ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Исследования ученых в области сенсорного развития детей среднего
дошкольного возраста 7
1.2. Средства сенсорного развития детей среднего дошкольного
возраста 16
1.3. Специфика использования строительно-конструктивных игр в сенсорном
воспитании дошкольников 21
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
2.1. Диагностика сенсорного развития детей среднего дошкольного
возраста 27
2.2. Содержание работы по сенсорному развитию детей среднего дошкольного
возраста посредством строительно-конструктивных игр 38
2.3. Определение эффективности использования строительно-конструктивных игр
в работе над сенсорным развитием детей среднего дошкольного возраста 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
Средний дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомиться с предметами, находящимися в комнате, на улице. Действуя с разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым звукам, ребенок познает их свойства и качества. Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста является развитие сенсорных способностей. В своей работе по сенсорному воспитанию дошкольников педагоги руководствуются системой сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, М.
Монтессори, Н.Н. Поддьяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой и др.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно -психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт [4].
Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы, а также выделять основные их признаки и свойства. Многочисленные исследования в области педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей среднего дошкольного возраста носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. Поэтому у детей данного возраста существует недостаточность опыта в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Одним из таких средств выступают строительно-конструктивные игры, которые относятся к группе творческих игр. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений данные игры остаются на уровне манипуляций. В основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.
Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др. [26]. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления. Данное обстоятельство определило выбор темы данного исследования.
Объект исследования: сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: строительно-конструктивные игры, как средство сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность использования строительноконструктивных игр в работе по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) подобрать методику и провести диагностику сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста;
3) определить и апробировать содержание работы по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста, основанной на использовании строительноконструктивных игр;
4) оценить эффективность проделанной работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-август 2019 года) был посвящен изучению и анализу психолого- педагогической литературы по теме исследования, в процессе которого были определенны методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза, а также методика для диагностики уровня сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста;
II этап (сентябрь 2019 года) предполагал диагностику сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2019 - март 2020 года) в ходе которого осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, а также осуществлялась реализация содержания работы по сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста, основанной на использовании строительно-конструктивных игр;
IV этап (март 2020 года) был посвящен определению эффективности проведенной работы, а также формулировке выводов и оформлению результатов исследования.
Перед началом исследования мы выдвинули гипотезу о том, что регулярное использование строительно-конструктивных игр в сенсорном воспитании детей среднего дошкольного возраста способствует их эффективному сенсорному развитию.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды А.В. Запорожца о сенсорном развитии детей дошкольного возраста [14, 15]; теория Л.А. Венгера об условиях формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста [3, 4, 5, 6]; теоретические положения Е.И. Корзаковой, В.Г. Нечаевой о
педагогическом потенциале игр со строительным материалом в сенсорном развитии дошкольников [19].
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные материалы могут быть использованы в практической деятельности педагогов ДОО.
База исследования: МБДОУ д/с №101 г. Пензы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного образования. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Формирование сенсорной культуры предполагает использование различных средств.
Изучив теоретические аспекты проблемы исследования, мы определили роль строительно-конструктивных игр в сенсорном развитии детей среднего дошкольного возраста. Строительно-конструктивные игры необходимы для развития познавательных процессов (воображения, памяти и т. д.). Ребенка привлекает в данных играх возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности - отличительная особенность строительно-конструктивных игр. Организация и проведение таких игр осуществляется под руководством педагога.
В практической части исследования мы убедились, что строительноконструктивные игры способствуют сенсорному развитию детей среднего дошкольного возраста.
Для выявления эффективности использования строительно-конструктивных игр в процессе сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста, нами было определено и реализовано соответствующее содержание работы по данному направлению.
Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень сенсорного развития детей, участвующих в эксперименте, изменился, в частности: по всем показателям дети продемонстрировали высокий и очень высокий уровни сформированности.
Таким образом, реализованное нами содержание работы, направленное на сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста и основанное на использовании в качестве ведущего средства строительно -конструктивных игр, показало свою эффективность в решении проблем сенсорного воспитания дошкольников.
Наше предположение о том, что строительно-конструктивные игры являются эффективным средством сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста, нашло подтверждение в ходе проведенного исследования.
1. Бейлина А., Фребель Ф. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание.
• 1995. - №3. - С. 56-59.
2. Богусловская З.М. Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
3. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 2000. - 267 с.
4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1998. - 143 с.
5. Венгер Л.А. Воспитание способностей к наглядному пространственному
моделированию. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №3. - С. 20-28.
6. Венгер Л.А., Венев И.Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1999. - 328 с.
7. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1994. - 252 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, 2013. - 512 с.
9. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учеб. для студентов вузов. / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2011. - 498 с.
10. Глушкова Г. Игра или упражнение. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №12.
• С.29-34.
11. Горбунова И. Сенсорная комната в «Ладушках». // Дошкольное воспитание. -
2006. - №12. - С. 30-34.
12. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного
возраста. // Дошкольная педагогика. - 2003. - №6(15). - С. 21-26.
13. Ефремова Н. Учимся различать цвета и запоминать их названия. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С. 20-21.
14. Запорожец А.В Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 1996. - 378 с.
15. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение, 1993. - 98 с....31