Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования информационной
компетентности на уроках биологии в 6 классе 6
1.1 Понятие «компетентность» и «компетенция». Виды, функции,
свойства информационной компетентности 6
1.2 Проблема формирования информационной компетентности на уроках
биологии в 6 классе 13
1.3 Диагностика уровня сформированности информационной
компетентности 19
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Методическая система формирования информационной
компетентности учащихся на уроках биологии в 6 классе 27
2.1 Условия формирования информационной компетентности учащихся 6
класса на уроках биологии 27
2.2 Практическое исследование проблемы формирования
информационной компетентности на уроках биологии у учащихся 6 класса. 33
Выводы по 2 главе 51
Заключение 52
Список литературы и Интернет-ресурсов 53
Приложение 1 56
Приложение 2 59
Приложение 3 60
Приложение 4 62
Актуальность исследования. Современное, быстро развивающееся информационное общество вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека. Это непременно ведёт к изменению требований, предъявляемых к современному школьнику. Одним из решений сложившейся ситуации является переход к компетентностной модели обучения. Реализация этой модели обеспечивает подготовку школьников, которые будут обладать не только знаниями по предмету, но и умеющего применить их в различных ситуациях на практике. Особое место занимают умения связанные с работой с разного рода информацией. От уровня их сформированности зависит качество поиска, восприятия, обработки информации и её передачи.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать
организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся и проверить эффективность их реализации на уроках биологии в 6 классе.
Объект исследования: процесс формирования информационной компетентности учащихся в условиях внедрения стандартов нового поколения.
Гипотеза исследования - процесс формирования информационной компетентности обучающихся будет эффективным, если:
• Будут определены теоретические основы методики формирования и развития информационной компетентности у обучающихся 6 класса на уроках биологии;
• Выявлен уровень владения умениями и навыками по работе с информацией;
• Выявлены условия для успешного процесса формирования информационной компетентности.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать и определить понятия «компетенция» и «компетентность».
2. Выявить теоретические основы формирования и развития информационной компетенции у учащихся в 6 классе на уроках биологии.
3. Выявить уровень владения умениями и навыками по работе с информацией.
4. Выявить условия для успешного процесса формирования информационной компетентности и проверить их целесообразность при обучении биологии в 6 классе.
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
• Теоретические - анализ научной (педагогической, биологической) и учебно-методической литературы; систематизация и обобщение результатов исследования.
• Эмпирические - педагогическое наблюдение, анкетирование; изучение учебно-методических комплексов по биологии разных авторских линий.
• Статистические - статистическая обработка данных, графическая и табличная интерпретация результатов исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении и разграничении понятий «компетенция» и «компетентность»; обогащении методической теории представлениями о возможности успешного обучения школьников с учётом компетентностного подхода; в выяснении и уточнении условий формирования информационной компетентности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены и апробированы условия формирования информационной компетентности на уроках биологии в 6 классе; разработаны дидактические задания для школьников, обеспечивающие формирование у обучающихся информационной компетентности при обучении биологии; разработана анкета, которая обеспечивает выявление уровня владения умениями и навыками по работе с информацией.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций в печати, а также выступлений на студенческих научнопрактических конференциях.
Рассмотренная нами проблема формирования информационной компетентности у учащихся 6 класса на уроках биологии является актуальной в нынешнее время. Обучающиеся должны не только получить образование, но и достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в обществе. Это можно достигнуть с помощью всех предметов школьного курса, в том числе биологии.
Внедрение компетентностного подхода - это важное условие повышения качества образования. Особое место занимают умения связанные с работой с разного рода информацией. От уровня их сформированности зависит качество поиска, восприятия, обработки информации и её передачи.
В условиях стремительного развития информационных технологий, которые в настоящее время определяют пути развития современного общества, существенно возрастает роль информационной компетентности в образовании, поэтому каждый обучающийся должен:
• Уметь ориентироваться в огромном объёме информации, выделять в ней главное и необходимое;
• Уметь определять источники информации и использовать успешные стратегии её поиска и использования;
• Уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию для решения различных учебных и практических задач;
• Творчески изменять, сохранять и передавать найденную информацию;
• Уметь использовать цифровые ресурсы, ориентированные на решение задач в различных сферах деятельности.
Развитие и формирование у обучающихся информационной компетентности лежит в основе решения данных задач. Формирование информационной компетенции возможно на всех уроках, в том числе и на уроках биологии.
1. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы
интерпретации // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО, Человек и образование. - 2012. - №№ 2 (31)
2. Горленко Н.М Формирование и развитие информационнокоммуникативных умений учащихся 6 класса при обучении биологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Красноярск, 2010.
3. Зайцева Е. М. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Ижевск, 2007. - 194 с.
4. Киселёва Т.Г , Оценка информационной компетентности учащихся,
Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 3 - Том II
(Психолого-педагогические науки), С. 65-67
5. Лейкина Ю.В., Маковеева О.С, Савина Л.Н Формирование информационной компетентности средствами школьного курса биологии // Под общей редакцией док.пед. наук М.А. Родионовой, Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и ВУЗе. - Пенза: Издательство ПГУ, 2016. - С. 227-230.
6. Лейкина Ю.В., Маковеева О.С., Васина О.Н. Формирование информационной компетенции учащихся 6 класса средствами предмета "Биология" // Под редакцией Н.А. Леоновой, Современные концепции экологии биосистем и их роль в решении проблем сохранения природы и природовользования. - Пенза: Издательство ПГУ, 2016. - С. 465-467.
7. Мерзлякова, О. П. Формирование ключевых компетенций учащихся на
основе реализации принципа дополнительности в процессе обучения физике в школе: дис.канд. пед. наук / О. П. Мерзлякова. -
Екатеринбург, 2007. - 203с.
8. Мерзлякова О.П., Зуев П.В. Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения физике в школе. - Екатеринбург: 2009.
9. Найн, А.Я. Новации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск : ГУ ПТО администрации Челябинск. обл. ; Челябинск. Филиал ИПО МОРФ, 1995.
10.Осипова Л. Г. Деятельность педагогического коллектива по достижению современного качества образования // Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода : материалы по итогам конф. 9-10 января 2003 года / сост. М. В. Гончар. - Калининград, 2003.
11. Пономарёва, И.Н. Общая методика обучения биологии: учеб.пособие для студ. пед.вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельников; под ред. И.Н. Пономарёвой. - М.: Академия, 2003. - С. 240 - 247.
12. Радионова, Н. Ф. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Электрон. науч. журн. «Вестник Омского государственного педагогического университета», 2006.
13. Семёнов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.
14. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. - СПб., 2002. - 504 с.
15. Тришина, С.В. Информационная компетентность как педагогическая
категория [Электронный ресурс] / С.В. Тришина // Эйдос: интернет- журнал. - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа - URL:
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11 .htm...23