Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема взаимодействия «учитель-ученик» в современной российской школе: социологический аспект

Работа №161486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы социального взаимодействия «учитель-ученик» 7
1.1. Взаимодействие «учитель-ученик» как предмет рассмотрения
педагогики, психологии и философии 7
1.2. Социальное взаимодействие как объект социологического
исследования 16
Глава 2. Проблема взаимодействия «учитель-ученик» в представлениях учащихся и педагогов общеобразовательных
школ: результаты социологического исследования 28
2.1. Основные аспекты практического социологического
исследования взаимодействия «учитель-ученик» 28
2.2. Образ учителя и основные проблемы в системе взаимодействия
«учитель-ученик» в представлениях учащихся 33
2.3. Характеристика педагогами школьной системы образовательно­воспитательного взаимодействия и ее основных субъектов 42
2.4. Рекомендации по оптимизации и повышению эффективности системы
взаимодействия «учитель-ученик» в современной общеобразовательной
школе 58
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение

Образование как один из фундаментальных социальных институтов, играет важнейшую роль в социально-культурном становлении человека. Кризис системы образования порождается и углубляется противоречиями между потребностями стремительного развития социальной практики и традиционным характером современного института образования. Социально­экономические преобразования в России разрушили ранее существовавшую идеологию и систему общественных отношений, а значит, затронули и систему образования, воспитания подрастающего поколения. Кризис
системы образования порождает необходимость поиска новых форм, технологий, принципов модернизации системы взаимодействия «учитель- ученик». Процесс формирования новой школы и разработка инновационных принципов взаимодействия основных субъектов образовательного процесса - учителя и ученика, определяют актуальность проблемы исследования. Транслирующая система образования, репродуктивная по своему характеру, предопределяет профессионально-ролевые установки и стили взаимодействия учителя и ученика, доминирующие в современной школе. [1]. Назрела необходимость изменения механизмов системы взаимодействия в школе, учитывающая интересы всех участвующих сторон и
обеспечивающая эффективность процесса социализации учащихся.
Социологический анализ основных противоречий существующей системы взаимоотношений учителей и учеников общеобразовательных школ позволит наметить пути оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса.
Объектом исследования являются ученики и учителя как компоненты системы школьных субъект-объектных и субъект-субъектных взаимоотношений.
Предметом исследования выступает совокупность взаимодействий учителя и ученика, составляющая фундаментальную основу образовательного и воспитательного процесса.
Целью данного исследования является определение современного состояния и возможных путей развития системы взаимоотношений основных участников образовательного процесса - учителя и ученика в условиях модернизации современной общеобразовательной школы.
Задачи исследования сформулированы в соответствии с поставленной целью:
1. Исследовать материалы российской и зарубежной социологической, философской, психолого-педагогической научной литературы для выяснения теоретических и методологических основ проблемы взаимодействия в системе «учитель-ученик»;
2. Исследовать состояние проблемы и выявить особенности взаимодействия учителей и учеников в практике старшего звена современной общеобразовательной школы;
3. Изучить комплекс противоречий, характерных для существующей системы отношений «учитель-ученик» в процессе обучения и воспитания;
4. Выявить ориентации, установки, потребности учеников старших классов и учителей в повышении эффективности их взаимодействия;
5. Разработать практические рекомендации для оптимизации и повышения эффективности функционирования и развития системы взаимодействия «учитель-ученик».
Основной гипотезой исследования выступает предположение, что общеобразовательная школа как часть действующей системы образования обладает большим потенциалом саморазвития. Переход от системно - дефектных отношений существующей сферы образования с государством к системно-эффективным отношениям может происходить через сближение учителей и учеников как основных, активных участников образовательного процесса, их личностного роста и самосовершенствования. Социологические исследования помогут выявить противоречия между стремительными системными трансформациями в обществе и консервативными, традиционно медленными темпами перемен в образовательной сфере.
Основная гипотеза дополняется гипотезами-следствиями:
1. Общеобразовательная школа как важнейший социальный институт аккумулирует в себе систему продвинутых и стагнирующих элементов, характеризующих современное общество, и способна вновь стать эффективным механизмом образования и воспитания.
2. Современные учителя и ученики взаимодетерминированы в процессах образования, личностного роста и совершенствования, так как развитие личности ученика и его образование зависит от личностных, компетентностных качеств учителей, а личностное совершенствование и рост профессионализма учителей определяется образовательными потребностями, запросами его учеников.
3. Диалогичность межличностного взаимодействия учителей и учеников позволит оптимизировать образовательно-воспитательные процессы в школе.
Методологическая база исследования. В процессе работы была использована система методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, описание, анкетирование, интервьюирование, анализ документов и др.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава состоит из трех параграфов, посвященных теоретическому изучению проблемы социального взаимодействия «учитель-ученик». Во второй главе, состоящей из четырех параграфов, реализована практическая составляющая: социологическое исследование взаимодействия учителя и ученика в современной школе, методами анкетирования, интервьюирования, анализа документов и сравнительного анализа. Общий объём работы составляет 81 страница.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Учитель и ученик являются основными, базовыми фигурами в школе. Их системное взаимодействие выступает фундаментальным условием эффективности всего учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и средством формирования личности школьника в процессе социализации.
Отношения между учителем и учеником являются базисом всех общественных формаций. Как более опытный участник взаимодействия, учитель создает и поддерживает взаимопонимание и доброжелательность в отношениях с учеником.
В процессе реформирования российского общества на началах демократизации, современная школа призвана создавать комплекс условий для обучения и воспитания человека и формирование у него чувства личной ответственности за его собственную судьбу и судьбу общества. Только механизмы сотрудничества и гуманистического содружества, а не борьбы, могут стать базой эффективного, продуктивного общения в школе, которая дает необходимый багаж знаний, воспитывает всесторонне развитую личность и гражданина.
Демократический педагогический стиль выступает необходимым условием эффективности взаимодействия с коллективом в целом и с каждым его членом в отдельности в системе образования. Сегодня мы наблюдаем лишь начальный этап перестройки в сторону демократизации взаимоотношений учителя с учениками. Демократизация данных отношений реализуется как творческий и деловой подход, с учетом научных рекомендаций педагогов, психологов и обязательно социологов, исследования которых позволяют детально выявить условия и особенности взаимодействия основных субъектов образовательно-воспитательного процесса в современной школе.
Поэтому современный педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особое внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными, т.е. должен владеть навыками самодиагностики, самоанализа, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный требованиям современного общества, отвечающий задачам личностного роста как педагога, так и учеников.
Для современной школы инновационного типа, ориентирующейся в своей деятельности на изменение исторически сложившихся педагогических традиций и ценностей педагогического труда, закрепившихся в профессиональных установках учителей, проблема преемственности, а вместе с ней и проблема новой организации профессионального взаимодействия, является особенно актуальной.
Система развивающего обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными образовательными технологиями. Данная система более эффективно реализуется через создание комплекса условий для развития мотивационной составляющей учебной деятельности. Она способствует повышению умственного развития учащихся и созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Это обуславливается уровнем развития профессионально-педагогических возможностей учителя, уровнем развития его творческого, саморазвивающегося потенциала.
Профессиональная организация совместной мыслительной
деятельности в системе «учитель-ученик» содействует становлению на занятиях атмосферы заинтересованности учащихся в собственном развитии и формированию личной ответственности за данный процесс. Динамика совокупности взаимных представлений учителей и учащихся друг о друге в сторону все возрастающей предпочтительности взаимодействия на принципах интеллектуального партнерства, добровольного признания и взаимозаинтересованности в суверенности основных субъектов педагогического процесса является одним из реальных оснований для оптимизации и повышения эффективности современного образовательного процесса в школе инновационного типа.


1. Ананишнев В.М. Социология образования.- М.: Канон+, 2012.-352 с.
2. Базовые ценности российских учителей: сходство и отличия в сравнении с их европейскими коллегами // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53-73.
3. Батурин В.К. Социология. Учебник для студентов вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2014.- 478 с.
4. Букин В. П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной принадлежности // Социологические исследования. - 2010. - № 3. - С.93-100.
5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие. - Ростов на Дону: Изд-во Феникс. 2011. - 342с.
6. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. - № 6. - С.107-109.
7. Голованова Н.Ф. Педагогика. Учебник для студентов высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
8. Горшков М. К. Российское общество в условиях реформации: мифы и реальность (социологический анализ). - М.: - 2010. - 176 с.
9. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и
нравственные ориентации.- Ярославль: Изд-во ГОУ ЯО ИРО, 2011. - 100с.
10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник.- М.: Инфра - М, 2014.- 768 с.
11. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Современная социология. Теоретико­методологические основания и перспективы.- М.: Академический проект,
2014. - 712 с.
12. Дюргейм Э. Социология образования.- М.: Интор, 1996.- 80 с.
13. Калугин В.Г. Роль педагога в социализации ученика подростка. -М.: Инфра - М, 2011.- 75 с.
14. Каюмов А.Т., Каников Ф.К., Исхакова Н.Р. Учащаяся молодежь индустриального города // Социологические исследования. - 2013. - № 8. - С.87-95.
15. Козырев Г.И. Социология. Учебное пособие.- М.: Форум, 2014.- 320 с....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ