ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СЕМИОТИКА В СИСТЕМЕ РЕКЛАМНОЙ КОММУНИКАЦИИ . 7
1.1 Семиотика: история формирования понятия и сущностные
характеристики 7
1.2 Функции семиотики в креолизованном тексте 26
1.3 Специфика семиотического анализа рекламных текстов 35
ГЛАВА 2 СЕМИОТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ В ТЕКСТАХ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ 42
2.1 Методология семиотического анализа рекламного текста 42
2.3 Исследование восприятия семиотических элементов рекламного текста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность данной работы находится в рамах соврменной теории исследования медиадискурса, к которому относится и рекламный дискурс. В современном научном дискурсе разработаны основные аспекты методологии структурного анализа рекламного текста и его типологизации в рамках междисциплинарного подхода, выявлен основной набор констант современного рекламного дискурса. Авторами предложены методики и алгоритмы анализа рекламного текста как типологической, структурносемантической, семиотической единицы рекламного дискурса, единицы композиционно-художественного анализа, аналитические процедуры лингвистической экспертизы. Конечной целью такого рода исследований является прикладное использование разработанных методик для оптимизации и гармонизации рекламного текста, снижение негативных последствий агрессивности рекламной коммуникации в социальной сфере.
Данная научно-исследовательская работа посвящена изучению функций семиотики рекламного текста. Сложный коммуникативный феномен рекламного сообщения понимается здесь в качестве
массмедиального дискурса, который способен функционировать в пространстве рекламной информации как предмет маркетинговой коммуникации, обладающей полисемиотической природой и оказывающий образное и комплексное воздействие на массовую аудиторию.
Актуальность темы исследования определяется способностью к интерпретации, реконструкции и анализу содержания рекламных печатных сообщений посредством механизмов невербального восприятия через вербальную структуру поликодового текста, что является постоянным фокусом внимания в рекламной коммуникации.
Объектом исследования является семиотика рекламного текста как элемент коммуникативной эффективности при воздействии на адресата рекламной коммуникации. Предметом исследования являются инструменты анализа сигналовой структуры в рекламном тексте и возможности семиотического анализа рекламного текста в комплексе воздействия на массового адресата.
Цель исследования - изучение возможностей семиотики в рекламном тексте при воздействии на потребителя рекламы и разработка элементов методики семиотического анализа рекламного текста (на примере печатной рекламы). Цель исследования определила следующие задачи:
• охарактеризовать основные этапы и направления развития семиотики как науки, выявить элементы объектно-предметной области изучения семиотики;
• изучить семиотические классификации сигналов и сигналовых структур, выявить их отличия в различных направлениях семиотических школ;
• проанализировать понятие и специфику креолизованного текста как коммуникативной структуры;
• определить специфические черты семиотического анализа рекламных текстов;
• структурировать методологические элементы семиотического
анализа рекламного текста;
• сформировать программу и провести научное исследование особенностей восприятия семиотических элементов на конечного потребителя рекламы (на примере печатных текстов).
В рамках разработки теоретической базы ВКР привлекалась учебная, научная, специализированная литература. Среди важнейших, для данного исследования, работ особенно следует выделить основоположников научной рекламы К. Хопкинса и Д. Старча (а также современных ее теоретиков: Ф. Джефкинса, У. Аренса, Ч. Сэндиджа, К. Ротцолла, В. Фрайбургера, Дж. Уитли). Необходимым будет указать также практиков в области копирайта (Б. Левенсона, А. Кромптона, X. Кафтанджиева, Дж. Шугермана,Д., Огилви, В. Шенерта). Значительный вклад в исследовании данной темы вносят научные работы (Дж. Дэвиса), психологии рекламы (А. Маслоу, В. Паккарда) и воздействия СМИ (Дж. Брайанта и С. Томпсона, Р. Харриса), маркетинга (Ф. Котлера, А. Райса, Дж. Траута). Рекламный текст подвергался всестороннему изучению с точки зрения формообразования и смыслообразования в целом, и основных структурных компонентов на микро- и макроуровнях, включая установление коннотаций вербальных, визуальных, графических структур (Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь, Л. Г. Фещенко). В данное направление включаются методы исследования общей лингвистики текста. В отечественной науке лингвистика текста (в свете аспектов, релевантных настоящему исследованию) разрабатывалась В.Б. Апухтиным, В.Г. Гаком, Т.М. Дридзе, Г.В. Колшанским, А. Вежбицкой, А.Н. Назайкиным, Г.Г. Почепцовым, Г.А Золотовой и многими другими. Требуется упомянуть и логико-математическое направление семиотического анализа, основанное австрийским представителем логического позитивизма Р. Карнапом. Реклама как семиотическая структура рассматривается в работах Ю. С. Степанова, Н. Д. Арутюновой, А. Б. Соломоника, В. И. Карасика, А. А. Ветрова, Г. А. Глотовой. Особо отметим работы в области семиотики рекламы Ю. Пироговой, И. Я. Имшинецкой.
Общей методологией ВКР является дедуктивная методология. Для достижения поставленных цели и задач были использованы такие научные методы теоретического познания, как: типологизация, анализ, синтез, статистический и сравнительный анализы текстов. Для разработки и аналитики эмпирической базы были использованы опросные методы (онлайн-опросы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обозначена актуальность, сформулированы объект и предмет ВКР, поставлена цель и комплекс задач работы.
В первой главе рассмотрены история формирования семиотики, проведена классификация сигналовых структур, исследовано понятие креолизованного текста, функционал семиотики в креолизованном тексте, предпринята попытка описания специфики применения семиотического анализа в рекламном тексте.
Во второй главе на основе анализа различных методик семиотического анализа предлагается методология семиотического анализа креолизованного текста, ориентированная на тексты печатной рекламы, приводятся примеры анализа текстов по предлагаемой методике. В рамках второй главы также проводится анализ данных исследования о восприятии семиотических элементов в текстах рекламы, полученных в ходе опроса респондентов В заключении подведены итоги по достижению цели и задач в рамках ВКР.
Настоящая работа была посвящена исследованиям проблем изучения и функций семиотики рекламного текста. В данной исследовательской работе рекламный текст понимается как сложный коммуникативный феномен массмедиального дискурса, функционирующий в пространстве по преимуществу маркетинговой коммуникации, обладающий поликодовой (полисемиотической) природой и оказывающий комплексное воздействие на массового адресата.
В ходе работы была поставлена и достигнута следующая цель исследования - изучить возможности семиотики в рекламном тексте при воздействии на потребителя рекламы и разработать элементы методики семиотического анализа рекламного текста (на примере печатного рекламного сообщения). Также в результате работы над выпускной квалификационной работой были определены, а затем выполнены следующие задачи:
• охарактеризовать основные этапы и направления развития семиотики как науки, выявить элементы объектно-предметной области изучения семиотики;
• изучить семиотические классификации сигналов и сигналовых структур, выявить их отличия в различных направлениях семиотических школ;
• проанализировать понятие и специфику креолизованного текста как коммуникативной структуры;
• определить специфические черты семиотического анализа рекламных текстов;
• структурировать методологические элементы семиотического
анализа рекламного текста;
- сформировать программу и провести научное изыскание особенностей восприятия семиотических элементов на конечного потребителя рекламы (на примере печатных текстов).
В рамках разработки теоретической базы ВКР привлекалась учебная, научная, специализированная литература. Рекламный текст подвергался всестороннему изучению с точки зрения формообразования и смыслообразования в целом, и основных структурных компонентов на микро- и макроуровнях, включая установление коннотаций вербальных, визуальных, графических структур (Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь, Л. Г. Фещенко). В данное направление включаются методы исследования общей лингвистики текста. Требуется упомянуть и логико-математическое направление семиотического анализа, основанное австрийским представителем логического позитивизма Р. Карнапом. Реклама как семиотическая структура рассматривается в работах Ю. С. Степанова, Н. Д. Арутюновой, А. Б. Соломоника, В. И. Карасика, А. А. Ветрова, Г. А. Глотовой. Особо отметим работы в области семиотики рекламы Ю. Пироговой, И. Я. Имшинецкой.
Общей методологией ВКР является дедуктивная методология. Для достижения поставленных цели и задач были использованы следующие научные методы теоретического познания: анализ, синтез, типологизация, статистический анализ, сравнительный анализ. Для разработки эмпирической базы использовались опросные методы (онлайн-опросы).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обозначена актуальность, сформулированы объект и предмет ВКР, поставлена цель и комплекс задач работы.
В первой главе рассмотрены история формирования семиотики, проведена классификация сигналовых структур, исследовано понятие креолизованного текста, функционал семиотики в креолизованном тексте, предпринята попытка описания специфики применения семиотического анализа в рекламном тексте.
Во второй главе на основе анализа различных методик семиотического анализа предлагается методология семиотического анализа креолизованного текста, ориентированная на тексты печатной рекламы, приводятся примеры анализа текстов по предлагаемой методике. В рамках второй главы также проводится анализ данных исследования о восприятии семиотических элементов в текстах рекламы, полученных в ходе опроса респондентов В заключении подведены итоги по достижению цели и задач в рамках ВКР.
1. Агеев, В.Н. Семиотика / В.Н. Агеев. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. - 256 с.
2. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
3. Александрова, О.В. Проблемы экспрессивного синтаксиса / О.В. Александрова. - М.: Прогресс, 1984. -203 с.
4. Алимурадов, O.A. Глобальный смысл: природа, специфика порождения и интерпретации на уровне текста / O.A. Алимурадов // Номинация и дискурс : материалы докл. междунар. науч. конф. - Минск, 2006. - С. 3 -5.
5. Анисимова, Т.В. Современная деловая риторика: Учеб. пособие / Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. Волгоград: Изд-во Волгогр. юрид. ин-та МВД России, 1998. - 307 с.
6. Анисимова, Т.В. Типология жанров деловой речи (риторический аспект): автореф. дис. . д-ра филол. наук / Т.В. Анисимова; Кубанский гос. ун-т. Краснодар, 2000. - 46 с.
7. Аниськина, Н. В. Рекламный текст: теория и практика: монография / Н.В. Аниськина, Т.Б. Колышкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. -178 с.
8. Апресян, Ю.Д. Идеи и методы современной структурной
лингвистики / Ю.Д. Апресян. - М.: Просвещение, 1966. 112 с.
9. Баранов, А.Н. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание / А.Н. Баранов, П.Б. Паршин // Роль языка в средствах массовой коммуникации. - М., 1986. - С. 100-143.
10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества: Сборник избранных трудов / Сост. С.Г. Бочаров / М.М. Бахтин. - М: Искусство, 1979. - 423 с.
11. Бахтин, М.М. Человек в мире слова / М.М. Бахтин. - М.: Наука, 1995. -140 с.
12. Белова, E.H. Структура и семантика аргументативного дискурса: (На материале слушаний ком. и подком. Конгресса США): автореф. дис. . канд. филол. наук / E.H. Белова; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб., 1995.-618 с.
13. Белокурова, Е.В. Реклама под лупой лингвиста. Об особенностях построения текста / Е.В. Белокурова // Секретарское дело.- 2002. №2. -С. 3136.
14. Барт, Р. Избранные произведения: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М., 1989. - 616 с.
15. Барышева, В.А. Дзюдо - философия благородства [Текст] / В.А. Барышева // Дорогое удовольствие. Пенза. - 2020. - № 4. - С. 34-35...