Отношение горожан к работе офисов государственного автономного
учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в Пензенской области. Социологический анализ
Актуальность. На сегодняшний день отмечается активное внедрение новых технологий в различные сферы общественной жизни. Особенно активно развивается система управления, что отражается в разработке и реализации новых форм работы с гражданами с целью удовлетворения их потребностей.
Трансформация технологий затрагивает и сферу оказания государственных и муниципальных услуг. В настоящее время происходит дальнейшее реформирования данной области с целью полноценной реализации социального обеспечения граждан в контексте взаимодействия правительства и потребителей государственных и муниципальных услуг с целью беспрепятственного оказания помощи гражданам и реализации их прав в рамках получения определенного вида услуг.
Проблема исследования заключается в том, что важно акцентировать внимание на анализе отношения горожан к работе офисов МФЦ. Именно с этой позиции я реализовал (социологическое) исследование оценки качества оказываемых государственных и муниципальных услуг в системе многофункциональных центров на примере Пензенской области.
Степень научной разработанности. Исследованием основ управления и стандартизации оказанием государственных и муниципальных услуг занимались следующие авторы: Адлера Ю.Л. «Стандартизация и регламентация государственных и муниципальных услуг»; Вялкова А.Н. «Подходы к стандартизации и управлению государственных и муниципальных услуг»; Никифоров Н.А. «Инновационная модель
управления информационными потоками в сфере оказания государственных электронных услуг», Жидкова О. С. «Развитие системы оказания электронных государственных услуг населению».
Объект - качество государственных и муниципальных услуг в системе МФЦ
Предмет — оценка жителями г. Пензы и Пензенской области качества оказания государственных и муниципальных услуг в системе МФЦ
Цель - социологическое изучение отношения жителей Пензенской области к качеству оказываемых государственных и муниципальных услуг в системе работы МФЦ
Задачи:
• Рассмотреть понятие и принципы предоставления государственных и муниципальных услуг
• Выявить классификацию государственных и муниципальных услуг.
• Определить особенности предоставления государственных и муниципальных услуг.
• Рассмотреть современные социологические подходы к изучению качества государственных и муниципальных услуг
• Реализовать социологическое исследование отношения жителей Пензенской области к работе офисов «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с применением методов анкетирования, интервью, контент-анализа.
Гипотеза исследования: отношение граждан к проблеме
функционирования офисов «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» складывается через профессионализм сотрудников, качество получение услуги.
Теоретической основой настоящего исследования служат:
• классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов и социологов, материалы научно-практических конференций и семинаров, научных исследований, посвященных проблемам оценки качества государственных и муниципальных услуг;
• энциклопедии, словари, интернет-издания.
Эмпирическую основу исследования составили:
• материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации;
• оценка населения качества оказываемых российскому населению государственных и муниципальных услуг в условиях административной реформы;
• материалы периодической печати;
• данные авторского социологического исследования,
проведенного методами анкетирования, интервью, контент-анализа в МФЦ города Пензы.
Практическая значимость результатов выпускной
квалификационной работы заключается в том, что полученные данные в контексте исследования отношения горожан к работе офисов «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Пензенской области с применением методов анкетирования, интервью, контент-анализа позволят усовершенствовать систему работы МФЦ с целью полноценной реализации прав граждан в указанной системе взаимодействия правительства и граждан.
Методы:
• теоретические - сравнительный и структурно-функциональный анализ, обобщение научной литературы по проблеме исследования;
• эмпирические - анкетирование, интервью, контент-анализ.
Генеральная совокупность: жители города Пензы 528,867 тысяч человек по данным Пензастат на 01.01.2018.
Выборка: в каждом многофункциональном центре в исследовании принимало участие 80 респондентов. В интервьюирование было задействовано 8 респондентов из каждого МФЦ. Всего же в анкетировании приняло участие 320 респондентов. В интервью 32 интервьюируемого.
При анкетировании использовалась стихийная выборка.
При интервьюировании использовалась выбора по половозрастным показателям и социальному статусу.
предоставления государственных и муниципальных услуг г. Пенза.
Офис№1: Шмидта 4
Офис№2: Фабричная 2
Офис№3: Богданова 63 А
Офис№4: Проспект Победы 150
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что государственные и муниципальные услуги представляют собой услуги, предоставляемые отдельными государственными органами, при этом специфика их реализации регулируется нормативно-правовыми актами.
Принципа государственных и муниципальных услуг являются:
Принцип 1. Правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг.
Принцип 3. Правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг.
Принцип 4. Открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги.
Принцип 5. Доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Принцип 6. Возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Государственные и муниципальные услуги имеют следующую классификацию:
• по субъектам, оказывающим услуги: услуги государственного и муниципального секторов, а также негосударственного сектора;
- по услугополучателям: услуги, удовлетворяющие интересы граждан, услуги, удовлетворяющие интересы юридических лиц, а также услуги, позволяющие удовлетворять запросы как физических, так и юридических лиц;
• по сферам отношений общества: социальные услуги, экономические услуги, а также услуги гражданско-правовые, обеспечивающие общественную безопасность;
• по направленности публичных услуг на: реализацию субъективных прав, реализацию законных интересов, исполнение обязанностей;
• по критерию необходимости для потребителя можно выделить основные и дополнительные услуги.
Специфика предоставления государственных и муниципальных услуг определяется нормативными актами, отражающими сущность
содержательного и процессуального аспекта представленного процесса.
Во второй главе представлено социологическое изучение отношения горожан к работе офисов «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Пензенской области.
Для проведения исследования были применены три метода:
• анкетирование;
• интервьюирование;
• контент-анализ.
По итогам проведенного исследования было определено следующее:
По итогам исследования было определено следующее:
1) Анкетирование: граждане в большей степени относятся
негативно к качеству предоставления государственных и муниципальных услуг (43%), при этом отмечают положительную динамику развития данной системы. Также было определено, что основной целью посещения МФЦ является получение необходимых бумаг, где основной проблемой выступает квалифицированность персонала и низкий уровень обслуживания - 43%.
Результаты интервьюирования показали, что в основном специфика работы МФЦ имеет средний уровень - 75%. Это напрямую связано с отношением работников офисов к клиентам, временем предоставления услуг, очередями и недостаточным профессиональным уровнем специалистов. При этом респонденты отметили, что данные проблемы не только нужно, но и можно искоренить, что послужит новой ступенью развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг - 50%.
4. Контент-анализ позволил выделить, что граждане отмечают следующие тематики анализа МФЦ:
• проблемы функционирования МФЦ;
• пути решения проблемных аспектов;
• необходимость разработки регламента по работе с клиентами относительно предоставления государственных и муниципальных услуг.
Важность работы офисов МФЦ для граждан связана с особенностями получения консультирования в рамках получения различного вида бумаг и документов, а также необходимость работы МФЦ для оформления документов.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Консультант Плюс
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Консультант Плюс
3. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 (ред. от 17.01.2018) «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // Консультант Плюс
4. Приказ Минфина России от 22.07.2015 N 116н (ред. от 30.06.2016) «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2015 N 38491) // // Консультант Плюс
5. Аджубей Р. В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С. 135-140.
6. Алешина Ю.Е. Государственные и муниципальные услуги // Журнал-вестник московского университета. - 2014. - № 5. - С. 239-245.
7. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 511-514.
8. Барский И. Мегаполисы или многоэтажная Россия // Саморегулирование и бизнес.- 2012. - № 24 (04). - С. 64-72.
9. Бауман,3. Глобализация: последствия для человека и общества. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.
10. Белых И.В. Правовые основы муниципального менеджмента. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2010. - 208 с.
11. Бикмаева А. В., Технология предоставления государственных и муниципальных услуг // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 36-40.
12. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. 4-ое издание, переработанное и дополненное. - М.: Юрайт, 2012. - 431 с.
13. Вебер М. Город. - М.: Strelka Press, 2017. - 252 с.
14. Винокурцева Е. А. Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг // Актуальные вопросы экономики и управления. - 2017. - № 4. - С. 142-144.
15. Вознюк Г. А. Качество предоставления государственных и муниципальных услуг // Молодой ученый. - 2017. -№10. -С. 306-308...40