Формирование и развитие страхового рынка в России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 5
1.2. История развития социальных внебюджетных фондов 10
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 14
1.4. Фонд Обязательного медицинского страхования 23
1.5. Роль внебюджетных фондов в современной экономике 28
Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
2.1. История развития и основные задачи Фонда социального страхования Российской Федерации 34
2.2. Источники формирования и направления использования средств ФСС субъекта РФ 38
2.3. Управление финансовыми ресурсами Фонда социального
страхования РФ (на примере регионального отделения Фонда
социального страхования РФ по Республике Тыва) 45
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИИ 54
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов России 54
3.2. Перспективы развития системы внебюджетных фондов Российской Федерации 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 5
1.2. История развития социальных внебюджетных фондов 10
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 14
1.4. Фонд Обязательного медицинского страхования 23
1.5. Роль внебюджетных фондов в современной экономике 28
Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
2.1. История развития и основные задачи Фонда социального страхования Российской Федерации 34
2.2. Источники формирования и направления использования средств ФСС субъекта РФ 38
2.3. Управление финансовыми ресурсами Фонда социального
страхования РФ (на примере регионального отделения Фонда
социального страхования РФ по Республике Тыва) 45
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИИ 54
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов России 54
3.2. Перспективы развития системы внебюджетных фондов Российской Федерации 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. Вследствие повышенной социальной значимости института социального страхования, в России особенно возрастает актуальность исследования имеющейся системы социального страхования, её сущности и специфики.
От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС перестала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования. Устойчивое снижение величин обязательных отчислений, действие регрессивной шкалы, обширный перечень льгот подвергли систему обязательного социального страхования, реализуемую ФСС, в дотационную. Прослеживается не выполняемость осуществления функций ФСС, обнаруживается перегруженность ФСС не страховыми (дополнительными) функциями, что также влечет диспропорции и нерезультативное применение существующих ресурсов.
В прошлой системе социального страхования плохо функционировали страховые принципы и механизмы, в результате система считается не страховой, а системой социального обеспечения, или же можно сказать, неким конгломератом из элементов двух данных систем. Сам же налоговый механизм собирания различных существующих страховых средств во время перегрузки системы разными нестраховыми обязательствами и функциями постепенно уничтожает институт социального страхования в нашей стране, в результате чего расходы на социальную защиту населения сводятся к минимуму. Целенаправленное уменьшение социальной нагрузки на нанимателей в виде снижения единого социального налога не является той причиной для повышения средств социальных внебюджетных фондов и легализации заработной платы, в результате чего образовалась большая нехватка финансовых ресурсов, которые бы обеспечивали требуемые виды и объемы социальных гарантий всем работающим людям.
Целью данной работы является исследование способов формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определены сущность и значения государственных внебюджетных
фондов;
- проведен анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- проведен анализ формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ;
- выявлены проблемы и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Объектом исследования является фонд социального страхования Российской Федерации.
Предмет - исследование формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования.
Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС перестала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования. Устойчивое снижение величин обязательных отчислений, действие регрессивной шкалы, обширный перечень льгот подвергли систему обязательного социального страхования, реализуемую ФСС, в дотационную. Прослеживается не выполняемость осуществления функций ФСС, обнаруживается перегруженность ФСС не страховыми (дополнительными) функциями, что также влечет диспропорции и нерезультативное применение существующих ресурсов.
В прошлой системе социального страхования плохо функционировали страховые принципы и механизмы, в результате система считается не страховой, а системой социального обеспечения, или же можно сказать, неким конгломератом из элементов двух данных систем. Сам же налоговый механизм собирания различных существующих страховых средств во время перегрузки системы разными нестраховыми обязательствами и функциями постепенно уничтожает институт социального страхования в нашей стране, в результате чего расходы на социальную защиту населения сводятся к минимуму. Целенаправленное уменьшение социальной нагрузки на нанимателей в виде снижения единого социального налога не является той причиной для повышения средств социальных внебюджетных фондов и легализации заработной платы, в результате чего образовалась большая нехватка финансовых ресурсов, которые бы обеспечивали требуемые виды и объемы социальных гарантий всем работающим людям.
Целью данной работы является исследование способов формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определены сущность и значения государственных внебюджетных
фондов;
- проведен анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- проведен анализ формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ;
- выявлены проблемы и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Объектом исследования является фонд социального страхования Российской Федерации.
Предмет - исследование формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования.
Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Фонд социального страхования субъекта РФ имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов.
Средства Фонда образуются за счет:
1) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
3) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
4) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
6) ассигнований из регионального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
7) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям
Средства Фонда направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
5) оплату проезда к месту лечения и обратно;
6) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
8) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию.
Замена ЕСН на страховые взносы, отмена специальных налоговых режимов для целей обязательного социального страхования дали следующие положительные результаты: возврат к страховым принципам формирования целевых фондов денежных средств (возможность соотнесения размера страховых выплат с объемами уплаченных страховых взносов), установление единого для всех работодателей порядка исчисления и уплаты страховых взносов, частичное упрощение процедуры исчисления страховых взносов (взносы начисляются до достижения доходов работника предельной облагаемой базы нарастающим итогом с начала года), аккумулирование страховых платежей непосредственно на счетах страховщика, повышение ответственности как страхователя, так и страховщика.
При этом выявлены и существенные недостатки.
Во-первых, это низкий порог установленной предельной облагаемой базы для начисления страховых взносов. С одной стороны, зарубежная практика свидетельствует, что большинство государств устанавливает предельный уровень заработной платы, при достижении которого страховые взносы не уплачиваются и из расчета которого определяется максимальный размер пособия. Россия пошла по этому пути с 2010 г., когда была введена предельная облагаемая база на уровне 415000 руб. в год (в 2011 г. - 463000 руб. в год, в 2012 г. - 512000 руб. в год).
Во-вторых, не начисляются взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера, никаких выплат в случае временной нетрудоспособности не получают, что фактически означает нарушение их конституционных прав.
Средства Фонда образуются за счет:
1) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
3) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
4) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
6) ассигнований из регионального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
7) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям
Средства Фонда направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
5) оплату проезда к месту лечения и обратно;
6) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
8) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию.
Замена ЕСН на страховые взносы, отмена специальных налоговых режимов для целей обязательного социального страхования дали следующие положительные результаты: возврат к страховым принципам формирования целевых фондов денежных средств (возможность соотнесения размера страховых выплат с объемами уплаченных страховых взносов), установление единого для всех работодателей порядка исчисления и уплаты страховых взносов, частичное упрощение процедуры исчисления страховых взносов (взносы начисляются до достижения доходов работника предельной облагаемой базы нарастающим итогом с начала года), аккумулирование страховых платежей непосредственно на счетах страховщика, повышение ответственности как страхователя, так и страховщика.
При этом выявлены и существенные недостатки.
Во-первых, это низкий порог установленной предельной облагаемой базы для начисления страховых взносов. С одной стороны, зарубежная практика свидетельствует, что большинство государств устанавливает предельный уровень заработной платы, при достижении которого страховые взносы не уплачиваются и из расчета которого определяется максимальный размер пособия. Россия пошла по этому пути с 2010 г., когда была введена предельная облагаемая база на уровне 415000 руб. в год (в 2011 г. - 463000 руб. в год, в 2012 г. - 512000 руб. в год).
Во-вторых, не начисляются взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера, никаких выплат в случае временной нетрудоспособности не получают, что фактически означает нарушение их конституционных прав.
Подобные работы
- Формирование и развитие страхового рынка в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРАХОВЩИКА НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ
ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Современный страховой рынок России (Омская гуманитарная академия)
Контрольные работы, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ФИЛИАЛА ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «СОГЛАСИЕ»)
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2016 - СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИИ:
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ФИЛИАЛА
ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «СОГЛАСИЕ»)
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - МИРОВОЙ СТРАХОВОЙ РЫНОК: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, страхование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Формирование системы методов диагностики региональных страховых рынков
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



