Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Военная повседневность тыловых регионов в 1941 - 1945 гг. (на примере Пензенской области)

Работа №161437

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Тыловые регионы в 1941 - 1945 гг.: практика производственной повседневности
1.1. Война как фактор трансформации повседневности 12
1.2. Производственная повседневность военной эпохи (по материалам
Пензенской области) 25
Глава 2. Рекреационная сфера культурной повседневности в 1941 - 1945 гг. (по материалам Пензенской области)
2.1. Жилая зона как пространство военной повседневности 42
2.2. Досуг пензенцев в годы Великой Отечественной Войны 55
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в общеобразовательных организациях
3.1. Методические рекомендации к технологической карте внеклассного
мероприятия 72
3.2. Технологическая карта внеклассного мероприятия 73
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 89

Актуальность темы исследования. История Великой Отечественной войны многогранна и каждый ее аспект заслуживает особо внимания и рассмотрения. Стоит отметить, что центральными темами в изучении истории войны становятся стратегические военные операции, ход боевых действий, соотношение сил сторон, вооружении. Широкий пласт научных работ посвящен рассмотрению вопросов организации военно­промышленного комплекса и развитию аграрного потенциала страны. Однако, начиная с 90-х годов XX в. изучение будничной жизни народа в экстремальных условиях военного времени становится одной из самых актуальных тем в работах историков.
До сих пор ученые не пришли к точному единству и четко структурированному определению «повседневности»1. Понятие
«повседневность» трактуется достаточно широко: условия жизни, отдыха, труда, быт, питание, досуг, медицинское обслуживание, коммунальное состояние и многое другое. Понятие «военная повседневность» - уточняет экстремальные условия жизни и быта людей.
Изучение совокупности вопросов, связанных с повседневной жизнью, общественными и культурными потребностями человека в условиях войны, становятся актуальными для современного исторического прочтения. Так как именно исследование аспектов будничной жизни даёт представление о войне как о социокультурном феномене, раскрывая повседневные реалии военного времени, позволяют проанализировать и смоделировать образ жизни населения тыловых регионов. Рассмотрение данной проблемы обнаружило тесную взаимосвязь тыла и фронта, тружеников и солдат, подразумевая их моральное единство, веру в Победу, как консолидирующую идею советского общества.
Актуальность представленной темы определяется её изучением в контексте локальной истории: обращением к героическим, трудовым подвигам земляков. Исследуемая тема воспитывает патриотизм, гордость за жизнь своих предков, что способствует формированию чувства сопричастности с историей малой Родины и страны.
Объектом исследования является деятельность советского населения тыла по оказанию помощи фронту на примере жителей Пензенской области.
Предмет исследования - экономические и социально-культурные аспекты повседневной жизни советского человека в чрезвычайных условиях войны.
Хронологические рамки охватывают период Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 гг.
Территориальные рамки исследования охватывают пространство Пензенской области в годы Великой Отечественной войны.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день, изучение повседневной жизни народа, находившегося в экстремальных условиях военного времени, стало одной из актуальных и изучаемых проблем в современной российской историографии. Появление новых концептуальных подходов и направлений, изменение источниковой базы, ее расширение в результате рассекречивания и публикации архивных документов по истории Великой Отечественной войны открыли ученым новые возможности для исследования проблемы истории повседневности.
Данная проблема достаточно широко изучалась как советскими, так и современными учеными историками. Рассмотрим историографию проблемы повседневности в годы Великой Отечественной войны в трудах советских историков.
Алещенко Н. М. в своей книге «Во имя победы» показал героический и самоотверженный труд советских людей в тылу в годы Великой Отечественной войны, роль Коммунистической партии Советского Союза и Ленинского комсомола в мобилизации всех сил страны во имя победы над фашистскими захватчиками. Большое внимание в ней уделено трудовым подвигам советской молодежи2.
В. Т. Анисков в своей работе «Крестьянство против фашизма. 1941— 1945. История и психология подвига» дал панорамную характеристику жизни и труда советского человека, как крестьяне боролись с фашизмом в годы войны 1941-1945 гг. В монографии поднимается комплекс социально­психологических, общеисторических проблем, которые переживало
крестьянство, как в военные годы, так и последующие. Так же в работе автор раскрывает жертвенный подвиг жителей деревни во имя Победы3.
Так же В. Т. Анисков первым из представителей отечественной историографии описал повседневную жизнь и быт колхозников, раскрыл вопросы аграрной истории, общественно-политической жизни на селе, описал, как осуществлялась работа по оказанию помощи фронтовикам.4
Б. А. Колчин, наш земляк, историк, краевед в своей работе
«Пензенские коммунисты в борьбе за укрепление тыла в годы Великой Отечественной войны» поставил задачу рассмотреть, как коммунистическая партия осуществляла перестройку всей роботы на военный лад, мобилизацию трудовой и политической активности народных масс на помощь фронту. В его работе отражена объективная характеристика положения, которое создалось в промышленности, сельском хозяйстве в годы войны 1941-1945 гг. на территории Пензенской области5.
Г. В. Серебрянская занималась изучением промышленности и кадрового состава Волго-Вятского региона довоенного и военного периодов истории страны. Большая часть содержания работы было отведено проблеме повседневности - от характеристики проведения эвакуационных процессов, анализа численности и состава персонала промышленности, источников и форм его пополнения, до раскрытия трудового героизма и творческой инициативы работников промышленности, продовольственного обеспечения, решения материально-бытовых и жилищных проблем. На обширной источниковой базе, важную долю которой архивные фонды, охарактеризовано состояние здравоохранения на предприятиях, организация лечения и отдыха, забота о солдатах Красной Армии и их семей, эвакуированном населении и детях сиротах. Автор не только описала трудности повседневности, но и раскрыла духовный мир, общественную и культурную деятельность советского человека в годы войны6.
Известные ученые Н. А. Араловец, В. Б. Жиромская и О. М. Вербицкая в книге «Народ и война: очерки истории Великой отечественной войны» написали главу, которая раскрывает реалии повседневной жизни в тылу и экстремальные условия военного времени. На основе анализа документов ученые представили развернутую картину влияния войны на советского человека в тылу, проанализировали демографические процессы, повседневную жизнь города и деревни в годы войны7.
Д. М. Дёгтев, Д. В. Зубов работая в тандеме, изучали историю Великой Отечественной войны в разных ее аспектах. Авторы так же затронули и повседневность советского тыла в военные годы. В этой книге на основе многочисленных архивных документов, газетных публикаций и воспоминаний очевидцев проанализирована работа советской пропагандистской машины. Так же рассказывается о том, как простые люди в разных уголках страны выживали в эти страшные годы войны, об условиях их труда на военных заводах, в сельском хозяйстве и учреждениях, о трудностях быта, о том, как работали торговля, сфера обслуживания, медицина, жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт8.
Большое внимание в историографии так же уделялось образованию в годы Великой отечественной войны.
С. А. Черник в своей монографии осветил широкий круг вопросов, связанных с деятельностью советской общеобразовательной школы в годы Великой Отечественной войны. Автор показывает, как в это тяжелое для страны время продолжала развиваться социалистическая школа, раскрывает особенности учебно-воспитательного процесса, содержание и методы работы учителей, комсомольских и пионерских организаций9.
В монографии историка Т. А. Павловой представлена полная картина жизни людей в чрезвычайных условиях, их эмоциональное состояние и поведения на разных этапах Сталинградского сражения: накануне сражения, в условиях оккупации и боевых действий, во время блокады города. Дана характеристика повседневной жизни и деятельности рабочих Сталинграда, которые с отвагой защищали город. Кроме того автор обратил внимание на повседневные проблемы сельского населения, нетрудоспособных и не занятых в обороне города стариков, больных, раненых, беременных женщин, женщин с малолетними детьми, детей-сирот10.
Важно отметить в историографии роль женщин и детей в военное время. Большое значение в данной проблеме получили исследования Е. Ю. Волковой. Историк представила широкий обзор повседневной жизни женщин России в период испытаний11, охарактеризовала различные грани повседневной жизни и деятельности: трудовые будни, реализацию управленческого потенциала, помощь фронту и мобилизацию духовных ресурсов на борьбу с фашистами. Е. Ю. Волкова так же обратила внимание на условия труда и жизни женщин в военный период. Особое внимание уделено роли женщин в сохранении семьи и высокой нравственности подрастающего поколения12.
В ряде работ Е. Ю. Волковой заметно выделяется монография о детях военной поры. Данное исследование построено на основе опроса и бесценных воспоминаний более ста ветеранов, которые в детском возрасте пережили Великую Отечественную войну. Исследовательница всесторонне показала повседневную жизнь детей в советском тылу и на оккупированной территории, в блокадном Ленинграде и фашистских концлагерях. Дети быстро взрослели, и ощущали наравне со взрослыми испытания того сурового времени. Автор раскрыла многообразные формы их помощи взрослым в целях выживания и приближения Победы. Воспоминания позволили очень реалистично и трогательно охарактеризовать все важнейшие проблемы военной повседневной в жизни детей. В центре внимания вопросы питания, одежды, труда, досуга, учебы и духовного мира, здоровья и гигиены воспитания, мысли и мечты детей и подростков13.
В целом исследования Е. Ю. Волковой внесли немаловажный вклад в изучение повседневной жизни женщин и детей в военные годы.
Большой вклад в изучение истории Великой Отечественной Войны внесли преподаватели Пензенского Г осударственного Университета. На базе института проходят конференции, посвященные проблемам Великой Отечественной войны. Публикуется научно-популярный журнал под редакцией В. И. Первушкина «Пензенское краеведение», где большое внимание уделяется рассмотрению вопросов Великой Отечественной войны14. Кроме того, на базе историко-филологического факультета существует «Общество по изучению военной истории» под руководством С. В. Белоусова, где часто обсуждаются проблемы войны 1941-1945 гг....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что мирное существование и развитие народного хозяйства СССР было нарушено в ночь на 22 июня 1941 г. внезапной атакой Германии. Огромная страна превратилась в единый боевой лагерь. Как по всей стране, так и по Пензенской области прошла волна митингов и собраний, на которых трудящиеся клялись до последней капли крови защищать свою Родину.
Рассмотрев войну как фактор трансформации повседневной жизни советского человека можно утверждать, что одной из важнейших задач первых дней войны стала работа с беспечностью военной экономики, наведение повсюду строгого порядка, железной военной дисциплины и высокой бдительности с целью обеспечения фронта боеприпасами и необходимыми товарами.
Изучив производственную повседневность военного времени на примере Пензенской области, можно сделать вывод о том, что Великая Отечественная война потребовала перестройки мирной жизни на военный лад. Главным звеном в перестройке народного хозяйства на военные рельсы являлась промышленность. В кротчайшие сроки промышленность всей страны перестроилась на выпуск оборонной продукции. Из прифронтовой зоны были эвакуированы в тыл и продолжали там работу тысячи промышленных предприятий. На территорию Пензенской области было перевезено 50 промышленных предприятий, с целью сохранения и продолжения работы по производству военных товаров для нужд фронта.
Налаживание работы эвакуированных предприятий было тяжелым делом. Вся тягота работ по размещению и оснащению оборудования заключалась большей частью в непропорциональном количестве площадей выделенных по производственным требованиям. Сборка оборудования производилась в основном осенью и зимой, зачастую в неприспособленных помещениях, а иногда и вовсе под открытым небом.
Под руководством парторганизаций за военные годы промышленность сделала большой скачок вперед. По сравнению с 1940 г. в 1947 г. основные фонды промышленности области возросли больше чем в два раза. После войны стали развиваться новые отрасли в промышленности, произошло усовершенствование старых отраслей. То есть, война во многом определила направление в развитии промышленности области в послевоенные годы.
Война так же поставила боевую задачу и перед сельским хозяйством: обеспечивать Красную Армию и население страны продовольствием. Данная задача представляла большие трудности в выполнении, так как рабочий класс и колхозное крестьянство отправило на защиту Родины самых лучших мужчин. Данное положение осложнялось тем, что на нужды фронта было передано из сельского хозяйства большое количество тракторов, автомашин, лошадей. Это стало одной из причин потери сельхозпродуктов на первом этапе боевых действий. В результате, усердного труда к концу 1941 г. с эвакуированных на территорию Пензенской области заводов на фронт были отправлены первые вагоны с боеприпасами.
Трудности военных лет затронули и сельское хозяйство нашей области, нанеся значительный ущерб. Так, посевные площади области в 1942 г. сократились на 12,7%, причем весной 1943 г. из-за большого стихийного бедствия, обрушившегося на колхозы, гибели озимых посевов, сократились еще на 272,8 тыс. га. В условиях войны сельское хозяйство области не в состоянии было быстро справиться с последствиями такого бедствия. Поэтому в следующем году посевные площади в колхозах остались примерно на таком же уровне, как и в 1943 г., и начали увеличиваться только с 1945 года.
Своим самоотверженным трудом колхозное крестьянство нашей области, как и всего Советского Союза, внесло личный стоящий вклад в разгром фашистских захватчиков. Колхозы бесперебойно снабжали фронт и тыл продовольствием и сырьем.
Проанализировав досуг пензенцев в годы Великой Отечественной войны необходимо сказать о том, что большую работу осуществляли культурно-просветительные учреждения. Сотрудники Домов культуры, клубов, библиотек, изб-читален не только информировали население о событиях на фронте, вели пропаганду, но так же распространяли военно - оборонные знания, занимались досуговой деятельностью и удовлетворяли эстетические потребности населения.
Особое внимание уделялось обучение и воспитанию подрастающего поколения, которому предстояло залечить раны, нанесенные народному хозяйству войной, и стать активным строителем будущего своей страны. Народное образование испытывала ряд проблем: многие учителя были призваны в ряды Красной Армии; была нехватка учебников, тетрадей, чернил; школы и другие учебные заведения плохо отапливались; условия студентов в общежитиях оставляли желать лучшего. Тем не менее, учебные заведение продолжали работать, воспитывая новое поколение.
Большому подъему патриотических настроений способствовала работа партийных и советских организаций, деятелей культпросветучреждений. Всюду, как в городе, так и в деревне, идеологические работники широко освещали события, происходившие на фронте. Агитаторы своим вдохновляющим словом стимулировали усилия трудящихся на небывалые подвиги во имя дальнейшего укрепления могущества Родины.
Охарактеризовав жилую зону как пространство военной повседневности, можно утверждать, что в экстремальных условиях войны жизнь простого человека сильно изменилась. В воспоминаниях военного времени четко прослеживается чувство страха и непонимания что же произошло. День 22 июня был тихим и солнечным. Каждый населенный пункт жил обычной деревенской жизнью. Однако близко к полудню по улицам пронеслась тревожная весть о начале войны с Германией. Слово «война» сильно встревожило всех людей».
Война затронула почти каждую советскую семью. Кто-то ушел на фронт, кто-то не покладая рук ковал победу в глубоком тылу. Жизнь людей была крайне суровая. Естественно, в эти годы такой судьбы было не избежать. Как раз, воспоминания тружеников тыла, детей войны, ветеранов представляют кладезь фактов, без идеологических штампов, позволяющий восстановить, по определению П. Нора, археологию национальной памяти. В проанализированных воспоминаниях четко прослеживаются все реалии повседневной жизни в тылу простого советского человека. Это были очень трудные судьбоносные годы в истории жизни нашей страны.
Граждане Российской Федерации никогда не должны забывать о героическом свершении советского народа, который одержал великую всемирно-историческую победу. Он не только отстоял свободу и независимость Родины, но и принес освобождение другим народам, избавил человечество от угрозы фашистского порабощения. Война показала, что нет таких сил, которые могли бы сокрушить и поставить на колени наш народ.
Уроки войны не могут быть забыты и должны играть важную роль в борьбе за укрепление оборонного могущества России. Кроме того должны напоминать нам о необходимости беречь мир, с глубоким уважением и почтением относиться к ветеранам войны и труда, делать все чтобы их жизнь длилась как можно дольше и в достойных условиях.
Добросовестное выполнение своих обязанностей в военное время можно считать поистине героическим подвигом трудящихся всей нашей страны. В чрезвычайных условиях военного времени тысячи людей в короткие сроки смогли овладеть специальностью, которая ранее была им чужой, осваивали работу на сложном оборудовании. В настоящее время, молодежь, которая работает в мирных условиях, должна знать и чтить героический подвиг своих земляков в годы Великой Отечественной войны.


1. Государственный архив Пензенской области (ГАПО)
ГАПО Ф. Р.1381. Оп.2а. Д.330.
ГАПО Ф. Р.148.Оп. 1 .Д.1069.
ГАПО Ф.Р.1320.Оп.1.Д.871.
2. Воспоминание тружеников тыла : М. А. Киреевой, С. П. Пронина, Н. М. Максимова // Фонд Колышлейского краеведческого музея.
3. Материалы информационных стендов // Фонд Колышлейского краеведческого музея.
Материалы интервьюирования
4. Материалы полевых исследований: Интервью с Л. В. Лысовой (1934 г.р.), зап. 1.04.2018г. // Личный архив автора.
Опубликованные источники
5. Культурное строительство в Пензенском крае.1939 - 1977 : Документы и материалы. - Саратов : Приволж. кн. изд-во, 1989. - 360 с.
6. Сталин И. В. Сочинения : в 18 томах. - Т.15. - М. : Издательство «Писатель», 1997. - 224 с.
7. Жизнь, опалённая войной (воспоминания тружеников тыла и детей войны) / сост. Т. И. Царегородцева, Г. К. Нечаева. - Омск : Изд-во «Амфора», 2015. - 118 с.
II. Литература
Монографии и научные статьи по теме исследования
8. Алещенко Н. М. Во имя Победы.- М. : Просвещение, 1985. - 160 с.
9. Анисков В. Т. Война и судьбы российского крестьянства. - Вологда, Ярославль : Изд-во Вологод, 1998. - 286 с.
10. Анисков В. Т. Крестьянство против фашизма. 1941 - 1945. История и психология подвига. - М. : Памятники исторической мысли, 2003. - 502 с.
11. Березовая А. Ю. Становление термина «повседневность». Различные подходы к рассмотрению термина «Повседневность» учеными // Культура. Духовность. Общество. - Новосибирск : Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества», 2012. №1. - С. 244 - 252.
12. Волкова Е. Ю. В тылу ковался меч Победы : Женщины России в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. - Кострома : Изд-во КГТУ, 2005. - 104 с.
13. Волкова Е. Ю. Маленькие участники большой войны. Дети в Великую Отечественную войну 1941 - 1945 гг. - Кострома : Изд-во КГТУ, 2010. - 287 с.
14. Вишневский К. Д. Ходили мы походами // Во имя Победы : Воспоминания, статьи и очерки / под ред. В.И. Коротова. - Пенза : ПГПУ, 2010. - С. 26 - 30.
15. Власов В.А. Деятельность эвакогоспиталей и развитие донорского движения в пензенской области в годы Великой Отечественной войны // От Великой Победы - к великой России: историческая память и будущее России: материалы Межрегиональной научно-практической конференции / под общ. ред. А. Д. Гулякова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2010. - С. 303 - 306 ....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ