ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Социально-экономическая сущность социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 5
1.2. История развития социальных внебюджетных фондов 10
1.3. Пенсионный фонд Российской Федерации 14
1.4. Фонд Обязательного медицинского страхования 23
1.5. Роль внебюджетных фондов в современной экономике 28
Глава 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
2.1. История развития и основные задачи Фонда социального страхования Российской Федерации 34
2.2. Источники формирования и направления использования средств ФСС субъекта РФ 38
2.3. Управление финансовыми ресурсами Фонда социального
страхования РФ (на примере регионального отделения Фонда
социального страхования РФ по Республике Тыва) 45
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИИ 54
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов России 54
3.2. Перспективы развития системы внебюджетных фондов Российской Федерации 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. Вследствие повышенной социальной значимости института социального страхования, в России особенно возрастает актуальность исследования имеющейся системы социального страхования, её сущности и специфики.
От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС перестала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования. Устойчивое снижение величин обязательных отчислений, действие регрессивной шкалы, обширный перечень льгот подвергли систему обязательного социального страхования, реализуемую ФСС, в дотационную. Прослеживается не выполняемость осуществления функций ФСС, обнаруживается перегруженность ФСС не страховыми (дополнительными) функциями, что также влечет диспропорции и нерезультативное применение существующих ресурсов.
В прошлой системе социального страхования плохо функционировали страховые принципы и механизмы, в результате система считается не страховой, а системой социального обеспечения, или же можно сказать, неким конгломератом из элементов двух данных систем. Сам же налоговый механизм собирания различных существующих страховых средств во время перегрузки системы разными нестраховыми обязательствами и функциями постепенно уничтожает институт социального страхования в нашей стране, в результате чего расходы на социальную защиту населения сводятся к минимуму. Целенаправленное уменьшение социальной нагрузки на нанимателей в виде снижения единого социального налога не является той причиной для повышения средств социальных внебюджетных фондов и легализации заработной платы, в результате чего образовалась большая нехватка финансовых ресурсов, которые бы обеспечивали требуемые виды и объемы социальных гарантий всем работающим людям.
Целью данной работы является исследование способов формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- определены сущность и значения государственных внебюджетных
фондов;
- проведен анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- проведен анализ формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ;
- выявлены проблемы и перспектив развития государственных внебюджетных фондов.
Объектом исследования является фонд социального страхования Российской Федерации.
Предмет - исследование формирования финансовых ресурсов Фонда социального страхования.
Представленная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Фонд социального страхования субъекта РФ имеет существенные отличия от других внебюджетных страховых фондов в отношении порядка получения и расходования средств. Дело в том, что суммы страховых взносов, реально поступающие в Фонд социального страхования, не соответствуют и не должны соответствовать суммам реально начисленных страхователями страховых взносов.
Средства Фонда образуются за счет:
1) страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
2) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
3) страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
4) доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
5) добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
6) ассигнований из регионального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
7) прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям
Средства Фонда направляются на:
1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком- инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
3) частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
5) оплату проезда к месту лечения и обратно;
6) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
8) осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию.
Замена ЕСН на страховые взносы, отмена специальных налоговых режимов для целей обязательного социального страхования дали следующие положительные результаты: возврат к страховым принципам формирования целевых фондов денежных средств (возможность соотнесения размера страховых выплат с объемами уплаченных страховых взносов), установление единого для всех работодателей порядка исчисления и уплаты страховых взносов, частичное упрощение процедуры исчисления страховых взносов (взносы начисляются до достижения доходов работника предельной облагаемой базы нарастающим итогом с начала года), аккумулирование страховых платежей непосредственно на счетах страховщика, повышение ответственности как страхователя, так и страховщика.
При этом выявлены и существенные недостатки.
Во-первых, это низкий порог установленной предельной облагаемой базы для начисления страховых взносов. С одной стороны, зарубежная практика свидетельствует, что большинство государств устанавливает предельный уровень заработной платы, при достижении которого страховые взносы не уплачиваются и из расчета которого определяется максимальный размер пособия. Россия пошла по этому пути с 2010 г., когда была введена предельная облагаемая база на уровне 415000 руб. в год (в 2011 г. - 463000 руб. в год, в 2012 г. - 512000 руб. в год).
Во-вторых, не начисляются взносы на выплаты по договорам гражданско-правового характера. Работники, осуществляющие трудовую деятельность по договорам гражданско-правового характера, никаких выплат в случае временной нетрудоспособности не получают, что фактически означает нарушение их конституционных прав.
1. Федеральный закон от 15.12.2010г №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2008 г. №214-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
3. Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
4. Федеральный закон Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 2011г. N 145- ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2010 г.)
6. Федеральный закон № 197-ФЗ от 20. 11. 2011 г. № 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2012 год».
7. Федеральный закон № 37-ФЗ от 11. 11. 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по обязательным платежам во внебюджетные государственные фонды».
8.Закон РФ № 1735-1 от 10. 10. 2005 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР».
9. Закон РФ № 1032-1 от 19. 04. 2012 г. «О занятости населения в Российской Федерации».
10. Постановление ВС РСФСР от 22. 12. 90 г. «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
11. Постановление ВС РФ от 27. 12. 2007 г. № 2122-I «Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации».
12. Постановление ВС РФ от 08. 07. 2003 № 5132-1 «Об утверждении Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации».
13. Постановление ВС РФ от 24. 02. 2009г. № 4543-1 «О порядке обязательного медицинского страхования граждан на 2010 г».
14. Указ Президента РФ от 7 августа 2010 г. N 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
15. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 2009 г.) (с изменениями от 24 декабря 2003 г., 5 мая 2005г).
16.Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, органов местного самоуправления» от 15 апреля 2010 г. №4807-1.
17. Бюджетный кодекс РФ от 03. 07. 2012 г. № 145-ФЗ.
18. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 05. 08. 2010 г. № 117- ФЗ.
19. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на февраля 2012г.
20. Агапцов С.А., Романов Е.Ю. Доходы социальных фондов. Правовое регулирование доходов государственных внебюджетных фондов: проблемы и решения. - М. "Финансы и статистика", 2009г. - 256 с
21. Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ, 2000 г.
22. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Норма., 2009. - 241с.
23. Годин А.М. Бюджетная система РФ: учебник для вузов по экон. Специальностям и направлениям. / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Дащков и Ке, 2009. - 627 с.
24. Бюджетная система РФ: Учебник для вузов 4-е изд. / под ред. О.В. Врублевской, М.В. Романовского. - СПб.:2009г.-506с.
25. Государственные и муниципальные финансы / Под ред. И. Д. Мацкуляка. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 544 с
26. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., "Дашков и Ко", 2009г. - 512 с.
27. «Финансы» / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика -1999 г.
28. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия»/ Под ред. проф. В. М. Мандрицы. Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
29. Финансы: Учебное пособие / Под. Ред. проф. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1996.
30. Финансы: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.
31. Фетисов В.Д. Финансы: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-328 с.
32. Финансы: учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 504 с.
33. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева - М.: Проспект, 2009. - 640 с.
34. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности "Финансы и кредит" под ред.Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011г.735с.
35. Финансы: Учебник/ Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт- Издат, 2010.
36. «Финансы» / под ред. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика -2009 г.
37. Справочная правовая система «Гарант»
48. Селезнев А.З. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / Под ред. В.Ю. Катасонова. - М.: Магистр, 2010. - 381 с.
49. Сажина М.А., Конышева А.Н. , «Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь»// Вопросы экономики, 2009 №7.
40. Степанов А.Г. Комментарий к Федеральному Закону О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. Москва., 2010. - 123 с.
41. Парамонова О.Ю. Финансовый механизм Фонда социального страхования Российской Федерации: сущность, проблемы, способы реформирования /О.Ю. Парамонова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. Спец. вып. - 2011 - №3, С. - 68-71
42. Парамонова О.Ю. Система социального страхования: проблемы и пути решения /О.Ю. Парамонова // Современный этап социально-экономического развития: проблемы и мнения Межвуз. сб. науч. тр. /ИвГУ - Иваново, 2006. - С.186-191.
43. Понизов В.О работе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в мае 2011 г. // Человек и труд: ежемес. науч.-практ. журн. 2011. - №8. - С. 50-53.
44. www.minfin.ru. (дата обращения 03.06.2018 г.)
45. www.pfrf.ru. (дата обращения 03.06.2018 г.)
46. www.polit.ru. (дата обращения 03.06.2018 г.)