Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка 6
1.1 Современные информационные технологии как средство
изучения английского языка 6
1.2 Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках
английского языка 11
1.3 Особенности организации уроков английского языка с
использованием Интернет-ресурсов 20
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Методика применения Интернет - технологий на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 27
2.1 Методическая разработка по применению Интернет - технологий,
ход ее применения в учебный процесс 27
2.2 Результаты применения разработки в учебный процесс,
методические рекомендации по использованию Интернет- ресурсов 41
Выводы по второй главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 57
Интернет играет важную роль в жизни современной молодежи. Дети и подростки участвуют в онлайн - мероприятиях, как в классе, так и за его пределами. Формально, то есть в школе, молодые люди пользуются Интернетом, например, при поиске информации или при сдаче тестов. Неформально, то есть в свободное время, они общаются с друзьями, играют в компьютерные онлайн - игры и занимаются творчеством, то есть используют опубликованные материалы для создания картин и фильмов и т. д.
Без сомнения, Интернет оказал глубокое влияние на нашу жизнь, нашу работу, нашу политику и наш бизнес. И только благодаря Интернету образование начинает освобождаться от ограничений и традиций, устоявшихся временем.
За последние несколько лет число учителей, использующих компьютерное обучение языку (CALL), заметно возросло, и было написано множество статей о роли технологий в образовании в XXI веке. Хотя потенциал Интернета для использования в образовательных целях еще не полностью изучен и в школах по-прежнему ограниченно использует компьютеры, очевидно, что мы вступили в новую информационную эпоху, в которой уже установлены связи между технологиями и TEFL (Teaching English as a Foreign Language).
В настоящее время интернет-технологии стали более мощными и сложными. Это ставит перед преподавателями и исследователями вопросы о том, как можно использовать онлайн-ресурсы и приложения для улучшения обучения школьников и удовлетворения их потребностей. Все большее число учителей иностранных языков проявляют интерес к использованию ресурсов в Интернете для языковой педагогики. Онлайн-ресурсы и приложения могут быть использованы для дополнения или расширения преподавания языка в традиционных классах и для вовлечения учащихся в процесс обучения в реальном мире, выходящий за пределы стен класса.
Актуальность исследования заключается в том, что в мире глобализации Интернет-ресурсы при обучении английскому языку повышают уровень интереса учащихся, а также позволяют развивать все виды речевой деятельности.
Целью работы является изучение влияния использования Интернета на планирование и обучение английскому языку, выявление их эффективности в практике преподавания, разработка и применение методической разработки в учебном процессе.
Реализация цели возможна при выполнении следующих задач:
• Рассмотреть современные информационные технологии как средство изучения английского языка;
• Изучить возможности использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка, дать теоретическое обоснование использованию онлайн-ресурсов в учебном процессе;
• Выявить особенности организации уроков английского языка с использованием Интернет-ресурсов;
• Представить методическую разработку, описать ход ее внедрения в учебный процесс;
• Сформулировать методические рекомендации по использованию Интернет-ресурсов в процессе обучения английскому языку.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку с помощью Интернет.
Предмет исследования - использование Интернет-ресурсов при обучении на уроке английского языка.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы и результаты исследования могут быть использованы непосредственно в практике преподавания уроков английского языка в средней школе, а также в ходе факультативов и факультативных курсов, организации внеаудиторной работы по английскому языку.
Структурно научно-исследовательская работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении рассматриваются актуальность, цель, задачи и объекты исследования. Первая глава работы посвящена теоретическим основам использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка, возможностям и особенностям их использования. Во второй главе рассказывается о методике применения изученных Интернет - технологий, ход ее применения и анализ результатов.
Проведение теоретического и практического исследования с использованием таких методов, как опрос, беседа, наблюдение, эксперимент (моделирование педагогического процесса); изучение научной литературы использование методов анализа и классификации, оценивания результатов позволили систематично и последовательно решать поставленные задачи и достичь основной цели работы - научно-методическим путём обосновать эффективность использования Интернет технологий в формировании грамматических навыков употребления форм простого и продолженного прошедшего времени во всех видах речевой деятельности на уроках английского языка в средней школе. Поставленная цель была достигнута в результате анализа теоретической и сбора практического материала исследования, выявления общественных предпосылок и особенностей использования технологий сети Интернет в учебной деятельности по английскому языку в средней школе.
Использование инновационных методов позволяет дифференцированно подходить к студентам, вовлекать каждого студента в работу с учетом его интересов, склонностей, уровня языковой подготовки. Интерактивные методы обогащают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают усталость.
Таким образом, использование новых информационных технологий в обучении английскому языку является неотъемлемой частью методики обучения в современных условиях модернизации образования, так как с использованием современных технологий процесс обучения становится бол эффективным и личностно ориентированным. В целом, в использовании интернет - ресурсов в обучении есть несколько общих положительных моментов. Таким образом, ИКТ на уроке иностранного языка позволяют:
• обеспечить устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка;
• создать комфортную атмосферу в класс;
• обеспечить высокую степень индивидуализации обучения;
• увеличить объем выполняемой работы и повысить уровень знаний и навыки, приобретенные на занятиях;
• улучшить контроль качества знаний студентов;
• эффективно планировать и организовывать учебный процесс.
На уроках могут быть использованы самые разнообразные ресурсы и технологии Интернет, а, следовательно, появляются новые формы работы, новая ситуация, что мотивирует учащихся, является стимулом к активной самостоятельной познавательной и творческой деятельности, повышает интенсивность учебного процесса. Ресурсы сети, кроме того, позволяют индивидуализировать обучение, помогают реализовать личностно ориентированный и дифференцированный подходы в обучении. Анализ общественных тенденций позволяет предположить, что в скором времени информатизация еще глубже проникнет во все сферы человеческой деятельности. Когда будет создана единая база качественных образовательных ресурсов Интернет, соответствующих всем требованиям и образовательным стандартам, станет возможным использовать их для более эффективного изучения школьных предметов, в том числе английского языка. В результате систематизации теоретического материала и анализа различных методов применения Интернет - технологий, было проведено практическое исследование, разработана серия уроков с использованием новейших технологий Интернет. Материалы разработок были апробированы во время педагогической практики в школе. Стало очевидным, что вопрос о внедрении интернет технологий в обучение поднимается уже достаточно давно, на государственном уровне идут попытки модернизации образования, внедрения Интернет - технологий в учебную деятельность, однако существует ряд факторов, препятствующих этому. Многие авторы называют такие проблемы, как отсутствие методической базы, недостаточная компетентность учителей в работе с компьютерами, плохая оснащенность классов необходимой техникой. Несомненно, уже сейчас учителя практикуют использование интернет - ресурсов в учебной деятельности, но в таком случае они следуют своим разработкам, нередко отступают от учебных программ. Однако, явление носит эпизодический характер. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что проблема использования Интернет-ресурсов на уроках английского языка является актуальной, однако, для ее решения еще не накоплена достаточная научно-методическая база. К настоящему времени можно говорить об этапе накопления опыта, создания и практического использования рассмотренного средства обучения, и, более того, о его перспективности.
1. Афанасьева Н. А. Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранному языку/ Н. А. Афанасьева// Образовательные технологии. 2009. N 2.
2. Бим И. Л. Методика преподавания иностранного языка. Лондон: Лонгман, 2004 с. 28- 29.
3. Богомолов А. Н. Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному (лингво - культурологический аспект). - М.: МАКС Пресс, 2008. -С. 14-17.
4. Варшауэр Марк, П. Фон Уиттекер. Интернет для обучения английскому: Рекомендации для преподавателей / Под ред. Джек еК. И Вилли А. Ренэндья // Методология преподавания иностранных языков: Антология Существующей практики. Изд - во Кембриджского университета. 2007. с. 119-127.
5. Виддоусон Х. Г. Преподавание языка как средства коммуникации Оксфорд: Oxford University Press, 1978.
6. Воевода Е. В. Интернет - технологии в обучении иностранным языкам // Высшее образование в России. 2009. № 9. с. 110-114.
7. Гауэр Р.; Филипс Д.; Уолтерс С. Педагогическая практика.
Руководство для преподаватели на тренинг.
8. Гершунский Б. С. Философско- методологические основания стратегии развития образования в России / под ред. Б. С. Гершунского.
• М.: ИТП и МИО РАО, 2005- с. 289-300.
9. Девтерова З. Р. Информатизация обучения и самостоятельная деятельность студентов при обучении иностранному языку в вузе // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2010. - № 10.
• с. 197.
10. Еренчинова Е. Б. Использование сети Интернет при обучении иностранному языку // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 325-327.
11. Календарно- тематические планы к программе Macmillan Academy. Москва, 2016.
12. Карриер М. Курьер, слушающий в веб- среде. Интернет- ресурсы и программы в помощь преподавателю иностранного языка/ пер. с английского. O. Корчажкина //ИКТ в образовании. - 2009
13. Кочергина, И. Г. Совершенствование познавательных способностей
учащихся через использование информационно- коммуникационных технологий в обучении английскому языку/ И. Г.
Кочергина//Иностранные языки в школе . 2009. N 3
14. Кристалл Д. Язык и Интернет. - Вып. 2- й. - Кембридж: Изд- во Кембриджского университета, 2006. - с. 12-18.
15. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе . - 2005. - № 2. - С. 13. 9. Соколова Э. Я. Анализ потенциала интернет- ресурсов в обучении иностранному языку // международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. - № 5-4. - С. 607- 610....34