Введение 3
Глава 1. Анализ научных данных по проблеме исследования
1.1. Психодинамические свойства личности 7
1.2. Понятия психологического стресса, стрессоустойчивости и
фрустрационной толерантности 19
1.3. Психологические особенности юношеского возраста 30
Глава 2. Изучение связи психодинамических свойств с показателями стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности у лиц юношеского возраста
2.1. Описание процедуры и методов исследования 43
2.2. Анализ и интерпретация диагностических данных 45
Выводы 60
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение 70
Вхождение в период юности, освоение новых социальных ролей, смена обстоятельств жизни - все это предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости взрослеющего человека.
Период, на который приходится окончание школы, выбор профессионального пути, начало обучения в вузе, можно охарактеризовать, как потенциальную возможность возникновения различных стрессогенных ситуаций. Для выпускников школ и студентов становятся актуальными проблемы преодоления стресса и фрустрирующих обстоятельств.
Стресс и стрессоустойчивость впервые были рассмотрены Г. Селье. «Стресс» он описал как «совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма» [43, с. 15].
Уровень стрессоустойчивости влияет на продуктивность и успешность деятельности. Стрессоустойчивость - это такое интегративное психологическое образование, которое включает в себя личностный и поведенческий компоненты. Личностный компонент определяет развитие когнитивной, мотивационной и эмоционально-регулятивной функции. Поведенческий связан с актуализацией и применением стратегий, направленных на преодоление стресса.
По определению Б.Х. Варданян, стрессоустойчивость - это «свойство личности, которое обеспечивает гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» [10, с. 18].
Смена социальной ситуации развития в юношеском возрасте, возрастающие нагрузки, необходимость совершать выбор в ситуации неопределенности - все это вызывает состояние эмоционального напряжения, снизить которое помогает молодому человеку знание особенностей своей психики. Адекватное представление и адекватная оценка психодинамических свойств собственной личности может помочь молодому человеку повысить адаптивные возможности, научить его ставить перед собой адекватные своим возможностям цели, повысить уровень стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности.
Проблему предпринятого исследования составляет противоречие между важностью знания о возможностях юношеского возраста и недостаточной изученностью этого периода с позиции особенностей формирования и проявления стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности. Такие знание необходимы для создания благоприятных условий развития и личностного самоопределения в период юности.
Цель исследования - изучение связи психодинамических свойств с показателями стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности у лиц юношеского возраста для использования диагностических данных в работе педагога-психолога по вопросам психологического здоровья и личностного развития в период юности.
Объект исследования - стрессоустойчивость и фрустрационная толерантность лиц юношеского возраста.
Предмет исследования - связь психодинамических свойств с показателями стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности у лиц юношеского возраста.
Гипотеза исследования - показатели стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности у лиц юношеского возраста связаны с такими свойствами их психики, как экстраверсия/интроверсия, активность/пассивность, ригидность/пластичность, тревожность и склонность к экзальтированности.
Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации цели исследования были определены следующие задачи:
2. Определить методы исследования, подобрать диагностический комплекс для изучения связи психодинамических свойств с показателями стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности у лиц юношеского возраста;
3. Сформировать выборку исследования и провести психодиагностические процедуры;
4. Повести анализ полученных диагностических данных, интерпретировать выявленные связи, сформулировать выводы.
В ходе исследования были использованы такие психодиагностические методики, как:
- методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» И.А. Усатова [48];
- методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко) [54];
- методика диагностики психодинамических свойств Б.Н. Смирнова;
- методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова);
- методика «Склонность к экзальтированности» (В.В. Бойко).
В исследовании приняли участие 27 человек - студенты вузов I-II курсов разных направлений подготовки.
На первом этапе исследования была проведена диагностика показателей стресоустойчивости и фрустрационной толерантности. Далее изучались такие психодинамические свойства испытуемых, как экстраверсия / интроверсия, ригидность / пластичность, активность / пассивность, уровень тревожности и склонность к экзальтирванности.
Третий этап исследования был посвящен изучению связи показателей стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности с психодинамическими свойствами испытуемых. В качестве метода математической статистики был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки программ повышения стрессоустойчивости и фрустрационной толерантности лиц юношеского возраста, которые, в свою очередь, могут быть включены в работу по развитию личностной зрелости старшеклассников и студентов.
Сегодня молодое поколение находится в центре водоворота противоречивых, конфликтующих ценностей, ролевых ожиданий, что усугубляет неопределенность процесса социализации и усложняет задачу освоения «взрослых» ролей. Для решения психологических проблем, закономерных для юношеского возраста, необходима способность к самоконтролю, к преодолению трудностей, как объективного, так и субъективного содержания.
Этот возрастной период еще характеризуется эмоциональной нестабильностью. Повзросление ведет к постепенной стабилизации общего эмоционального состояния. Развитие эмоциональности в юности тесно связано с индивидуально-психологическими свойствами человека, и с такими личностными характеристиками, как самосознание, самооценка. На фоне становления устойчивого самосознания, стабилизируется образ «Я», появляется склонность к самоанализу, возрастает волевая регуляция.
Э. Эриксон рассматривает развитие личности как процесс, в котором взаимодействуют биологические, психологические и социальные факторы жизни человека. В юности у человека формируется способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир свои переживаний, что вызывает у молодых людей стремление к самоутверждению и самореализации.
На этом возрастном этапе появляется такое психологическое образование, как «эмоциональная компетентность» - способность личности осуществлять оптимальную координацию между эмоциями и целенаправленным поведением. Внутренний ресурс молодого человека помогает ему справляться с жизненными трудностями, определяет его поведенческую гибкость, эмоциональность поведения, психологическую мобильность. Это проявляется в скорости приспособления к новым обстоятельствам жизни, в усвоении новых правил, в успешности овладения навыками, в эмоциональной гибкости, умении установить новые контакты. Многие из психодинамических свойств становятся в юности более заметными, отчетливыми и проявляются в таких личностных характеристиках, как стрессоустойчивость и фрустрационная толерантность.
Неадаптивные способы переживания стрессовых ситуаций и фрустрирующих обстоятельств приводят к хроническому напряжению, эмоциональному переутомлению, мотивационно-установочному редуцированию и в результате к проблемам личностного развития.
Результаты проведенного нами исследования могут быть полезны педагогу-психологу в его работе с лицами юношеского возраста по проблемам психологического здоровья и личностного развития.
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Издательство Казанского университета, 1987. - 264 с.
2. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебник для вузов. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2012. - 464 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания - М.: Наука, 1977.- 380 с. - URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev o-problemah- sovremennogo 1977/go,380;fs,1/
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации / Диссертация на соискание уч. ст. канд. психол. наук. - М., 2010. - 219.с.
6. Батаршов А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. М.: Владос, 2000. - 256 с.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
СПб. [и др.]: Питер, 2008. - 398 с. - URL:
http://elib. gnpbu.ru/text/bozhovich lichnost-i-ee-formirovanie 2008/
9. Большой психологический словарь / под общ. ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
10. Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной
устойчивости / Б.Х. Варданян - М.: Дело, 2011. - 194 с.
11. Величковский, Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: автореф. Дис. ...канд.психол.наук: 19.00.05/ Б.Б. Величковский. - М.: Академический проект, 2007. - 28 с.
12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер,
2009. - 336 с.
13. Воронов К.С., Ковбаса А.В. Фрустрация и фрустрационная
толерантность - Минск: изд-во БГУ, 2013. - URL:
http://elib.bsu.bv/handle/123456789/55533
14. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
15. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
16. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 238 с.
17. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012, № 9. - С. 243-246.
18. Киселева Л.А., Помазуева Т.Н. Мир эмоций человека и регуляция деятельности: учебно-методическое пособие. Екатеринбург, Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2007. - 68 с.
19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
20. Коулман Дж. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики / Сост. и научн. ред. В.В.Радаев. - М.: РОССПЭН,
2004. - С. 159-181.
21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., Питер, 2009 - 940 с.
22. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2011. - 464 с.
23. Куликов Л.В. Психологическая устойчивость личности / Л.В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. - СПб.: Питер, 2004. - С. 87-115
24. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1 Ч. 1 - СПб.: изд-во СпбГУ, 1995. - С. 123-132.
25. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша - СПб., 2009. - 544 с.
26. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - / А.Ф. Лазурский. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 345 с.
27. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.
28. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. / Д.А. Леонтьев - М.: Смысл, 2013 - 35с.
29. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 532 с.
30. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб: Питер, 2008 - 592 с.
31. Мерлин В.С. Психология индивидуальности - М., 2009. - 544 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2010. - 452 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011 - 414 с.
34. Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - С. 113-117.
35. Петрищева В.С. Изучение жизнестокойсти и стрессоустойчивости студентов в период юности // Научное и образовательное пространство: перспективы развития% мктериалы VII международ. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 января 2018 г.) - Чебоксары:ЦНС «Интерактив-Плюс», 2018 - С. 110-111.
36. Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: Тематический сборник научных трудов/ Отв. ред. М. А. Беребин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 155 с.
https://works.doklad.ru/view/Lo2dse61u-E.html
38. Психология здоровья: учеб. для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003. - 607 с.
39. Психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с
40. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: «Медицинская пресса», 2002. - 352 с.
41. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти: учеб. посбие. / А.А. Реан - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2010. - 651 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
43. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: 2012. - 66 с. - URL: https://vk.com/doc260654063 444664365?hash=4d55ef38e8c8056dfa&dl=df9723 b0bd68f14681
44. Сергиенко Е.А. Субъект развития, субъект деятельности, субъект жизни: регуляция поведения - М.: Изд-во ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. - С. 256-273.
45. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 592 с.
46. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций - М.: изд-во «Высшее образование», 2009. - 190 с.
47. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2009. - 640 с.
48. Усатов И.А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 681-685. - URL: http://e- koncept.ru/2016/86148.htm
49. Хилько М., Ткачева М. Возрастная психология. Конспект лекций
- М.: Издательство: Юрайт, 2010. - 145 с.
50. Човдырова Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. - Тюмень: Тюменская библиотека, 2005. - 287 с.
51. Шевцов С.А. Самокоррекция стресса и депрессии / С. А. Шевцов.
- М.: Миклош, 2003. - 114 c.
52. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
53. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - изд. 2-е, перераб. и дополн. Пер. с англ. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 416 с.
54. http://test-metod.ru/index .php/metodiki-i-testy/1 /50-metodika- diagnostiki-urovnya-sotsialnoj-frustratsii-l-i-vassermana-modifikatsiya-v-v-bojkoМетодика диагностики социальной фрустрированности Л.И. Вассермана
5 5. http: //www.psychol-ok.ru/lib/mendelevich/pnr/pnr 08.htmlКогнитивное оценивание, фрустрационная толерантность и стрессоустойчивость