Исследование психологических причин трудностей в обучении младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психологического аспекта трудности в обучении младших школьников
1.1. Понятие “трудности в обучении” в психолого-педагогической литературе...5
1.2. Сформированность познавательной сферы как фактор “трудности в
обучении” 12
1.3. Психовозрастные особенности в младшем школьном возрасте 17
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических причин трудностей в обучении младших школьников
2.1. Организация эмпирического исследования психологических причин
трудностей в обучении младших школьников 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических причин
трудностей в обучении младших школьников 30
2.3. Рекомендации по преодолению трудностей обучения у учащихся младших
классов 48
Выводы 55
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения 63
Глава 1. Теоретическое исследование психологического аспекта трудности в обучении младших школьников
1.1. Понятие “трудности в обучении” в психолого-педагогической литературе...5
1.2. Сформированность познавательной сферы как фактор “трудности в
обучении” 12
1.3. Психовозрастные особенности в младшем школьном возрасте 17
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических причин трудностей в обучении младших школьников
2.1. Организация эмпирического исследования психологических причин
трудностей в обучении младших школьников 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологических причин
трудностей в обучении младших школьников 30
2.3. Рекомендации по преодолению трудностей обучения у учащихся младших
классов 48
Выводы 55
Заключение 58
Список используемых источников 60
Приложения 63
В настоящее время количество младших школьников, которые испытывают трудности в обучении, растёт. Не так давно основными причинами неуспеваемости считались проблемная социальная среда и неправильное воспитание. В последние годы неуспешными оказываются и дети из вполне благополучных семей. И всё чаще хорошая успеваемость в школе дается ребенку ценой постоянных головных болей, проблем с желудочно -кишечным трактом или различных невротических проявлений.
Один ребенок начинает говорить в год, а в четыре - уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, выучив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых. Чаще всего младшие школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой.
Когда ребенок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может.
В последние годы все чаще идет разговор о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальных классах почти 40% детей имеют непреходящие трудности в обучения. Это значит, что 10 -12 детей в каждом классе не верят в свои силы, так и не научились как следует читать и писать. И данная проблема имеет многосторонний характер, не только педагогический, но и медицинский, психологический и социальный. [3, c.76]
Исследования последних лет показывают, что школьные трудности - самая сложная, волнующая и нерешенная проблема, по мнению более чем 70% педагогов, психологов и родителей.
Что же делать? Смириться, во всем потакать, ничего не требовать ? Конечно, нет, необходима и требовательность, и строгость, но самое главное - нужно уметь разбираться в причинах и знать, как помочь ребенку справиться с проблемами.
К вопросу возникающих трудностей в обучении обращались многие исследователи: Славина Л.С. в своей книге “Трудные дети” исследовала психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся 1 класса в учебной работе. Круглова Н.Ф. изучала причины неуспеваемости в школе. Лурия А.Р. подходил к вопросу трудностей в обучении с точки зрения неравномерности развития психических функций. Безруких М.М. в своей книге подробно описывает трудности обучения в начальной школе. Лусканова Н.Г. изучала методы исследования детей с трудностями в обучении. Данного вопроса касались Шмидт В.В., Бабанский Ю.К. и многие другие научные деятели, педагоги и психологи.
На основе их исследований был составлен портрет слабоуспевающего школьника. Его характеризуют: неравномерность интеллектуальной и двигательной сфер, недостаточность сформированности процессов саморегуляции, медлительность, интеллектуальная пассивность, ограниченность восприятия.
Проблема, безусловно, есть, но недостаточно исследований, в которых чётко определяются факторы, обуславливающие трудности в обучении.
Цель: выявление психологических факторов, связанных с трудностями в обучении для разработки программы развития когнитивных, личностных и межличностных факторов успешности в обучении.
Объект исследования: когнитивные характеристики младших школьников.
Предмет: исследование психологических причин трудностей в обучении младших школьников.
Гипотеза: в качестве основных причин трудностей обучения младших школьников выступают невнимательность, сниженная скорость переработки информации, недостаточность сформированности зрительно -моторной координации и мышления.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ по проблеме исследования;
• организовать эмпирическое исследование;
• провести анализ полученных результатов;
• разработать программу развития когнитивных факторов успешности в обучении.
Методологическая база исследования:
• Изучению причин трудностей в обучении и путей ее преодоления посвящены многие исследования педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Г.А. Антоновой, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, М.А. Даниловой, Л.В. Занкова, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, М.П. Кашкина, Н.А. Менчинской, Э.И. Моносзон, Н.И. Мурачковского, Т.Я. Мусеридзе, A.M. Орловой. Этой же проблеме посвящены труды дефектологов и физиологов: М.М. Безруких, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и других.
• Методики: определения готовности к школе Л.А. Ясюковой, исследования детей с трудностями в обучении Н.Г. Лускановой, определения уровня сформированности навыков письма и чтения в начальных классах М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко.
Методы исследования:
• теоретический анализ;
• тестирование;
• проективный метод;
• анкетирование;
• методы математической статистики (критерий достоверности различий Стьюдента, критерий углового преобразования Фишера).
• Методики исследования:
• Тест Тулуз-Пьерона.
• Прогрессивные матрицы Равена.
• Г ештальт-тест Бендер.
• Тест Коха “Дерево”.
• Тест “Рисунок семьи”.
• Тестовые задания на измерение кратковременной речевой памяти.
• Тестовые задания на измерение кратковременной зрительной памяти.
• Оценка уровня речевого развития “произвольное владение речью (исправление, восстановление, завершение предложений)”.
• Оценка уровня развития понятийного интуитивного мышления "интуитивный речевой анализ-синтез", "интуитивный визуальный анализ- синтез".
• Оценка уровня развития понятийного логического мышления - "речевые классификации", "речевые аналогии".
• Оценка уровня развития понятийного речевого мышления - "интуитивный речевой анализ-синтез", "речевые аналогии".
• Оценка уровня развития понятийного образного мышления - "интуитивный визуальный анализ-синтез", "визуальные аналогии".
• Оценка уровня развития абстрактного мышления. [37, c.68]
База исследования и выборка: исследование проводилось в НОУ ДОД “Академия Ростум”, в рамках проекта “Школа Интеллект”. Выборка - 22 ученика первого класса, из них 12 девочек и 10 мальчиков.
Один ребенок начинает говорить в год, а в четыре - уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. У одних детей абсолютная грамотность, а другие, выучив наизусть все правила, делают по несколько ошибок в каждой строчке. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых. Чаще всего младшие школьники испытывают трудности с русским языком, чтением и математикой.
Когда ребенок впервые переступает порог школы, он хочет учиться, хочет стать хорошим учеником. Ему не терпится попасть в школьный мир. Когда же появляются первые двойки, это желание сразу пропадает. Учиться хочет, но не может.
В последние годы все чаще идет разговор о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальных классах почти 40% детей имеют непреходящие трудности в обучения. Это значит, что 10 -12 детей в каждом классе не верят в свои силы, так и не научились как следует читать и писать. И данная проблема имеет многосторонний характер, не только педагогический, но и медицинский, психологический и социальный. [3, c.76]
Исследования последних лет показывают, что школьные трудности - самая сложная, волнующая и нерешенная проблема, по мнению более чем 70% педагогов, психологов и родителей.
Что же делать? Смириться, во всем потакать, ничего не требовать ? Конечно, нет, необходима и требовательность, и строгость, но самое главное - нужно уметь разбираться в причинах и знать, как помочь ребенку справиться с проблемами.
К вопросу возникающих трудностей в обучении обращались многие исследователи: Славина Л.С. в своей книге “Трудные дети” исследовала психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся 1 класса в учебной работе. Круглова Н.Ф. изучала причины неуспеваемости в школе. Лурия А.Р. подходил к вопросу трудностей в обучении с точки зрения неравномерности развития психических функций. Безруких М.М. в своей книге подробно описывает трудности обучения в начальной школе. Лусканова Н.Г. изучала методы исследования детей с трудностями в обучении. Данного вопроса касались Шмидт В.В., Бабанский Ю.К. и многие другие научные деятели, педагоги и психологи.
На основе их исследований был составлен портрет слабоуспевающего школьника. Его характеризуют: неравномерность интеллектуальной и двигательной сфер, недостаточность сформированности процессов саморегуляции, медлительность, интеллектуальная пассивность, ограниченность восприятия.
Проблема, безусловно, есть, но недостаточно исследований, в которых чётко определяются факторы, обуславливающие трудности в обучении.
Цель: выявление психологических факторов, связанных с трудностями в обучении для разработки программы развития когнитивных, личностных и межличностных факторов успешности в обучении.
Объект исследования: когнитивные характеристики младших школьников.
Предмет: исследование психологических причин трудностей в обучении младших школьников.
Гипотеза: в качестве основных причин трудностей обучения младших школьников выступают невнимательность, сниженная скорость переработки информации, недостаточность сформированности зрительно -моторной координации и мышления.
Задачи исследования:
• провести теоретический анализ по проблеме исследования;
• организовать эмпирическое исследование;
• провести анализ полученных результатов;
• разработать программу развития когнитивных факторов успешности в обучении.
Методологическая база исследования:
• Изучению причин трудностей в обучении и путей ее преодоления посвящены многие исследования педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Г.А. Антоновой, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, М.А. Даниловой, Л.В. Занкова, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, М.П. Кашкина, Н.А. Менчинской, Э.И. Моносзон, Н.И. Мурачковского, Т.Я. Мусеридзе, A.M. Орловой. Этой же проблеме посвящены труды дефектологов и физиологов: М.М. Безруких, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и других.
• Методики: определения готовности к школе Л.А. Ясюковой, исследования детей с трудностями в обучении Н.Г. Лускановой, определения уровня сформированности навыков письма и чтения в начальных классах М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко.
Методы исследования:
• теоретический анализ;
• тестирование;
• проективный метод;
• анкетирование;
• методы математической статистики (критерий достоверности различий Стьюдента, критерий углового преобразования Фишера).
• Методики исследования:
• Тест Тулуз-Пьерона.
• Прогрессивные матрицы Равена.
• Г ештальт-тест Бендер.
• Тест Коха “Дерево”.
• Тест “Рисунок семьи”.
• Тестовые задания на измерение кратковременной речевой памяти.
• Тестовые задания на измерение кратковременной зрительной памяти.
• Оценка уровня речевого развития “произвольное владение речью (исправление, восстановление, завершение предложений)”.
• Оценка уровня развития понятийного интуитивного мышления "интуитивный речевой анализ-синтез", "интуитивный визуальный анализ- синтез".
• Оценка уровня развития понятийного логического мышления - "речевые классификации", "речевые аналогии".
• Оценка уровня развития понятийного речевого мышления - "интуитивный речевой анализ-синтез", "речевые аналогии".
• Оценка уровня развития понятийного образного мышления - "интуитивный визуальный анализ-синтез", "визуальные аналогии".
• Оценка уровня развития абстрактного мышления. [37, c.68]
База исследования и выборка: исследование проводилось в НОУ ДОД “Академия Ростум”, в рамках проекта “Школа Интеллект”. Выборка - 22 ученика первого класса, из них 12 девочек и 10 мальчиков.
В последние годы все чаще идет разговор о трудностях обучения в начальной школе. И педагоги, и родители знают цифры официальной статистики, а она показывает: в начальных классах почти 40% детей имеют непреходящие трудности в обучения. Это значит, что 10-12 детей в каждом классе не верят в свои силы, так и не научились как следует читать и писать. И данная проблема имеет многосторонний характер, не только педагогический, но и медицинский, психологический и социальный.
Исследования последних лет показывают, что школьные трудности - самая сложная, волнующая и нерешенная проблема, по мнению более чем 70% педагогов, психологов и родителей. В качестве гипотезы было предположено, что основными причинами трудностей обучения младших школьников выступают невнимательность, сниженная скорость переработки информации, недостаточность сформированности зрительно-моторной координации и мышления.
В данной работе было проведено теоретическое исследование психологического аспекта трудности в обучении младших школьников. Нами было рассмотрено понятие “трудности в обучении” в психолого-педагогической литературе. Рассмотрен вопрос сформированности познавательной сферы как фактор “трудности в обучении”. Кроме того, были рассмотрены психовозрастные особенности в младшем школьном возрасте.
Было проведено организовано, проанализировано и дана интерпретация результатов исследования психологических причин трудностей в обучении младших школьников. А также разработаны рекомендации по преодолению трудностей обучения у учащихся младших классов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Действительно, дети с трудностями в обучении страдают дефицитом внимательности. У них снижена скорость переработки информации, что не позволяет им успевать за ходом урока в школе. Кроме того, у детей с трудностями в обучении недостаточно сформирована зрительно-моторная координация и на низком уровне находится понятийное мышление.
Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребенку только в средней школе и позже, однако развить его в этот период уже значительно сложнее. Чем чаще и дольше ребенок пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся не только привычными, но и единственно возможными. В итоге формируются такие операциональные механизмы мышления, которые оказываются неадекватными для усвоения научных знаний, систематизированных с использованием понятийного принципа. Ребенок оказывается не в состоянии понять логику построения науки. Формулы и правила он не воспринимает как описания естественных закономерностей, присущих той или иной области окружающей его реальности, и не видит смысла в том, что ему приходится учить. Воспринимаемая информация не формирует у ребенка внутренней картины мира. Его мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и, соответственно, понимать и преобразовывать в личный опыт. Даже если ребенок пытается понять и разобраться, то ему далеко не всегда это удается. Часто приходится просто заучивать информацию. Всем известно, что представляет собой обучение без понимания. Каким бы добросовестным и послушным ни был ребенок, он не сможет долго делать то, в чем не видит смысла (как и любой нормальный человек). Поэтому с самого начала обучения в школе особое внимание надо уделять развитию у детей понятийного мышления.
Данная работа будет актуальна педагогам и психологам, работающим непосредственно с детьми младшего школьного возраста, их родителям, студентам педагогических и психологических специальностей, а также всем лицам, заинтересованным данной темой.
Исследования последних лет показывают, что школьные трудности - самая сложная, волнующая и нерешенная проблема, по мнению более чем 70% педагогов, психологов и родителей. В качестве гипотезы было предположено, что основными причинами трудностей обучения младших школьников выступают невнимательность, сниженная скорость переработки информации, недостаточность сформированности зрительно-моторной координации и мышления.
В данной работе было проведено теоретическое исследование психологического аспекта трудности в обучении младших школьников. Нами было рассмотрено понятие “трудности в обучении” в психолого-педагогической литературе. Рассмотрен вопрос сформированности познавательной сферы как фактор “трудности в обучении”. Кроме того, были рассмотрены психовозрастные особенности в младшем школьном возрасте.
Было проведено организовано, проанализировано и дана интерпретация результатов исследования психологических причин трудностей в обучении младших школьников. А также разработаны рекомендации по преодолению трудностей обучения у учащихся младших классов.
Таким образом, гипотеза подтвердилась. Действительно, дети с трудностями в обучении страдают дефицитом внимательности. У них снижена скорость переработки информации, что не позволяет им успевать за ходом урока в школе. Кроме того, у детей с трудностями в обучении недостаточно сформирована зрительно-моторная координация и на низком уровне находится понятийное мышление.
Недостатки в развитии понятийного мышления обычно начинают мешать ребенку только в средней школе и позже, однако развить его в этот период уже значительно сложнее. Чем чаще и дольше ребенок пользуется непонятийными методами анализа и обобщения, тем прочнее они закрепляются и становятся не только привычными, но и единственно возможными. В итоге формируются такие операциональные механизмы мышления, которые оказываются неадекватными для усвоения научных знаний, систематизированных с использованием понятийного принципа. Ребенок оказывается не в состоянии понять логику построения науки. Формулы и правила он не воспринимает как описания естественных закономерностей, присущих той или иной области окружающей его реальности, и не видит смысла в том, что ему приходится учить. Воспринимаемая информация не формирует у ребенка внутренней картины мира. Его мышление не позволяет ему систематизировать получаемые знания и, соответственно, понимать и преобразовывать в личный опыт. Даже если ребенок пытается понять и разобраться, то ему далеко не всегда это удается. Часто приходится просто заучивать информацию. Всем известно, что представляет собой обучение без понимания. Каким бы добросовестным и послушным ни был ребенок, он не сможет долго делать то, в чем не видит смысла (как и любой нормальный человек). Поэтому с самого начала обучения в школе особое внимание надо уделять развитию у детей понятийного мышления.
Данная работа будет актуальна педагогам и психологам, работающим непосредственно с детьми младшего школьного возраста, их родителям, студентам педагогических и психологических специальностей, а также всем лицам, заинтересованным данной темой.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НИЗКОЙ
ОБУЧАЕМОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ ЛАТЕРАЛЬНЫМ ПРОФИЛЕМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ИСПЫТЫВАЮЩЕГО ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2015 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - Методические приемы в обучении младших школьников составлению текстовых задач обратных денным
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения младших школьников нумерации натуральных чисел и их чтению
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023





