ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОКУРОРСКОМ НАДЗОРЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Правовой статус прокуратуры как субъекта прокурорской деятельности
в контексте конституционной реформы 8
1.2 Понятие и сущность прокурорского надзора 23
2 ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА . 39
2.1 Проблемы нормативно-правового регулирования прокурорской
деятельности 39
2.2 Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации 49
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА . 59
3.1 Перспективы цифровизации прокурорского надзора 59
3.2 Перспективы совершенствования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования роли прокурорского надзора в защите прав и свобод человека и гражданина проявляется в том, что в настоящее время проблемы прав человека приобретают особую значимость, поскольку они определяют сферу свободы личности, параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом; обеспечивают стабильность, устойчивое развитие общества, его нормативную деятельность. Особую роль в системе обеспечения прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства призвана выполнять прокуратура. Позитивные процессы в политической и социально-экономической жизни страны потребовали новых подходов к деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка.
Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина провозглашены высшей ценностью. Одновременно их защита является обязанностью всех органов государства (ст. 2).
Начиная с момента создания органов прокуратуры еще Петром I в 1722 г. и по настоящее время прокуратура играет важнейшую роль в сфере защиты прав и свобод граждан, доказав свою общественную и правовую значимость на протяжении нескольких столетий.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон), прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Вместе с тем, сегодня, в условиях мирового кризиса, распространения коронавирусной инфекции, существует особая потребность в повышении эффективности деятельности прокуратуры за защите прав и свобод человека и гражданина.
Институт прокурорского надзора в целом стал объектом исследования многих отечественных правоведов, среди которых необходимо выделить следующих: Айтов П.Б., Альбиков И.Р., Антокольская М.В., Антропова И.Р., Астахова М.А., Ахмедов А.Я., Баукина И.И., Белов В.А., Беспалов Ю.Ф., Вихарев А.А., Волос А.А., Ганеев Р.Р., Гонгало Б.М., Загоруйко И.И., Имансу А.С., Калиниченко Т.Г., Крашенинников П.В., Левушкин А.Н., Леженникова И.М., Малявина Н.Б., Мохов А.А., Нариньяни А., Нечаева А.М., Серебрякова А.А., Смолина Л.А., Степкин С.П., Темникова Н.А., Цветков А.С., Чашкова С.Ю., Шершень Т.В., и другие отечественные деятели юриспруденции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи функционированием органов прокуратуры и их взаимодействием с иными органами власти, а также с обществом по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи деятельностью прокуратуры, а также правоприменительная практика по осуществлению прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Целью исследования выступает анализ прокурорского деятельности и ее места в современной системе гарантий прав и законных интересов граждан.
Задачами исследования выступают:
- анализ правового статуса прокуратуры как субъекта прокурорской деятельности в контексте конституционной реформы;
- определение понятия и сущности прокурорского надзора;
- выявление проблем нормативно-правового регулирования прокурорской деятельности;
- выявление проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации;
- определение перспектив цифровизации прокурорского надзора;
- определение перспектив совершенствования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Материалы данной работы могут быть использованы при чтении лекционных курсов и в практике преподавания курса прокурорского надзора, административного права в ВУЗах, при подготовке учебных и методических пособий для студентов и преподавателей.
В работе использовался широкий круг источников и литературы, касающихся вопросов правовых основ деятельности прокуратуры.
Методологическая база исследования предполагает применение разнообразных методов, в числе которых анализ, синтез, системный, конкретно-исторический, структурно-функциональный, а также метод сравнительного правоведения.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.
Развивая сложившиеся в теории прокурорской деятельности подходы к классификации средств прокурорского надзора, представляется необходимым средства прокурорской деятельности (в целом) подразделять на три группы - те, которые:
призваны обеспечить выявление нарушений закона;
представляют собой реагирование на выявленные нарушения, включая средства, направленные на устранение выявленных нарушений, восстановление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда, а также на привлечение виновных к установленной законом ответственности;
призваны выполнить профилактическую роль, включая средства, направленные на предупреждение нарушений закона, а также на устранение причин и условий, способствовавших уже допущенным нарушениям.
Думается, тот факт, что при осуществлении отдельных функций ненадзорного характера прокурор не обладает полномочиями по постановке вопроса об ответственности виновных в нарушении закона лиц, не подрывает правильности подхода при формировании данной классификации. Справедливым представляется суждение о возможности использования в подобной ситуации надзорных средств.
Также допустимым представляется экстраполировать на средства прокурорской деятельности в целом подходы, в соответствии с которыми средства прокурорского надзора подразделяют на правовые и организационно-методические. Думается, что не требует дополнительного обоснования возможность и целесообразность выделять указанные две группы в числе средств прокурорского надзора. Что же касается средств, которые могут быть использованы прокурором при осуществлении деятельности ненадзорного характера, то частично они также непосредственно закреплены законодательно (прежде всего в процессуальном законодательстве), следовательно, обоснованно могут именоваться правовыми (даже в узком смысле этого слова). Другие могут быть обоснованно отнесены к организационно-методическим по своему характеру и способу регламентации (закрепления в подзаконных актах и организационно-распорядительных документах Генеральной прокуратуры РФ).
Предложенные классификации не исчерпывают многообразия видов средств прокурорской деятельности. В качестве оснований для дальнейших классификаций могут быть использованы предмет деятельности в том или ином направлении, цели и задачи деятельности органов прокуратуры в целом, а также при осуществлении различных функций, деятельности в том или ином направлении или поднаправлении деятельности.
Таким образом, сказанное выше позволяет определить следующие направления исследования актуальных проблем, связанных со средствами прокурорской деятельности:
- дальнейшее формирование и уточнение соответствующего понятийного аппарата;
- разработка теоретически и практически значимых классификаций средств прокурорской деятельности по различным основаниям;
- разработка научно обоснованных рекомендаций по использованию тех или иных отдельных средств прокурорской деятельности;
- разработка особенностей использования тех или иных средств прокурорской деятельности в зависимости от реализуемых функций, направлений, поднаправлений прокурорской деятельности.
Предлагаем уточнить название ст. 21 Федерального закона № 144-ФЗ в следующей редакции: «Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-разыскной деятельности». Предлагаемое уточнение будет не только соответствовать названию гл. 3 и ст. 30 Федерального закона № 2202¬1, но и позволит уточнить предмет прокурорского надзора в указанной отрасли прокурорского надзора.
Кроме этого, представляется целесообразным предписание, содержащееся в ст. 22 «Ведомственный контроль» Федерального закона № 144-ФЗ, после слов «...проведении оперативно-розыскных мероприятий» дополнить следующими словами: «...обеспечивают контроль за организацией, тактикой, методами и средствами осуществления оперативно-разыскной деятельности».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 09.11.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
3. Постановление Правительства РФ от 17.07.2021 № 1220 «Об утверждении Правил доступа органов прокуратуры к размещенной в единой информационной системе жилищного строительства информации, необходимой им для осуществления прокурорского надзора» // Собрание законодательства РФ. - 2021. - № 30. - Ст. 5797.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» // Законность. -2011.- № 5.
5. Приказ Генпрокуратуры России от 14.04.2015 № 179 (ред. от 25.03.2019) «О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона» // Законность. - 2015. - № 7.
6. Приказ Генпрокуратуры России от 21.03.2018 № 156 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии экстремистской деятельности» // Законность. - 2018. - № 6.
7. Приказ Генпрокуратуры России от 15.03.2019 № 196 «Об
организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан»
74 // Законность. - 2019. - № 5.
8. Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 № 2 «Об
обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» // Законность. - 2021. - № 2.
9. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544 «Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. - 2021. - № 12.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» // Законность. - 2021. - № 12.
Научная и учебная литература
11. Актуальные вопросы прокурорской деятельности -: лекции / О.Н. Коршунова. - Санкт-Петербург, 2015. - 734 с.
12. Буланова Н.В. Участие прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства: Учеб. пособие / Н.В. Буланова; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2019. - 108 с.
13. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: новая редакция (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2020. - 256 с.
14. Вощинский М.В. Осуществление государственного и муниципального контроля: защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. - Москва: Редакция "Российской газеты", 2020. Вып. 5. - 144 с.
15. Мацкевич П.Н. Преюдиция в гражданском и административном судопроизводстве. - Москва: Статут, 2020. - 239 с.
16. Булдыгина Н.И. Поддержание государственного обвинения: правовые, организационные и тактические аспекты: Учебно-практическое пособие / Н.И. Булдыгина, А.Н. Иванов, Е.С. Курохтина. - М.: Юрлитинформ,
2012. - 248 с.
17. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор: Учебник. В 2-х томах / Под общ. ред. проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во «Юрайт», 2018. - 344 с.
18. Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: Учебник / Под ред. Ю.Е. Винокурова. 12-е изд., перераб. и доп. - М., 2015. - 472 с.
19. Гражданский процесс: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. - М., 2011. - 240 с.
20. Ергашев Е.Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации. Курс лекций / Е.Р. Ергашев. - Екатеринбург, 2016. - 316 с.
21. Курс доказательственного права: Гражданский процесс.
Арбитражный процесс / Под ред. М.А. Фокиной. - М.: Статут, 2014. - 496 с.
22. Модели и стандарты прокурорской деятельности в современных условиях: Учебное пособие / Е.Л. Никитин, Н.В. Кулик. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. - 80 с.
23. Надзор транспортного прокурора за соблюдением прав участников внешнеэкономической деятельности: Пособие / Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2014. - 96 с.
24. Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; Науч. ред. А.Ю. Винокуров. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2013. - 1159 с.
25. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 27 изд. испр. - М.: Издательство АСТ, 2016. - 1360 с.
26. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 28 изд., перераб. - М.: Изд-во: Мир и образование, 2018. - 1376 с.
27. Прокурорская проверка: методика и тактика проведения: Учебное пособие / Под общей реакцией заслуженного работника прокуратуры РФ, почетного работника прокуратуры РФ, докт. юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. - СПб.: Изд-во «Юридический центр», 2017. - 428 с.
28. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: Сб. метод. материалов / Под общ. ред. А.Э. Буксмана. М.: Ген. Прокуратура Рос. Федерации; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - М.: Изд-во «Мир энциклопедий Аванта+»; «Астрель», 2010. - 875 с.
29. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры): Пособие / В.Г. Бессарабов и др.; Генеральная прокуратура Российской Федерации, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - М., 2013. - 80 с.
30. Прокурорский надзор: Учебник / Ю.Е. Винокуров, А.Ю. Винокуров, Б.В. Коробейников, К.Ю. Винокуров, Ф.М. Кобзарев, А.Ф. Козусев; Под ред. Ю.Е. Винокурова. 9-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2011. - 490 с.
31. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / О.Т. Анкудинов, А.Ю. Винокуров, В.П. Рябцев; Под ред. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. - 480 с.
32. Прокурорский надзор: Учебное пособие / Под ред. докт. юрид. наук, проф. О.Н. Коршуновой. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: Изд-во «Юридический центр», 2018. - 480 с.
33. Руководство для государственного обвинителя / В.С. Бурданова, Л.Т. Волнянская, С.Г. Евдокимов и др.; Под ред. О.Н. Коршуновой; Ассоциация юридический центр. 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Юридический центр «Пресс», 2011. - 772 с.
34. Руководство для государственного обвинителя: Учебное пособие / Коллектив авторов; Под ред. О.Н. Коршуновой. 4-е изд., испр. и доп. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. - 628 с.
35. Средства прокурорской деятельности: проблемы теории и практики: монография / О.Н. Коршунова, В.В. Лавров, Е.Л. Никитин и др. - Москва: РУСАЙНС, 2019. - 268 с.
Публикация в научных журналах, сборниках и СМИ
36. Абдул-Кадыров Ш.М. Организация прокурорского надзора за
исполнением законодательства о противодействии коррупции в Чеченской Республике // Законность. - 2018. - № 1. - С. 10 - 12.
37. Бозоян А.О. Реализация полномочий прокурора,
предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ // Законность. - 2017. - № 11. - С. 19 - 22.
38. Бозров В.М., Ергашев Е.Р., Кобзарев Ф.М. Возбуждение и расследование уголовных дел прокурором: шаг вперед или два шага назад // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2018. - № 3(65). - С. 89 - 95.
39. Бондарь Н.С. Конституционная категория достоинства личности в ценностном измерении: теория и судебная практика / Н.С. Бондарь // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 4. - С. 19 - 31.
40. Бут Н.Д. Прокурорский надзор за соблюдением конституционного права на свободу экономической деятельности // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2017. - № 1. - С. 94 - 100.
41. Векшин В.П. Правовой статус прокуратуры субъекта Российской Федерации // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2017. - № 1(57). - С. 46 - 50.
42. Винокуров А.Ю. Привлечение прокурором специалиста при
проведении проверки исполнения закона: история вопроса //
Административное и муниципальное право. - 2017. - № 9. - С. 50 - 63.
43. Гулик А.Г. Разграничение составов правонарушений, предусмотренных статьями 5.39 и 5.59 КоАП, при осуществлении прокурорского надзора // Законность. - 2020. - № 9. - С. 21 - 23.
44. Домченко А.С. Проблемы осуществления российской прокуратурой надзора за законностью нормативных правовых актов органов исполнительной власти // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». - 2017. - № 1. - С. 105 - 116.
45. Исламова Э.Р. Обеспечение прокурором законности нормативных правовых актов в сфере инвестиционной деятельности // Законность. - 2019. -
78 № 10. - С. 25 - 29.
46. Кабатов Д.Л., Тугутов Б.А. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства об исполнительном производстве // Законность. - 2020. - № 3. - С. 28 - 31.
47. Канунникова Н.Г. Особенности правового положения прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. - 2020. - № 9. - С. 43 - 45.
48. Капинус О.С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2018. - № 4(66). - С. 5 - 10.
49. Каринус О.С. Деятельность органов прокуратуры по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Вестник Ун-та прокуратуры Рос. Федерации. - 2019. - № 3. - С 5 - 9.
50. Карпышева Ю.О. Осуществление прокурором профилактики правонарушений // Законность. - 2020. - № 3. - С. 40 - 44.
51. Карпышева Ю.О. Привлечение прокурором к проведению проверки исполнения законов представителей иных государственных органов // Законность. - 2020. - № 9. - С. 27 - 29.
52. Карташкин В.А. Отраслевые международные принципы прав человека / В.А. Карташкин // Современное право. - 2018. - № 5. - С. 111 - 118.
53. Каширина О.Н. Прокуратура России - субъект предупреждения преступлений // Законность. - 2017. - № 11. - С. 31 - 32.
54. Кобзарев Ф.М. Об основных понятийных и содержательных аспектах прокурорской деятельности // Вестник Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. - 2018. - № 1(63). - С. 24 - 29.
55. Коломеец Е.В. Обеспечение законности решений об отказе в возбуждении уголовного дела средствами прокурорского реагирования // Вестник Омской юридической академии. - 2018. - № 3. - С. 314 - 318.
56. Костенко Е.Н. Объекты прокурорского надзора за исполнением
несовершеннолетних // Современное право. - 2018. - № 7-8. - С. 28 - 33.
57. Леонтьев Л.Л. Анализ состояния законности как деятельность органов прокуратуры // Законность. 2020. № 10. С. 14 - 18.
58. Леонтьева А.Ю. Актуальные проблемы надзора за исполнением Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Законность. - 2018. - № 2. - С. 41 - 42.
59. Мельникова М.Б. Роль прокурора в оценке законности отобрания ребенка у родителей // Законность. - 2018. - № 2. - С. 37 - 40.
60. Никитин Е.Л. Особенности определения и реализации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // Юридическая мысль. - 2017. - № 1(99). - С. 124 - 130.