонетико
фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии и проанализировать результаты исследования.
3. Наметить пути преодоления фонетико-фонематических нарушений у дошкольников с легкой степенью дизартрии и провести формирующий эксперимент, направленный на преодоление фонетико-фонематических нарушений у дошкольников.
4. Проверить эффективность проведенной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что повышение эффективности коррекционной работы по преодолению фонетикофонематических нарушений у детей с легкой степенью дизартрии может быть достигнуто при следующих педагогических условиях:
• учета коррекционно-логопедического воздействия особенностей структуры речевого нарушения;
• дифференцированного подхода в выборе методов и средств коррекционно-логопедического воздействия с учетом преобладающего нарушения.
Решение поставленных задач осуществлялось с помощью различных методов исследования: теоретического анализа и систематизации данных медицинской и логопедической документации, констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента и анализа его результатов.
Организация исследования и этапы исследования. Исследование осуществлялось на базе СП «Детский сад №53» ГБОУ СОШ №26 г.Сызрань. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста, посещающие массовое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности. В логопедической документации отмечалась легкая степень дизартрии.
Проведенное исследование было направлено на изучение особенностей фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что дети с легкой степенью дизартрии составляют неоднородную группу, как по проявлению неврологической симптоматики, так и по уровню речевого развития.
В зависимости от уровня сформированности фонематических процессов были выделены две группы детей с легкой степенью дизартрии, представленные следующими вариантами:
• преобладают фонетические нарушения. У детей данной группы отмечается наличие неврологической симптоматики. Более выражены расстройства артикуляционной моторики, нарушение просодики, звукопроизношения.
• при доминировании фонематического компонента в структуре нарушения отмечается такая же симптоматика, однако более выражены нарушения слухового восприятия и фонематических процессов.
Выделение различной структуры дефекта при легкой степени дизартрии явилось важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с данной категорией детей.
С учетом данных, полученных в ходе исследования, были определены общие для обеих подгрупп направления работы. Они включали массаж органов артикуляционного аппарата, артикуляционную гимнастику, коррекцию дыхательных и голосовых расстройств, коррекцию звукопроизношения.
Для детей второй подгруппы с легкой степенью дизартрии в структуре фонетико-фонематических нарушений, кроме вышеперечисленных разделов, проводилась работа по развитию фонематического восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, а также по формированию слоговой структуры слова.
Разработанная система приемов коррекции, дифференцированных в зависимости от структуры дефекта у детей с легкой степенью дизартрии и с учетом их личностных особенностей позволила достичь положительных результатов в преодолении фонетико-фонематических нарушений у данной категории детей.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал его эффективность и коррекционно-развивающую значимость.
Эффективность работы у детей первой подгруппы (ФН) оценивалась по уровню сформированности фонематических представлений с учетом следующих параметров: артикуляционная моторика, звукопроизношение, звуковой анализ и синтез. В результате коррекционной работы показатели по развитию артикуляционной моторики улучшились на 9%, показатели звукопроизношения увеличились на 14%, показатели звукового анализа и синтеза на 14%.
Эффективность работы у детей второй подгруппы (ФФН) оценивались по следующим параметрам: артикуляционная моторика, звукопроизношение, изучение слов близких по артикуляторно-акустическим признакам, дифференциация фонем, дифференциация слогов, слоговая структура слова, звуковой анализ и синтез.
По результатам коррекционной работы показатели по развитию артикуляционной моторики улучшились на 10%, показатели звукопроизношения на 16%, исследование слов, близких по акустикоакустическим признакам на 12%, дифференциация фонем на 15%, дифференциация слогов на 14%, слоговая структура на 11%, навыки сформированности звукового анализа на 15%.
В целом анализ полученных в ходе контрольного обследования подтвердил предположения об эффективности дифференцированного подхода к выбору методов коррекционного воздействия по преодолению фонетико-фонематических нарушений детей с легкой степенью дизартрии показал положительную динамику у каждого ребёнка, участвовавшего в обучающем эксперименте. Этому способствовала также индивидуальная работа, в процессе которой наиболее полно осуществлялась реализация дифференцированного подхода, учитывалась структура нарушения ребенка.
Таким образом, цель работы достигнута и все задачи выполнены. Наша гипотеза подтвердилась.
1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. // Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М.: Просвещение, 2005. - 108 с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно- логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2014. - 319 с.
4. Аскерова, И.И. Основные направления коррекционной работы при дизартрии / И.И. Аскерова. - М.: Библио, 2013. - 187 с.
5. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2011. - 269 с.
6. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Библио, 2014. - 107 с.
7. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
8. Белякова, Л.И. Методика развития речевого дыхания у
дошкольников с нарушениями речи / Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова. [Электронный ресурс]: - М.: 2004. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/5/0142/5 0142- l.shtml
9. Белякова, Л.И. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. - 2007. - № 3. - С. 3-5.
10. Винарская, Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии // Хрестоматия по логопедии - 2009. - Том 1. - С. 268-284.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 144 с.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2010. - 569 с.
13. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. [Электронный ресурс]: - СПб.: 2000. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0019/index.shtml
14. Горбунова, Е.А. Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, - 2016. - №8. - С. 62-67.
15. Горшенева, С.В., Столярова Г.И. Клинико-неврологический подход к проблеме дизартрий в детском возрасте // Логопед в детском саду, - 2005. - № 5. - С. 12-16....52