Роль прокурорского надзора в соблюдении прав и свобод человека и гражданина
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Правовой статус прокуратуры как субъекта прокурорской деятельности
в контексте конституционной реформы 8
1.2 Понятие и сущность прокурорского надзора 23
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА . 39
2.1 Проблемы нормативно-правового регулирования прокурорской
деятельности 39
2.2 Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации 49
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА . 59
3.1 Перспективы цифровизации прокурорского надзора 59
3.2 Перспективы совершенствования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Правовой статус прокуратуры как субъекта прокурорской деятельности
в контексте конституционной реформы 8
1.2 Понятие и сущность прокурорского надзора 23
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА . 39
2.1 Проблемы нормативно-правового регулирования прокурорской
деятельности 39
2.2 Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации 49
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА . 59
3.1 Перспективы цифровизации прокурорского надзора 59
3.2 Перспективы совершенствования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования роли прокурорского надзора в защите прав и свобод человека и гражданина проявляется в том, что в настоящее время проблемы прав человека приобретают особую значимость, поскольку они определяют сферу свободы личности, параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, его нормативную деятельность. Особую роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства призвана выполнять прокуратура. Позитивные процессы в политической и социально-экономической жизни страны потребовали новых подходов к деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка.
Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина провозглашены высшей ценностью. Одновременно их защита является обязанностью всех органов государства (ст. 2).
Начиная с момента создания органов прокуратуры еще Петром I в 1722 г. и по настоящее время прокуратура играет важнейшую роль в сфере защиты прав и свобод граждан, доказав свою общественную и правовую значимость на протяжении нескольких столетий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон), прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Вместе с тем, сегодня, в условиях мирового кризиса, распространения коронавирусной инфекции, существует особая потребность в повышении эффективности деятельности прокуратуры за защите прав и свобод человека и гражданина.
Институт прокурорского надзора в целом стал объектом исследования многих отечественных правоведов, среди которых необходимо выделить следующих: Айтов П.Б., Альбиков И.Р., Антокольская М.В., Антропова И.Р., Астахова М.А., Ахмедов А.Я., Баукина И.И., Белов В.А., Беспалов Ю.Ф., Вихарев А.А., Волос А.А., Ганеев Р.Р., Гонгало Б.М., Загоруйко И.И., Имансу А.С., Калиниченко Т.Г., Крашенинников П.В., Левушкин А.Н., Леженникова И.М., Малявина Н.Б., Мохов А.А., Нариньяни А., Нечаева А.М., Серебрякова А.А., Смолина Л.А., Степкин С.П., Темникова Н.А., Цветков А.С., Чашкова С.Ю., Шершень Т.В., и другие отечественные деятели юриспруденции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи функционированием органов прокуратуры и их взаимодействием с иными органами власти, а также с обществом по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи деятельностью прокуратуры, а также правоприменительная практика по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Целью исследования выступает анализ прокурорского деятельности и ее места в современной системе гарантий прав и законных интересов граждан.
Задачами исследования выступают:
- анализ правового статуса прокуратуры как субъекта прокурорской деятельности в контексте конституционной реформы;
- определение понятия и сущности прокурорского надзора;
- выявление проблем нормативно-правового регулирования прокурорской деятельности;
- выявление проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
- определение перспектив цифровизации прокурорского надзора;
- определение перспектив совершенствования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса прокурорского надзора, административного права в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов правовых основ деятельности прокуратуры.
Методологическая база исследования предполагает применение разнообразных методов, в числе которых анализ, синтез, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина провозглашены высшей ценностью. Одновременно их защита является обязанностью всех органов государства (ст. 2).
Начиная с момента создания органов прокуратуры еще Петром I в 1722 г. и по настоящее время прокуратура играет важнейшую роль в сфере защиты прав и свобод граждан, доказав свою общественную и правовую значимость на протяжении нескольких столетий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон), прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Вместе с тем, сегодня, в условиях мирового кризиса, распространения коронавирусной инфекции, существует особая потребность в повышении эффективности деятельности прокуратуры за защите прав и свобод человека и гражданина.
Институт прокурорского надзора в целом стал объектом исследования многих отечественных правоведов, среди которых необходимо выделить следующих: Айтов П.Б., Альбиков И.Р., Антокольская М.В., Антропова И.Р., Астахова М.А., Ахмедов А.Я., Баукина И.И., Белов В.А., Беспалов Ю.Ф., Вихарев А.А., Волос А.А., Ганеев Р.Р., Гонгало Б.М., Загоруйко И.И., Имансу А.С., Калиниченко Т.Г., Крашенинников П.В., Левушкин А.Н., Леженникова И.М., Малявина Н.Б., Мохов А.А., Нариньяни А., Нечаева А.М., Серебрякова А.А., Смолина Л.А., Степкин С.П., Темникова Н.А., Цветков А.С., Чашкова С.Ю., Шершень Т.В., и другие отечественные деятели юриспруденции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи функционированием органов прокуратуры и их взаимодействием с иными органами власти, а также с обществом по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи деятельностью прокуратуры, а также правоприменительная практика по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Целью исследования выступает анализ прокурорского деятельности и ее места в современной системе гарантий прав и законных интересов граждан.
Задачами исследования выступают:
- анализ правового статуса прокуратуры как субъекта прокурорской деятельности в контексте конституционной реформы;
- определение понятия и сущности прокурорского надзора;
- выявление проблем нормативно-правового регулирования прокурорской деятельности;
- выявление проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
- определение перспектив цифровизации прокурорского надзора;
- определение перспектив совершенствования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса прокурорского надзора, административного права в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов правовых основ деятельности прокуратуры.
Методологическая база исследования предполагает применение разнообразных методов, в числе которых анализ, синтез, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
Развивая сложившиеся в теории прокурорской деятельности подходы к классификации средств прокурорского надзора, представляется необходимым средства прокурорской деятельности (в целом) подразделять на три группы - те, которые:
призваны обеспечить выявление нарушений закона;
представляют собой реагирование на выявленные нарушения, включая средства, направленные на устранение выявленных нарушений, восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда, а также на привлечение виновных к установленной законом ответственности;
призваны выполнить профилактическую роль, включая средства, направленные на предупреждение нарушений закона, а также на устранение причин и условий, способствовавших уже допущенным нарушениям.
Думается, тот факт, что при осуществлении отдельных функций ненадзорного характера прокурор не обладает полномочиями по постановке вопроса об ответственности виновных в нарушении закона лиц, не подрывает правильности подхода при формировании данной классификации. Справедливым представляется суждение о возможности использования в подобной ситуации надзорных средств.
Также допустимым представляется экстраполировать на средства прокурорской деятельности в целом подходы, в соответствии с которыми средства прокурорского надзора подразделяют на правовые и организационно-методические. Думается, что не требует дополнительного обоснования возможность и целесообразность выделять указанные две группы в числе средств прокурорского надзора. Что же касается средств, которые могут быть использованы прокурором при осуществлении деятельности ненадзорного характера, то частично они также непосредственно закреплены законодательно (прежде всего в процессуальном законодательстве), следовательно, обоснованно могут именоваться правовыми (даже в узком смысле этого слова). Другие могут быть обоснованно отнесены к организационно-методическим по своему характеру и способу регламентации (закрепления в подзаконных актах и организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ).
Предложенные классификации не исчерпывают многообразия видов средств прокурорской деятельности. В качестве оснований для дальнейших классификаций могут быть использованы предмет деятельности в том или ином направлении, цели и задачи деятельности органов прокуратуры в целом, а также при осуществлении различных функций, деятельности в том или ином направлении или поднаправлении деятельности.
Таким образом, сказанное выше позволяет определить следующие направления исследования актуальных проблем, связанных со средствами прокурорской деятельности:
- дальнейшее формирование и уточнение соответствующего понятийного аппарата;
- разработка теоретически и практически значимых классификаций средств прокурорской деятельности по различным основаниям;
- разработка научно обоснованных рекомендаций по использованию тех или иных отдельных средств прокурорской деятельности;
- разработка особенностей использования тех или иных средств прокурорской деятельности в зависимости от реализуемых функций, направлений, поднаправлений прокурорской деятельности.
Предлагаем уточнить название ст. 21 Федерального закона № 144-ФЗ в следующей редакции: «Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-разыскной деятельности». Предлагаемое уточнение будет не только соответствовать названию гл. 3 и ст. 30 Федерального закона № 2202¬1, но и позволит уточнить предмет прокурорского надзора в указанной отрасли прокурорского надзора.
Кроме этого, представляется целесообразным предписание, содержащееся в ст. 22 «Ведомственный контроль» Федерального закона № 144-ФЗ, после слов «...проведении оперативно-розыскных мероприятий» дополнить следующими словами: «...обеспечивают контроль за организацией, тактикой, методами и средствами осуществления оперативно-разыскной деятельности».
Развивая сложившиеся в теории прокурорской деятельности подходы к классификации средств прокурорского надзора, представляется необходимым средства прокурорской деятельности (в целом) подразделять на три группы - те, которые:
призваны обеспечить выявление нарушений закона;
представляют собой реагирование на выявленные нарушения, включая средства, направленные на устранение выявленных нарушений, восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда, а также на привлечение виновных к установленной законом ответственности;
призваны выполнить профилактическую роль, включая средства, направленные на предупреждение нарушений закона, а также на устранение причин и условий, способствовавших уже допущенным нарушениям.
Думается, тот факт, что при осуществлении отдельных функций ненадзорного характера прокурор не обладает полномочиями по постановке вопроса об ответственности виновных в нарушении закона лиц, не подрывает правильности подхода при формировании данной классификации. Справедливым представляется суждение о возможности использования в подобной ситуации надзорных средств.
Также допустимым представляется экстраполировать на средства прокурорской деятельности в целом подходы, в соответствии с которыми средства прокурорского надзора подразделяют на правовые и организационно-методические. Думается, что не требует дополнительного обоснования возможность и целесообразность выделять указанные две группы в числе средств прокурорского надзора. Что же касается средств, которые могут быть использованы прокурором при осуществлении деятельности ненадзорного характера, то частично они также непосредственно закреплены законодательно (прежде всего в процессуальном законодательстве), следовательно, обоснованно могут именоваться правовыми (даже в узком смысле этого слова). Другие могут быть обоснованно отнесены к организационно-методическим по своему характеру и способу регламентации (закрепления в подзаконных актах и организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ).
Предложенные классификации не исчерпывают многообразия видов средств прокурорской деятельности. В качестве оснований для дальнейших классификаций могут быть использованы предмет деятельности в том или ином направлении, цели и задачи деятельности органов прокуратуры в целом, а также при осуществлении различных функций, деятельности в том или ином направлении или поднаправлении деятельности.
Таким образом, сказанное выше позволяет определить следующие направления исследования актуальных проблем, связанных со средствами прокурорской деятельности:
- дальнейшее формирование и уточнение соответствующего понятийного аппарата;
- разработка теоретически и практически значимых классификаций средств прокурорской деятельности по различным основаниям;
- разработка научно обоснованных рекомендаций по использованию тех или иных отдельных средств прокурорской деятельности;
- разработка особенностей использования тех или иных средств прокурорской деятельности в зависимости от реализуемых функций, направлений, поднаправлений прокурорской деятельности.
Предлагаем уточнить название ст. 21 Федерального закона № 144-ФЗ в следующей редакции: «Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-разыскной деятельности». Предлагаемое уточнение будет не только соответствовать названию гл. 3 и ст. 30 Федерального закона № 2202¬1, но и позволит уточнить предмет прокурорского надзора в указанной отрасли прокурорского надзора.
Кроме этого, представляется целесообразным предписание, содержащееся в ст. 22 «Ведомственный контроль» Федерального закона № 144-ФЗ, после слов «...проведении оперативно-розыскных мероприятий» дополнить следующими словами: «...обеспечивают контроль за организацией, тактикой, методами и средствами осуществления оперативно-разыскной деятельности».
Подобные работы
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека учреждениями, исполняющими наказание
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и
гражданина
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Роль прокурорского надзора в соблюдении прав и свобод человека и гражданина в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно – розыскной деятельности (Российский Университет Дружбы Народов)
Курсовые работы, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Понятие и способы осуществления прокурорского надзора: его состояние и перспективы развития
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



